logo search
174674_4CE5D_gradovskiy_a_d_nachala_russkogo_go

§ 109. Из обозрения круга дел, предоставленных в настоящее время Сенату, и учреждений, его составляющих, можно придти к следующим заключениям:

1. Элементы правительственный и судебный, первоначально не разграниченные в его учреждении, разделялись все больше и больше и с учреждением кассационных департаментов разграничились окончательно. Сенат слагается из установлений, имеющих различные задачи и даже действующих особым порядком.

2. Следует ли из этого, чтобы законодательству нашему надлежало обратиться к мысли об окончательном разделении сената, об учреждении как бы двух сенатов, одного правительствующего, другого судебного, как это предлагалось часто? Такую мысль следовало бы назвать несчастною. Различаясь в своих специальных целях, департаменты Сената должны быть связаны в одно целое учреждение, в отношении общих целей и общего своего значения. Сенат должен остаться учреждением, поставленным во главе всего подчиненного, т. е. подзаконного управления, местом, поддерживающим силу закона, наблюдающим за действиями мест и лиц подчиненных и охраняющим законные права каждого. Роль учреждения, каким должен был явиться Сенат по мысли Петра Великого, в монархии неограниченной всегда будет весьма велика. Не о разделении, а о лучшем сочетании сенатов правительствующего и судебного следует думать каждому, кто заинтересован успехами нашего управления. Это вызывается настоятельными и вполне современными потребностями. С разделением Сената на правительствующий и судебный увеличится антагонизм между ведомствами судебным и административным, и в кругу наших учреждений не будет уже посредствующего элемента, установления беспристрастного, способного сдержать увлечения разных мест и лиц. Напротив, при надлежащем сочетании элементов сенатского учреждения получится установление, способное разрешать все спорные вопросы не в интересах того или другого ведомства, не в видах той или другой власти, а исключительно в духе закона и для пользы дела. Не должно забывать также, что многие вопросы в настоящее время предоставлены совместному разрешению 1-го и кассационных департаментов; что, по некоторым правам своим, первый департамент имеет ближайшее отношение к интересам судебного ведомства. Задачи и интересы разных департаментов, несмотря на их различие, так тесно связаны между собою, что дать этим департаментам особое существование нельзя, без явного ущерба для дела. Наконец, с расчленением Сената умалится и авторитет разделившихся частей, авторитет, который все с давних пор привыкли соединять с именем сената. В настоящее время департаменты действуют особо, но сила указов каждого из них поддерживается авторитетом целого учреждения, и определения его должны быть исполняемы, как и определения всего сената. При отсутствии такого единства, значение отдельных департаментов потерпит ущерб.

3. Если Сенат и нуждается в преобразовании, то именно в указанном выше духе. Особенно учреждение первого департамента нуждается в реформе, приноровленной к потребностям времени. Земское, городовое, крестьянское положения и судебные уставы возложили на него новые и важные обязанности; прежние права его получили особенное значение с развитием нашей администрации. Поэтому формы, которыми определяется его деятельность, в настоящее время недостаточны. Он должен получить возможность решать подлежащие его рассмотрению вопросы самостоятельно и окончательно. С самостоятельностью не согласны права, предоставленные обер-прокурору и министру юстиции; он не может решать дел окончательно, пока не изменятся правила о переносе дел в общие собрания и даже в государственный совет, по протестам прокурорского надзора. Для преобразования этого важного установления нет нужды изобретать новые правила и взыскивать новые начала. Учреждение кассационных департаментов представляет для этой цели готовый и удовлетворительный образец.