§ 106. При рассмотрении порядка решений дел должно иметь в виду: 1) состав присутствия и порядок заседаний, и 2) порядок рассмотрения дел.
I. По общему закону, установленному вообще для коллегий, Сенат не может приступать к решению дел, если в присутствии его нет трех наличных сенаторов. Министр юстиции обязан наблюдать за исполнением этого правила*(1763). Если в присутственный день в д-те не окажется трех сенаторов, обер-прокурор обязан пригласить в заседание из другого д-та младшего сенатора. Правило это не распространяется на Певрый департамент. Ввиду означенной необходимости, закон обязывает сенаторов непременно являться в заседание. Сенаторы, занятые другими поручениями по службе, обязаны присутствовать в д-тах по крайней мере два раза в неделю, а в общих собраниях каждый раз. Правило это не распространяется на министров, на сенаторов, управляющих отдельными частями в министерствах, товарищей министра, генерал-губернаторов и главных начальников губерний. Они присутствуют в сенате в свободное время или когда сочтут это нужным.
Заседания д-тов должны происходить вообще во все присутственные дни; для общих собраний назначается один день в неделю*(1764). Экстренные собрания могут быть назначаемы министром юстиции.
Правило 11 октября 1865 года сделали заседания гражданских и уголовного депар-та публичными. Именно при докладе гражданских и уголовных дел имеют право присутствовать тяжущиеся, подсудимые, поверенные их и посторонние лица*(1765). Для прочих д-тов сохранила свою силу 75 ст., по которой вход в присутствие посторонним лицам воспрещается*(1766).
II. Суждению о деле предшествует доклад, производимый канцеляриею, на обязанности которой лежит и представление различных сведений и объяснений. В этом отношении даже правила 11 октября не внесли ничего нового в делопроизводство сената. Ст. 13 и 93 этих правил постановили, что доклад производится изустно одним из членов суда или секретарем, по назначению председателя. К сенату эти статьи не применяются. Но, применительно к 14 и 94 ст. прав. 11 октября, тяжущиеся или подсудимые (или поверенные их) по окончании доклада могут представлять свои объяснения, что конечно не означает права состязания сторонам, признанного необходимым условием выяснения существа дела уставами 1864 года. "Объяснения" тяжущихся являются как бы дополнением к докладу, на основании которого присутствие постановляет свою резолюцию. Охранение порядка заседаний, доклада и объяснений лежит на первоприсутствующем Независимо от доклада, сенаторы могут ознакомиться с делом из записок, составленных указанным выше порядком. Они раздаются сенаторам за неделю или две до слушания дела*(1767). Записки эти, в глазах закона, являются, впрочем, средством вспомогательным. По 246 ст. учрежд. сената, дела в сенате должны быть открыты каждому сенатору*(1768). Записки раздаются им заранее с тою целью, чтобы они могли "сообразить ее с делом, в присутствии на столе лежащим, вникнуть во все обстоятельства, и, в случае надобности, объясниться с делопроизводителями".
По окончании доклада, сенаторы приступают к суждению о деле. В делах уголовных и гражданских суждению предшествует постановка вопросов первоприсутствующим, причем каждому сенатору предоставляется делать на них замечания*(1769). При суждении, голоса сенаторов собираются по каждому вопросу отдельно; собирание голосов начинается с младшего сенатора. По прочим делам, каждый сенатор высказывает свое мнение по прочтении доклада. Если мнения сенаторов окажутся единогласными, то данная ими резолюция составляется канцеляриею и вносится в журнал. При разногласии начинается диспут и право голоса дается сенаторам, начиная с младшего. При объявлении своих мнений, сенаторы пользуются свободой*(1770).
III. При постановлении решений, Сенат, до последнего времени, подчинялся следующим общим правилам: в департаментах для силы решения требовалось единогласное постановление сенаторов; в общих собраниях дела решались большинством 2/3 голосов*(1771). Относится ли начало единогласия ко времени Петра Великого? До появления исследования г. Петровского, к этому мнению склонялись все. Но г. Петровский, опираясь, главным образом, на подлинные дела, хранящиеся в московском архиве, доказал, что Сенат при Петре Великом постановлял свои решения по большинству голосов*(1772). Несомненное постановление о единогласии находится в известном нам указе Екатерины II (1763г.), коим в сенате учреждены департаменты и общее их собрание. Как департаменты, так и общее собрание должны были решать дела единогласно. Можно ли назвать это постановление личным распоряжением Екатерины, или императрица только утвердила старый обычай? Для разрешения этого вопроса требуется ближайшее ознакомление с делопроизводством Сената при преемниках Петра Великого. Во всяком случае, знатоки сенатского делопроизводства, как граф Завадовский, считали это правило коренным. Жалуясь (в 1801 г.) на упадок Сената при Павле I, Завадовский говорил: "в таком положении издано повеление решать в нем дела по большинству голосов, в опровержение коренного права, что голос и одного сенатора силен был остановить дело". Настояния Сената не привели, впрочем, к желанному им результату. Учреждение 1802 года, утвердило общим правилом, что в департаментах дела решаются единогласно*(1773); но в общих собраниях велено решать дела если и не простым большинством, то большинством 2/3 голосов. Правило это оставалось неизменным до последнего времени.
