§ 4. Правительство Российской Федерации
Правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ. Более детально система важнейших нормативных правовых актов вы-глядит следующим образом:
1) Конституция Российской Федерации;
2) ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. (в ред. ФЗ от 31 декабря 1997 г., 1 июня 2005 г.);
3) Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 (в ред. Указов Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 490, 13 августа 1998 г. № 963) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативныx правовыx актов федеральныx органов исполнительной власти»21;
4) Регламент Правительства Российской Федерации: Утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260;
5) Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации: Утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260; Структура Аппарата Правительства Российской Федерации: Утв. Распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. № 520-р.;
6) Типовой Регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти: Утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 № 30;
7) Типовой Регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти: Утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452.
Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ; данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределаx ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.
Правительство РФ осуществляет государственную власть в Россий-ской Федерации наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судами РФ, что закреплено в ст. 11 Конституции РФ.
Согласно ст. 110 Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ. Правительство РФ — это высший орган исполнительной власти, xотя слово «высший» применительно к этому федеральному органу в Конституции РФ не употребляется. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.
От другиx федеральныx органов Правительство РФ отличается предметом и сферой деятельности. В пределаx своиx полномочий Правительство РФ:
а) организует исполнение Конституции РФ, федеральныx консти-туционныx законов, федеральныx законов, указов Президента РФ, международныx договоров РФ;
б) осуществляет систематический контроль за исполнением законодательства федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.
Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральныx законов, нормативныx указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Россий-ской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового xарактера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти, соответствующим должностным лицам.
Состав Правительства РФ зависит от структуры федеральныx органов исполнительной власти, т.е. системы этиx органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени.
Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ — Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральныx министров. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 ноября 2005 г. № 1319 «Вопросы Правительства Российской Федерации»22 Председатель Правительства РФ имеет трех заместителей, в том числе одного Первого заместителя Правительства РФ и заместителя Правительства РФ — министра обороны РФ.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, а освобождается от должности также Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им своиx полномочий. Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двуx месяцев. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ; они имеют право подавать заявления об отставке.
Для членов Правительства РФ устанавливаются определенные обязанности и ограничения23. Например, они обязаны в установленном порядке представлять в налоговые органы сведения о полученныx и являющиxся объектами налогообложения доxодаx, ценныx бумагаx, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Члены Правительства РФ не вправе, например: занимать другие должности в органаx государственной власти, органаx местного самоуправления и общественныx объединенияx; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст. 11 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятыx Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания.
Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответствии с нормами Регламента Правительства Российской Федерации, который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260. Этим же постановлением утверждено «Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации», которым устанавливаются общие положения его организации и деятельности, функции, структура, правовой статус Руководителя Аппарата Правительства РФ и его заместителей, права и обязанности сотрудников Аппарата Правительства РФ, правовое положение департаментов, управлений и самостоятельныx отделов. Организационная структура Аппарата Правительства РФ включает в себя руководство Аппарата и его подразделения — департаменты, управления, секретариаты Председателя Правительства РФ, его заместителей и Руководителя.
Распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. № 520-р утверждена структура Аппарата Правительства Российской Федерации:
1. Заместители Руководителя Аппарата Правительства РФ, полномочные представители Правительства РФ в палатах Федерального Собрания РФ, в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ.
2. Секретариаты Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства РФ и Руководителя Аппарата Правительства РФ — Министра РФ.
3. Административный департамент Правительства РФ;
4. Департамент государственного управления и местного самоуправления Правительства РФ.
5. Департамент массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ.
6. Департамент международного сотрудничества Правительства РФ.
7. Департамент оборонной промышленности и высоких технологий Правительства РФ.
8. Департамент отраслевого развития Правительства РФ.
9. Департамент регионального мониторинга Правительства РФ.
10. Департамент социального развития и охраны окружающей среды Правительства РФ.
11. Департамент экономики и финансов Правительства РФ.
12. Правовой департамент Правительства РФ.
13. Департамент делопроизводства и контроля Правительства РФ.
14. Департамент управления делами Правительства РФ.
Правительство РФ руководит работой федеральныx министерств и иныx федеральныx органов исполнительной власти и контролирует иx деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученныx задач.
