logo
33_DIsk_IV / всемирная организация организации инт собств / intsobst

D. Ведомство товарных знаков

(а) Задачи

29.42. В области товарных знаков и знаков обслуживания основная задача Ведомства Промышленной Собственности состоит в том, чтобы получать заявки на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, а также принимать решения по конкретным заявкам — осуществлять регистрацию или отказать в ней. Еще одной задачей Ведомства Промышленной Собственности является обработка ходатайств о продлении регистрации. И наконец, Ведомству Промышленной Собственности может быть поручено предоставление информации, по запросу любого лица, о наличии в реестре регистрации товарного знака или знака обслуживания, которые идентичны или сходны со знаком, в отношении которого это лицо запрашивает информацию. Деятельность, осуществляемая Ведомством Промышленной Собственности в этом отношении, называется «поиск» или «поиск тождественных или сходных товарных знаков или знаков обслуживания».

(b) Получение заявок на регистрацию и пошлин;

предварительная экспертиза

29.43. Заявка на регистрацию товарного знака должна содержать имя и адрес заявителя и, если он представлен поверенным или агентом, его имя и адрес. Кроме того, она должна содержать слово, рисунок или другое обозначение, которое заявляется для регистрации в качестве товарного знака. И наконец, она должна перечислять товары и/или услуги, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака. Этот список должен сопровождаться указанием того класса или тех классов — среди 42 классов Международной классификации товарных знаков, — к которым относятся товары и/или услуги, перечисленные в заявке.

29.44. Заявки на товарные знаки составляются обычно специалистами, т.е. патентными поверенными. Поэтому они обычно соответствуют требованиям законодательства или договора к оформлению. Тем не менее Ведомство Промышленной Собственности обязано удостовериться в этом; такая процедура известна под названием «предварительная экспертиза». Ведомство Промышленной Собственности проверит соответствие требованиям к размеру и четкости печати, позволяющим репродуцирование. Если цвета входят в число элементов товарного знака, на которые испрашивается охрана, а публикация выполняется Ведомством Промышленной Собственности только в черно-белом варианте, то обычно требуется, чтобы цвета указывались особым образом на черно-белой репродукции заявляемого товарного знака. Соблюдается ли это требование «особого образа», также должно проверяться ведомством по товарным знакам.

29.45. Ведомству Промышленной Собственности придется также проверять, были ли уплачены заявителем предписанные пошлины. Обычно размер пошлин бывает разным в зависимости от числа классов, к которым относятся указанные в заявке товары и/или услуги: чем больше классов, тем выше пошлины. Это одна из причин, почему в заявке необходимо указывать класс или классы, к которым отнесены товары и/или услуги. Указание, представленное заявителем, будет проверяться Ведомством Промышленной Собственности для того, чтобы определить правильный размер причитающихся пошлин.

(с) Экспертиза абсолютных оснований для отказа

29.46. От Ведомства Промышленной Собственности требуется также провести экспертизу товарного знака на наличие абсолютных оснований, которые препятствуют его регистрации. Абсолютные основания следует отличать от относительных оснований. Относительными основаниями являются те, которые препятствуют регистрации обозначения в качестве товарного знака потому, что это обозначение вступает в конфликт — является тождественным или сходным — с другим товарным знаком, который уже был зарегистрирован в отношении тех же или сходных товаров и/или услуг, или потому, что оно вступает в конфликт с хорошо известным товарным знаком. Другими словами, относительные основания появляются при сравнении заявленного обозначения с существующим товарным знаком. С другой стороны, абсолютные основания не базируются на таком сравнении и не зависят от существующих регистрации. Типичными примерами абсолютных оснований для отказа являются: отсутствие в заявленном знаке различительных признаков (он является просто описательным, общеупотребительным и т. п.), или он является оскорбительным в смысле морали (например, является порнографическим), или он оскорбителен для религиозных или патриотических чувств (например, знак использует для коммерческих целей религиозный символ или имя или изображение исторической личности, или национального правителя, национального флага или эмблемы). На этой стадии экспертизы во внимание принимаются только абсолютные основания для отказа. Если они выявляются, заявка на регистрацию будет отклонена Ведомством Промышленной Собственности.

(d) Экспертиза на наличие относительных оснований для отказа

29.47. Не все законодательства требуют проведения экспертизы на наличие относительных оснований для отказа. Там, где такого требования нет, регистрация будет осуществлена при отсутствии дефектов в оформлении или абсолютного основания для отказа. Такая регистрация, однако, может быть оспорена заинтересованным лицом на основании относительного отказа, и, если такие основания будут обнаружены Ведомством Промышленной Собственности или судом, эта регистрация будет аннулирована.