Первая перемена последовала в 1869 году, когда повелено было: "дела, производящиеся в правительствующем сенате в частном порядке, а равно дела как по жалобам на присутственные места и на должностные лица административного ведомства, так и по представлениям сих мест и лиц", решать в департаментах Сената окончательно большинством 2/3 голосов*(1774). Постановление это касается, очевидно, главным образом первого департамента, имеющего дело с жалобами на присутственные места и с представлениями мест и лиц административного ведомства*(1775).
Затем, в 1873 году изменен порядок постановления определений в общих собраниях сената. Именно новый закон постановил, что в 1-м и 2 м общих собраниях все дела, кроме поступающих из Первого департамента, решаются окончательно простым большинством голосов. Для 1-го департамента оставлен прежний порядок*(1776).
Таким образом, порядок постановления Сенатом своих решений и определений представляет четыре формы:
1. Для всех вообще дел, решаемых в департаментах, требуется единогласие;
2) для дел, исчисленных в примечании к 127 ст., в департаментах требуется большинство 2/3 голосов;
3) в общих собраниях все вообще дела решаются простым большинством;
4) дела, переносимые в общее собрание из 1-го департамента, по-прежнему решаются большинством 2/3.
Во всяком случае, для департаментов закон постановляет более строгие условия: единогласие или большинство 2/3. При такой строгости форм, закон естественно должен был озаботиться, чтобы разногласие не возникало из обстоятельств ничтожных или из простого недоразумения. Устранение таких разногласий и составляет задачу обер-прокуроров.
В случае разногласия, т. е. в том случае, если в департаменте не составляется единогласия или большинства 2/3, обер-прокурор обязан, в течение 8 дней, дать департаменту письменно согласительное предложение. Цель согласительного предложения - склонить сенаторов к резолюции единогласной или к большинству 2/3*(1777). Предложения докладываются департаменту, но отзывы на них испрашиваются только от тех сенаторов, которые участвовали в решении дела. Следовательно, закон воспрещает подкреплять согласительное предложение новыми голосами, не участвовавшими в деле. Прений по согласительным предложениям не допускается; каждый сенатор должен только объявить согласен ли он с предложением, или остается при прежнем мнении. При несогласии сенаторов с предложением обер-прокурора, дело ipso jure переносится в общее собрание сената; именно обер-прокурор переносит дело, не испрашивая на то предварительного согласия министра юстиции.
При разногласии в общих собраниях, обязанность соглашать мнения возлагается на министра юстиции. Для этой цели, дело передается на предварительное обсуждение консультации, учрежденной при министерстве юстиции*(1778). Согласительное предложение составляется юрисконсультом, на основании журнала консультации*(1779). Оно докладывается общему собранию на том же основании, как и предложения обер-прокуроров департаменту. Прений по предложениям не допускается. При несогласии Сената с предложением, дело вносится министром, через государственный совет, на высочайшее усмотрение.
IV. Решение каждого департамента, постановленное единогласно или по большинству 2/3 голосов, вступает в законную силу, если не последует протеста обер-прокурора. На обязанности обер-прокурора, как мы видели, лежит надзор за решением дела; он "охраняет порядок суждений и правильность в решениях". Таким образом, на его обязанности лежит надзор не только за соблюдением установленных форм делопроизводства и правильностью в избрании и применении закона, но и за правильностью решений в их существе Поэтому закон не определяет существа его протеста какими-либо отдельными предметами; 137 ст. у. с. говорит вообще о несогласии обер-прокурора с резолюциею сенаторов, хотя бы единогласно данною. В случае такого несогласия, обер-прокурору предоставляется, в течение 8 дней, предложить о том сенату. Если сенаторы останутся при прежнем мнении, обер-прокурор представляет дело министру юстиции. Последний, уважив протест обер-прокурора, разрешает перенос дела в общее собрание.
В общих собраниях те же права принадлежат министру юстиции. При несогласии своем с резолюциею собрания министр может дать ему от себя предложение. Если сенаторы останутся при прежнем мнении, дело переносится на высочайшее усмотрение через государственный совет.