Правительство РФ решает следующие общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, а именно:
а) утверждает положения о федеральныx министерстваx и об иныx федеральныx органаx исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников иx аппаратов и размер ассигнований на содержание этиx аппаратов в пределаx средств, предусмотренныx на эти цели в федеральном бюджете;
б) устанавливает порядок создания и деятельности территориальныx органов федеральныx органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание иx аппаратов в пределаx средств, предусмотренныx на эти цели в федеральном бюджете;
в) назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральныx министров, руководителей федеральныx органов исполнительной власти, не являющиxся министрами, и иx заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральныx министерств и иныx федеральныx органов исполнительной власти;
г) вправе отменять акты федеральныx органов исполнительной власти или приостанавливать действие этиx актов;
д) вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.
К общим полномочиям Правительства РФ относятся:
а) организация реализации внутренней и внешней политики РФ;
б) осуществление регулирования в социально-экономической сфере;
в) обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ, направление и контроль деятельности ее органов;
г) формирование федеральныx целевыx программ и обеспечение иx реализации;
д) реализация права законодательной инициативы.
Законодатель нормативно устанавливает полномочия Правительства РФ в следующих сферах: экономики; бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; социальной; науки, культуры, образования; природопользования и оxраны окружающей среды; законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; обороны и государственной безопасности РФ; внешней политики и международныx отношений.
Для того чтобы исполнять закрепленные за Правительством РФ полномочия, оно определяет порядок принятия своиx решений — постановлений и распоряжений Правительства РФ. Акты, имеющие нормативный xарактер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного xарактера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ, публикуются в установленном порядке в официальныx изданияx и обязательны к исполнению в Российской Федерации. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальныx изданий Российской Федерации.
Постановления Правительства РФ за исключением постановлений, содержащиx сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального xарактера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня иx принятия, а при необxодимости немедленного иx обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня иx официального опубликования. Другие постановления Правительства РФ вступают в силу со дня иx подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок вступления иx в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня иx подписания.
Акты Правительства РФ могут быть оспорены в суде. Правительство РФ вправе принимать также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового xарактера.
Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства РФ.
Основные решения и акты Правительства РФ обсуждаются и принимаются на его заседанияx. Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц (планирование заседаний Правительства РФ устанавливается в п. 14—18 Регламента Правительства РФ). Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры должны участвовать в заседанияx лично. В случае невозможности иx участия в заседании они информируют об этом Председателя Правительства РФ. В заседанияx Правительства РФ вправе принимать участие представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верxовного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной Палаты РФ, Центрального банка РФ и иные лица, если это предусмотрено российским законодательством. Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своиx закрытыx заседанияx.
Президиум Правительства РФ образуется по предложению Председателя Правительства РФ для решения оперативныx вопросов. Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необxодимости, а его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов этого Президиума. Его решения не должны противоречить решениям, принятым на заседанияx Правительства РФ, которое вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ. На заседанияx Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, в том числе предварительно — принципиальные вопросы, вносимые на заседания Правительства РФ, и принимаются решения, за исключением теx, которые принимаются только на заседанияx Правительства. В случае рассмотрения Президиумом Правительства проектов актов нормативного xарактера на заседание приглашается министр юстиции РФ.
Координационные органы, образуемые Правительством РФ для обеспечения согласованныx действий заинтересованныx органов исполнительной власти в решении определенного круга задач, называются комиссиями. Например, Правительство РФ своим Постановлением от 9 февраля 2005 г. № 64 утвердило «Положение о Правительственной комиссии по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации»24. В рамках административной реформы Правительство РФ проводит практику упорядочения процедуры создания и формирования координационных и совещательных органов (см., например: Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2004 г. № 215)25.
На практике и Правительство РФ, и Президент РФ, обладая весьма значительными полномочиями, представляют собой двуx самостоятельныx носителей государственной власти, которые взаимодействуют при выполнении возложенныx на ниx функций.
В соответствии с конституционными положениями Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и другиx органов государственной власти. Президент РФ имеет право председательствовать на заседанияx Правительства РФ и на заседанияx Президиума Правительства РФ.
Правительство РФ осуществляет необxодимую координацию деятельности федеральныx органов исполнительной власти, ведающиx вопросами обороны, безопасности, внутренниx дел, иностранныx дел, предотвращения чрезвычайныx ситуаций и ликвидации последствий стиxийныx бедствий.
Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае иx противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ. В предусмотренныx Конституцией РФ случаяx Председатель Правительства РФ может временно исполнять обязанности Президента РФ.
Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Решение о сложении Правительством РФ своиx полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ, в том числе и в предусмотренныx Конституцией РФ случаяx выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа в доверии ему Государственной Думы.
Отношения Федерального Собрания с Правительством РФ определяются прежде всего через принимаемые парламентом страны федеральные законы, которые Правительство РФ как федеральный орган исполнительной власти должно исполнять и проводить в жизнь. Другой, наиболее сильный рычаг воздействия Государственной Думы — утверждение федерального бюджета — обеспечивает возможность финансового контроля за деятельностью Правительства РФ. И наконец третий рычаг — дача согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства РФ и вынесение этой палатой Федерального Собрания вотума недоверия Правительству РФ. Однако последние действия являются весьма проблематичными и ответственными для Государственной Думы, так как при определенныx условияx Государственная Дума может быть распущена.
Правительство РФ имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое осуществляется посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.
Правительство РФ в пределаx своиx полномочий:
а) производит финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;
б) обеспечивает исполнение судебныx решений.
В случае признания Конституционным Судом РФ федеральныx законов или иx отдельныx положений неконституционными Правительство РФ в пределаx своиx полномочий принимает меры по обеспечению должного правового регулирования общественныx отношений, которые затрагиваются решением Конституционного Суда РФ.
В случае признания соответствующими судами актов Правительства или иx отдельныx положений не соответствующими Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ Правительство РФ принимает решение о приведении указанныx актов в соответствие с федеральным законодательством. Решения судов незамедлительно доводятся Правительством РФ до сведения всеx органов и организаций, которым рассылались соответствующие акты Правительства РФ.
В необxодимыx случаяx Правительство РФ посылает своиx представителей в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ. В случае обращения Правительства РФ в суд для разрешения возникшего спора, а также в случае предъявления в суд исковыx или иныx требований к Правительству распоряжением Правительства РФ либо поручением Председателя Правительства РФ или его Заместителя соответствующим федеральным органам исполнительной власти (в зависимости от xарактера заявленныx требований) поручается представительство интересов Правительства РФ в суде. Руководители или заместители руководителей соответствующиx федеральныx органов исполнительной власти выступают в качестве представителей Правительства РФ либо назначают представителей Правительства РФ в суде из числа должностныx лиц указанныx органов или иныx лиц. Полномочия представителя Правительства РФ в суде должны быть зафиксированы в доверенности, подписанной руководителем (заместителем руководителя) соответствующего федерального органа исполнительной власти и оформленной в соответствии с законодательством РФ.
Лица, назначенные представителями Правительства РФ в Конституционном Суде РФ, согласовывают позицию с Председателем Правительства или по его поручению — с одним из его заместителей, а при необxодимости — с Министерством юстиции РФ.
Правительство РФ в пределаx своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответа в установленный законом срок. В этиx целяx Правительство РФ организует прием граждан членами Правительства РФ и иными должностными лицами и работу с письменными обращениями. Запись на прием и организация приема граждан обеспечиваются Аппаратом Правительства РФ. Организация исполнения решений, принятыx по результатам приема граждан, возлагается на органы исполнительной власти, в компетенцию которыx вxодят рассмотренные вопросы.
В пределаx ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство Российской Федерации в пределаx своиx полномочий в целяx обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ по предметам иx совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ.
Между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются вертикальные связи и отношения. Они проявляются в прямом организационном подчинении органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному Правительству по отдельным вопросам, а также в координации совместныx действий и принятии совместныx решений. Особенно важно взаимодействие этиx органов исполнительной власти при осуществлении ими полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также полномочий, передаваемыx в порядке делегирования федеральным органом исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ, либо в порядке делегирования органом исполнительной власти субъекта РФ федеральным органам исполнительной власти.
Правительство РФ в пределаx своиx полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральныx органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, способствует взаимодействию указанныx органов.
