С. Патентное ведомство
(а) Задачи
29.26. В области патентов на изобретения основная задача Патентного ведомства заключается в получении заявок на выдачу патентов и принятии решения по каждой конкретной заявке, выдавать патент или отклонить заявку. Еще одной функцией Ведомства промышленной собственности является поддержание в силе выданных патентов. И наконец, на Ведомство промышленной собственности могут быть возложены функции по распространению технической информации для широкой общественности и по решению вопросов, касающихся требований о выдаче принудительных лицензий.
(Ь) Получение патентных заявок и пошлин; формальная экспертиза
29.27. Патентные заявки обычно составляются профессионалами, т.е. патентными поверенными или патентоведами. Следовательно, их форма обычно соответствует требованиям законодательства или действующего договора. Тем не менее Ведомство промышленной собственности осуществит проверку того, представлена ли заявка на бумаге предписанного размера, отпечатана ли она с соответствующими полями, содержит ли она необходимые элементы, наиболее типичными из которых являются заявление, описание и пункты формулы. Оно проверит, уплачены ли предписанные пошлины. Если обнаружены дефекты, которые разрешается исправить, оно предложит заявителю внести исправления. Если дефект имеет характер, не подлежащий исправлению. Ведомство промышленной собственности отклонит заявку. Кроме того, ведомство проверит, не является ли предмет заявки таким, который должен быть засекречен по соображениям национальной безопасности.
(с) Публикация заявки
29.28. Если действующее законодательство или договор предписывают, что заявки должны публиковаться. Ведомству Промышленной Собственности придется подготовить заявки к публикации и сделать бумажные копии доступными для общественности. Такая подготовка, как правило, заключается в подготовке первой страницы брошюры, которая обычно включает текст заявки и входящие в нее чертежи. Первая страница содержит в стандартной форме так называемые библиографические данные: фамилию и адрес заявителя, изобретателя (если он не является заявителем) и патентного поверенного; название изобретения; дату подачи заявки; дату, место и номер любой более ранней заявки, поданной за рубежом, приоритет которой испрашивается. Ведомство Промышленной Собственности должно присвоить каждой заявке серийный номер и проставить на ней классификационный индекс, указывающий рубрику Международной Патентной Классификации (МПК), к которой относится заявленное изобретение. Присвоенный номер и класс будут проставлены на первой странице. Нахождение правильной классификационной рубрики является задачей, требующей знакомства с МПК и понимания существа изобретения, описанного в заявке. Это требует высокой профессиональной подготовки, а именно на уровне ученого или инженера. Но если в заявке испрашивается приоритет более ранней иностранной заявки, то обычно на этой стадии проще потребовать от заявителя указания классификационной рубрики, к которой зарубежное Ведомство Промышленной Собственности отнесло приобретенную заявку, и присвоить тот же индекс национальной заявке. Поскольку многие заявки имеют зарубежное происхождение и испрашивают приоритет, таким путем можно во многих случаях решить проблему присвоения индекса МПК.
29.29. Число копий, которое должно выпускаться Ведомством промышленной собственности, зависит от спроса. Необходимое число копий может различаться от нескольких десятков до нескольких сотен. Копии потребуются для целей обмена с зарубежными ведомствами промышленной собственности, а также для продажи любому, кто хочет их приобрести. Копии обычно изготавливаются в виде ксерокопий, при этом первая страница подготавливается Ведомством промышленной собственности, а остальные страницы переснимаются в том виде, как они представлены заявителем в заявочных материалах. Другими словами, нет необходимости подготавливать типографский набор. Обычно для репродуцирования используется метод фотоофсетной печати. Помимо бумажных копий Ведомство промышленной собственности может также изготавливать и предлагать для продажи копии на микрофильмах.
(d) Экспертиза по существу
29.30. Если действующее законодательство или договор предписывают, чтобы заявка проходила экспертизу по существу, то Ведомство Промышленной Собственности будет определять в отношении каждой заявки, отвечает ли она требованию единства изобретения и является ли заявленное изобретение патентоспособным, т. е. является ли оно новым, неочевидным и промышленно применимым.
