Е. Товарные знаки, фирменные наименования и географические указания
(а) Товарные знаки
1.37. Идея товарного знака не является новой. Уже в течение многих столетий купцы и промышленники метят свои изделия специальными знаками, отличающими их от продукции конкурентов. Однако в течение длительного времени использование товарных знаков было ограничено лишь некоторыми видами товаров, продававшимися далеко от тех мест, где они были произведены. Большая часть товаров потреблялась на месте и не нуждалась в товарных знаках. Современные товарные знаки, то есть такие, какими мы их знаем сегодня, впервые появились в XVIII веке в результате растущих международных связей и принятия законов, гарантирующих свободу торговли и промышленности. Последовавший быстрый рост внутренней и международной торговли сделал необходимым более широкое использование товарных знаков как средства узнавания и опознавания товаров в интересах всех: производителей, торговцев и потребителей.
1.38. После окончания Второй мировой войны беспрецедентный рост международной торговли привел к еще более широкому использованию товарных знаков во всех странах и во всех видах экономической деятельности. Хотя мы не отдаем себе в этом отчета, сегодня товарные знаки играют все большую роль в повседневной жизни, и мы сталкиваемся с ними практически повсюду: в универмагах, в местах общественного пользования, где разрешено развешивание рекламы, в прессе, на радио и телевидении.
(i) Функции товарных знаков
1.39. Использование товарных знаков преследует несколько целей. С точки зрения потенциального покупателя, товарный знак является подспорьем в принятии решения купить, или не купить то или иное изделие. Такое решение основывается на ожидаемых характеристиках товара (размер, вес, цвет, запах, вкус, срок службы, эффективность работы и так далее). Другими словами, потенциальному покупателю нужно определенное качество товара или иная его характеристика. Таким образом, одной из функций товарного знака является передача в форме, доступной чувственному восприятию, этого качества или этой характеристики. Еще одной функцией товарного знака является сделать товар, обладающий таким качеством или такой характеристикой, отличным от аналогичных товаров. Хотя часто утверждается, что товарный знак должен помочь отличить товары одного производителя от товаров такого же типа, произведенного другим предприятием, потребитель может и не знать название фирмы, производящей или продающей изделия, то есть товарный знак может отличать товары, производимые одной и той же фирмой.
1.40. Второй функцией товарного знака является то, что он позволяет фирме-изготовителю опознать товары, произведенные ею, после того, как они перешли во владение третьих лиц, например магазинов.
1.41. Третья функция товарного знака — помочь государственным органам, отвечающим за контроль качества или иные характеристики товаров, несущих товарный знак.
1.42. Однако в сфере торговли обращаются не только товары, но и услуги. Последние предоставляются бюро путешествий, рекламными агентствами, транспортными компаниями, страховыми компаниями и т.п. Предприятия в секторе услуг (гостиницы, рестораны, авиалинии, агентства по прокату автомобилей, прачечные, химчистки и т. п.) используют «знаки обслуживания» в качестве своего отличительного знака.
(ii) Значение товарных знаков для экономики
1.43. Сегодня товарные знаки широко используются практически во всем мире — в развивающихся и промышленно развитых странах, странах с рыночной экономикой и плановой экономикой, — и повсюду они играют важную экономическую роль в маркетинге и торговле. В товарных знаках в равной степени заинтересованы те, кто предлагает товары и услуги на рынке, то есть производители, дистрибьюторы, оптовики и розничная торговля, а также потребители, государственные органы и вся экономика в целом.
1.44. Товарный знак позволяет фирме, использующей его, обратить внимание потенциальных покупателей на существование товара, привлечь к нему внимание и, после того как покупатели познакомились с товаром, отличать его от аналогичных товаров, имеющихся на рынке. Таким образом, фирма может завоевать репутацию в качестве производителя товаров, реализуемых под этим товарным знаком. Ценность товарного знака проистекает из этой ассоциации между ним и изделием, что стимулирует спрос на соответствующие товары и позволяет им конкурировать с другими товарами, произведенными конкурентами. После того как товарный знак завоевал хорошую репутацию, для товара становится значительно легче проникать на новые рынки и тем самым стимулировать экспорт.
