3) Министерство финансов
§ 145. Министерство финансов учреждено было в 1802 г., причем ему предназначено было две цели: во-1-х, попечение о различных источниках государственных доходов и, во-2-х, распределение доходов между отдельными ведомствами*(1911). По учреждению 1811 г., министерство финансов также должно было заведовать источниками государственных доходов податями, сборами, пошлинами всякого рода, делами горными и соляными и государственными имуществами. Кроме того, в руках его сосредоточились дела внешней торговли (за упразднением министерства коммерции) и управление таможен. Дела по движению сумм остались в ведомстве государственного казначейства*(1912). Дальнейшие преобразования значительно изменили круг ведомства министерства. С одной стороны, компетенция его расширялась. Из министерства внутренних дел в его ведомство переданы дела мануфактур и внутренней торговли. В 1821 году государственное казначейство введено в состав министерства. Затем, ради целей государственного кредита, при министерстве учреждались новые установления. В нынешнее царствование деятельность министерства финансов расширилась вследствие развития общественных кредитных установлений. В министерстве сосредоточились дела по учреждению поземельных, коммерческих и других банков, ссудосберегательных товариществ и по надзору за ними. С другой стороны, из ведомства министерства было впоследствии изъято управление государственными имуществами. В настоящее время оно ведает следующие главные предметы: 1) источники государственных доходов, за исключением государственных имуществ; 2) движение государственных сумм, 3) управление государственным кредитом, следовательно, доставление государству кредита и покрытие государственных обязательств и 4) составление, указанным выше порядком, сметы государственным расходам и доходам*(1913).
Главное заведование министерством вверено министру, права и обязанности которого определяются особым наказом. При министре состоят: 1)товарищ, на которого, сверх общих обязанностей, возлагается председательствование в совете торговли и мануфактур; 2) совет, на общих основаниях; 3) общая канцелярия; 4) ученый комитет, составленный из определенного числа членов и ученого секретаря. На обязанности комитета лежат: а) рассмотрение финансовых проектов и учреждений; б) наблюдение за ходом финансовой части в западноевропейских государствах и сообщение обо всех важных результатах министру; в) изыскание способов о распространении сведений по финансовой части между чиновниками министерства ; 5) чиновники для особых поручений; 6) юрисконсульт с помощником; 7) отдел по финансам Царства Польского. Обширным кругом деятельности министерства финансов определяется и его состав, т. е. разделение подлежащих ему дел по департаментам.
1. Министерство финансов ведает в разбивку часть, т. е. взимание пошлин по установленному тарифу с товаров, ввозимых в государство; с таможенным управлением связано заведование таможенною стражей делами по преследованию контрабанды, по браку товаров и по карантинному управлению. Все это и составляет предмет ведомства департамента таможенных сборов. Под общим начальством директора (при нем вице-директор) он состоит из пяти отделений и канцелярии. Затем при департаменте, в числе других членов, состоят: 1) секретарь при директоре, 2) чиновники особых поручений и 3) чиновники для преследования контрабандистов. Департаменту подчинены управления таможенных округов, таможни, таможенные заставы и пограничная стража*(1914).
