logo search
174674_4CE5D_gradovskiy_a_d_nachala_russkogo_go

4) Министерство государственных имуществ

§ 146. История этого министерства находится в тесной связи с историей крестьянского вопроса в России. В прежнее время задачу нынешнего министерства государственных имуществ исполняло министерство финансов, которое и заведовало как государственными имуществами, так и государственными крестьянами с чисто финансовой точки зрения, т. е. рассматривало и то и другое как источник государственных доходов. С возвращением из придунайских княжеств графа Киселева, устраивавшего быт крестьян, крестьянский вопрос в царствование императора Николая получил особенное движение. Мысль графа Киселева заключалась в том, чтобы применить к крестьянскому быту те начала, которые приняты были в Молдавии и Валахии. Так как высшее правительство решилось держаться мысли, высказанной еще при Александре I,- оставить инициативу по освобождению крестьян за сословием, владеющим ими, то оно считало нужным, на первый раз, дать лучшее устройство, в экономическом и административном отношении, крестьянам государственным. Кроме указанной цели, имелась и другая - дать государственным крестьянам законную защиту, в которой они нуждались при прежней системе местного управления, при прежнем влиянии владельческого класса на местную администрацию, потому что, как показал опыт, даже земли, считавшиеся во владении государственных крестьян, постепенно исчезали и прирезывались к помещичьим землям; первое время управления графа Киселева было посвящено возвращению незаконно захваченных земель. Таким образом, министерство государственных имуществ при первоначальном своем учреждении должно было иметь в виду три цели: во-первых, ту цель, которую преследовало министерство финансов, т. е. заведование государственными имуществами, как источником государственных доходов; во-вторых, попечительство над государственными крестьянами и, в-третьих, сообщение всей крестьянской администрации более целесообразного характера. Но к этим задачам, как мы сейчас увидим, прибавилась еще одна. Учреждению министерства государственных имуществ предшествовало учреждение V отделения собственной его величества канцелярии, которое было закрыто и преобразовано в 1837 году в министерство государственных имуществ. Министерству первоначально были указаны три задачи: управление государственными имуществами, попечение о сельских обывателях и заведование сельским хозяйством, так как через попечение о государственных крестьянах предполагалось достигнуть широкой цели государственного управления - развития сельскохозяйственной промышленности. Таким образом, первоначально учреждение министерства государственных имуществ представляло как бы два министерства: министерство государственных имуществ и то управление, которое известно на западе Европы под именем министерства земледелия*(1927).

Под именем государственных имуществ разумеются 1) казенные земли, 2) казенные оброчные статьи, напр. рыбные ловли, 3) леса и 4) горные промыслы (с 1873 г.). Попечительство над государственными крестьянами, составлявшее вторую задачу министерства государственных имуществ, на практике не совсем оправдалось, Несмотря на все благие намерения высшего правительства, окружное начальство и палаты государственных имуществ так же отразились на государственных крестьянах, как и помещичья власть, даже, может быть, более. Устройство быта и управление государственных крестьян должны были послужить примером для преобразования быта крестьян помещичьих. На практике вышло наоборот. В 1866 г. государственные крестьяне переданы были в ведение общих крестьянских учреждений, созданных положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости*(1928).

В настоящее время попечительство министерства государственных имуществ распространяется на иностранных поселенцев, евреев-земледельцев и инородцев. Впрочем, с 1872 г. иностранные поселенцы, т. е. так называемые колонисты, перешли в заведование общего управления, за, весьма немногими исключениями. Таким образом, попечительство министерства касается теперь только некоторых колонистов, евреев-земледельцев и инородцев Архангельской и др. губерний. Что касается сельского хозяйства, то для заведования делами по этой части в министерстве есть особый департамент сельского хозяйства, который в недавнее время переименован в департамент земледелия и сельской промышленности; предметы деятельности его - меры к поощрению сельского хозяйства и связанной с ним сельскохозяйственной промышленности. В главном заведовании министерства государственных имуществ находились вопросы о коннозаводстве, и по Св. зак. 1857 г. попечение о коннозаводстве поименовано в числе прочих предметов, содействующих развитию сельскохозяйственной промышленности. Но потом заведование коннозаводством перешло к главному управлению государственного коннозаводства, которое существует до сих пор. В 1874 г. оно опять подчинено министерству государственных имуществ.