1.45. Использование товарных знаков сопряжено также со значительными и разнообразными благами для потребителей. Использование знаков позволяет познакомить покупателей с товарами и услугами, имеющимися на рынке, быстрее ориентироваться относительно происхождения товара и сделать выбор между аналогичными товарами и услугами. Все эти факторы являются стимулом конкуренции. В конечном итоге это может привести к расширению ассортимента товаров народного потребления и уменьшению цен. Использование товарных знаков также содействует борьбе производителей в области качества, от чего выигрывают все.
1.46. Эффективная система товарных знаков также содействует защите потребителей от различных форм недобросовестной торговли (как, например, использование вводящих в заблуждение знаков или знаков, способных вызвать смешение с другими знаками). У многих стран отсутствует законодательство по охране прав потребителей, а в тех из них, в которых такое законодательство существует, потребители зачастую не в состоянии обеспечить соблюдение собственных прав. В этих случаях законодательство по товарным знакам может явиться единственным средством судебной защиты прав потребителя.
1.47. Товарные знаки также полезны и для государственных органов, которые отвечают за проверку качества и иных характеристик товаров и услуг. Товарные знаки могут помочь им, например, опознать товары и услуги, не отвечающие требованиям закона и выявленные в результате жалоб или лабораторных проверок, выделив их из группы аналогичных или идентичных товаров. И наконец, регистрация товарных знаков является полезным источником статистической и экономической информации для государственных органов.
1.48. Таким образом, каждая страна должна быть заинтересована в создании эффективной системы, обеспечивающей охрану товарных знаков и их использование в соответствии с законными интересами производителей и потребителей. Только таким образом товарные знаки внесут максимальный вклад в экономическое развитие.
(b) Фирменные наименования
1.49. Фирменные наименования включают в себя название, термины или наименования, служащие для того, чтобы опознать фирму и ее деловую деятельность и отличить их от других производителей. В то время как товарные знаки отличают товары и услуги одного производителя от другого, наименование фирмы идентифицирует все предприятие безотносительно к товарам или услугам, реализуемым ею на рынке, и является символом репутации и реноме соответствующей фирмы. Таким образом, фирменное наименование является ее ценным активом, а также источником полезной информации для потребителей. Таким образом, охрана наименований соответствует интересам как производителей, так и потребителей, в равной степени заинтересованных в том, чтобы были предусмотрены правовые инструменты, предотвращающие использование фирменного наименования способами, вводящими в заблуждение или приводящими к смешению.
1.50. Фирменные наименования являются объектом охраны по законодательству большинства стран, однако правовые режимы, регулирующие их использование, меняются в широких пределах от страны к стране. Как правило, они определяются комбинацией положений гражданского, торгового законодательства, а также законов, регулирующих деятельность компаний, использование товарных знаков и/или законов в области недобросовестной конкуренции и/или специальных законов по фирменным наименованиям. Во многих странах предусмотрена система регистрации фирменных наименований, хотя между ними имеются значительные различия по территориальному охвату (местное и/или национальное), а также с точки зрения правовых последствий регистрации.
(с) Географические указания
1.51. Указания происхождения и наименование места происхождения, известные совместно как «географические указания», являются еще двумя типами коммерческих обозначений.
1.52. Указания происхождения — это наименование, выражение или знак, указывающие, что изделие или услуга имеют свое происхождение в стране, регионе или конкретном месте (например, «сделано в...»). Как правило, использование ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения является противоправным.
1.53. Наименование места происхождения — это наименование страны, региона или конкретного места, служащего для обозначения изделия, происходящего оттуда, чьи характерные качества являются следствием исключительно или в основном географического окружения, другими словами, природных и/или человеческих факторов. Использование наименования места происхождения является правомерным только для определенного круга лиц или предприятий, расположенных в соответствующем географическом районе, и только в связи с конкретными изделиями, происходящими оттуда (например, «Бордо», «Шампанское» и т. п.).