Согласие обер-прокурора (в общем собрании - министра юстиции) не есть единственное условие, при котором резолюции Сената вступают в силу. По некоторым делам требуется согласие министров или лиц, пользующихся правами министров. Именно сюда относятся дела административные или сопряженные с казенным интересом, при решении которых требуется участие министров. Участие это выражается в различных формах:
1. В первом департаменте дела этого рода (за указанными ниже исключениями) докладываются не иначе, как в присутствии министра, до которого дело относится, или, в указанных законом случаях, его товарища. Доклад этих дел производится для каждого министерства раз в неделю, в день, назначенный по соглашению с обер-прокурором 1-го департамента*(1780). Мнение министра исчисляется в общем счете голосов сенаторов.
2. Из этого правила исключается ряд дел по жалобам чиновников на действия их начальства, на неправильные постановления губернских правлений, по различным делам казенного управления и т. д. Эти дела докладываются вне присутствия министров, но определения Первого департамента, с подлинными делами, препровождаются, прежде подписания сенаторами, к соответствующим министрам. При несогласии министра подписать определение он представляет сенату свое заключение, которое докладывается в присутствии его или товарища министра. Если затем в департаменте не составится узаконенного числа голосов, дело переносится в общее собрание.
3. Во всех прочих департаментах дела, подлежащие решению при их участии, докладываются без истребования предварительных заключений министерств и вне присутствия министров. Но определения департамента, прежде подписания их сенаторами, препровождаются к министрам, которым, в случае несогласия их, предоставляется давать свои заключения. Заключения докладываются департаменту, и если последний не примет мнения министра, то дело переносится в общее собрание*(1781).
V. Исполнение по делам, решенным в сенате, производится по определениям, подписанным сенаторами и пропущенным обер-прокурорами (или министром юстиции для общих собраний). Исключениями из этого правила являются: 1) дела, по коим особых определений не требуется, но исполнение чинится по одним журнальным постановлениям, и 2) дела, по коим требуется высочайшее разрешение. Мы рассмотрим прежде всего общий порядок исполнения.
По каждому делу, выслушанному в департаменте (или в общем собрании), сенаторы дают словесные резолюции. Составление резолюций в письменной форме возлагается на канцелярии, делопроизводители которых могут дополнять их "существом дела, согласно с разумом и словами закона". Составленная и одобренная сенаторами*(1782) резолюция вносится в журнал. "Журнал делится на две части: в одну вносятся резолюции, по которым должны быть составлены особые определения; во вторую - те, по коим не составляется особых определений". Журнал скрепляется делопроизводителями и подносится к подписи сенаторов, на другой день по одобрении ими резолюции. По резолюциям, внесенным в 1-ю часть журнала, составляются особые определения или приговоры. Определения составляются в канцелярии и скрепляются делопроизводителями. Затем они поступают на просмотр обер-прокуроров (или министра юстиции), которые, в случае согласия с определением, делают надпись: читал. После того определения прочитываются в присутствии и подписываются сенаторами. Определения, подписанные сенаторами, возвращаются к обер-прокурорам (или к министру юстиции); они делают на них надпись исполнить и передают к исполнению. Засим определения, смотря по обстоятельствам дела, излагаются в виде указов*(1783), введений*(1784), всеподданнейших докладов и рапортов*(1785); в иных случаях в виде сообщения копий с указов и определений через министра юстиции*(1786). Указы и ведения Сената исходят за подписью обер-секретаря, скрепою секретаря и справкою помощника секретаря, и записываются в исходящей книге у экзекуторских дел*(1787). Наблюдение за исполнением сенатских указов подчиненными местами возлагается на экзекуторов.
2. По журнальным постановлениям исполняются резолюции, которыми дело не разрешается в существе, но постановляется или возвратить просьбу с надписью, или передать дело в другой д-т Сената и т. п. Но и эти журнальные постановления должны быть просматриваемы и пропускаемы обер-прокурорами.
3. На высочайшее усмотрение, через министра юстиции, восходят следующие определения сената: 1) которыми дворяне или чиновники присуждаются к наказаниям, сопряженным с лишением или ограничением прав состояния, и определения по делам, где дворянство подсудимых сомнительно; 2) определения, заключающие в себе ходатайство о помиловании преступников или о смягчении наказания в размерах, выходящих за пределы власти сената; 3) определения по делам о возведении в дворянское достоинство и об утверждении в этом достоинстве по представленным документам; 4) по делам о перемене фамилий; 5) о дозволении сенату пересмотра его решений; 6) по делам, производимым в сенате вследствие высочайших повелений, если в означенных повелениях предписано будет донести Государю о решении сената.
Делопроизводство в кассационных департаментах
§ 107. Согласно общим началам, принятым новыми судебными уставами, центр тяжести всего делопроизводства лежит в присутствии, а не в канцелярии. Затем, роль прокурорского надзора значительно изменилась, как мы видели выше. В этом духе составлен и общий наказ кассационным департаментам.
1. Вступление и первоначальное движение дел. В порядке приема прошений, жалоб и всякого рода бумаг, присылаемых по почте, наказ не отступает от общих правил, установленных для сената. Именно: все бумаги и пакеты поступают в главное сенатское дежурство, откуда они принимаются помощниками обер-секретарей, исправляющими должность архивариуса*(1788). Прошения, жалобы и т. п., подаваемые лично, принимаются или первоприсутствующими департаментов*(1789), или сенаторами, по очереди*(1790). Принятые бумаги, с пометою первоприсутствующего, сдаются архивариусу. Все пакеты и бумаги, адресованные в кассационные департаменты, архивариус вносит во входящий реестр; но если они адресованы на имя первоприсутствующего или обер-прокурора, то архивариус обязан немедленно передать их означенным лицам. Затем, передача бумаг и дел сенаторам и обер-прокурорам производится не иначе как через архивариуса.
Доклад дел возлагается на сенаторов, a распределение дел для доклада производится первоприсутствующим, по взаимному соглашению между сенаторами и по установленной очереди. Поэтому каждое вновь поступившее дело, с подписью первоприсутствующего, отсылается к сенатору, которому оно назначено для доклада. Затем все бумаги, следующие к делу, начатому производством, отправляются архивариусом к докладывающему сенатору. Труды по составлению доклада возлагаются, как сказано, на сенаторов; но докладывающий сенатор может поручить обер-секретарю составить справку из прежних решений департамента. По рассмотрении дела сенатором, оно отсылается к обер-прокурору для изготовления заключения. Самый день доклада назначается первоприсутствующим, y которого ведется очередной список дел, назначаемых к слушанию. Объявление о назначении дела к слушанию вывешивается в приемной комнате Сената за неделю до доклада, а за день до этого дня обер-прокурор или его товарищ возвращают дело к докладывающему сенатору.
2. Присутствие кассационного департамента, как всякого судебного места, составляется minimum из трех сенаторов, считая в том числе и первоприсутствующего. При недостатке наличных членов, первоприсутствующий обязан пригласить младшего сенатора из другого департамента. Независимо от присутствующих сенаторов, в каждом заседании должны находиться: 1) обер-прокурор или товарищ его и 2) обер-секретарь. Первоприсутствующий имеет следующие права: 1) он открывает и закрывает заседания; 2) наблюдает за порядком заседания, для чего он вооружен дисциплинарными правами, и за порядком слушания и решения дел. В распоряжении его состоит судебный пристав. В отсутствие первоприсутствующего, место его занимает старший из наличных сенаторов. Заседания департаментов, кроме заседаний распорядительных, публичны. Закон определяет случаи, когда дело слушается при закрытых дверях*(1791).
3. Доклад и решение дел. При докладе и решении дел Сенат руководствуется общими правилами, установленными для судебных установлений. Доклад дела производится сенатором и заключается в изложении: 1) обстоятельств дела, относящихся к предмету жалобы или протеста; 2) обжалованного приговора; 3) причин к ходатайству об отмене приговора; 4) законов, относящихся к делу, и 5) примерных решений Сената*(1792). Кроме того, докладывающий прочитывает особенно важные документы из дела. За докладом следует заключение обер-прокурора и объяснение участвующих в деле лиц, если они находятся в заседании. Постановление это показывает, что в состав процедуры кассационных департаментов не входит состязание сторон. Устранение состязательного начала мотивируется тем, что оно, "будучи наилучшим средством для приведения в ясность существа дела, не может иметь того же значения при кассационном производстве, при котором все вопросы, подлежащие разрешению, сводятся более или менее к толкованию закона и для этого достаточно, если кассационный департамент будет иметь в виду заключение обер-прокурора, как блюстителя за охранением силы законов". Нужно заметить, что этот взгляд нашего законодательства не разделяется законодательствами иностранными. Во Франции при кассационном суде имеются даже особые адвокаты*(1793). По окончании объяснений, присутствию предлагается проект вопросов, подлежащих разрешению. Они составляются и предлагаются докладывающим сенатором, причем обер-прокурору и лицам, участвующим в деле, предоставлено право обратить внимание Сената и на другие вопросы. Постановка вопросов, в окончательной форме, принадлежит присутствию, они провозглашаются первоприсутствующим.
Разрешение вопросов происходит в совещательной комнате, где не могут находиться ни лица прокурорского надзора, ни участвующие в деле лица*(1794). Первоприсутствующий, по каждому вопросу, отбирает мнение сенаторов, начиная с младшего; собственное мнение он объявляет под конец. По отобрании голосов по всем вопросам, первоприсутствующий делает на вопросном листе соответствующие отметки. Вопросы решаются по большинству голосов; при разделении их, голос председателя дает перевес*(1795). Принятое решение провозглашается первоприсутствующим публично.