29.48. Но там, где законодательство требует проведения перед регистрацией экспертизы на наличие относительных оснований для отказа, такая экспертиза будет проведена Ведомством Промышленной Собственности. Такая экспертиза, которую можно также назвать экспертизой на возможный конфликт с существующими знаками, может проводиться либо по запросу так называемой «опротестовывающей стороны», либо «экс оффицио», т. е. независимо от любого такого запроса. Там, где законодательство позволяет третьим сторонам опротестовывать регистрацию, товарный знак должен быть опубликован Ведомством Промышленной Собственности для целей так называемого «опротестования» в течение предписанного срока, например трех месяцев с публикации в журнале. Таким образом, в такой системе одной из задач Ведомства Промышленной Собственности является публикация для целей опротестования тех обозначений, которые заявляются для регистрации в качестве товарных знаков. В тех случаях, когда экспертиза на наличие относительных оснований для отказа проводится «экс оффицио», в такой публикации нет необходимости. В тех случаях, когда действует система экспертизы «экс оффицио». Ведомство Промышленной Собственности должно составлять указатели, которые позволяли бы производить поиск на тождественность или сходство товарных знаков. Существует несколько указателей. Один содержит все словесные знаки в алфавитном порядке; другой перечисляет их в порядке характерных начальных или конечных элементов; существуют также указатели, перечисляющие их согласно последовательности гласных. Составление указателей и поиск знаков, которые имеют изобразительные элементы или состоят из них, осуществляется в словесном выражении, а понятия употребляются от широких к более узким. Например, если в качестве обозначения используется попугай, то этапами описания являются: «живое существо», «животные», «птицы».

29.49. Указатели должны включать все зарегистрированные товарные знаки, которые все еще остаются в силе. Это обычно относительно большое число регистрации и вынуждает постоянно обновлять указатели, т. е. каждый зарегистрированный товарный знак должен быть включен в соответствующий — обычно в несколько — указателей, а каждый товарный знак, срок действия которого истек, должен быть изъят из всех указателей. Это основная задача, требующая специально обученного персонала, называемого обычно «специалистами по поиску товарных знаков».

(е) Отказ в регистрации

29.50. После завершения экспертизы Ведомство промышленной собственности либо отклонит заявку, либо примет положительное решение. В последнем случае оно внесет товарный знак в свой реестр товарных знаков, выдаст заявителю (который с этого момента будет именоваться владельцем регистрации) свидетельство о регистрации и объявит о регистрации в официальном государственном издании или специальном журнале Ведомства Промышленной Собственности. Последний вариант означает работу по подготовке каждого выпуска журнала и работу по его размножению и распространению. Эта деятельность требует наличия сотрудников и оборудования.

(f) Продление регистрации

29.51. Первоначальная регистрация обычно остается в силе 10 или 20 лет. Срок действия любой регистрации может быть увеличен путем того, что называется продлением. Продление может осуществляться неограниченное число раз, при этом каждое продление действует в течение определенного числа лет, например 10 или 20.

29.52. Для продления необходимо подать ходатайство и внести оплату, т. е. владелец регистрации должен уплатить предписанную пошлину («пошлину за продление») в пределах предписанного срока (например, одного года) до даты, на которую действие предыдущей регистрации в противном случае истекло бы. Задача Ведомства Промышленной Собственности заключается в том, чтобы получать пошлину за продление; следить, чтобы она была уплачена в предписанный срок и в установленном размере; вносить запись о продлении в реестр товарных знаков; объявлять о продлении в журнале и выдавать свидетельство о продлении владельцу регистрации.

(g) Стоимость функционирования системы

29.53. Как и в случае патентов, ведомство промышленной собственности должно, в идеале, быть в состоянии покрывать расходы на выполнение своих задач за счет пошлин, которые оно собирает с заявителей и владельцев регистрации товарных знаков. Эти расходы состоят в основном из зарплаты сотрудникам Ведомства Промышленной Собственности и расходов на публикацию журнала. Число сотрудников потребуется увеличить, если Ведомство Промышленной Собственности должно проводить экспертизу на относительные основания для отказа, причем не только из-за проведения такой экспертизы, но также из-за необходимости обновлять указатели, требующиеся для этого вида экспертизы. Типографические расходы будут выше, если товарные знаки с цветными элементами печатаются в цвете.

29.54. Опыт свидетельствует, что, если пошлины установлены на соответствующем уровне, сравнительно легко сделать операции по товарным знакам Ведомства Промышленной Собственности самоокупаемыми, т.е. полностью покрывать расходы за счет собранных пошлин.

(h) Служба поиска

29.55. Те Ведомства Промышленной Собственности, которые приняли систему, предусматривающую экспертизу на относительные основания для отказа, обязаны, как уже отмечалось, составлять несколько видов указателей и располагать сотрудниками, имеющими навыки поиска в таких указателях. Такие ведомства промышленной собственности обычно содержат то, что называется службой поиска. Любое лицо может запросить такую службу относительно того, является ли представленное им в эту службу слово или другое обозначение тождественным или сходным с одним или более зарегистрированным товарным знаком. Такая служба особенно полезна для лица, которое намерено ввести в употребление новый товарный знак. Введение в употребление нового товарного знака обычно означает значительные инвестиции, включая большие расходы на рекламу. Риск введения в употребление товарного знака, который может оказаться в конфликте с другим товарным знаком, благодаря такой службе может быть значительно снижен.

Литература к разделу D:

Международное бюро ВОИС. Административные структуры в области промышленной собственности. WIPO/IP/AC/86/9.