logo search
33_DIsk_IV / всемирная организация организации инт собств / intsobst

В. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков

(а) Введение

24.22. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов было принято 12 июня 1973 года на Дипломатической конференции, состоявшейся в Вене, Австрия. Соглашение вступило в силу 9 августа 1985 года.

(b) Основные особенности Соглашения

24.23. Данное Соглашение тесно связано с другими документами, в частности с Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 года и Страсбургским соглашением о Международной патентной классификации от 24 марта 1971 года.

24.24. Как и вышеуказанные Соглашения, Венское соглашение в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности учредило специальный союз (далее упоминаемый как Союз), который применяет общую классификацию изобразительных элементов знаков (далее упоминаемую как Международная классификация). Большое количество товарных знаков и знаков обслуживания содержат такие изобразительные элементы, а Классификация дает возможность идентифицировать знаки, состоящие элементов, которые либо одинаковы, либо похожи.

24.25. Как определено в Соглашении, Международная классификация состоит из «перечня категорий, групп и подгрупп, по которым классифицированы изобразительные элементы знаков, которые в некоторых случаях сопровождаются пояснительными записками». Оригинал Международной классификации на английском и французском языках в настоящее время сдан на хранение Генеральному директору ВОИС. Немецкая и испанская версии подготовлены Международным бюро.

24.26. Облегчение проведения предварительного поиска, являясь главной целью Международной классификации, не оказывает согласно самому Соглашению никакого воздействия на объем предоставляемой знаку охраны. Однако государства по своему усмотрению могут придать Классификации правовую компетенцию, идущую за пределы простых административных возможностей, предоставляемых Соглашением.

24.27. Государства — члены Союза могут применять Международную классификацию либо как основную, либо как вспомогательную систему. Иными словами, у них есть выбор: рассматривать Международную классификацию в качестве единственной используемой классификацией либо применять ее наряду с национальной классификацией.

24.28. Соглашение требует от ведущих ведомств стран — членов Союза включать в официальные документы и относящиеся к регистрациям и продлениям знаков публикации номера категорий, групп и подгрупп, в соответствии с которыми распределяются изобразительные элементы этих знаков. Однако это требование не имеет обратной силы в том плане, что ведомства стран — участниц Соглашения не обязаны классифицировать изобразительные знаки, зарегистрированные до вступления в силу Соглашения на их территории; с другой стороны, их придется классифицировать в случае продления срока действия регистрации таких знаков.

24.29. Номера категорий, групп и подгрупп, приводимых в официальных документах и публикациях относительно регистрации, должны быть продолжены словами «Классификация изобразительных элементов» или сокращением, которое Комитету экспертов еще нужно определить.

24.30. Соглашение позволяет странам-членам зарезервировать возможность не применять Международную классификацию (или не применять ее в целом) в отношении более точного деления, то есть, скажем, без указания подгрупп. Это положение имеет значение особенно для тех ведомств, которые регистрируют только небольшое количество знаков.

24.31. Международная классификация содержит не только подгруппы, которые необходимы для распределения в них всех изобразительных элементов. Она также содержит дополнительные подгруппы, предназначенные для изобразительных элементов, которые уже охвачены (основными) подгруппами, но которые считается целесообразным сгруппировать согласно определенному критерию для облегчения поиска.

24.32. В других отношениях страны — участницы Соглашения обязаны применять Международную классификацию в том виде, в каком она существует. Они, например, не могут изменять содержание или номер категорий, групп и подгрупп, группировать вместе разные подгруппы для образования единой подгруппы или создавать новые подгруппы, независимо от того, являются ли они основными или дополнительными.

24.33. Поскольку невозможно возложить ответственность непосредственно на межправительственные организации. Соглашение предусматривает, что, если страна — участница Соглашения поручает регистрацию знаков межправительственному органу, она должна принять все возможные меры для обеспечения того, чтобы такой орган применял Международную классификацию в соответствии с Соглашением. При использовании Классификации такой орган будет находиться в том же положении, что и национальное ведомство. В частности, он будет иметь ту же возможность применения вышеупомянутой оговорки.

24.34. Соглашение учредило Комитет экспертов для внесения поправок и дополнений в Международную классификацию, вызываемых изменениями в технологии и торговле или продиктованных практикой. Комитет экспертов состоит из представителей стран — членов Союза и кроме описанной выше работы по пересмотру ставит перед собой задачу оказывать содействие в использовании Классификации, особенно развивающимся странам, а также в ее единообразном применении. Межправительственные организации, специализирующиеся в области знаков, а также другие межправительственные и неправительственные организации могут быть представлены в качестве наблюдателей по решению Комитета экспертов или Генерального директора.

24.35. Международное бюро ВОИС уведомляет компетентные ведомства стран — членов Союза о внесенных изменениях и дополнениях Комитета экспертов вместе с его рекомендациями, которые вступают в силу через шесть месяцев после уведомления. Их оригинал сдается на хранение Генеральному директору ВОИС. Кроме того. Международное бюро вносит изменения и дополнения в Классификацию и публикует их в периодических изданиях, устанавливаемых Ассамблеей Союза.

(с) Преимущества Международной классификации

24.36. Интернационализация промышленных, технических и торговых отношений требует создания единообразных механизмов в области промышленной собственности. Так обстоит дело и с международными классификациями, создаваемыми в процессе сотрудничества между государствами, посредством которых национальные ведомства получают инструменты, которые каждому из них в противном случае пришлось бы создавать и поддерживать в рабочем состоянии. При обмене документацией нет необходимости в их реклассификации.

24.37. Эти преимущества особенно очевидны для развивающихся стран, которые не всегда имеют соответствующий персонал для выполнения таких задач. Преимущества позволяют им сэкономить заметные средства и время, так что они могут сосредоточиться на других приоритетах.

24.38. В такой специфической области, как знаки, уже существует Международная классификация товаров и услуг, созданная Ниццким соглашением от 15 июня 1957 года. Эта Классификация создала ведомствам, ответственным за предварительный поиск, рабочий инструмент, чья полезность и эффективность давно уже подтверждена.

24.39. Однако при проведении этих поисков необходимо также классифицировать и изобразительные элементы знаков. Таким образом, единообразная классификация облегчает национальным ведомствам работу по предварительному поиску. Со своей стороны Международное бюро применяет Международную классификацию изобразительных элементов знаков для кодирования изобразительных знаков, которые регистрируются по международной процедуре в соответствии с Мадридским соглашением.

24.40. По состоянию на 1 октября 1996 года участниками Венского соглашения об учреждении Международной классификации изобразительных элементов знаков являлись следующие 7 государств: Франция, Люксембург, Нидерланды, Швеция, Тринидад и Тобаго, Тунис и Турция.

Литература к разделу В:

Международное бюро ВОИС. Венское соглашение об учреждении Международной классификации изобразительных элементов знаков. WIPO-CEIPI/IP/SB/93/17