logo
Р А З Д Е Л I-IV

§ 2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций и учреждений

Законодательство РФ, в частности классификатор выделяет различные категории некоммерческих организаций. К ним относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), общественные движения, фонды, учреждения, государственные корпорации, органы общественной самодеятельности, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, территориальные общественные самоуправления, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, прочие некоммерческие организации.

Официальные критерии характеристики некоммерческой организации закрепляются в ФЗ «О некоммерческих организациях». Некоммерческой организацией является организация: 1) не имеющая цели извлечения прибыли в качестве основного направления своей деятельности; 2) не распределяющая полученную прибыль между участниками; 3) создаваемая для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: некоммерческий фонд, государственную корпорацию, некоммерческое партнерство, некоммерческое учреждение, автономную некоммерческую организацию. Фонд — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Конкретная структура управления фондом в законодательстве не предусмотрена, поэтому сами учредители определяют названия и виды органов управления. Закон устанавливает как обязательный орган управления попечительский совет фонда. Он предназначен для осуществления надзора за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Учредительным документом фонда является устав.

Государственная корпорация — это также некоммерческая организация, не имеющая членства. Учреждается она органами государственной власти Российской Федерацией на основе имущественного взноса и осуществляет социальные, управленческие или иные общественно полезные функции. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Российская Федерация как собственник наделяет данную организацию имуществом, которое передается в собственность государственной корпорации. Указанная особенность отличает государственную корпорацию от государственных учреждений и унитарных предприятий. В связи с этим корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам корпорации, если законом не предусмотрено иное.

Некоммерческое партнерство учреждается гражданами и (или) юридическими лицами, основывается на членстве, главной целью его создания выступает оказание содействия членам организации при осуществлении деятельности, преследующей достижение социально полезных целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Обязанностью членов партнерства является уплата взносов. Особый характер правомочий членов партнерства при выходе из его состава устанавливается законодательством. Он выражается в том, что члены партнерства имеют право на получение имущества партнерства или его стоимости в пределах стоимости тех вещей и нематериальных прав, которые были переданы ими в собственность некоммерческого партнерства. Также при ликвидации партнерства его члены вправе требовать предоставления части имущества некоммерческого партнерства, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимости этого имущества. Структура органов управления некоммерческого партнерства определяется учредителями.

Учреждение создается собственником и финансируется им полностью или частично. В свою очередь, собственник определяет цели деятельности учреждения, которые могут быть управленческими, социально-культурными или иными, но обязательно носящими некоммерческий характер. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, и распоряжение им контролируется собственником. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. К учредительным документам относятся устав и решение собственника о создании юридического лица.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

В качестве некоммерческой организации выступают объединения коммерческих организаций. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. Также некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, одновременно несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренными ее учредительными документами. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов.

По характеру деятельности некоммерческие организации можно классифицировать на профсоюзные, религиозные, благотворительные организации, потребительские кооперативы и т.д.

Конституция РФ закрепляет право каждого человека на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе исповедовать совместно с другими любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные объединения отделены от государства. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления носит светский характер и не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Органы государственной власти не вмешиваются в определение гражданином его отношения к религии, не возлагают на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; не вмешиваются в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивают светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Религиозное же объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Указанные организации не наделяются политическими правами: не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и политических движений. Религиозным организациям запрещается оказывать политическим партиям материальную и иную помощь.

Религиозные организации делятся по территориальному признаку на местные и централизованные. Создается местная религиозная организация при соблюдении следующих условий: 1) наличие учредителей — граждан РФ не менее десяти человек, объединенных в религиозную группу; 2) подтверждение существования религиозной группы на данной территории в течение 15 лет. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Государственная регистрация указанных организаций осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций. Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (федеральная регистрационная служба при Министерстве юстиции РФ — Росрегистрация) или его территориальным органом. Процедура государственной регистрации религиозных организаций сопровождается проведением государственной религиоведческой экспертизы, которая организуется Росрегистрацией.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется налоговой службой на основании принимаемого Росрегистрацией или ее территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия Росрегистрации и ее территориальных органов с федеральной налоговой службой по поводу регистрации религиозных организаций определяется Правительством Российской Федерации.

