§ 3. Административно-правовой режим
военного положения
ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г. служит правовой основой особого правового режима деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и других организаций в исключительных обстоятельствах. Последние обусловливаются совершением актов агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ. Под агрессией признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности РФ. Исходя из определения агрессии, данного в Резолюции, принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г., под подобными действиями иностранных государств понимаются: вторжение на территорию российского государства, ее военная оккупация или аннексия с использованием вооруженной силы; блокада портов или берегов России вооруженными силами; нападение вооруженных сил иностранного государства на Вооруженные Силы РФ; засылка на территорию РФ во-оруженных банд, групп, регулярных сил или наемников; бомбардировка территории РФ либо применение любого оружия иностранным государством против РФ.
В качестве другого основания для введения военного положения может рассматриваться непосредственная угроза агрессии. При этом данное понятие трактуется как действия иностранного государства, нарушающие принципы и нормы международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против РФ (объявление иностранным государством войны; необоснованная концентрация вооруженных сил на Государственной границе РФ; объявление мобилизации и возникновение вооруженных конфликтов, направленных против РФ, и т.п.).
Режим военного положения определяет чрезвычайный характер осуществления государственной власти в условиях, когда нормальное функ-ционирование общества и государства становится невозможным. Обеспечение данного режима неизбежно связано с ограничениями прав и свобод граждан, особой процедурой введения военного положения на территории РФ. Военное положение вводится Указом Президента РФ, который незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе. Содержание Указа Президента РФ обнародуется в средствах массовой информации и официально опубликовывается. Совет Федерации рассматривает вопрос об утверждении Указа Президента РФ в течение 48 ч. Реализацию мероприятий, направленных на обеспечение режима военного положения, осуществляют:
— федеральные органы исполнительной власти;
— органы исполнительной власти субъектов РФ;
— органы военного управления.
Органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ и воинскими формированиями является Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.
Особыми мерами, непосредственно характеризующими военное положение, выступают: общая или частичная мобилизация, организация территориальной обороны (ст. 20, 22 ФЗ РФ «Об обороне» от 31 мая 1996 г.). ФКЗ РФ «О военном положении» закрепляет следующие меры, применяемые на территории, где введено военное положение:
1. Усиление охраны общественного порядка, военных, важных государственных объектов, объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, связи и т.д.; введение контроля за их работой; закрепление работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования; введение в органах государственной власти, местного самоуправления, военного управления дополнительных мер по усилению режима секретности.
2. Введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функ-ционирование транспорта, коммуникаций, связи, объектов энергетики; эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения; изъятие необходимого для нужд обороны имущества организаций и граждан с последующей компенсацией стоимости.
3. Введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, телефонными переговорами; создание специальных органов цензуры; запрет на проведение выборов и референдумов.
4. Привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны; введение особого режима въезда на территорию и выезда с нее; запрещение или ограничение выбора места пребывания (жительства); запрещение (ограничение) проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования; запрещение забастовок; запрещение нахождения граждан на улицах и иных общественных местах в определенное время суток (комендантский час); предоставление права органам государственной власти на проверку личных документов граждан, личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, задержание граждан и транспортных средств на срок до 30 суток; запрещение (ограничение) выезда граждан за пределы территории РФ; временное отселение жителей в безопасные районы.
5. Ограничение движения транспортных средств и их досмотр; за-прещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ и соответственно их изъятие у граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных законом.
6. Прекращение деятельности в РФ иностранных и международных организаций, если их деятельность направлена на подрыв обороны и безопасности РФ; приостановление деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений за аналогичные противоправные действия.
7. Интернирование (изоляция) граждан иностранного государства, воюющего с РФ (в случаях совершения актов агрессии).
8. Введение временных ограничений на свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств; изменение формы собственности хозяйствующих субъектов, режима трудовой деятельности в целях обеспечения государственных нужд и нужд Вооруженных Сил РФ.
9. Закрепление исполнения обязанностей гражданами в условиях военного положения: выполнение требований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления и их должностных лиц и оказание содействия таким органам и лицам; явка по вызову в вышеперечисленные органы, военные комиссариаты, где проживают граждане; выполнение требований, изложенных в полученных гражданами предписаниях, повестках и распоряжениях данных органов.
Следовательно, органы, обеспечивающие режим военного положения по основаниям, предусмотренным в законе, и в пределах предоставленных полномочий, могут ограничивать отдельные права и свободы граждан. Вместе с тем федеральное законодательство предусматривает возможность такого ограничения в определенном объеме и в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности граждан.
ФКЗ РФ «О военном положении» регламентирует и разграничивает полномочия Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления по введению и применению мер, связанных с обеспечением военного положения. Особой обязанностью Президента РФ является уведомление Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об отступлении РФ от обязательств по международным договорам, связанных с ограничением прав и свобод граждан. Кроме того, гарантией соблюдения прав личности в условиях военного положения является обязательность деятельности судов с сохранением правил судопроизводства. Применение каких-либо форм и видов ускоренного и чрезвычайного судопроизводства не допускается. В случае же невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение, по решению Верховного Суда или Высшего Арбитражного Суда РФ может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.