29.31. Проведение экспертизы по существу требует наличия опытных специалистов, инспекторов или ученых, называемых «экспертами». Им приходится сравнивать заявленное изобретение с состоянием уровня техники, чтобы определить, представляет ли заявленное изобретение нечто новое и значительный шаг вперед в отношении уровня техники на соответствующую дату подачи.
29.32. Чтобы знать, каким является уровень техники. Ведомство промышленной собственности должно либо иметь свой фонд патентных документов, научных монографий и научных изданий, либо должно располагать другими способами доступа к необходимой информации. Образование и содержание такого фонда является дорогостоящим мероприятием, даже если решить, что мировой охват вовсе необязателен. Но есть также и способы, отличные от обращения к собственной документации, для установления уровня техники. Патентные заявки, поданные в рамках Договора о патентной кооперации, сопровождаются так называемыми отчетами о международном поиске или отчетами о международной предварительной экспертизе, подготовленными одним из ведущих ведомств промышленной собственности мира. Еще одной возможностью является обращение к одной из услуг, предлагаемых развивающимся странам в определенных обстоятельствах Всемирной Организацией Интеллектуальной Собственности: программе отчетов о поиске по установлению уровня техники и программе международного сотрудничества в области поиска и экспертизы изобретений (ICSEI). Наконец, Ведомство промышленной собственности может потребовать, если заявка испрашивает приоритет зарубежной заявке, чтобы заявитель представил результаты поиска и экспертизы, проведенных в отношении этой иностранной заявки.
29.33. Независимо от того, каким способом определяется уровень техники. Ведомству промышленной собственности приходится принимать решение в отношении каждой заявки, является ли заявленное изобретение патентоспособным или нет. Его решение может быть облегчено тем, что называется процедурой опротестования, предусмотренной в законодательствах нескольких стран. Согласно этой процедуре заявка публикуется и каждый может подать в Ведомство промышленной собственности протест против выдачи патента. Отсюда и название — «опротестование». Опротестование обычно основывается на заявлении о том, что изобретение уже входит в уровень техники, и на представлении доказательства в подтверждение такого заявления. Таким образом. Ведомство промышленной собственности получает результаты поиска, проведенного «протестующей» стороной, в отношении состояния отрасли, а затем проверяет правильность этих результатов и сделанных на их основе заключений. Все это может быть сделано и без создания Фонда патентной документации самим Ведомством Промышленной Собственности.
(е) Отказ в выдаче
29.34. После того, как формальная (предварительная) экспертиза завершена, а законодательство или договор не предусматривают проведения экспертизы по существу и формальная (предварительная) экспертиза не привела к отказному решению на основании неисправимого или неисправленного дефекта. Ведомство Промышленной Собственности выдаст патент. В тех случаях, когда экспертиза по существу также запрашивается и Ведомство Промышленной Собственности устанавливает, что заявленное изобретение является патентоспособным, оно выдает патент. В противном случае оно отклоняет заявку.
29.35. Факт выдачи выражается в свидетельстве, заверенном подписью и печатью Ведомства промышленной собственности и выдаваемом заявителю, который с этого момента именуется патентовладельцем или патентообладателем. Кроме того, факт выдачи фиксируется в том, что обычно называется патентным реестром. Этот реестр ведется Ведомством промышленной собственности. О выдаче также сообщается в официальном бюллетене правительства или специальном журнале Ведомства промышленной собственности. И наконец, выданные патенты должны быть опубликованы и выпущены в продажу в достаточном количестве экземпляров в виде брошюр (на бумаге) Ведомством промышленной собственности. В отношении публикации патентных заявок процедура весьма сходна с вышеизложенной.
(f) Поддержание патентов в силе
29.36. Срок действия патентов ограничен обычно 15—20 годами. Но выданный патент не остается в силе до истечения указанного срока, если он не «поддерживается» или не «возобновляется». Поддержание и возобновление обычно требуют оплаты ежегодной пошлины владельцем патента. В нескольких системах размер годовой пошлины возрастает с приближением к концу максимального срока охраны.
29.37. Задачи Ведомства промышленной собственности заключаются в получении этих пошлин и регистрации получения в реестре патентов. В некоторых системах сообщения о таком возобновлении публикуются в журнале.
(g) Стоимость содержания системы
29.38. В идеальном случае Ведомство промышленной собственности должно быть способным покрывать расходы на выполнение своих задач за счет пошлин, которые оно собирает с заявителей и патентовладельцев. Эти расходы состоят в основном из зарплаты сотрудников Ведомства Промышленной Собственности, расходов на публикацию брошюр, содержащих патентные заявки или, по крайней мере, выданные патенты, и в случае, если Ведомство Промышленной Собственности имеет свой собственный фонд документации, книг и периодических изданий, необходимых для проведения экспертизы по существу, расходов на создание и поддержание таких фондов.
(h) Принудительные лицензии
29.39. Если законодательство предусматривает возможность предоставления принудительных лицензий, т. е. лицензий на промышленное использование запатентованного изобретения в стране даже против воли патентовладельца в случаях, когда отсутствие промышленного использования со стороны патентовладельца или общественные интересы оправдывают выдачу принудительной лицензии. Ведомству Промышленной Собственности иногда поручается получение запросов о выдаче принудительных лицензий и удовлетворение или отклонение таких запросов после ознакомления с доводами патентовладельца и запрашивающей стороны.
29.40. Это является квазисудебной функцией, которая требует глубокого знания экономической политики государства и экономических возможностей и потребности в промышленном использовании запатентованного изобретения. Это также требует способности определения финансовых и технических возможностей стороны, испрашивающей выдачу принудительной лицензии. Ввиду экономических аспектов этого вопроса запросами о выдаче принудительных лицензий лучше заниматься не обычному ведомству промышленной собственности, а другим государственным органам, таким, как министерства промышленности или планирования. Естественно, если Ведомству Промышленной Собственности предоставить достаточно квалифицированный персонал, то оно может выполнять эти функции.наконец, выданные патенты должны быть опубликованы и выпущены в продажу в достаточном количестве экземпляров в виде брошюр (на бумаге) Ведомством промышленной собственности. В отношении публикации патентных заявок процедура весьма сходна с вышеизложенной.
(f) Поддержание патентов в силе
29.36. Срок действия патентов ограничен обычно 15—20 годами. Но выданный патент не остается в силе до истечения указанного срока, если он не «поддерживается» или не «возобновляется». Поддержание и возобновление обычно требуют оплаты ежегодной пошлины владельцем патента. В нескольких системах размер годовой пошлины возрастает с приближением к концу максимального срока охраны.
29.37. Задачи Ведомства промышленной собственности заключаются в получении этих пошлин и регистрации получения в реестре патентов. В некоторых системах сообщения о таком возобновлении публикуются в журнале.
(g) Стоимость содержания системы
29.38. В идеальном случае Ведомство промышленной собственности должно быть способным покрывать расходы на выполнение своих задач за счет пошлин, которые оно собирает с заявителей и патентовладельцев. Эти расходы состоят в основном из зарплаты сотрудников Ведомства Промышленной Собственности, расходов на публикацию брошюр, содержащих патентные заявки или, по крайней мере, выданные патенты, и в случае, если Ведомство Промышленной Собственности имеет свой собственный фонд документации, книг и периодических изданий, необходимых для проведения экспертизы по существу, расходов на создание и поддержание таких фондов.
(h) Принудительные лицензии
29.39. Если законодательство предусматривает возможность предоставления принудительных лицензий, т. е. лицензий на промышленное использование запатентованного изобретения в стране даже против воли патентовладельца в случаях, когда отсутствие промышленного использования со стороны патентовладельца или общественные интересы оправдывают выдачу принудительной лицензии. Ведомству Промышленной Собственности иногда поручается получение запросов о выдаче принудительных лицензий и удовлетворение или отклонение таких запросов после ознакомления с доводами патентовладельца и запрашивающей стороны.