Указанными предметами деятельности определяется состав министерства государственных имуществ. Во главе министерства стоит министр, который имеет товарища. При министре состоит совет, действующий на общем основании, и ученый комитет. Учреждения в министерстве имеются следующие: 1) департамент общих дел, образованный в 1867 году из канцелярии министра. В заведовании его находятся часть инспекторская и дела общие по управлению министерством. В нем сосредоточиваются также дела судные и попечительство над инородцами. Он состоит из отделений: инспекторского, распорядительного, колоний и счетного. При департаменте состоит юрисконсульт с помощниками.

2) Временной отдел по преобразованию земельного устройства государственных крестьян имеет в ведении своем: 1) свободные казенные земли и оброчные статьи; 2) дела по ведомству государственных имуществ в западных губерниях: 3) приведение в действие правил о поземельном устройстве государственных крестьян на основании прилож. IV к указу 5 марта 1861 года. При отделе состоят: а) кадастрово-люстрационная комиссия и б) чертежная. Засим отделу подведомственны: а) чины по устройству и оценке оброчных статей; б) по составлению владенных записей; в) по составлению люстрационных актов; г) Астраханское правление рыбных и тюленьих промыслов, и д) Прибалтийская комиссия регулирования,

3) Департамент земледелия и сельской промышленности, которому вверено попечение об усовершенствовании и поощрении разных отраслей сельского хозяйства и заведование учрежденными с этою целью учебными и образцовыми сельскохозяйственными заведениями. В состав департамента, сверх общеположенных чинов, входят инспекторы сельского хозяйства. В ведении департамента находятся: 1) учебные заведения: а) земледельческий институт в С.-Петербурге; б) Петровская земледельческая и Лесная академия в Москве и несколько земледельческих училищ*(1929); 2) сельскохозяйственный музей; 3) учебные фермы, состоящие при петровской академии и училищах; 4) садовые заведения и училища садоводства.

4) Управление горною частью, переданное в ведение министерства государственных имуществ в 1873 году. Управление составляется 1) из горного департамента, в коем сосредоточивается инспекторская часть горного ведомства и общее заведование по части: а) казенных горных заводов, б) частных горных заводов, в) горных заводов в Царстве Польском, г) частной золотопромышленности; 2) горного совета; 3) горного ученого комитета. Управлению подведомственны: 1) горный институт, в качестве высшего учебного заведения горного ведомства, и 2) горно-окружные управления*(1930).

5) Лесной департамент, в котором сосредоточиваются инспекторская часть лесного ведомства, дела по управлению и охранению лесов, по устройству лесов и их употреблению, по делам судным и счетным. При департаменте состоит чертежная. Ему подчинены корпус лесничих и Лисинское учебное лесничество.

6) С 1874 г. министру государственных имуществ подчинено главное управление государственного коннозаводства. На министра перешли права главноуправляющего государственным коннозаводством. Но учреждение этого управления осталось прежнее (по прод. 1868 г.). Управлению подчинены: 1) государственные конские заводы, 2) конюшни заводских жеребцов, 3) аукционные конюшни, 4) общество для испытания лошадей, 5) учреждаемые от управления в разных местах скачки, бега, выставка лошадей и испытания их, 6) вообще дела по развитию и улучшению коннозаводства. Управление составляют: а) главноуправляющий (министр); б) совет, образованный на коллегиальных началах; в) заведующие коннозаводскими округами (они присутствуют и в совете) и г) канцелярия главного управления.