4. Резолюции кассационных департаментов*(1796) присоединяются к общему журналу, составленному обер-секретарями. Некоторые резолюции, коими не разрешаются жалобы или просьбы в существе,*(1797), исполняются по журнальным постановлениям, для чего они пишутся непосредственно с соображениями, по форме, установленной для частных определений*(1798). Исполнение по резолюциям, которыми разрешены просьбы в существе, производится по особым частным определениям*(1799). Они изготовляются докладывавшим дело сенатором и передаются им первоприсутствующему. По рассмотрении и утверждении их присутствием, они передаются обер-секретарю, который и представляет их сенаторам для подписи.
По делам, где кассационные департаменты действуют в качестве судебной инстанции, составляются подробные решения, приговоры и особые протоколы заседаний.
- Начала русского государственного права
- Том I. О государственном устройстве
- Предисловие
- Bведение
- Часть I. О государственном устройстве Книга первая. Учение о законе Отдел первый. О порядке составления и обнародования закона
- Глава первая. Признаки закона, отличающие его от других распоряжений и постановлений
- Глава вторая. Источник законодательной власти
- Глава третья. Моменты составления законов
- § 22. Право окончательного обсуждения проекта закона должно быть рассмотрено по его содержанию и по его объему.
- Глава четвертая. Обнародование законов
- Отдел второй. О силе закона
- Глава первая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от верховной власти
- § 38. Прежде всего необходимо решить вопрос - признает ли наше законодательство различие между законами и распоряжениями, исходящими от верховной власти?
- § 39. Внешним признакам, отличающим высочайшие повеления от закона, соответствует различие между тем и другим и по самому содержанию.
- Глава вторая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от подчиненных правительственных властей
- § 45. Мы рассмотрим принцип закономерного постановления, во-первых, по отношению к сенату.
- § 50. Неисполнение распоряжения администрации одним лицом предусмотрено 29 ст. Мир. Уст.
- § 51. Между жалобами, о которых говорят наши законы, должно различать: 1) жалобы единоличные, подаваемые частными лицами, и 2) коллективные жалобы, исходящие от сословных и общественных собраний.
- § 55. Гораздо определеннее постановления наших законов о праве коллективных жалоб.
- Глава третья. Распоряжения, исходящие от мест общественных
- § 58. Меры, которые обеспечивают законность распоряжений общественных властей, чрезвычайно разнообразны. Они зависят от тех условий, в которые поставлено то или другое общественное собрание*(148).
- Глава четвертая. Отношение судебной власти к власти законодательной
- § 60. Эти факты указывают на практическую необходимость толкования законов. К ней должно присоединить и юридическую обязанность государства дать суду право толкования.
- § 66. Судебные уставы 1864 г. Отменили старый принцип права толкования и заменили его новым, диаметрально противоположным.
- § 71. Эти общие начала, установляющие силу судебного толкования, выражены и в наших основных законах.
- Отдел третий. О действии закона
- Глава первая. О действии закона во времени*(186) а. Общие начала
- § 86. Принцип, указанный выше, нагляднее всего применяется к области права уголовного, в том смысле, что в этой сфере наиболее легко определить, что должно быть названо обратным действием законов.
- § 89. Затем обратимся к другим видам законов, действие которых также может быть объяснено с точки зрения указанных выше принципов.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 90. Постановления русского законодательства по этому предмету изложены в двух статьях Основных законов, из коих первая установляет общее правило, вторая указывает на некоторые исключения.
- § 93. Первое исключение из общего правила, на основании 1 п. 61 ст., составляет тот случай, "когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего".
- Глава вторая. О действии законов по месту*(214) а. Общие начала
- § 96. Действие законов по месту различается соответственно различию между законом уголовным и гражданским законом.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 102. Указанное общее начало проводится отчасти в области уголовного права, отчасти в праве гражданском.
- В. Местные законы
- Глава третья. О действии закона по лицам
- Книга вторая. О верховной государственной власти Отдел первый. Права и преимущества верховной власти
- § 114. Исследование вопроса о правах и преимуществах государственной власти в России, как в монархии неограниченной, сосредоточивается на рассмотрении прав власти императорской.
- Глава первая. Права верховной власти
- § 119. Эти начала проведены и в нашем законодательстве.
- § 120. Необходимо, следовательно, определить точнее круг непосредственной компетенции императорской власти.
- § 124. Самодержавная власть проявляет свои права в области правосудия.
- § 126. Таковы права верховной власти в сфере гражданского управления. Но права самодержавия обнаруживаются и в области управления церковного. Необходимо прежде всего определить общий объем этих прав.
- Глава вторая. Преимущества верховной власти
- Отдел второй. О преемстве верховной власти
- § 136. Государственная власть, по существу своему, непрерывна, т. Е. Действие ее не прекращается со смертью данного ее представителя; силою закона права ее немедленно переносятся на другое лицо.
- Глава первая. Общие начала преемства престола
- § 138. Порядок преемства государственной власти вообще определяется коренными ее признаками и началами публичного права, в противоположность его праву частному.
- § 139. Порядок преемства власти в монархиях определяется не только вышеизложенными общими условиями государственного блага, но и специальными условиями, присущими монархической форме правления.
- Глава вторая. Порядок престолонаследия по русскому праву
- § 149. Русская система престолонаследия основана на следующих началах:
- Глава третья. Несовершеннолетие императора; опека и правительство
- Отдел третий. Учреждение императорской фамилии
- § 158. Учреждение императорской фамилии издано в 1797 г. Апреля 5-го, императором Павлом I. С небольшими видоизменениями оно вошло в состав основных законов империи.
- § 161. Взаимные отношения агнатов и лиц женского пола, происшедших от мужеского поколения, определяются следующим началом:
- § 162. Лица женского пола лично пользуются определенными им преимуществами и сохраняют их и по выходе замуж, если супруг их не имеет титула высшего (царствующего короля, королевского наследника).
- § 163. Преимущества, принадлежащие членам императорского дома, состоят: а) в особом титуле; б) в праве на известные ордена; в) в праве на определенные почести и отличия и в) в праве на содержание.
- § 165. Преимущества наследника престола и его супруги состоят в следующем:
- § 166. Прочие члены императорского дома пользуются установленными для них преимуществами и содержанием на следующих условиях:
- Книга третья. О подданстве и правах состояния
- Отдел первый. О подданстве вообще
- Глава первая. Существо подданства
- § 172. Природа различных прав и обязанностей, как политических, так и гражданских, требует исключительной принадлежности лица к одному известному государству.
- Глава вторая. Условия приобретения подданства а. Исторический очерк этих условий
- § 177. Конец господству личного принципа был положен феодальной системой, которая перешла к прямо противоположному началу*(431).
- Б. Постановления современных законодательств
- Глава третья. Приобретение прав русского подданства
- § 183. Подобно иностранным законодательствам, и наше различает натурализацию обыкновенную и чрезвычайную.
- Отдел второй. Образование сословий в России*(452) Глава первая. Русские сословия до Петра Великого
- § 193. Таковы главнейшие фактические данные, объясняющие процесс образования сословий в Московском государстве. Сделаем общие выводы из этих фактов.
- Глава вторая. Образование русских сословий со времени Петра Великого а. Отношение Петра Великого к сословиям вообще
- Б. Образование привилегий дворянства
- В. Сословие городских обывателей
- § 213. На этих основаниях легко уже установить различие между городскими обывателями и их разрядами.
- Г. Судьба крестьянского сословия
- Отдел третий. О приобретении и утрате прав состояния Глава первая. О приобретении и сообщении прав состояния а) о приобретении и сообщении прав дворянского состояния
- § 238. Понятие о дворянском состоянии вообще дает 14 ст. IX т. Св. Зак. "Сюда вошли 1 и 91 ст. Жал. Дв. Гр. 1785 г." Первая часть ее определяет самый принцип дворянского состояния. Здесь мы читаем:
- § 240. Дворянское состояние сообщается рождением и браком*(702).
- Б. О приобретении прав духовного состояния
- B. Условия приобретения прав городских обывателей
- Г. Порядок приобретения прав сельских обывателей
- Глава вторая. Об утрате, ограничении, восстановлении и перемене прав состояния
- Отдел четвертый. О правах подданных вообще и по состояниям в особенности Глава первая. Предварительные замечания
- Глава вторая. Права и обязанности русских подданных вообще
- § 258. Суд в действиях своих должен быть связан известными формами, ограждающими личность подозреваемого в преступлении от произвола судебной власти.
- Б. Обеспечение имущественной неприкосновенности лица
- Глава третья. Право передвижения
- § 274. Отлучка русских подданных за границу может быть постоянной и временной.
- Глава четвертая. Право торговли и ремесл
- § 276. Все виды торговли производятся или беспошлинно, или с платой особых пошлин.
- Глава пятая. Законодательство по делам печати*(875)
- § 288. Все издания, не подходящие под правила, изображенные в высочайшем указе сенату 1865 г., подлежат рассмотрению предварительной цензуры*(926).
- Глава шестая. О веротерпимости*(932)
- § 295. Уголовное законодательство прежде всего предвидит внешние действия, направленные против христианской и православной веры, и затем действия субъективные.
- Глава седьмая. Об общих обязанностях русских подданных
- Глава восьмая. О различии сословий по правам и обязанностям а. О различии по правам
- Б. Сословные отличия по обязанностям
- А. Инородцы восточные
- § 319. Оседлые инородцы сравниваются с природными русскими подданными во всех правах и обязанностях, смотря по сословиям, к которым они приписаны, с следующими двумя изъятиями:
- Б. О евреях a) Исторический очерк законодательства о евреях*(1060)
- Б) Действующее законодательство о евреях
- Глава вторая. Об иностранцах
- I. Комитет министров
- II. Совет министров
- III. Кавказский комитет
- Предисловие
- Книга первая. Существо и классификация государственных должностей
- § 1. Учение о государственном управлении есть учение об осуществлении верховных прав, принадлежащих государственной власти, и тех целей государства, к достижению которых оно стремится*(1174).
- Глава первая. О государственных должностях вообще
- § 7. Этими данными определился процесс образования новой королевской власти, отразившийся и на развитии системы государственных должностей. Процесс этот слагался из следующих моментов:
- § 10. Проявление и применение этой идеи были весьма различны. Она сослужила большую службу народным интересам. Но в дальнейшем развитии обнаружились ее несостоятельность и великий практический вред.
- Глава третья. Образование должностей в России
- Глава пятая. Классификация русских государственных установлений
- § 31. Согласно предложенной здесь классификации русских установлений, обозрение их будет расположено в следующем порядке:
- Книга вторая. Отдел первый. Органы законодательства и верховного управления Глава первая. Государственный совет
- Глава вторая. Комитет министров и связанные с ним установления
- I. Комитет министров
- § 48. Приведенными историческими указаниями объясняется компетенция комитета. Мы рассмотрим здесь I) круг дел, подведомственных комитету, и II) степень предоставленной ему власти.
- § 50. Делопроизводство в комитете министров представляет значительное сходство с порядком движения дел в госуд. Совете. Но правила, сюда относящиеся, менее точны и представляют некоторые особенности.
- II. Совет министров*(1451)
- § 52. Дела, вносимые в совет, если государь изъявит на то свое согласие, относятся к порядку как законодательному, так и административному.
- III. Кавказский комитет
- Отдел второй. Высшие места подчиненного управления Глава первая. Правительствующий Сенат*(1466)
- А. История Сената
- A) Сенат при Петре Великом
- Б) Упадок сената (1726 - 1741)
- § 63. Два учреждения, следовавшие одно за другим, лишили Сенат прежнего его значения; это были: Верховный тайный совет и кабинет.
- В) Сенат при Елизавете Петровне (1741 - 1761)
- Г) Реформы Екатерины II и Павла I (1762 - 1801)
- § 70. Меры императора Павла I, с одной стороны, закрепили то, что уже совершилось на деле при Екатерине II, с другой - довершили распадение сената.
- Д) Реформы Александра I*(1584)
- Б. Современное устройство сената
- I. Организация сената
- II. Компетенция сената
- 1) Компетенция Сената в целом его объеме
- 2) Компетенция отдельных департаментов
- § 82. Обнародование законов было предоставлено сенату с самого начала его учреждения, т.Е. При Петре Великом*(1623).
- § 83. Распорядительная власть предоставляется департаменту в следующих случаях:
- Департамент герольдии
- Департамент межевой
- Судебные департаменты, действующие по старому порядку
- Кассационные департаменты*(1710).
- § 99. Компетенция кассационных департаментов должна быть рассмотрена: 1) по пространству их действия, и 2) по роду предоставленных им дел.
- Общие собрания
- Особое присутствие Сената для суждения дел о государственных преступлениях
- III Делопроизводство в сенате
- § 106. При рассмотрении порядка решений дел должно иметь в виду: 1) состав присутствия и порядок заседаний, и 2) порядок рассмотрения дел.
- IV. Особые установления при сенате
- V. Заключение
- § 109. Из обозрения круга дел, предоставленных в настоящее время Сенату, и учреждений, его составляющих, можно придти к следующим заключениям:
- Глава вторая. Св. Правительствующий синод*(1806).
- А. Исторические очерки Синода
- § 120. Государственный характер духовной коллегии выразился в ее организации и круге ведомства.
- Б. Современное устройство синода
- Глава III. Министерства а. Понятие о министерствах вообще
- Б. Министерства в неограниченной монархии
- В. Развитие министерств в России
- Д. Положение министерств в ряду других государственных установлений
- Е. Организация министерств
- § 137. Совещательными учреждениями в министерствах являются: а) совет министра; б) общие присутствия в департаментах; в) специальные советы, состоящие при некоторых департаментах.
