logo search
Р А З Д Е Л I-IV

§ 4. Внутриорганизационные управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности

Учитывая важнейшие черты так называемого узкого определения государственного управления, а также необходимость исполнения функ-ций государственного управления не только органами исполнительной власти, но и иными государственными органами (например, функции кадрового обеспечения государственного органа, организации служебной деятельности коллектива, руководства коллективом, обеспечения, внутреннего контроля исполнения поручений), в системе административно-правового регулирования находятся внутриорганизационные управленческие отношения. Они возникают, изменяются и прекращаются в процессе обеспечения деятельности соответствующего государственного органа. Таким образом, практически каждый государственный орган (например, Государственная Дума, областная Дума, прокуратура, суд) обязан с целью самоорганизации и обеспечения готовности эффективного выполнения конституционно установленных за этими государственными органами функций (например, законодательная деятельность, правосудие, прокурорский надзор) осуществлять функции организации внутреннего порядка. Обеспечительно-организационные функции государственных органов создают надлежащие условия для их нормальной деятельности.

Внутриорганизационные управленческие функции осуществляются как руководителями государственных органов, так и сотрудниками аппаратов этих органов. В аппаратах органов судебной или законодательной власти управленческие функции реализуются государственными гражданскими служащими. Внутриорганизационные управленческие отношения возникают в связи с:

а) осуществлением государственными органами и их руководителями функции организации деятельности этих органов (распределение должностных обязанностей внутри государственного органа и его аппарата; определение компетенции между руководителем, его заместителями, специалистами и обеспечивающими специалистами; утверждение штатного расписания и внесения в него изменений);

б) необходимостью определения структуры государственных органов, соответствующей функциональному назначению;

в) построением и функционированием государственной службы, проведением кадровой работы;

г) осуществлением функций контроля, координации, руководства, учета, планирования деятельности аппарата соответствующего государственного органа (применение к должностным лицам, государственным служащим мер ответственности или поощрения (стимулирования эффективной деятельности); содействие осуществлению административно-служебных процедур внутри государственного органа; контроль за установленным порядком документирования и архивной работой; материально-техническое обеспечение деятельности государственного органа; создание условий для информирования общественности о деятельности государственного органа и принимаемых им решений).

Например, аппарат органов законодательной власти осуществляет деятельность по обсуждению законопроектов, проведению обсуждений, юридических экспертиз законопроектов; руководитель законодательных органов власти распределяет обязанности между сотрудниками аппарата, дает им поручения, контролирует их исполнение, применяет меры дисциплинарной ответственности. Председатели судов, не вмешиваясь непосредственно в осуществляемое судьями этих судов правосудие по конкретным делам, обеспечивает организацию деятельности этих государственных органов, организует и проводит совещания, руководит аппаратом судов, дает обязательные для исполнения распоряжения и поручения, контролирует исполнение, рассматривает заявления граждан или представителей юридических лиц. Эти и другие функции управления обеспечивают в законодательных органах государственной власти, судах или прокуратуре должный уровень организации внутренней управленческой системы, которая способствует выполнению основных государственных функций соответствующих государственных органов, т.е. законотворчество, правосудие, прокурорский надзор, контрольно-надзорная деятельность.