2. На министерство финансов возложено попечение о развитии торговли и мануфактурной промышленности. Для этой цели существует в нем департамент торговли и мануфактур*(1915). Имея своею задачею принятие мер для развития и поощрения торговых и мануфактурных предприятий, департамент торговли и мануфактур заведует тем, что в других государствах составляет предмет ведомства отдельного министерства - министерства торговли. В ведении департамента состоят дела по внешней и внутренней торговле, фабрикам, мануфактурам и заводам; по выдаче привилегий на изобретения (кроме привилегий по сельской промышленности) и по рассмотрению проектов железных дорог. Департамент организован на общем основании, с тою особенностью, что при нем есть особый совет торговли и мануфактур, образованный в 1872 году, взамен прежде действовавших мануфактурного и коммерческого советов. Мысль об учреждении этих советов принадлежит графу Канкрину, который в 1827 г. предложил учредить их ради устройства таких органов, через которые могли бы выражаться нужды коммерческого и мануфактурного сословий*(1916). Вследствие этого коммерческий совет составлен из купцов первой гильдии, как иностранных, так и русских, а мануфактурный совет - из известнейших заводчиков и фабрикантов, а также из ученых: химиков, техников и т. п.*(1917). Эти советы имели свои отделения, напр. в Москве и других торговых городах. По плану Канкрина предполагалось, что в каждом губернском городе должны быть мануфактурный и коммерческий советы*(1918). Но и существовавшие советы в Петербурге с отделениями в Москве имели мало значения: из многих лет существования их нельзя указать примера инициативы по какому-либо важному вопросу внешней или внутренней торговли. Последняя реформа этих советов относится к 1872 году. По положению 1872 г., оба совета соединены в один, под именем совета торговли и мануфактур*(1919). Совет в Петербурге составляется из товарища министра финансов, которому принадлежит право председательства, 24-х членов, избираемых министром финансов из среды фабрикантов, торговцев и ученых, на 4 года, с высочайшего утверждения. Состав совета возобновляется через каждые два года, причем на каждое вакантное место представляется от совета три кандидата. В составе совета в качестве непременных членов должны быть механик, химик и инженер. Компетенция комитета определяется следующими предметами: 1) ему принадлежит обсуждение, по предложению министра финансов, вопросов, относящихся до мануфактур и торговли, a также вопросов об устройстве мануфактурных заведений, о распределении их на разряды, по степени влияния на общественное здравие и безопасность, о дозволении открытия в С.-Петербурге фабрик, заводов и ремесленных заведений, представляющих беспокойство или опасность для соседних жителей; 2) рассмотрение прошений о выдаче привилегий на изобретения, кроме прошений о привилегиях по сельскому хозяйству; 3) представления правительству по вопросам торговым и промышленным, по инициативе не менее как 3 членов совета. Московский совет состоит из 32 членов, назначаемых порядком, установленным для С.-Петербургского совета. Но председательствующий избирается отделением из среды его членов, с утверждения министра финансов. Предметы ведомств московского отделения сходны с задачами с.-петербургского совета. На обязанности его лежит, кроме того, составление отчета о положении торговли и промышленности в Москве и московской губернии. Кроме того, имеются еще городские комитеты в важнейших городах. Члены комитета избираются на 4 года местным купечеством и промышленниками. При департаменте торговли и мануфактур находится депо образцовых мер и весов*(1920). В ведении департамента находится с.-петербургский технологический институт. Прочие департаменты имеют дело непосредственно с источниками государственных доходов и с движением сумм. Сюда относятся: 3) департамент неокладных сборов, в котором сосредоточено заведование акцизами соляною частью и гербовыми пошлинами. Этот департамент с введением в 1862 году акцизной системы совершенно преобразовался. Кроме акциза с вина в ведении его находится акциз с свеклосахарного производства и с табаку. С 1872 года при этом департаменте состоит поверочная экспедиция для акцизных снарядов*(1921). Департамент ведает управлением разными неокладными сборами, и составляет высшую инстанцию по наложению административных взысканий за нарушение уставов питейного, свеклосахарного и других. 4) Департамент окладных сборов, заведующий поступлением прямых налогов. В ведении его состоят: сборы подушные, подымные и поземельные, дела по народной переписи, о причислении и исключении лиц податного состояния, о перечислениях из одного состоянии в другое, составление государственной окладной книги, поверка окладов и учет числа душ всех состояний, подлежащих платежу податей. 5) Департамент государственного казначейства ведает движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств, главное счетоводство приходов и расходов и ревизию кассовых оборотов главного казначейства и казенных палат. В связи с этим установлением и в его ведении находится 6) главное казначейство, на которое возлагается прием, хранение, отпуск и счетоводство сумм на расходы, производимые по общему государственному управлению. Казначейство находится в ведении управляющего, его помощника, и состоит из главного казначея, главного бухгалтера и прочих должностных лиц. 7) До 1873 года, в ведомстве министерства финансов находился горный департамент. В этом году он переведен в ведомство министерства государственных имуществ. Но в ведомстве министерства финансов остались части монетная и пробирная*(1922).
Управление кредитною частью, соответственно различным видам и целям государственного и общественного кредита, вверено различным установлениям. Во-первых, для высшего наблюдения за всеми государственными кредитными установлениями, находящимися в ведении министерства финансов, учрежден совет государственных кредитных установлений. Учреждение его относится к 1817 г.*(1923). В настоящее время он состоит из председателя государственного совета, министра финансов, государственного контролера и шести членов от дворянства и шести купечества, избираемых на три года*(1924). Затем в составе или ведении министерства состоят: 1) особенная канцелярия министра по кредитной части для заведования займами и ссудами, как по внешнему, так и по внутреннему кредиту. С 1873 года, в ведении ее, за передачею горного департамента в министерство государственных имуществ, переданы с.-петербургский монетный двор и лаборатория министерства; 2) государственная комиссия погашения долгов*(1925); 3) кредитные установления: государственный банк с его конторами (московскою, ростовскою, архангельского, одесскою, рижскою, киевскою, харьковскою и екатеринбургскою) и отделениями; с.-петербургская и московская сохранные и ссудные казны; главное выкупное учреждение и экспедиция заготовления государственных бумаг*(1926).
- Начала русского государственного права
- Том I. О государственном устройстве
- Предисловие
- Bведение
- Часть I. О государственном устройстве Книга первая. Учение о законе Отдел первый. О порядке составления и обнародования закона
- Глава первая. Признаки закона, отличающие его от других распоряжений и постановлений
- Глава вторая. Источник законодательной власти
- Глава третья. Моменты составления законов
- § 22. Право окончательного обсуждения проекта закона должно быть рассмотрено по его содержанию и по его объему.
- Глава четвертая. Обнародование законов
- Отдел второй. О силе закона
- Глава первая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от верховной власти
- § 38. Прежде всего необходимо решить вопрос - признает ли наше законодательство различие между законами и распоряжениями, исходящими от верховной власти?
- § 39. Внешним признакам, отличающим высочайшие повеления от закона, соответствует различие между тем и другим и по самому содержанию.
- Глава вторая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от подчиненных правительственных властей
- § 45. Мы рассмотрим принцип закономерного постановления, во-первых, по отношению к сенату.
- § 50. Неисполнение распоряжения администрации одним лицом предусмотрено 29 ст. Мир. Уст.
- § 51. Между жалобами, о которых говорят наши законы, должно различать: 1) жалобы единоличные, подаваемые частными лицами, и 2) коллективные жалобы, исходящие от сословных и общественных собраний.
- § 55. Гораздо определеннее постановления наших законов о праве коллективных жалоб.
- Глава третья. Распоряжения, исходящие от мест общественных
- § 58. Меры, которые обеспечивают законность распоряжений общественных властей, чрезвычайно разнообразны. Они зависят от тех условий, в которые поставлено то или другое общественное собрание*(148).
- Глава четвертая. Отношение судебной власти к власти законодательной
- § 60. Эти факты указывают на практическую необходимость толкования законов. К ней должно присоединить и юридическую обязанность государства дать суду право толкования.
- § 66. Судебные уставы 1864 г. Отменили старый принцип права толкования и заменили его новым, диаметрально противоположным.
- § 71. Эти общие начала, установляющие силу судебного толкования, выражены и в наших основных законах.
- Отдел третий. О действии закона
- Глава первая. О действии закона во времени*(186) а. Общие начала
- § 86. Принцип, указанный выше, нагляднее всего применяется к области права уголовного, в том смысле, что в этой сфере наиболее легко определить, что должно быть названо обратным действием законов.