1.54. Указания происхождения и наименования места происхождения определяют источник или происхождение изделия или услуг, для которых они используются. Наименование места происхождения, однако, выполняют еще одну функцию. В то время как указание происхождения определяет лишь источник происхождения изделия, наименование места происхождения указывает дополнительно на характерные качества товара, определяющиеся географическим районом его происхождения, фигурирующим в наименовании. Более того, в то время как любое выражение или знак, указывающий прямо или косвенно на географическое место происхождения изделия, может служить в качестве указания происхождения (например, национальный герб), наименование места происхождения всегда является географическим названием (как правило, это название страны, региона или происхождения изделия, хотя в некоторых случаях оно может служить указанием на конкретный географический район без упоминания его имени).
1.55. Правовое признание и охрана указаний происхождения и наименований места происхождения представляют всеобщий интерес, так как они передают потребителям важную информацию о географическом происхождении товаров и услуг и, в косвенной форме, о присущих им качествах и характеристиках. Если их использовать должным образом, географические указания могут помочь населению в принятии решений о покупке тех или иных товаров и часто являются мощным средством воздействия на них. Неправильное или неправомерное использование географических указаний может ввести потребителей в заблуждение относительно географического места происхождения товара или услуги, нанеся в некоторых случаях им значительный вред.
1.56. Более того, предприятие, неправомерно использующее географическое указание, может не только ввести общество в заблуждение, но также приобрести неправомерное преимущество над конкурентами, включая тех, кто работает в географическом районе, фигурирующем в указании, и кто в течение определенного периода времени может потерять часть или всех своих покупателей или клиентов, а также свое доброе имя, связанное с таким указанием.
Литература к разделу Е:
Международное бюро ВОИС. Охрана товарных знаков и знаков обслуживания; Происхождение и функции товарных знаков. ISIP/92/3.
Всемирная организация интеллектуальной собственности. Введение в законодательство и практику использования товарных знаков (второй выпуск). WIPO, Риb. No. 653(Е)(1993).
Международное бюро ВОИС. Элементы промышленной собственности. WIРО/IР/WDN/93/1. Международное бюро ВОИС. Другие элементы промышленной собственности. ISIP/86/4.
- Введение
- Содержание
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности 144
- Глава 7. Патенты 144
- Глава 8. Авторские и смежные права 179
- Глава 9. Товарные знаки 214
- Глава 10. Промышленные образцы 260
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав 509
- В. Авторские и смежные права
- С. Патенты и родственные понятия
- D. Промышленные образцы
- Е. Товарные знаки, фирменные наименования и географические указания
- F. Недобросовестная конкуренция
- Глава 2. История и эволюция промышленной собственности а. История и эволюция патентов
- 2.1. В истории и эволюции патентов выделяются три важных периода:
- В. История и эволюция товарных знаков
- С. История и эволюция авторского права
- Глава 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности...
- Глава 3
- А. Всемирная организация интеллектуальной собственности (воис)
- В. Программы сотрудничества в целях развития воис
- В. Промышленная собственность и развитие
- С. Авторские права и развитие
- Глава 5. Лицензирование и передача технологий а. Введение
- В. Передача и приобретение технологий на коммерческой основе
- С. Переговоры по лицензионным договорам
- Е. Виды лицензий на интеллектуальную собственность
- F. Государственный контроль за лицензионными договорами
- Глава 6. Роль информации и документации о промышленной собственности...
