logo search
33_DIsk_IV / всемирная организация организации инт собств / intsobst

G. Роль преподавателей в законодательном процессе

32.54. Национальные законодательства и инструкции в области интеллектуальной собственности в ряде стран находятся в процессе адаптации или пересмотра. Такое законодательство или инструкция должны принимать во внимание экономические изменения и воздействия технического прогресса. В большинстве стран процесс адаптации и пересмотра инициируется исполнительной властью, в состав которой входят ведомства промышленной собственности и авторского права, чьи сотрудники вместе с сотрудниками министерства юстиции обычно составляют законопроекты и в последствии участвуют в обсуждении их с заинтересованными кругами, и, наконец, рассмотрение и принятие решения происходит в рамках законодательных органов.

32.55. Во многих развивающихся странах специалистов можно найти не только в ведомствах промышленной собственности и авторского права, но также и в других государственных учреждениях, особенно тех, которые связаны с вопросами торговли, а также в контролирующих учреждениях, осуществляющими надзор за телерадиовещанием или за деятельностью компаний в различных сферах бизнеса.

32.56. Во многих индустриальных странах принято создавать комиссии или иные специальные консультативные органы в помощь органам исполнительной власти для подготовки рекомендаций и даже законопроектов в ходе правовых реформ.

32.57. Аналогичным образом в индустриальных странах в состав парламентов входят комитеты или подкомитеты, занимающиеся вопросами интеллектуальной собственности. Сотрудники такого комитета являются специалистами в вопросах интеллектуальной собственности и поддерживают постоянный контакт с заинтересованными кругами для консультаций и согласования своих выводов в отношении различных политических вопросов и решений, которые выносятся на рассмотрение в ходе правовой реформы.

32.58. Напротив, в большинстве развивающихся стран, помимо нескольких высокопоставленных сотрудников ведомства промышленной собственности или ведомства по авторским правам, практически отсутствует понимание в правительственных кругах политики и соображений, положенных в основу рассмотрения вопросов интеллектуальной собственности. В этих странах зачастую поверенные и преподаватели, юристы в университетах будут играть ведущую роль в процессе подготовки и пересмотра законодательства. В качестве адвокатов или поверенных, а также в качестве преподавателей, которые в течение долгих лет преподавали вопросы коммерческого и экономического права, они приобрели определенный опыт в разрешении правовых проблем, который может быть и не применен в разработке решений, связанных с вопросами интеллектуальной собственности.

32.59. Все в большей мере такие специалисты стремятся расширить свои горизонты и знания вопросов интеллектуальной собственности путем проведения сравнительного анализа законов других стран по интеллектуальной собственности и по смежным вопросам, а также путем консультаций с государственными учреждениями и кругами в других странах. И, поскольку такие специалисты будут играть решающую роль в законодательном процессе, неудивительно, что с их стороны проявляется естественная потребность в информации, касающейся законов и практики других стран в области интеллектуальной собственности.

32.60. Международное сообщество старается удовлетворить эту потребность. Эти специалисты могут заняться исследованиями в институтах, указанных в следующем разделе, или посетить столицы других стран, чье законодательство в области интеллектуальной собственности хорошо разработано. Такие специалисты могут также получить пользу от исследовательских визитов в Женеву для обсуждения текущих вопросов в секретариате ВОИС. В рамках ограниченных возможностей бюджета ВОИС, который финансируется прямыми взносами государств, определенные суммы были выделены на оказание помощи преподавателям-юристам, желающим установить контакт со своими коллегами в других университетах и с сотрудниками ведомств промышленной собственности и авторских прав в других странах. В ряде случаев такие визиты осуществлялись также при непосредственной помощи и поддержке со стороны университетов и правительств в этих странах.