Ликвидация религиозных организаций осуществляется по основаниям: 1) по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации — добровольная ликвидация; 2) по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений федерального законодательства либо в случае систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям — принудительная ликвидация. Кроме того, по решению суда религиозная организация может быть ликвидирована: за нарушение общественной безопасности и общественного порядка; за действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; за принуждение к разрушению семьи; за посягательство на личность, права и свободы граждан; за нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе связанного с использованием наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий при осуществлении религиозных обрядов и др. По указанным обстоятельствам за-явителями вправе выступить органы прокуратуры, Росрегистрация и ее территориальные органы, а также органы местного самоуправления.

Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Росрегистрация и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением религиозной организацией устава. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по его выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Профсоюзы имеют право создавать свои объ-единения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку. Существуют особенности организации и деятельности профсоюзных организаций, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, судей и прокуроров. Они определяются соответствующими федеральными законами.

Профсоюзы в своей деятельности независимы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Правоспособность профсоюза в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация профсоюза в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке. Для государственной регистрации профсоюзов в Росрегистрацию или ее территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются документы, требуемые федеральным законом. При получении указанных документов Росрегистрация или ее территориальный орган направляет в налоговую службу сведения и документы, необходимые для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц. При получении сведений от налоговой службы о внесении записи в единый реестр юридических лиц Росрегистрация или ее территориальный орган выдает заявителю документ, подтвержда-ющий факт внесения данной записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Объединение работодателей — форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Правовое положение объединений работодателей определяется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и иными федеральными законами. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.

Потребительские кооперативы создаются в соответствии с федеральным законодательством, за исключением гаражных, жилищно-строительных, кредитных и некоторых других. Потребительский кооператив представляет собой организационно-правовую форму потребитель-ского общества. Это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное на основе членства путем объединения имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ. Учредителями потребительского общества могут быть граждане, достигшие 16 лет и (или) юридические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц. Потребительское общество считается созданным с момента его государственной регистрации согласно ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Разновидностью потребительского кооператива выступает сель-скохозяйственный потребительский кооператив. Это кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности кооператива. Потребительские сельскохозяйственные кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы. Потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан. Государство поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых ко-оперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение. Кооператив подлежит государственной регистрации федеральной налоговой службой (единым регистрационным центром в субъекте РФ) в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц.

Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей, и образуется на территории одного или нескольких субъектов РФ. Она выполняет следующие задачи: оказывает помощь российским предприятиям и предпринимателям, содействует развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий; организует взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности и с органами государственной власти, оказывает предпринимателям и их объединениям информационные услуги; содействует развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывает помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества; содействует урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями; обеспечивает предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций. Государственные органы оказывают торгово-промышленным палатам содействие в выполнении ими своих уставных задач, принимают меры по обеспечению их помещениями.

Торгово-промышленная палата создается по инициативе не менее пятнадцати учредителей — российских предприятий любой формы собственности, предпринимателей, ассоциаций (союзов) предпринимателей. Торгово-промышленные палаты регистрируются согласно ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка. Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается Росрегистрацией или ее территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации торгово-промышленных палат осуществляется федеральной налоговой службой. На основании указанного решения органы налоговой службы вносят в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и сообщают об этом органу юстиции. Орган юстиции выдает заявителю документ, подтвержда-ющий факт внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Для государственной регистрации торгово-промышленной палаты со дня принятия устава в течение месяца представляются в орган юстиции: устав, заявление учредителей, протокол учредительного съезда учредителей, решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание торгово-промышленной палаты субъекта РФ; документ об уплате государственной пошлины.

Сравнительно новыми видами некоммерческих организаций являются фондовые биржи, негосударственные пенсионные фонды, товарищества собственников жилья, коллегия адвокатов, юридическая консультация, адвокатская палата. ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. под фондовой биржей признает организатора торговли на рынке ценных бумаг. Фондовая биржа может создаваться в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, выступают только профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом порядок вступления в члены фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется ею самостоятельно на основании внутренних документов. Фондовая биржа не вправе осуществлять иные виды деятельности, кроме деятельности валютной биржи, товарной биржи (дея-тельность по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности (клиринг по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов), деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

В качестве некоммерческой организации федеральное законодательство выделяет негосударственные пенсионные фонды. ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. закрепляет, что негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Классификатор выделяет в качестве организационно-правовой формы некоммерческой организации товарищество собственников жилья. Товарищество собственников жилья — некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. Кондоминиум как единый комплекс недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством о регистрации юридических лиц с предоставлением паспорта домовладения. Паспорт домовладения составляется территориальными или местными бюро технической инвентаризации на основании натурных обмеров и сведений органов архитектуры и градостроительства, органов по землепользованию и земельным ресурсам, органов по управлению государственным имуществом и хранится (в зависимости от формы управления кондоминиумом) у домовладельцев, службы заказчика либо товарищества. Товарищество считается организованным с момента его государственной регистрации.