- Глава 6
- А. Роль информации о промышленной собственности в передаче технологии
- В. Виды патентной документации
- С. Содержание патентной документации
- D. Новые технологии для обеспечения хранения и доступа к информции о промышленной собственности
- Е. Статистика о патентных документах как источник технологической информации
- F. Международная патентная классификация (мпк)
- G. Система европейской патентной информации и документации (epidos). Международный центр патентной документации (inpadoc)
- Н. Система капри
- I. Программа поиска на определение уровня техники
- J. Центры патентной информации в развивающихся странах
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности глава 7. Патенты а. Введение
- В. Условия патентоспособности
- С. Оформление и подача заявки на изобретение
- D. Экспертиза заявки на изобретение
- Е. Нарушение патентных прав
- F. Использование запатентованного изобретения
- G. Принудительные лицензии
- H. Полезные модели
- Глава 8. Авторские и смежные права
- Глава 8
- А. Введение
- В. Охрана авторских прав
- С. Объект авторского права
- D. Права, охватываемые авторским правом
- Е. Смежные права
- F. Субъекты авторского права
- G. Ограничения авторского права
- Н. Пиратство и иные нарушения
- I. Средства судебной защиты
- 3. Охрана произведений народного творчества
- Глава 9. Товарные знаки
- Глава 9
- А. Введение
- В. Определения
- С. Обозначения, которые могут служить в качестве товарных знаков
- D. Критерии охраноспособности
- Е. Охрана прав на товарные знаки
- F. Условия использования
- G. Регистрация товарных знаков
- Н. Исключение товарного знака из реестра
- I. Права, вытекающие из регистрации товарных знаков
- J. Нарушение права на товарный знак, контрафакция и подделка этикеток и упаковки
- К. Изменение в праве собственности
- L. Предоставление лицензии на использование товарного знака
- М. Фирменные наименования
- Глава 10. Промышленные образцы
- Глава 10
- А. Введение
- В. Эволюция правовой охраны промышленных образцов
- С. Правовая охрана промышленных образцов
- D. Права на промышленные образцы
- Е. Связь с авторскими правами
- Глава 11. Географические указания
- Глава 11
- А. Введение
- В. Охрана географических указаний на национальном уровне
- С. Охрана географических указаний на международном уровне посредством многосторонних договоров
- D. Охрана географических указаний на международном уровне в силу положений двусторонних соглашений
- Глава 12. Защита от недобросовестной конкуренции
- Глава 12
- А. Введение
- В. Необходимость защиты
- С. Правовая основа защиты
- D. Акты недобросовестной конкуренции
- Глава 13. Коммерческая концессия
- Глава 13
- А. Введение
- В. Сравнительная характеристика соглашения о розничной продаже, стандартного лицензионного соглашения и договора коммерческой концессии
- С. Типы коммерческой концессии
- D. Структурные формы коммерческой концессии
- Е. Типовые положения договора коммерческой концессии
- Глава 14. Коммерческое использование персонажей
- Глава 14
- А. Понятие персонажа
- Часть IV. Обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности глава 15. Обеспечение защиты прав на промышленную собственность, авторские и смежные права... А. Введение
- В. Общие положения по обеспечению защиты прав на промышленную собственность
- С. Обеспечение защиты патентных прав
- D. Обеспечение защиты авторских и смежных прав
- Е. Деятельность воис по обеспечению защиты прав
- F. Положения по обеспечению защиты прав в соглашении trips
- Глава 16. Судебные процессы, касающиеся интеллектуальной собственности
- Глава 16
- А. Введение
- В. Обзор решений, принимаемых ведомствами по промышленной собственности
- С. Судебные дела по нарушениям
- Глава 17. Арбитражное урегулирование споров, касающихся интеллектуальной собственности
- Глава 17
- А. Альтернативное урегулирование споров
- В. Обеспечение защиты прав в международном контексте
- С. Арбитражный центр воис
- Часть V. Международные договоры и конвенции в области интеллектуальной собственности глава 18. Парижская конвенция по охране промышленной собственности а. Исторический обзор
- В. Основные положения
- С. Административные и финансовые положения
- Глава 19. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений а. История вопроса
- В. Основные положения
- С. Парижский акт бернской конвенции
- D. Административные функции
- Е. Развивающиеся страны и бернская конвенция
- Глава 20. Договор о патентной кооперации а. Введение
- В. Функционирование системы рст
- С. Преимущества системы рст
- Глава 21. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков... И протокол к мадридскому соглашению а. Введение