29.40. Это является квазисудебной функцией, которая требует глубокого знания экономической политики государства и экономических возможностей и потребности в промышленном использовании запатентованного изобретения. Это также требует способности определения финансовых и технических возможностей стороны, испрашивающей выдачу принудительной лицензии. Ввиду экономических аспектов этого вопроса запросами о выдаче принудительных лицензий лучше заниматься не обычному ведомству промышленной собственности, а другим государственным органам, таким, как министерства промышленности или планирования. Естественно, если Ведомству Промышленной Собственности предоставить достаточно квалифицированный персонал, то оно может выполнять эти функции. наконец, выданные патенты должны быть опубликованы и выпущены в продажу в достаточном количестве экземпляров в виде брошюр (на бумаге) Ведомством промышленной собственности. В отношении публикации патентных заявок процедура весьма сходна с вышеизложенной.
(i) Патентно-информационные услуги
29.41. Некоторые ведомства промышленной собственности предоставляют технико-информационные услуги на базе патентных документов. Это означает, что любое лицо может попросить Ведомство Промышленной Собственности выявить патентные документы (и даже предоставить их копии), которые касаются решения конкретной технической проблемы. Такая проблема должна быть описана стороной, запрашивающей информацию. Возможностью предоставлять такого рода информацию располагают только те ведомства промышленной собственности, которые либо сами имеют обширные фонды патентной документации, либо имеют доступ, или теледоступ, к существующим службам, расположенным в этой же стране или за рубежом. Среди наиболее известных служб оперативного теледоступа (в диалоговом режиме) можно назвать Дервент Пабликейшен Лимитед (Лондон), Международный Центр Патентной Документации (ИНПАДОК) (Вена) и Пергамон Инфолайн Лимитед (Лондон).
Литература к разделу С:
Международное бюро ВОИС. Административные структуры в области промышленной собственности. WIPO/IP/AC/86/9.
- Введение
- Содержание
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности 144
- Глава 7. Патенты 144
- Глава 8. Авторские и смежные права 179
- Глава 9. Товарные знаки 214
- Глава 10. Промышленные образцы 260
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав 509
- В. Авторские и смежные права
- С. Патенты и родственные понятия
- D. Промышленные образцы
- Е. Товарные знаки, фирменные наименования и географические указания
- F. Недобросовестная конкуренция
- Глава 2. История и эволюция промышленной собственности а. История и эволюция патентов
- 2.1. В истории и эволюции патентов выделяются три важных периода:
- В. История и эволюция товарных знаков
- С. История и эволюция авторского права
- Глава 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности...
- Глава 3
- А. Всемирная организация интеллектуальной собственности (воис)
- В. Программы сотрудничества в целях развития воис
- В. Промышленная собственность и развитие
- С. Авторские права и развитие
- Глава 5. Лицензирование и передача технологий а. Введение
- В. Передача и приобретение технологий на коммерческой основе
- С. Переговоры по лицензионным договорам
- Е. Виды лицензий на интеллектуальную собственность
- F. Государственный контроль за лицензионными договорами
- Глава 6. Роль информации и документации о промышленной собственности...