Согласно Закону РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридических лиц. Объединения частных детективов вправе открывать свои филиалы в других регионах Российской Федерации.

ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. предусматривает несколько коллегиальных форм адвокатской деятельности: коллегия адвокатов, юридическая консультация, адвокатская палата. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями (далее также — устав), и заключаемого ими учредительного договора. Учредителями и членами коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Другой из форм адвокатской деятельности выступает юридическая консультация. Она является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Создается адвокатской палатой по представлению органа исполнительной власти субъекта РФ в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и ФЗ «О некоммерческих организациях». Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности. Реорганизация адвокатской палаты не допускается.

Дальнейшее рассмотрение административно-правового статуса предприятий, учреждений, организаций будет проводиться в аспекте взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций. Оно проявляется в ходе государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица, регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы, ликвидации некоммерческой организации, уплаты налогов, лицензирования и осуществления государственного надзора и контроля.

Государственная регистрация некоммерческой организации осуществляется в соответствии с положениями ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» органами федеральной налоговой службы и едиными регистрационными центрами. Создание единых регистрационных центров допускается в городах с численностью населения не ниже 1 млн человек при возможности обеспечения в них организации работы по регистрации и учету юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Внесение изменений и дополнений в учредительные документы некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу с момента их государственной регистрации. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности, бухгалтерский учет и статистическую отчетность. Некоммерческая организация обязана предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, регистрирующему органу. Ликвидация некоммерческой организации проходит с участием органов государственной власти: промежуточный и окончательный ликвидационный баланс может утверждаться органом, принявшим решение о ее ликвидации. Данная процедура считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Право на ведение единого государственного реестра юридических лиц предоставлено Правительством РФ налоговым органам. Более подробно о государственной регистрации юридических лиц, лицензировании, стандартизации, сертификации, предупреждении монополистической деятельности будет отмечено в параграфе, посвященном административно-правовому статусу предприятий.

Особым административно-правовым статусом наделены такие некоммерческие организации, как учреждения. Учреждение выполняет социально-культурные или административно-политические функции, создает социальные ценности в основном непроизводственного характера. В большинстве своем — это государственные (муниципальные) учреждения. Учреждения включают в себя широкий круг государственных органов и органов местного самоуправления (прокуратура, законодательные, исполнительные органы, суды). Большая часть учреждений осуществляет деятельность, связанную с социальной защитой населения, наукой, культурой, искусством, здравоохранением, образованием и юстицией (лаборатории судебной экспертизы). Как правило, учреждения не отвечают по обязательствам государства и его органов, а несут ответственность по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. В качестве примеров приведем:

1. Государственное или муниципальное учреждение социального обслуживания населения «Геронтологический центр». Подобные учреждения рекомендуется создавать в целях оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет), частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе и наблюдении.

2. ФЗ «О науке и государственной научно-технической деятельности» от 23 августа 1997 г. предусмотрена возможность создания научных организаций. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную или научно-техническую деятельность. Например, Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия художеств). Они являются имеющими государственный статус учреждениями. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации. Правительство РФ финансирует фундаментальные научные исследования, образуя в этих целях фонды поддержки научной деятельности в форме учреждений.

3. ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. определяется, что система социального обслуживания состоит из государственного и негосударственного сектора. Основным источником финансирования государственного сектора системы социального обслуживания являются бюджеты субъектов РФ. Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляют услуги по социальному обслуживанию на дому, стационарному и полустационарному социальному обслуживанию, срочному социальному обслуживанию, оказывают социально-консультативную помощь. Данные организации являются юридическими лицами, а государственные учреждения не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы.

4. На основе Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» от 25 марта 1999 г. № 329 разработано понятие театра. Это организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве. Театр является некоммерческой организацией. Учредителем (учредителями) театра могут быть: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; граждане и юридические лица, в том числе иностранные, и лица без гражданства. Театр как юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.