- В. Принцип международной регистрации
- С. Процедура регистрации
- D. Действия международной регистрации
- Е. Отказ в предоставлении охраны
- F. Изменения, затрагивающие международную регистрацию
- G. Продление
- Н. Уведомления, направляемые национальным ведомствам, и публикации
- I. Протокол к мадридскому соглашению о международной регистрации знаков («мадридский протокол»)
- Глава 22. Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов а. Введение
- В. Принцип международного депонирования
- С. Основные положения гаагского соглашения
- D. Преимущества присоединения к гаагскому соглашению
- Глава 23. Договор о законах по товарным знакам а. Введение
- В. Положения договора
- Глава 24. Конвенции по классификации а. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
- В. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков
- С. Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов
- Глава 25. Международная конвенция по охране прав исполнителей... Создателей фонограмм и организации эфирного вещания («римская конвенция»)
- А. Эволюция римской конвенции
- В. Взаимосвязь между охраной смежных прав и авторским правом
- С. Основной принцип охраны по римской конвенции: национальный режим
- D. Субъекты охраны
- Е. Минимальный уровень охраны, требуемый конвенцией
- F. Положения, предусматривающие дискреционное регулирование осуществления прав
- G. Ограничения
- Н. Срок охраны
- I. Ограничение формальных процедур
- J. Осуществление римской конвенции
- К. Римская конвенция и развивающиеся страны
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав а. Специальные конвенции
- В. Цели и задачи специальных конвенций
- С. Основные характеристики специальных конвенций
- D. Материально-правовые положения конвенции по фонограммам
- Е. Материально-правовые положения конвенции по спутникам
- F. Конвенции по фонограммам и спутникам и развивающиеся страны
- Глава 27. Международная конвенция по охране селекционных достижений а. Введение
- С. Акт 1991 года конвенции upov
- D. Последние события
- Глава 28. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность («trips») а. Введение
- В. Общие положения, основные принципы и заключительные положения (части I и VII)
- С. Стандарты, относящиеся к наличию, объему и использованию прав интеллектуальной собственности (часть II)
- D. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности (часть III)
- Е. Приобретение и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности и относящиеся к ним процедуры (часть IV)
- F. Предотвращение и урегулирование споров (часть V)
- Часть VI Управление интеллектуальной собственностью и обучение праву интеллектуальной собственности глава 29. Управление промышленной собственностью а. Введение
- В. Административная структура ведомства промышленной собственности
- С. Патентное ведомство
- D. Ведомство товарных знаков
- Е. Ведомство промышленных образцов
- F. Межправительственное сотрудничество
- G. Государственная поддержка изобретательской деятельности
- Глава 30 управление авторскими правами а. Инфраструктура для реализации авторских прав a Введение
- В. Коллективное управление авторскими правами
- Глава 31 поверенный по патентам и товарным знакам а. Введение
- В. Функции патентного поверенного
- С. Патентные поверенные на предприятиях
- Е. Функции поверенного по товарным знакам
- F. Требования к подготовке патентного поверенного
- Глава 32. Обучение праву интеллектуальной собственности а. Введение
- В. Программы обучения в области интеллектуальной собственности
- С. Выбор курсов по интеллектуальной собственности
- D. Отбор материалов и написание учебных планов
- Е. Методика преподавания и стратегия обучения
- F. Контакты между преподавателями и научными работниками
- G. Роль преподавателей в законодательном процессе
- Н. Исследовательские институты в области интеллектуальной собственности
- I. Заключение
- Часть VII. Новое в интеллектуальной собственности глава 33. Охрана новых технологических объектов а. Компьютерные программы
- В. Биотехнология
- С. Интегральные микросхемы
- D. Репрография
- Е. Новая техника связи
- F. Цифровые системы распространения
- Глава 34. Предлагаемые международные договора и соглашения а. Проект договора о патентных законах
- В. Проект протокола к бернской конвенции и новый возможный правовой акт об охране прав исполнителей и производителей
- С. Пересмотр гаагского соглашения относительно международного депонирования промышленных образцов
- D. Проект договора воис по урегулированию споров между государствами в области интеллектуальной собственности