logo
Р А З Д Е Л I-IV

§ 3. Организационные управленческие отношения

в области осуществления исполнительной власти

Одна из важнейших функций государственного управления и основных задач исполнительной власти — функция организации системы и структуры государственного управления, органов исполнительной власти, системы государственной службы, установления форм и методов управления. Следовательно, важнейшим видом общественных отношений, включенных в предмет административного права, являются организационные управленческие отношения. Эти отношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе обеспечения потребностей всего общества и интересов государства (публичных или общественно-значимых интересов). Нормы административного права обеспечивают формирование исполнительной власти, способной обеспечивать позитивное государственное управления в соответствующих областях государственной жизни, целенаправленно и эффективно регулировать деятельность многочисленных государственных органов по реализации как внутренних, так и внешних государственных функций.

Организационные управленческие отношения регламентируются нормами той части административного права, которая называется «организационно-управленческим правом». В систему административно-правового регулирования организационных управленческих отношений входит также управленческий процесс, т.е. порядок совершения управленческих действий, установления управленческих процедур, принятия и исполнения правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), административный договор.

В общем массиве административно-правовых отношений доминируют отношения, связанные с организацией и функционированием государственного и муниципального управления, публичной службы (государственной и муниципальной), т.е. с той сферой, в которой активно используются такие правовые механизмы и методы, как предписания, указания, контроль, надзор, управление, властное волеизъявление, подчиненность, верность долгу службы, односторонность волеизъявления, применение методов принуждения, использование в деятельности средств административно-правового принуждения и пр. Все эти отношения имеют управленческий характер и охватываются административно-правовым регулированием.

В систему организационных управленческих отношений, устанавливаемых административным правом, входят государственно-управленческие отношения по регулированию хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства в стране. Иначе это называется административно-правовым регулированием в области экономики, в социально-культурной области, в области обеспечения охраны и защиты безопасности личности, общества и государства. Субъекты административного права, регулируя управленческие процессы, могут применять специфические для органов исполнительной власти методы, приемы и правовые средства.

В зависимости от конкретных целей управленческие отношения можно подразделить на внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные), связанные с формированием и функционированием самих управленческих структур, их подразделений и аппарата, и внешние, связанные с воздействием на объекты, непосредственно не входящие в механизм исполнительной власти.

Для регулирования организационных управленческих отношений формируется система нормативных правовых актов, составляющих административное законодательство. Среди таких правовых актов можно выделить, например: федеральные законы, устанавливающие правовое положение Правительства РФ, государственную службу и ее виды, порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов органами федеральной исполнительной власти, распределение должностных обязанностей, подготовка административных регламентов, регламентов осуществления государственных функций, должностных регламентов.