logo
Р А З Д Е Л I-IV

§ 3. Административно-правовой статус общественных

объединений и политических партий

Общественные объединения. Общественное самоуправляемое объединение создается по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих социально полезных целей, указанных в уставе. Объединение граждан происходит на добровольных началах. Общественные объединения создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации могут быть физические лица и юридические лица (общественные объединения). При создании общественного объединения в форме общественной организации учредители автоматически становятся ее членами, приобретая соответствующие права и обязанности. Общественная организация вправе действовать без государственной регистрации, но тогда она не будет обладать статусом юридического лица. Указанный статус позволяет в установленном порядке заниматься предпринимательской деятельностью, выступать от своего имени в качестве истца и ответчика в органах судебной власти, иметь на определенном вещном праве обособленное имущество, открывать расчетный счет, вести бухгалтерские документы и баланс, а также реализовывать иные права юридического лица. Осуществление прав от имени общественной организации как юридического лица предоставляется постоянно действующему руководящему органу. Общественные организации занимают важное место среди некоммерческих организаций, потому что такая форма организации граждан позволяет им решать насущные проблемы, которые невозможно осилить в одиночку. Например, общественные организации, создаваемые родителями детей, страдающих неизлечимыми заболеваниями; общественные организации, защищающие бездомных животных; организации, объединяющие любителей шахматного спорта; объединения инвалидов, краеведов, кружевниц и т.п.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является коллегиальный орган, избираемый общим собранием и подотчетный ему.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и других поступлений, не запрещенных законом. Учредители и лица, управляющие имуществом общественного фонда, не вправе использовать его в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется, как правило, решением его учредителей в виде персональных назначений.

Общественное учреждение — это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем или учредителями. В случае государственной регистрации общественное учреждение действует в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого — совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности. Орган общественной самодеятельности строит свою работу на основе самоуправления согласно уставу, принятому собранием учредителей; не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. Обычно органы общественной самодеятельности не регистрируются в качестве юридических лиц. Например, уличные и домовые комитеты, молодежный парламент г. Липецка и др.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров или уставов, образуя новые общественные объединения. Это позволяет общественным организациям максимально использовать имеющиеся у каждой из них ресурсы, привлекать к своей деятельности внимание коммерческих организаций и органов государственной и муниципальной власти. В г. Воронеже активно действует ассоциация общественных организаций, помогающая инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, родителям детей-инвалидов. Развитие общественных ассоциаций способствует укреплению гражданского общества, что немаловажно для России.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Принципами деятельности общественных объединений выступают добровольность, равноправие, самоуправление и законность. Общественные объединения самостоятельно определяют свою внутреннюю структуру, цели, формы и методы деятельности. Запрещается создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений и наоборот не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Государство обеспечивает поддержку общественных объединений, выражающуюся в целевом финансировании общественно полезных программ по заявкам общественных объединений (государственные гранты); заключении договоров на выполнение работ и оказание услуг; предо-ставлении социального заказа на выполнение государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются органами государственной власти и местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Общественные объединения создаются по инициативе трех учредителей (физических лиц). Решения о создании общественного объединения, об утверждении устава, о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде или общем собрании. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица (общественные объединения). Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских общественных объединений — граждане, достигшие 8 лет. Органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участ-никами общественных объединений.

Государственная регистрация общественных объединений осуществляется в особом порядке. Решение о регистрации общественного объ-единения принимается Росрегистрацией или ее территориальными органами. За государственную регистрацию общественного объединения взимается государственная пошлина согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (2000 р.). В орган юстиции подаются следующие документы: 1) заявление; 2) устав общественного объединения в трех экземплярах; 3) выписка из протокола учредительного съезда или общего собрания; 4) сведения об учредителях; 5) квитанция об уплате государственной пошлины; 6) сведения о месте нахождения руководящего органа общественного объединения (договор аренды или безвозмездного пользования помещением); 7) протоколы общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.

Ликвидируется общественное объединение по решению съезда или общего собрания либо по решению суда в случаях, предусмотренных законом. Основаниями ликвидации общественного объединения (запрета его деятельности) по решению суда являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции и законодательства РФ; систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. Иму-щество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на уставные цели или цели, определяемые решением съезда, общего собрания о ликвидации общественного объединения. Если общественное объединение было ликвидировано из-за осуществления им экстремистской деятельности, то оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество обращается в собственность Российской Федерации. Важной обязанностью общественного объединения является информирование федеральной регистрационной службы об изменениях, внесенных в учредительные документы организации1.

Росрегистрация обладает определенными правами контролирующего характера в отношении общественных объединений. Указанный орган вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями меро-приятиях; выносить предупреждение в случае нарушения общественными объединениями законодательства или совершения противоречащих уставным целям действий.

Финансовые органы контролируют законность получения доходов общественными объединениями, полноту уплаты налогов. Надзор и контроль за выполнением стандартов и правил сертификации осуществляется экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными государственными органами. В случае нарушения общественным объединением Конституции и законодательства Российской Федерации, совершения действий, противоречащих уставным целям, прокуратура вносит в руководящий орган объединения представление об устранении выявленных нарушений. Если общественное объединение должным образом не отреагировало на представление прокурора, данное должностное лицо вправе приостановить деятельность объединения на срок до шести месяцев. Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». К ним относятся: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности.

Одной из специфических организационно-правовых форм общественных объединений выступает политическая партия. Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

К политической партии предъявляются следующие требования: 1) наличие региональных отделений партии более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; 2) число членов политической партии должно быть не менее пятидесяти тысяч человек, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот человек, а в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти человек; 3) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Законодательством о политических партиях выработаны некоторые запреты и ограничения в деятельности политических партий. Запрещаются создание и деятельность политических пар-тий, осуществляющих экстремистскую деятельность, вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Не разрешается создание структурных подразделений политических партий в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления, судебных органах, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных органах и иных государственных и негосударственных организациях

Политическая партия создается свободно на учредительном съезде политической партии или в результате преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации (движения). Документы для регистрации политической партии представляются в федеральную регистрационную службу не позднее шести месяцев со дня проведения учредительного съезда. Государственная регистрация регио-нальных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации самой политической партии. Росрегистрация, установив соответствие содержания и перечня документов требованиям закона, принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения. Вся процедура государственной регистрации не должна занимать более одного месяца со дня подачи политической партией заявления о государственной регистрации.

Контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями законодательства Российской Федерации, за соответствием деятельности политической партии уставным целям и задачам осуществляет Росрегистрация и ее территориальные органы. Она вправе: а) не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий о количестве региональных отделений и членов политической партии; б) направлять своих представителей для участия в проводимых политической партией съездах по принятию устава, выборам руководящих органов политической партии, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии; в) выносить политической партии и ее региональному отделению письменное предупреждение при осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям и задачам; г) вносить в суд заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии.

Если политическая партия нарушает Конституцию и законодательство Российской Федерации, Росрегистрация выносит политической партии письменное предупреждение об устранении нарушений не менее, чем через два месяца. Отсутствие устранения нарушений в установленный срок влечет приостановление деятельности политической партии на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федеральной службы. Приостановление деятельности политической партии ограничивает ее в некоторых правах по аналогии с общественными объединениями.

Политическая партия ликвидируется по решению ее высшего руководящего органа (съезда) или по решению Верховного Суда Российской Федерации. Политическая партия может быть также ликвидирована в порядке и по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, преду-смотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Благотворительные организации. Благотворительная деятельность осуществляется в целях: улучшения материального положения малообеспеченных лиц, социальной реабилитации безработных, инвалидов; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам и др. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, создаваемая в форме общественной организации, фонда, учреждения. Учредителями данной организации могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации. Государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом с учетом специального порядка, установленного для регистрации общественных объединений.

Гарантируется и обеспечивается защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц — участников благотворительной деятельности. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Россий-ской Федерации.

Орган юстиции контролирует соблюдение благотворительной организацией уставных целей и задач. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган юстиции отчет о своей деятельности, включающий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, персональном составе высшего органа управления; составе и содержании благотворительных программ и др. В случае совершения благотворительной организацией действий, противоречащих уставным целям, орган юстиции вправе направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано в судебном порядке. В случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована.