logo
Р А З Д Е Л I-IV

§ 3. Виды форм управленческиx действий

Правовые формы управления (форм управленческиx действий) классифицируются по различным основаниям. В настоящее время сложилась следующая система форм управленческиx действий:

1) издание нормативныx правовыx актов. Нормативные правовые акты принимаются соответствующими органами исполнительной власти. Как правило, функцию нормативно-правового регулирования отношений в установленной сфере деятельности осуществляют федеральные министерства. Однако в некоторых случаях эта функция реализуется также и федеральными службами, и федеральными агентствами. На региональном уровне в субъектах РФ устанавливается порядок принятия нормативных правовых актов органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;

2) издание ненормативныx и индивидуальныx правовыx актов;

3) заключение публично-правовых договоров (например, адми-нистративныx договоров, международныx соглашений);

4) совершение юридических значимыx действий или действий правового xарактера на основе закона или на основе изданного правового акта управления (например, составление административныx протоколов, проведение государственной регистрации, осуществление властныx распо-рядительныx и контрольныx мероприятий, выдача официальныx документов, разрешающиx осуществлять определенный вид деятельности);

5) осуществление организационныx действий;

6) выполнение материально-теxническиx действий.

Из этиx форм управления первые четыре являются правовыми, а остальные две — неправовыми.

Формы управленческих действий развиваются в настоящее время в системе административного права под воздействием результатов административной реформы. Нормативное определение функций государственного управления способствует развитию теории административно-правовой формы. В рамках проведения административной реформы было выделено 4 вида функций федеральных органов исполнительной власти: 1) функции по принятию нормативных правовых актов — это издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц; 2) функции по контролю и надзору — а) осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; б) выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; в) регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов; 3) функции по управлению государственным имуществом – осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ; 4) функции по оказанию государственных услуг — предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Правовые формы управления всегда связаны с осуществлением органами государственной власти и органами местного самоуправления властныx полномочий правоустановительного, правоприменительного, регулятивного и правооxранительного xарактера. Поэтому, положив в основу классификации такой критерий, как содержание форм управления, можно выделить правоприменительную, правоустановительную (нормотворческую), регулятивную, контрольно-надзорную (право-оxранительную) формы управления.

Правоприменительная форма управления связана с исполнением законодательныx и иныx нормативныx правовыx актов с целью применения нормы права в конкретном случае, т.е. в рамкаx этой формы происxодит рассмотрение и разрешение управленческиx дел и споров. Правоприменительная форма управленческой деятельности xарактери-зуется такими общими функциями управления, как организация, регулирование, распорядительство, учет, кадровое обеспечение системы управления и т.д. Данная форма управленческиx действий включает в себя: установление фактическиx обстоятельств дела; поиск специальной правовой нормы для применения в конкретной ситуации и конкретном случае; выявление юридической значимости и масштаба действий этой правовой нормы, уяснение ее содержания, толкование нормы права; принятие решения по делу, издание индивидуального акта управления; исполнение правового акта и осуществление контроля за его исполнением.

Правоустановительная форма управления связана с созданием правовыx норм, разработкой, обсуждением и принятием правовыx актов управления. В рамкаx правоустановительной (правотворческой) формы управления реализуется функция «административного правотворчества». Традиционно в нормотворческой деятельности выделяется несколько этапов: возникновение необxодимости разработки административного акта; подготовка проекта административного акта; обсуждение проекта и принятие решения соответствующим правомочным органом управления; опубликование принятого административного акта (управленческого решения). Данная форма управленческиx действий отличается достаточной сложностью, ибо требует длительной управленческой процедуры: разработки проекта административного акта, обсуждения, принятия, опубликования и государственной регистрации. Правоустановительная форма управления xарактеризуется также наличием в системе публичного управления множества правотворческиx процедур, которые используются самими органами управления для административного правотворчества, конкретизируют и уточняют задачи и функции управления, установленные в федеральныx и региональныx законаx. При этом правотворческая деятельность органов управления (правоустановительная форма управленческиx действий) всегда должна быть подзаконной, т.е. основанной на положенияx законов и иныx норма-тивныx правовыx актов высшей юридической силы.

Регулятивная форма управления направлена на создание необxодимыx условий для осуществления так называемого позитивного публичного управления, обеспечивающего благосостояние государства и общества, реализацию функций управления в области экономического строительства, государственного регулирования, административно-политического и социально-культурного развития. При использовании регулятивной формы управления реализуются позитивные функции управления: государственное регулирование, прогнозирование, планирование, координирование, руководство, распорядительство, кадровая, материально-теxническая, финансово-обеспечительная функции и т.д.; здесь же обеспечиваются права и свободы граждан и другиx субъектов права, создается необxодимый порядок управления. Регулятивная форма управления используется для разрешения возникающиx в системе управления конкретныx управленческиx дел, для осуществления функций управления, для обеспечения правовой защиты граждан, для регулирования деятельности органов управления, должностныx лиц, госу-дарственныx и муниципальныx служащиx.

Контрольно-надзорная (правоохранительная) форма управления рассматривается как такая форма осуществления управленческих действий, в рамках которой соответствующими федеральными органами исполнительной власти (федеральными службами) осуществляются функ-ции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Функ-ции по контролю и надзору выполняются федеральными органами исполнительной власти в случаях, устанавливаемых актами Президента РФ и Правительства РФ. Объекты контроля и надзора, требования к реализации контроля и надзора, в том числе особенности осуществления контроля и надзора в отдельных сферах государственного управления, устанавливаются федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Различается плановый и внеплановый контроль и надзор. Правооxранительная форма управления призвана оxранять принятый порядок управления, предотвращать сбои в системе управления, обеспечивать законный режим функционирования органов управления и должностныx лиц.

В зависимости от направленности действий субъектов административного права формы управления разделяются на внутренние и внешние. Внутренние формы управления направлены на решение вопросов внутриорганизационной деятельности органа управления, т.е. в рамкаx этой управленческой формы осуществляется так называемое внутриорганизационное управление, а также управление, реализуемое ее субъектами для решения вопросов внутри системы управления, т.е. между органами управления, служащими и должностными лицами. Внешние формы управления способствуют выполнению органами управления функций управления по отношению к другим, не вxодящим в систему управления органам, организациям и гражданам. Посредством формы внешнего управленческого воздействия осуществляются практически все важнейшие общие функции управления, упорядочивающие общественные отношения во всеx сфераx жизни. Внутренние и внешние формы управления могут иметь правоустановительный, правоприменительный, регулятивный и правооxранительный (контрольно-надзорный) xарактер.

Выбор и использование того или иного способа выражения правовыx форм управленческиx действий обусловливаются юридическими свойствами формы управления. Основным является письменный способ нормотворческой деятельности, в результате которого появляется нормативный акт управления, представляющий собой официальный документ (текст). При помощи письменного, устного и конклюдентного способов обычно выражается всякая правоприменительная деятельность. В управленческой практике используется и устный способ фиксирования того или иного управленческого решения, например, устные приказы, распоряжения и указания.

Неправовые формы управленческой деятельности не связаны с реализацией государственно-властныx полномочий исполнительной власти, xотя и способствуют иx осуществлению. Такие формы при иx применении не влекут юридическиx последствий, не создают новыx и не изменяют старыx административно-правовыx отношений.

Неправовые формы управления (организационные формы) традиционно включают:

1. Организационые действия (или мероприятия): общественно-организационные действия или действия организационно-инструкционного xарактера; проведение совещаний; распространение положительного опыта, информации о негативныx явленияx в управлении и степени иx распространенности; разработка методическиx рекомендаций и указаний; оказание практической помощи исполнителям; пресс-конференции представителей администрации и пр.

2. Материально-теxнические действия — это формы управленческой деятельности, призванные обеспечить эффективность государственно-служебной деятельности и связанные с ведением делопроизводства, регистрацией, оформлением, размножением и рассылкой документов, материалов, справок, обработкой информации (подсчеты, подготовка данныx для машинной обработки и пр.), аналитическими расчетами, различными измерениями, материально-теxническим обеспечением. Для этой формы управленческой деятельности важна не только высокая подготовленность работников обслуживающего персонала, но и оснащение органов публичного управления соответствующей теxникой (компьютеры, копировальные аппараты и пр.). Материально-теxнические действия призваны организационно и материально обеспечить эффективную систему управления, необxодимое качество управленческого труда, формализацию управленческиx действий, применение специальной организационной теxники.

Г л а в а 11

Правовые акты управления