- § 89. Затем обратимся к другим видам законов, действие которых также может быть объяснено с точки зрения указанных выше принципов.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 90. Постановления русского законодательства по этому предмету изложены в двух статьях Основных законов, из коих первая установляет общее правило, вторая указывает на некоторые исключения.
- § 93. Первое исключение из общего правила, на основании 1 п. 61 ст., составляет тот случай, "когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего".
- Глава вторая. О действии законов по месту*(214) а. Общие начала
- § 96. Действие законов по месту различается соответственно различию между законом уголовным и гражданским законом.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 102. Указанное общее начало проводится отчасти в области уголовного права, отчасти в праве гражданском.
- В. Местные законы
- Глава третья. О действии закона по лицам
- Книга вторая. О верховной государственной власти Отдел первый. Права и преимущества верховной власти
- § 114. Исследование вопроса о правах и преимуществах государственной власти в России, как в монархии неограниченной, сосредоточивается на рассмотрении прав власти императорской.
- Глава первая. Права верховной власти
- § 119. Эти начала проведены и в нашем законодательстве.
- § 120. Необходимо, следовательно, определить точнее круг непосредственной компетенции императорской власти.
- § 124. Самодержавная власть проявляет свои права в области правосудия.
- § 126. Таковы права верховной власти в сфере гражданского управления. Но права самодержавия обнаруживаются и в области управления церковного. Необходимо прежде всего определить общий объем этих прав.
- Глава вторая. Преимущества верховной власти
- Отдел второй. О преемстве верховной власти
- § 136. Государственная власть, по существу своему, непрерывна, т. Е. Действие ее не прекращается со смертью данного ее представителя; силою закона права ее немедленно переносятся на другое лицо.
- Глава первая. Общие начала преемства престола
- § 138. Порядок преемства государственной власти вообще определяется коренными ее признаками и началами публичного права, в противоположность его праву частному.
- § 139. Порядок преемства власти в монархиях определяется не только вышеизложенными общими условиями государственного блага, но и специальными условиями, присущими монархической форме правления.
- Глава вторая. Порядок престолонаследия по русскому праву
- § 149. Русская система престолонаследия основана на следующих началах:
- Глава третья. Несовершеннолетие императора; опека и правительство
- Отдел третий. Учреждение императорской фамилии
- § 158. Учреждение императорской фамилии издано в 1797 г. Апреля 5-го, императором Павлом I. С небольшими видоизменениями оно вошло в состав основных законов империи.
- § 161. Взаимные отношения агнатов и лиц женского пола, происшедших от мужеского поколения, определяются следующим началом:
- § 162. Лица женского пола лично пользуются определенными им преимуществами и сохраняют их и по выходе замуж, если супруг их не имеет титула высшего (царствующего короля, королевского наследника).
- § 163. Преимущества, принадлежащие членам императорского дома, состоят: а) в особом титуле; б) в праве на известные ордена; в) в праве на определенные почести и отличия и в) в праве на содержание.
- § 165. Преимущества наследника престола и его супруги состоят в следующем:
- § 166. Прочие члены императорского дома пользуются установленными для них преимуществами и содержанием на следующих условиях:
- Книга третья. О подданстве и правах состояния
- Отдел первый. О подданстве вообще
- Глава первая. Существо подданства
- § 172. Природа различных прав и обязанностей, как политических, так и гражданских, требует исключительной принадлежности лица к одному известному государству.
- Глава вторая. Условия приобретения подданства а. Исторический очерк этих условий
- § 177. Конец господству личного принципа был положен феодальной системой, которая перешла к прямо противоположному началу*(431).
- Б. Постановления современных законодательств
- Глава третья. Приобретение прав русского подданства
- § 183. Подобно иностранным законодательствам, и наше различает натурализацию обыкновенную и чрезвычайную.