Что касается деятельности прокуратуры на территории, где введено чрезвычайное положение, то она также должна осуществляться в соответствии с Конституцией и иными законодательными актами РФ с учетом положений федерального законодательства о чрезвычайном или военном положении. Таким образом, обсуждавшаяся в течение длительного времени необходимость учета при подготовке проекта законов «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» норм международного права и зарубежного опыта была признана обоснованной. Эти меры закреплены в указанных выше законах.
Принятие названных конституционных законов является основой для дальнейшего совершенствования правового регулирования режимов чрезвычайного и военного положения, включая внесение соответствующих изменений в ряд федеральных законов и постановлений Правительства РФ.
- Список принятых сокращений
- § 1. Понятие, содержание и виды управления
- § 2. Государственное управление как область действия
- § 3. Понятие, задачи и функции государственного
- § 4. Исполнительная власть: признаки, функции и основные принципы организации и функционирования
- § 5. Исполнительная власть и государственное
- § 1. Административное право как отрасль публичного права
- § 2. Предмет административного права: содержание
- § 3. Организационные управленческие отношения
- § 4. Внутриорганизационные управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности
- § 5. Административно-правовые контрольные
- § 6. Административно-юстиционные отношения
- § 7. Административно-деликтные (охранительные)
- § 8. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
- § 9. Источники административного права: понятие и виды
- § 1. Методы административно-правового регулирования
- § 2. Система административного права
- § 3. Функции административного права
- § 1. Административное право как наука и учебная
- § 2. История развития административного права
- § 3. Современные проблемы реформы административного права
- § 1. Система административно-правового регулирования
- § 2. Нормы административного права и их систематизация
- § 3. Структура административно-правовых норм
- § 4. Действие и толкование административно-правовых норм
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 1. Субъект административного права: понятие,
- § 2. Виды субъектов административного права
- § 3. Административно-правовой статус граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 5. Административно-правовой статус беженцев
- § 6. Паспортный режим в Российской Федерации
- § 7. Способы защиты прав граждан
- § 8. Право гражданина на административную жалобу
- § 9. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений, действий (бездействия) органов публичного
- § 10. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц
- § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
- § 4. Правительство Российской Федерации
- § 5. Федеральные органы исполнительной власти
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития рф (Мин-здравсоцразвития России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций рф (Минкультуры России)
- 6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство рф
- § 6. Органы исполнительной власти субъектов
- § 7. Территориальные органы исполнительной власти
- § 8. Органы местного самоуправления в системе
- § 1. Государственная должность: понятие и основные черты
- § 2. Должности государственной службы.
- § 3. Государственная служба как вид публичной службы: понятие, признаки, значение и правовые источники
- § 4. Система (виды) государственной службы
- § 5. Виды государственной гражданской службы
- § 6. Управление государственной службой
- § 7. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, структура и виды
- § 8. Государственный служащий: основы
- § 9. Классификация государственныx служащиx
- § 10. Должностное лицо: понятие и правовой статус
- § 11. Проxождение государственной службы
- § 12. Аттестация государственных служащих
- § 13. Присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий
- § 14. Поощрение государственныx служащиx
- § 15. Ответственность государственныx служащиx
- § 16. Прекращение государственной службы
- § 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций
- § 2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций и учреждений
- § 3. Административно-правовой статус общественных
- § 4. Административно-правовой статус предприятий
- § 1. Понятие формы управленческиx действий
- § 2. Значение формы управленческих действий
- § 3. Виды форм управленческиx действий
- § 1. Понятие, признаки и юридическое значение
- § 2. Функции правового акта управления
- § 3. Действие правовыx актов управления
- § 4. Виды правовыx актов управления
- § 5. Правовые акты Президента Российской Федерации
- § 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
- § 7. Правовые акты федеральныx органов исполнительной власти
- § 8. Правовые акты субъектов Российской Федерации
- § 9. Правовые акты муниципальныx образований
- § 1. Понятие и публично-правовая природа
- § 2. Признаки административного договора
- § 1. Понятие и особенности метода осуществления
- § 2. Виды методов осуществления
- § 3. Методы прямого и косвенного
- § 4. Убеждение как метод осуществления
- § 1. Понятие и особенности поощрения
- § 2. Виды поощрительных средств
- § 3. Способы поощрения
- § 4. Производство по делам о поощрении
- § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
- § 2. Правовая основа разрешительной системы
- § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
- § 4. Разрешение дела, принятие и исполнение решения
- § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- § 6. Переоформление разрешений
- § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
- § 1. Административный надзор как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления. Виды административного надзора
- § 2. Государственный надзор в области обеспечения
- § 3. Государственный пожарный надзор
- § 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 5. Государственный строительный надзор
- § 1. Понятие, содержание, значение и виды административно-правовых режимов
- § 2. Режим чрезвычайного положения
- § 3. Административно-правовой режим
- § 4. Режим противодействия терроризму
- § 5. Режим закрытого административно- территориального образования
- § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации