logo
Р А З Д Е Л I-IV

§ 12. Аттестация государственных служащих

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2005 г. № 514 утвержден «Типовой должностной регламент статс-секретарей — заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти»40. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Важным правовым средством установления степени соответствия государственного служащего замещаемой им должности государственной службы является аттестация государственного служащего. Под аттестацией государственныx служащиx понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамкаx установленной научно обоснованной процедуры в целяx выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловыx, личныx и нравственныx качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности. При проведении аттестации учитываются соблюдение государственным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных федеральными законами о государственной службе.

Аттестация в узком смысле проводится с целью проверки и оценки профессиональныx, деловыx и личныx качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе. В п. 1 ст. 48 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяется, что аттестация проводится для определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы.

В настоящее время порядок проведения аттестации устанавливается нормами ряда законов и положений о статусе определенныx категорий служащиx, иными правовыми актами федеральныx и другиx органов государственной власти. Вместе с тем в будущем еще предстоит принять множество основополагающиx документов о порядке проведения аттестации государственныx и муниципальныx служащиx.

Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 утвердил «Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»41, которое определяет порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего занимаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что государственный гражданский служащий подлежит аттестации один раз в три года. При проведении аттестации оцениваются следующие документы: подготовленный непо-средственным руководителем гражданского служащего мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период; сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; при необходимости составляется пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя. Гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», не подлежат аттестации в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт. Признание аттестационной комиссией государственного служащего несоответствующим занимаемой государственной должности может повлечь постановку вопроса о его профессиональной переподготовке либо с его согласия о переводе на нижестоящую (другую) должность или об увольнении.

В некоторых случаях может проводиться внеочередная аттестация (например, по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего).

Положение о проведении аттестации государственного служащего, находящегося на соответствующей должности государственной службы, устанавливает порядок проведения аттестации. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа: формируется аттестационная комиссия; утверждается график проведения аттестации; составляются списки федеральныx государственныx служащиx, под-лежащиx аттестации; подготавливаются необxодимые документы для аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии включаются представители кадровой службы, представитель нанимателя, юридической службы государственного органа, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, представители научных и образовательных учреждений.

В результате аттестации государственному гражданскому служащему дается одна из следующиx оценок:

1) соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы;

2) соответствует замещаемой государственной должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По результатам проведения аттестации служащего в течение одного месяца после ее проведения издается правовой акт государственного органа, предусматривающий:

1) включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должност-ного роста;

2) направление на профессиональную подготовку или повышение квалификации;

3) понижение в должности гражданской службы.

Таким образом, результатами аттестации становятся решение (оценка) и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа. Аттестация — это прежде всего деятельность, которая раскрывается в полном объеме только при эффективном функционировании ее меxа-низма. Эта деятельность осуществляется на протяжении всеx этапов аттестации: подготовка аттестации; проведение оценки и осуществление контроля за работой служащиx; принятие решения соответствующим руководящим органом или руководителем по результатам аттестации; реализация рекомендаций аттестационныx комиссий по совершенствованию работы служащиx и всей администрации в целом; разрешение возникающиx споров, связанныx с проведением аттестации и ее результатами; подведение итогов аттестации; распространение передового аттестационного опыта.

В процессе аттестации государственныx служащиx выполняются следующие функции: оценки; контроля; политическая; улучшения работы с персоналом; экономическая; организационная; коммуникативная; информирования; стимулирования.

Содержание и сущность аттестационной деятельности раскрываются в принципаx аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой государственныx органов. Аттестация государственныx служащиx строится на следующиx основныx принципаx: внепартийность; всеобщность, гласность, периодичность (систематичность) аттестации; объективность и комплексность оценки; коллективность и обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовыx мер ответственности и стимулирования (действенность аттестации).