logo search
174674_4CE5D_gradovskiy_a_d_nachala_russkogo_go

2) Компетенция отдельных департаментов

§ 81. В курсе государственного права преимущественное внимание должно обратить, конечно, на первый департамент, один из всех других поддерживающий предание о "правительствующем" сенате. Поэтому круг ведомства его будет изложен здесь особенно подробно. Компетенция прочих департаментов будет рассмотрена настолько, насколько это требуется условиями полноты и связи в изложении.

Первый департамент

По взгляду самого законодательства, первый департамент назначен преимущественно для дел управления. Именно 24 ст. У. П. С. по изд. 1857 г. говорит, что дела управления, предоставленные сенату, кроме дел, подлежащих межевому и судебным его департаментам, ведаются в департаментах первом и герольдии. Но если припомнить, сколько перемен произошло со времени последнего издания Свода законов; если принять в соображение, что управление межевою частью отделено от межевого департамента; что дела департамента герольдии не представляют особой важности,- то понятно будет, что только 1-й департамент имеет в ведомстве своем дела управления в собственном смысле слова. Учреждение прав. Сената останавливается на них с некоторою подробностью (ст. 26 - 33). Несмотря на это, законодательные определения компетенции первого департамента не представляют определенной системы. Этот недостаток вытекает, конечно, из всего исторического движения законодательства о сенате. При составлении свода законов, конечно, чрезвычайно трудно было привести в систему те отрывочные права и обязанности, которые остались за сенатом, как за учреждением правительствующим. Трудно было думать о системе, когда утратилась самая идея учреждения. Вообще, все обязанности 1-го департамента распределяются учреждением Сената по следующим рубрикам: 1) обнародование законов (ст. 26 и 28); 2) охранение и удостоверение прав и преимуществ разных состояний (ст. 29); 3) управление разных подчиненных сенату мест и должностей (ст. 30); 4) судебное разбирательство по делам казенного управления (ст. 31); 5) рассмотрение дел по начетам казны и на казну (ст. 32). Эту классификацию сам закон не признавал исчерпывающею. Ст. 33 заключает ее общею ссылкою на учреждение министерств и на другие уставы и положения. Количество последних особенно увеличилось с изданием Судебных уставов 1864 г., земского и городового положений, расширивших значение Первого департамента. Ввиду реформ последнего царствования, департамент этот нуждается в коренной реформе, которая бы привела в систему все его права и обязанности и поставила бы его надлежащим образом среди других установлений.

Насколько, однако, все разнообразные функции первого департамента могут быть приведены в систему, они показывают, что установление это имеет известные права и обязанности: 1) по обнародованию законов; 2) по изданию административных распоряжений; 3) по делам управления подчиненными местами; 4) по делам административной юстиции. Каждый из этих родов дел должен быть рассмотрен особо.