- Отдел второй. Образование сословий в России*(452) Глава первая. Русские сословия до Петра Великого
- § 193. Таковы главнейшие фактические данные, объясняющие процесс образования сословий в Московском государстве. Сделаем общие выводы из этих фактов.
- Глава вторая. Образование русских сословий со времени Петра Великого а. Отношение Петра Великого к сословиям вообще
- Б. Образование привилегий дворянства
- В. Сословие городских обывателей
- § 213. На этих основаниях легко уже установить различие между городскими обывателями и их разрядами.
- Г. Судьба крестьянского сословия
- Отдел третий. О приобретении и утрате прав состояния Глава первая. О приобретении и сообщении прав состояния а) о приобретении и сообщении прав дворянского состояния
- § 238. Понятие о дворянском состоянии вообще дает 14 ст. IX т. Св. Зак. "Сюда вошли 1 и 91 ст. Жал. Дв. Гр. 1785 г." Первая часть ее определяет самый принцип дворянского состояния. Здесь мы читаем:
- § 240. Дворянское состояние сообщается рождением и браком*(702).
- Б. О приобретении прав духовного состояния
- B. Условия приобретения прав городских обывателей
- Г. Порядок приобретения прав сельских обывателей
- Глава вторая. Об утрате, ограничении, восстановлении и перемене прав состояния
- Отдел четвертый. О правах подданных вообще и по состояниям в особенности Глава первая. Предварительные замечания
- Глава вторая. Права и обязанности русских подданных вообще
- § 258. Суд в действиях своих должен быть связан известными формами, ограждающими личность подозреваемого в преступлении от произвола судебной власти.
- Б. Обеспечение имущественной неприкосновенности лица
- Глава третья. Право передвижения
- § 274. Отлучка русских подданных за границу может быть постоянной и временной.
- Глава четвертая. Право торговли и ремесл
- § 276. Все виды торговли производятся или беспошлинно, или с платой особых пошлин.
- Глава пятая. Законодательство по делам печати*(875)
- § 288. Все издания, не подходящие под правила, изображенные в высочайшем указе сенату 1865 г., подлежат рассмотрению предварительной цензуры*(926).
- Глава шестая. О веротерпимости*(932)
- § 295. Уголовное законодательство прежде всего предвидит внешние действия, направленные против христианской и православной веры, и затем действия субъективные.
- Глава седьмая. Об общих обязанностях русских подданных
- Глава восьмая. О различии сословий по правам и обязанностям а. О различии по правам
- Б. Сословные отличия по обязанностям
- А. Инородцы восточные
- § 319. Оседлые инородцы сравниваются с природными русскими подданными во всех правах и обязанностях, смотря по сословиям, к которым они приписаны, с следующими двумя изъятиями:
- Б. О евреях a) Исторический очерк законодательства о евреях*(1060)
- Б) Действующее законодательство о евреях
- Глава вторая. Об иностранцах
- I. Комитет министров
- II. Совет министров
- III. Кавказский комитет
- Предисловие
- Книга первая. Существо и классификация государственных должностей
- § 1. Учение о государственном управлении есть учение об осуществлении верховных прав, принадлежащих государственной власти, и тех целей государства, к достижению которых оно стремится*(1174).
- Глава первая. О государственных должностях вообще
- § 7. Этими данными определился процесс образования новой королевской власти, отразившийся и на развитии системы государственных должностей. Процесс этот слагался из следующих моментов:
- § 10. Проявление и применение этой идеи были весьма различны. Она сослужила большую службу народным интересам. Но в дальнейшем развитии обнаружились ее несостоятельность и великий практический вред.
- Глава третья. Образование должностей в России
- Глава пятая. Классификация русских государственных установлений
- § 31. Согласно предложенной здесь классификации русских установлений, обозрение их будет расположено в следующем порядке:
- Книга вторая. Отдел первый. Органы законодательства и верховного управления Глава первая. Государственный совет
- Глава вторая. Комитет министров и связанные с ним установления
- I. Комитет министров
- § 48. Приведенными историческими указаниями объясняется компетенция комитета. Мы рассмотрим здесь I) круг дел, подведомственных комитету, и II) степень предоставленной ему власти.