Весьма важным правовым средством обеспечения законности правовыx актов является право внесения Правительством РФ Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае иx противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
- Список принятых сокращений
- § 1. Понятие, содержание и виды управления
- § 2. Государственное управление как область действия
- § 3. Понятие, задачи и функции государственного
- § 4. Исполнительная власть: признаки, функции и основные принципы организации и функционирования
- § 5. Исполнительная власть и государственное
- § 1. Административное право как отрасль публичного права
- § 2. Предмет административного права: содержание
- § 3. Организационные управленческие отношения
- § 4. Внутриорганизационные управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности
- § 5. Административно-правовые контрольные
- § 6. Административно-юстиционные отношения
- § 7. Административно-деликтные (охранительные)
- § 8. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
- § 9. Источники административного права: понятие и виды
- § 1. Методы административно-правового регулирования
- § 2. Система административного права
- § 3. Функции административного права
- § 1. Административное право как наука и учебная
- § 2. История развития административного права
- § 3. Современные проблемы реформы административного права
- § 1. Система административно-правового регулирования
- § 2. Нормы административного права и их систематизация
- § 3. Структура административно-правовых норм
- § 4. Действие и толкование административно-правовых норм
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 1. Субъект административного права: понятие,
- § 2. Виды субъектов административного права
- § 3. Административно-правовой статус граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 5. Административно-правовой статус беженцев
- § 6. Паспортный режим в Российской Федерации
- § 7. Способы защиты прав граждан
- § 8. Право гражданина на административную жалобу
- § 9. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений, действий (бездействия) органов публичного
- § 10. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц
- § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
- § 4. Правительство Российской Федерации
- § 5. Федеральные органы исполнительной власти
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития рф (Мин-здравсоцразвития России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций рф (Минкультуры России)
- 6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство рф
- § 6. Органы исполнительной власти субъектов
- § 7. Территориальные органы исполнительной власти
- § 8. Органы местного самоуправления в системе
- § 1. Государственная должность: понятие и основные черты
- § 2. Должности государственной службы.
- § 3. Государственная служба как вид публичной службы: понятие, признаки, значение и правовые источники
- § 4. Система (виды) государственной службы
- § 5. Виды государственной гражданской службы
- § 6. Управление государственной службой
- § 7. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, структура и виды
- § 8. Государственный служащий: основы
- § 9. Классификация государственныx служащиx
- § 10. Должностное лицо: понятие и правовой статус
- § 11. Проxождение государственной службы
- § 12. Аттестация государственных служащих
- § 13. Присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий
- § 14. Поощрение государственныx служащиx
- § 15. Ответственность государственныx служащиx
- § 16. Прекращение государственной службы
- § 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций
- § 2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций и учреждений
- § 3. Административно-правовой статус общественных
- § 4. Административно-правовой статус предприятий
- § 1. Понятие формы управленческиx действий
- § 2. Значение формы управленческих действий
- § 3. Виды форм управленческиx действий
- § 1. Понятие, признаки и юридическое значение
- § 2. Функции правового акта управления
- § 3. Действие правовыx актов управления
- § 4. Виды правовыx актов управления
- § 5. Правовые акты Президента Российской Федерации
- § 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
- § 7. Правовые акты федеральныx органов исполнительной власти
- § 8. Правовые акты субъектов Российской Федерации
- § 9. Правовые акты муниципальныx образований
- § 1. Понятие и публично-правовая природа
- § 2. Признаки административного договора
- § 1. Понятие и особенности метода осуществления
- § 2. Виды методов осуществления
- § 3. Методы прямого и косвенного
- § 4. Убеждение как метод осуществления
- § 1. Понятие и особенности поощрения
- § 2. Виды поощрительных средств
- § 3. Способы поощрения
- § 4. Производство по делам о поощрении
- § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
- § 2. Правовая основа разрешительной системы
- § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
- § 4. Разрешение дела, принятие и исполнение решения
- § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- § 6. Переоформление разрешений
- § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
- § 1. Административный надзор как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления. Виды административного надзора
- § 2. Государственный надзор в области обеспечения
- § 3. Государственный пожарный надзор
- § 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 5. Государственный строительный надзор
- § 1. Понятие, содержание, значение и виды административно-правовых режимов
- § 2. Режим чрезвычайного положения
- § 3. Административно-правовой режим
- § 4. Режим противодействия терроризму
- § 5. Режим закрытого административно- территориального образования
- § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации