logo search
174674_4CE5D_gradovskiy_a_d_nachala_russkogo_go

8) Министерство путей сообщения

Министерство путей сообщения преобразовано в 1865 г. из главного управления путей сообщения и публичных зданий. Последнее имеет довольно сложную историю. В первый раз центральное установление для заведования дорожною частью явилось в 1755 г., под именем канцелярии от строения государственных дорог*(1971). Установление это было переименовано из канцелярии перспективной дороги, учрежденной раньше. При Петре Великом внимание правительства обращалось, от времени до времени, только на некоторые дороги, именно на дорогу между С.-Петербургом и Волховом, потом между двумя столицами. В 1722 году указано было строить новую дорогу от Волхова до Москвы и учредить для этого особый налог. Проектированная дорога получила название перспективной. Но дело подвигалось вперед плохо, как видно из указа Елисаветы Петровны от 19 февраля 1742 года. Указ соболезновал, что мысль Петра не приводится к окончанию, несмотря на большие траты денег. Для ускорения дела императрица передала его в заведование генерала Фермора. Через несколько месяцев, в октябре 1742 г., дорога была кончена наполовину и для содержания ее велено взимать пошлины с проезжающих. В ноябре того же года подполковник Григорьев был назначен смотреть за исправностью этой дороги и ведать учрежденную для строения ее канцелярию. Затем, в 1755 г. эта канцелярия, как мы видели, переименована в канцелярию от строения государственных дорог. Канцелярия оставлена на Тосне, а конторе ее велено быть в Москве. По штату канцелярии она должна была состоять из главного судьи, двух асессоров, контролера, секретаря и прочих чиновников. Ей подчинен целый штат других должностных лиц. Общее заведование этим учреждением оставлено генералу Фермору.

Означала ли перемена названия и расширение задачи прежней канцелярии? На это трудно дать определенный ответ. Кажется, действительное расширение прежних задач произошло при Екатерине II. Указом 18 февраля 1764 она поручила канцелярию генералу Муравьеву, которому повелено было "прилагать старание приводить все государственные дороги в наилучшее состояние". В действиях своих он был поставлен под ведение Сената и императрицы. Затем всем местным властям предписано было присылать в канцелярию полугодовые ведомости о состоянии дорог. Учрежденная таким образом канцелярия действовала до открытия губернских установлений в 1780 году. Указом 24 октября 1780 г. об упразднении разных присутственных мест, сделавшихся излишними по учреждению губерний, упразднена и означенная канцелярия. Попечение о дорогах вверено исправникам и нижним земским судам "по дистанциям, в каком уезде каждая из них лежит", и дорожных экспедиций при казенных палатах. Но при необходимости технических сведений для устройства дорог, общего плана их устройства и содержания часть эта не могла оставаться без руководства центрального установления. В 1786 году императрица, под собственным ведением своим, учредила комиссию о дорогах в государстве*(1972). Задачею комиссии указаны: А. первоначальные: 1) составление общих правил для строения дорог; 2) собрание всех сведений о местных условиях сооружения дорог; 3) сочинение общей дорожной карты для всего государства и разделение дорог на статьи по степени их важности; Б. последующие - наблюдение за строением дорог по указанным правилам. Первым опытом ее трудов долженствовало быть устройство дороги между двумя столицами*(1973). Комиссия существовала до 1796 года, когда Павел I упразднил ее с некоторыми другими установлениями, повелев "производившиеся в ней дела распределить по местам, куда которые следуют".

В таком положении остался один из предметов будущего управления путями сообщения - устройство сухопутных сообщений. Уничтожая комиссию о дорогах, Павел I установил центральное управление для водяных сообщений, которые были поручены им известному графу Сиверсу. Управление водяных коммуникаций, с разделением его на инспекции, получило лучшее устройство при императоре Александре I, в 1802 году 1096).

В царствование императора Александра I управление путями сообщения получило новое устройство. Оно отдано было в заведование принцу Георгию Ольденбургскому, которому поручено было составить проект нового учреждения. В 1809 году. Проект был рассмотрен и утвержден Государем. Основными началами нового учреждения явились: 1) соединение управлений водяными и сухопутными сообщениями в одно целое, под ведением главного директора и совета при директоре; 2) учреждение корпуса инженеров на военном положении*(1974); 3) учреждение специального учебного заведения - института путей сообщения; 4) при главном директоре учреждена экспедиция, между отделениями которой распределены все предметы управления:

а) водяные сообщения, б) сухопутные сообщения и в) торговые порты;

5) ближайшее заведование указанными предметами на месте вверено окружным управлениям, под наблюдением инспекторов;

6) управлению вверен и полицейский надзор как по водяным, так и по сухопутным сообщениям, для чего учреждена полицейская команда. Учреждение это не изменено и при новом образовании министерств: в 1810 году, при распределении дел между министерствами, главному управлению указано руководствоваться учреждением 1809 г.*(1975). По учреждению 1811 г., правило это подтверждено.

Существенное изменение, последовавшее при императоре Николае I, состояло, как мы видели, в том, что к управлению путями сообщения было присоединено в 1832 г. заведование строительною частью, сообразно чему и самое установление это было переименовано в главное управление путей сообщения и публичных зданий*(1976). Учреждение 1832 г. изменено положением 1842 г. в том смысле, что смешение искусственной и хозяйственной частей, равно как и других предметов ведомства, допущенное прежним учреждением, устранено более правильным разделением дел между департаментами, с упразднением существовавшего особо хозяйственного комитета. С позднейшими дополнениями, указанные учреждения вошли и в свод законов. До 1865 г. главное управление путей сообщения и публичных зданий состояло из 1) главноуправляющего, 2) совета, 3) особенной канцелярии главноуправляющего, 4) департамента искусственных дел, 5) департамента хозяйственных дел, 6) департамента рассмотрения проектов и смет, 7) департамента ревизии отчетов, 8) департамента железных дорог, 9) штаба, 10) аудиториата и 11) ученого комитета*(1977).

Частные изменения постигли главное управление до 1865 г. Именно упразднена должность начальника штаба, с возложением его обязанностей на дежурного штаб-офицера; для предварительного обсуждения главных положений по частным железным дорогам учрежден особый комитет железных дорог и т. д. В 1865 г. от главного управления отделена строительная часть и оно преобразовано в министерство путей сообщения*(1978). Новое учреждение ограничилось общими положениями об устройстве министерств, предоставив установление порядка делопроизводства распоряжениям министерства.

По плану учреждения, министерство должны были составлять: 1) министр; 2) совет министерства; 3) ученый комитет; 4) канцелярия министра; 5) три департамента: а) сухопутных сообщений; б) водяных сообщений и в) железных дорог; 6) штаб корпуса инженеров. При министерстве, кроме того, состояли юрисконсульт для дел тяжебных и спорных и особый комитет железных дорог.

В 1870 году центральное управление путей сообщения опять получило новое учреждение, на этот раз в виде временных правил. Именно 31 декабря 1870 года проект преобразования министерства был высочайше утвержден, в виде опыта, на три года, с тем чтобы во второй половине третьего года "действия сего учреждения и штата внести на рассмотрение Государственного совета, с теми изменениями, какие потребуются по указаниям опыта"*(1979). В 1873 г. действие временного учреждения продолжено еще на год*(1980). С некоторыми изменениями оно действует и в настоящее время.

Главные отличия нового учреждения от прежнего состоят в следующем: 1) в учреждении должностей управляющих отдельными видами путей сообщения, в качестве "ближайших сотрудников министра"*(1981); 2) в упразднении ученого комитета, обязанности которого были распределены между техническо-инспекторскими комитетами и совещательным комитетом. Последний при существовании первых не имел, впрочем, самостоятельного значения. Дела и вопросы вносились на его рассмотрение не иначе как "по особому каждый раз приказанию министра". В 1875 году он был упразднен*(1982); 3) канцелярия министра преобразована в департамент общих дел; 4) произведены существенные изменения в компетенции совета министерства; 5) изменено устройство инженеров путей сообщения, еще прежде переведенных на гражданское положение*(1983). Затем, после издания означенного учреждения, в составе министерства произошли следующие перемены: 1) упразднен особый комитет железных дорог*(1984); 2) вновь учрежден временный статистический отдел*(1985).

§ 151. Со всеми означенными переменами Министерство путей сообщения, под главным заведованием министра и его товарища, ведает внутренние сообщения: водяные и искусственные сухопутные, как в империи, так и в Царстве Польском. Следовательно ведению его подлежат судоходные реки, каналы и сухопутные сообщения, требующие искусственных сооружений, как-то: дороги железные, шоссейные и т.д.*(1986). В состав его входят следующие учреждения:

I. Совет министерства. Он составляется, под председательством министра, из его товарища, начальников управления: а) шоссейных и водяных сообщений; б) железных дорог и членов штатных и сверхштатных. Рассмотрению его подлежат: а) дела законодательные; б) годовые сметы министерства и кредиты сверхсметные; в) дела по претензиям частных лиц на казну и обратно; г) дела о продаже казенного имущества и приобретении в казну частного недвижимого имущества, оцененного свыше 2,000 p.; д) дела следственные и предание суду чинов, подведомственных министерству; е) дела о пенсиях; ж) дела, переданные в совет по упразднению совещательного комитета; з) дела, подлежащие совету по 97 ст. общего учреждения министерств. Сверх этих дел, составляющих обязательную компетенцию совета, министру предоставляется предлагать на рассмотрение последнего другие дела, по своему усмотрению. На членов совета может быть возлагаем осмотр работ и ревизия местных учреждений путей сообщения.

II. Управления: а) шоссейных и водяных сообщений и б) железных дорог. Каждая из означенных частей составляется из 1) начальника, 2) техническо-инспекторского комитета, 3) департамента.

1. Начальник управления по своей части есть, как замечено, ближайший сотрудник министра. "Под его ближайшим надзором и ведением состоят подлежащие центральные и местные управления и лица. Начальники определяются и увольняются высочайшими приказами и указами сенату, по представлению министра. В случае отсутствия или болезни начальника, министр может принять возложенные на него дела к своему рассмотрению или испросить высочайшего разрешения на поручение их другому лицу. При начальнике состоят чиновники особых поручений и секретарь. Каждый из начальников должен действовать через подлежащие техническо-инспекторский комитет и департамент. Закон указывает, какие дела, по представлению этих центральных учреждений, подлежат непосредственному разрешению и утверждению начальника. Затем, по управлениям подчиненным, ему предоставляется назначать ревизии, следствия и дознания.

2) Техническо-инспекторские комитеты предназначены для рассмотрения: а) проектов, смет и кондиций в искусственном отношении; б) различных технических вопросов и предположений; в) для ревизии технической отчетности, и г) для надзора за устройством и действием путей сообщения в техническо-инспекторском отношении. Каждый комитет состоит из наведывающего технического и инспекторскою частями, инженеров, делопроизводителей и прочих чинов. Заведующему предоставляется, при определенных законом условиях, а) утверждать своею властью проекты, сметы и кондиции на правительственные работы на сумму до 15,000 рублей, б) утверждать ревизии технической отчетности.

3) Департаменты имеют предметом своим все распоряжения и дела в хозяйственном и административном отношениях. Независимо от этого, департаменту шоссейных и водяных сообщений предоставлено ведать: а) работы по торговым портам, б) здания министерства и другие сооружения, в) рассмотрение проектов и смет или других технических данных по гражданским сооружениям других ведомств. Департаменты состоят под управлением директоров и вице-директоров, из делопроизводителей и их помощников. Некоторые дела разрешаются собственною властью директора, другие докладываются начальнику управления.

III. Департамент общих дел ведает: 1) дела секретные и бумаги, поступающие на имя министра*(1987); 2) дела по личному составу министерства и службе подведомственных ему лиц; 3) составление общей финансовой сметы министерства и другие относящиеся к этому предмету дела; 4) эмеритальную кассу инженеров путей сообщения; 5) дела по учебным заведениям ведомства министерства; 6) дела следственные, поскольку они не касаются других частей министерства; 7) архив и типография министерства; 8) составление годового отчета по министерству и другие дела, как не подлежащие другим управлениям, так и переданные в департамент по особому усмотрению министра. Департамент устроен по образцу указанных выше департаментов министерства путей сообщения.

IV. Юрисконсультская часть состоит из юрисконсульта и его помощника. На обязанность этих лиц возложено: 1) рассмотрение поступивших в министерство дел по спорам и искам казны на частных лицах и обратно; 2) защита в суде дел центральных частей министерства; 3) рассмотрение дел этого рода, когда они поступят в совет министерства. Юрисконсульт делает свои доклады лично министру или совету.

V. В 1873 г. в составе министерства, как мы видели, образован временный статистический отдел "для собирания, проверки и рациональной обработки статистических материалов по всем вопросам, касающимся до устройства, улучшения и эксплуатации путей сообщения, как рельсовых, так водяных и шоссейных"*(1988).

VI. При министерстве состоит определенное число штатных и неопределенное число сверхштатных инженеров. Как теми, так и другими замещаются вакансии технических должностей. На них возлагаются и другие служебные поручения*(1989).

VII. В ведомстве министерства состоит высшее учебное заведение - институт инженеров путей сообщения.

VIII. Местное управление путей сообщения вверено окружным правлениям и их начальникам. Всех округов одиннадцать округов*(1990). Кроме того, в ведомстве министерства состоит управление строительною частью в коммерческих портах Новороссийского края.