- § 50. Делопроизводство в комитете министров представляет значительное сходство с порядком движения дел в госуд. Совете. Но правила, сюда относящиеся, менее точны и представляют некоторые особенности.
- II. Совет министров*(1451)
- § 52. Дела, вносимые в совет, если государь изъявит на то свое согласие, относятся к порядку как законодательному, так и административному.
- III. Кавказский комитет
- Отдел второй. Высшие места подчиненного управления Глава первая. Правительствующий Сенат*(1466)
- А. История Сената
- A) Сенат при Петре Великом
- Б) Упадок сената (1726 - 1741)
- § 63. Два учреждения, следовавшие одно за другим, лишили Сенат прежнего его значения; это были: Верховный тайный совет и кабинет.
- В) Сенат при Елизавете Петровне (1741 - 1761)
- Г) Реформы Екатерины II и Павла I (1762 - 1801)
- § 70. Меры императора Павла I, с одной стороны, закрепили то, что уже совершилось на деле при Екатерине II, с другой - довершили распадение сената.
- Д) Реформы Александра I*(1584)
- Б. Современное устройство сената
- I. Организация сената
- II. Компетенция сената
- 1) Компетенция Сената в целом его объеме
- 2) Компетенция отдельных департаментов
- § 82. Обнародование законов было предоставлено сенату с самого начала его учреждения, т.Е. При Петре Великом*(1623).
- § 83. Распорядительная власть предоставляется департаменту в следующих случаях:
- Департамент герольдии
- Департамент межевой
- Судебные департаменты, действующие по старому порядку
- Кассационные департаменты*(1710).
- § 99. Компетенция кассационных департаментов должна быть рассмотрена: 1) по пространству их действия, и 2) по роду предоставленных им дел.
- Общие собрания
- Особое присутствие Сената для суждения дел о государственных преступлениях
- III Делопроизводство в сенате
- § 106. При рассмотрении порядка решений дел должно иметь в виду: 1) состав присутствия и порядок заседаний, и 2) порядок рассмотрения дел.
- IV. Особые установления при сенате
- V. Заключение
- § 109. Из обозрения круга дел, предоставленных в настоящее время Сенату, и учреждений, его составляющих, можно придти к следующим заключениям:
- Глава вторая. Св. Правительствующий синод*(1806).
- А. Исторические очерки Синода
- § 120. Государственный характер духовной коллегии выразился в ее организации и круге ведомства.
- Б. Современное устройство синода
- Глава III. Министерства а. Понятие о министерствах вообще
- Б. Министерства в неограниченной монархии
- В. Развитие министерств в России
- Д. Положение министерств в ряду других государственных установлений
- Е. Организация министерств
- § 137. Совещательными учреждениями в министерствах являются: а) совет министра; б) общие присутствия в департаментах; в) специальные советы, состоящие при некоторых департаментах.
- Ж. Организация отдельных министерств
- 1) Министерство иностранных дел
- 2) Министерства военное и морское
- § 143. Военно-сухопутное министерство образовалось из воинской коллегии, образованию которой предшествовали многочисленные приказы по воинской части времен московских*(1899).
- 3) Министерство финансов
- 4) Министерство государственных имуществ
- 5) Государственный контроль
- § 148. Закон 1836 года без существенных изменений оставался в силе до издания в 1862 году положения о финансовой смете и преобразования ревизионной системы в 1863 году.
- 6) Министерство внутренних дел*(1950).
- 7) Министерство народного просвещения
- 8) Министерство путей сообщения
- 9) Министерство юстиции
- 10) Учреждения, состоящие в непосредственном ведении Его Императорского Величества а. Министерство Императорского Двора
- Б. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
- В. Комиссия прошений
- § 158. Назначение комиссии прошений не изменено позднейшими узаконениями; она установлена для рассмотрения жалоб и прошений, приносимых Государю*(2088).