- Ж. Организация отдельных министерств
- 1) Министерство иностранных дел
- 2) Министерства военное и морское
- § 143. Военно-сухопутное министерство образовалось из воинской коллегии, образованию которой предшествовали многочисленные приказы по воинской части времен московских*(1899).
- 3) Министерство финансов
- 4) Министерство государственных имуществ
- 5) Государственный контроль
- § 148. Закон 1836 года без существенных изменений оставался в силе до издания в 1862 году положения о финансовой смете и преобразования ревизионной системы в 1863 году.
- 6) Министерство внутренних дел*(1950).
- 7) Министерство народного просвещения
- 8) Министерство путей сообщения
- 9) Министерство юстиции
- 10) Учреждения, состоящие в непосредственном ведении Его Императорского Величества а. Министерство Императорского Двора
- Б. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
- В. Комиссия прошений
- § 158. Назначение комиссии прошений не изменено позднейшими узаконениями; она установлена для рассмотрения жалоб и прошений, приносимых Государю*(2088).
- Предисловие
- Введение Общее значение местных установлений*(2098) Глава первая. Централизация, децентрализация и самоуправление
- Глава вторая. Местные учреждения и политическое устройство государства
- § 11. Несмотря на все разнообразие форм управления, все они одинаково могут быть объяснены этим элементарным фактом.
- § 12. Из тесной связи начал политического устройства каждого государства, с его административной системой, нельзя не вывести заключения, что понятие самоуправления есть понятие политическое.
- Глава третья. Главные моменты развития местных учреждений в России
- Книга первая. Исторический очерк местных учреждений в России Отдел первый. Местные учреждения до Екатерины II
- Глава первая. Период московский
- Глава вторая. Первое учреждение губерний
- Глава третья. Переходное время до Екатерины II
- Отдел второй. Сословно-приказная губерния Глава первая. Учреждение о губерниях 1775 года
- Глава II. Местные учреждения от кончины Екатерины II до реформ императора Александра II
- Книга вторая. Учреждения правительственные и дворянские Отдел первый. Административное деление России и система местных установлений
- § 98. Принимая в основание это историческое начало, мы можем принять следующую классификацию "особых" установлений в губернии, названных в 17 ст. II т.:
- § 104. Административное деление Австро-Венгрии*(2287) представляет существенные различия в двух половинах этой монархии.
- Отдел второй. Начальники губерний
- Глава первая. Генерал-губернаторы
- § 108. Учреждение министерств и постепенное развитие губернаторской должности окончательно выяснило неудовлетворительность наместников как органа нормального местного управления.
- Глава вторая. Должность губернатора
- А) Губернатор, как представитель высшей правительственной власти
- Б) Административные обязанности губернатора
- § 124. Перечень обязанностей губернатора по этим предметам, до преобразования местного управления, был изложен в следующих выражениях:
- § 128. Первым из таких предметов является отправление воинской повинности на основание устава 1874 года. Главные моменты по заведованию этими предметами суть следующие:
- В) Участие в разных предметах управления и суда
- § 130. Все вообще губернские и уездные установления подлежат, как мы видели выше, надзору губернатора, как главного представителя правительственной власти в губернии.
- Г) Надзор за сословными и общественными установлениями
- Д) Отчеты о состоянии губернии
- Е) Общее значение должности губернатора
- Глава третья. Градоначальники
- Отдел третий. Правительственные установления
- § 140. Губернское правление состоит: I) из общего присутствия и II) канцелярии.
- § 141. Переходя к рассмотрению отдельных должностей, составляющих губернское правление, заметим следующее.
- § 148. Согласно разделению дел устанавливается и особый порядок их разрешения.
- Глава вторая. Места казенного управления
- § 150. Дела управления казенного сосредоточиваются: 1) в казенной палате; 2) управлении государственными имуществами и 3) губернском акцизном управлении. А) Казенная палата
- Б) Управление государственными имуществами
- В) Акцизное управление
- Г) Контрольные палаты
- Глава третья. Установления полицейские
- I. Исторический очерк полицейских установлений в России
- II. Устройство полиции
- III. Круг ведомства местной полиции
- IV. Распределение власти между отдельными установлениями и чинами полиции
- § 188. Полицейская власть в уездах и городах принадлежит или коллегиальному установлению - полицейскому управлению, или отдельным чинам полиции.
- Отдел четвертый. Дворянские учреждения Глава первая. Состав дворянских собраний
- § 194. Указав на главные начала правил об участии в выборах, рассмотрим отдельные вопросы, возникающие из применения этих правил.
- § 195. На основание рассмотренных правил в губернском собрании дворянства принимают участие (при соблюдении общих условий, указанных ст. 96 и 136):
- Глава вторая. Роды дворянских собраний и принадлежащие им права
- Глава третья. Порядок собраний и их делопроизводство
- Глава четвертая. Дворянские установления