- Глава 6
- А. Роль информации о промышленной собственности в передаче технологии
- В. Виды патентной документации
- С. Содержание патентной документации
- D. Новые технологии для обеспечения хранения и доступа к информции о промышленной собственности
- Е. Статистика о патентных документах как источник технологической информации
- F. Международная патентная классификация (мпк)
- G. Система европейской патентной информации и документации (epidos). Международный центр патентной документации (inpadoc)
- Н. Система капри
- I. Программа поиска на определение уровня техники
- J. Центры патентной информации в развивающихся странах
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности глава 7. Патенты а. Введение
- В. Условия патентоспособности
- С. Оформление и подача заявки на изобретение
- D. Экспертиза заявки на изобретение
- Е. Нарушение патентных прав
- F. Использование запатентованного изобретения
- G. Принудительные лицензии
- H. Полезные модели
- Глава 8. Авторские и смежные права
- Глава 8
- А. Введение
- В. Охрана авторских прав
- С. Объект авторского права
- D. Права, охватываемые авторским правом
- Е. Смежные права
- F. Субъекты авторского права
- G. Ограничения авторского права
- Н. Пиратство и иные нарушения
- I. Средства судебной защиты
- 3. Охрана произведений народного творчества
- Глава 9. Товарные знаки
- Глава 9
- А. Введение
- В. Определения
- С. Обозначения, которые могут служить в качестве товарных знаков
- D. Критерии охраноспособности
- Е. Охрана прав на товарные знаки
- F. Условия использования
- G. Регистрация товарных знаков
- Н. Исключение товарного знака из реестра
- I. Права, вытекающие из регистрации товарных знаков
- J. Нарушение права на товарный знак, контрафакция и подделка этикеток и упаковки
- К. Изменение в праве собственности
- L. Предоставление лицензии на использование товарного знака
- М. Фирменные наименования
- Глава 10. Промышленные образцы
- Глава 10
- А. Введение
- В. Эволюция правовой охраны промышленных образцов
- С. Правовая охрана промышленных образцов
- D. Права на промышленные образцы
- Е. Связь с авторскими правами
- Глава 11. Географические указания
- Глава 11
- А. Введение
- В. Охрана географических указаний на национальном уровне
- С. Охрана географических указаний на международном уровне посредством многосторонних договоров
- D. Охрана географических указаний на международном уровне в силу положений двусторонних соглашений
- Глава 12. Защита от недобросовестной конкуренции
- Глава 12
- А. Введение
- В. Необходимость защиты
- С. Правовая основа защиты
- D. Акты недобросовестной конкуренции
- Глава 13. Коммерческая концессия
- Глава 13
- А. Введение
- В. Сравнительная характеристика соглашения о розничной продаже, стандартного лицензионного соглашения и договора коммерческой концессии
- С. Типы коммерческой концессии
- D. Структурные формы коммерческой концессии
- Е. Типовые положения договора коммерческой концессии
- Глава 14. Коммерческое использование персонажей
- Глава 14
- А. Понятие персонажа
- Часть IV. Обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности глава 15. Обеспечение защиты прав на промышленную собственность, авторские и смежные права... А. Введение
- В. Общие положения по обеспечению защиты прав на промышленную собственность
- С. Обеспечение защиты патентных прав
- D. Обеспечение защиты авторских и смежных прав
- Е. Деятельность воис по обеспечению защиты прав
- F. Положения по обеспечению защиты прав в соглашении trips
- Глава 16. Судебные процессы, касающиеся интеллектуальной собственности
- Глава 16
- А. Введение
- В. Обзор решений, принимаемых ведомствами по промышленной собственности
- С. Судебные дела по нарушениям
- Глава 17. Арбитражное урегулирование споров, касающихся интеллектуальной собственности
- Глава 17
- А. Альтернативное урегулирование споров
- В. Обеспечение защиты прав в международном контексте
- С. Арбитражный центр воис
- Часть V. Международные договоры и конвенции в области интеллектуальной собственности глава 18. Парижская конвенция по охране промышленной собственности а. Исторический обзор
- В. Основные положения
- С. Административные и финансовые положения
- Глава 19. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений а. История вопроса
- В. Основные положения
- С. Парижский акт бернской конвенции
- D. Административные функции
- Е. Развивающиеся страны и бернская конвенция
- Глава 20. Договор о патентной кооперации а. Введение
- В. Функционирование системы рст
- С. Преимущества системы рст
- Глава 21. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков... И протокол к мадридскому соглашению а. Введение