- Предисловие
- Введение Общее значение местных установлений*(2098) Глава первая. Централизация, децентрализация и самоуправление
- Глава вторая. Местные учреждения и политическое устройство государства
- § 11. Несмотря на все разнообразие форм управления, все они одинаково могут быть объяснены этим элементарным фактом.
- § 12. Из тесной связи начал политического устройства каждого государства, с его административной системой, нельзя не вывести заключения, что понятие самоуправления есть понятие политическое.
- Глава третья. Главные моменты развития местных учреждений в России
- Книга первая. Исторический очерк местных учреждений в России Отдел первый. Местные учреждения до Екатерины II
- Глава первая. Период московский
- Глава вторая. Первое учреждение губерний
- Глава третья. Переходное время до Екатерины II
- Отдел второй. Сословно-приказная губерния Глава первая. Учреждение о губерниях 1775 года
- Глава II. Местные учреждения от кончины Екатерины II до реформ императора Александра II
- Книга вторая. Учреждения правительственные и дворянские Отдел первый. Административное деление России и система местных установлений
- § 98. Принимая в основание это историческое начало, мы можем принять следующую классификацию "особых" установлений в губернии, названных в 17 ст. II т.:
- § 104. Административное деление Австро-Венгрии*(2287) представляет существенные различия в двух половинах этой монархии.
- Отдел второй. Начальники губерний
- Глава первая. Генерал-губернаторы
- § 108. Учреждение министерств и постепенное развитие губернаторской должности окончательно выяснило неудовлетворительность наместников как органа нормального местного управления.
- Глава вторая. Должность губернатора
- А) Губернатор, как представитель высшей правительственной власти
- Б) Административные обязанности губернатора
- § 124. Перечень обязанностей губернатора по этим предметам, до преобразования местного управления, был изложен в следующих выражениях:
- § 128. Первым из таких предметов является отправление воинской повинности на основание устава 1874 года. Главные моменты по заведованию этими предметами суть следующие:
- В) Участие в разных предметах управления и суда
- § 130. Все вообще губернские и уездные установления подлежат, как мы видели выше, надзору губернатора, как главного представителя правительственной власти в губернии.
- Г) Надзор за сословными и общественными установлениями
- Д) Отчеты о состоянии губернии
- Е) Общее значение должности губернатора
- Глава третья. Градоначальники
- Отдел третий. Правительственные установления
- § 140. Губернское правление состоит: I) из общего присутствия и II) канцелярии.
- § 141. Переходя к рассмотрению отдельных должностей, составляющих губернское правление, заметим следующее.
- § 148. Согласно разделению дел устанавливается и особый порядок их разрешения.
- Глава вторая. Места казенного управления
- § 150. Дела управления казенного сосредоточиваются: 1) в казенной палате; 2) управлении государственными имуществами и 3) губернском акцизном управлении. А) Казенная палата
- Б) Управление государственными имуществами
- В) Акцизное управление
- Г) Контрольные палаты
- Глава третья. Установления полицейские
- I. Исторический очерк полицейских установлений в России
- II. Устройство полиции
- III. Круг ведомства местной полиции
- IV. Распределение власти между отдельными установлениями и чинами полиции
- § 188. Полицейская власть в уездах и городах принадлежит или коллегиальному установлению - полицейскому управлению, или отдельным чинам полиции.
- Отдел четвертый. Дворянские учреждения Глава первая. Состав дворянских собраний
- § 194. Указав на главные начала правил об участии в выборах, рассмотрим отдельные вопросы, возникающие из применения этих правил.
- § 195. На основание рассмотренных правил в губернском собрании дворянства принимают участие (при соблюдении общих условий, указанных ст. 96 и 136):
- Глава вторая. Роды дворянских собраний и принадлежащие им права
- Глава третья. Порядок собраний и их делопроизводство
- Глава четвертая. Дворянские установления