- В. Принцип международной регистрации
- С. Процедура регистрации
- D. Действия международной регистрации
- Е. Отказ в предоставлении охраны
- F. Изменения, затрагивающие международную регистрацию
- G. Продление
- Н. Уведомления, направляемые национальным ведомствам, и публикации
- I. Протокол к мадридскому соглашению о международной регистрации знаков («мадридский протокол»)
- Глава 22. Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов а. Введение
- В. Принцип международного депонирования
- С. Основные положения гаагского соглашения
- D. Преимущества присоединения к гаагскому соглашению
- Глава 23. Договор о законах по товарным знакам а. Введение
- В. Положения договора
- Глава 24. Конвенции по классификации а. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
- В. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков
- С. Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов
- Глава 25. Международная конвенция по охране прав исполнителей... Создателей фонограмм и организации эфирного вещания («римская конвенция»)
- А. Эволюция римской конвенции
- В. Взаимосвязь между охраной смежных прав и авторским правом
- С. Основной принцип охраны по римской конвенции: национальный режим
- D. Субъекты охраны
- Е. Минимальный уровень охраны, требуемый конвенцией
- F. Положения, предусматривающие дискреционное регулирование осуществления прав
- G. Ограничения
- Н. Срок охраны
- I. Ограничение формальных процедур
- J. Осуществление римской конвенции
- К. Римская конвенция и развивающиеся страны
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав а. Специальные конвенции
- В. Цели и задачи специальных конвенций
- С. Основные характеристики специальных конвенций
- D. Материально-правовые положения конвенции по фонограммам
- Е. Материально-правовые положения конвенции по спутникам
- F. Конвенции по фонограммам и спутникам и развивающиеся страны
- Глава 27. Международная конвенция по охране селекционных достижений а. Введение
- С. Акт 1991 года конвенции upov
- D. Последние события
- Глава 28. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность («trips») а. Введение
- В. Общие положения, основные принципы и заключительные положения (части I и VII)
- С. Стандарты, относящиеся к наличию, объему и использованию прав интеллектуальной собственности (часть II)
- D. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности (часть III)
- Е. Приобретение и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности и относящиеся к ним процедуры (часть IV)
- F. Предотвращение и урегулирование споров (часть V)
- Часть VI Управление интеллектуальной собственностью и обучение праву интеллектуальной собственности глава 29. Управление промышленной собственностью а. Введение
- В. Административная структура ведомства промышленной собственности
- С. Патентное ведомство
- D. Ведомство товарных знаков
- Е. Ведомство промышленных образцов
- F. Межправительственное сотрудничество
- G. Государственная поддержка изобретательской деятельности
- Глава 30 управление авторскими правами а. Инфраструктура для реализации авторских прав a Введение
- В. Коллективное управление авторскими правами
- Глава 31 поверенный по патентам и товарным знакам а. Введение
- В. Функции патентного поверенного
- С. Патентные поверенные на предприятиях
- Е. Функции поверенного по товарным знакам
- F. Требования к подготовке патентного поверенного
- Глава 32. Обучение праву интеллектуальной собственности а. Введение
- В. Программы обучения в области интеллектуальной собственности
- С. Выбор курсов по интеллектуальной собственности
- D. Отбор материалов и написание учебных планов
- Е. Методика преподавания и стратегия обучения
- F. Контакты между преподавателями и научными работниками
- G. Роль преподавателей в законодательном процессе
- Н. Исследовательские институты в области интеллектуальной собственности
- I. Заключение
- Часть VII. Новое в интеллектуальной собственности глава 33. Охрана новых технологических объектов а. Компьютерные программы
- В. Биотехнология
- С. Интегральные микросхемы
- D. Репрография
- Е. Новая техника связи
- F. Цифровые системы распространения
- Глава 34. Предлагаемые международные договора и соглашения а. Проект договора о патентных законах
- В. Проект протокола к бернской конвенции и новый возможный правовой акт об охране прав исполнителей и производителей
- С. Пересмотр гаагского соглашения относительно международного депонирования промышленных образцов
- D. Проект договора воис по урегулированию споров между государствами в области интеллектуальной собственности