logo
Р А З Д Е Л I-IV

§ 5. Режим закрытого административно- территориального образования

Под административно-территориальным образованием понимается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Согласно Закону РФ «О за-крытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г. № 3297-1 (в ред. от 10 января 2006 г.) в названных территориальных образованиях устанавливается особый правовой режим. Решение о создании (упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. В нем действуют органы местного самоуправления, границы которого могут не совпадать с границами субъектов РФ и районов, входящих в их состав. Территория и границы образования определяются исходя из особого режима без-опасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

Функционирование закрытого административно-территориального образования находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам установления административной подчиненности, границ указанного образования и отводимых земель; определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении образования; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

Особый режим закрытого административно-территориального образования включает в себя:

1) режим запретной зоны и режим контролируемой зоны по границе и (или) в пределах образования;

2) ограничения на въезд и постоянное проживание;

3) ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого административно-территориального образования;

4) ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования, распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.

Положение о режиме конкретного административно-территориального образования утверждается Правительством РФ. Решение об обеспечении особого режима в отношении конкретного закрытого административно-территориального образования принимается Правительством РФ, которое утверждает также и порядок его обеспечения. Например, Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. (в ред. от 8 августа 2003 г., с изм. от 8 июля 2005 г.) утверждено Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны РФ. Указанный особый режим устанавливается в целях: обеспечения национальной безопасности РФ; выполнения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового поражения; обеспечения защиты сведений о ядерном оружии, других видах вооружений и военной техники, составляющих государственную тайну; пресечения террористических, диверсионных и иных противоправных действий; обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан; защиты окружающей среды. Основой обеспечения особого режима является установление особых условий пребывания граждан на территории закрытого образования.

Режим запретной зоны устанавливается внутри территории закрытого административно-территориального образования, вокруг предприятия и (или) объекта и предназначен для доступа работающих граждан по производственной необходимости.

Режим контролируемой зоны устанавливается на всей территории закрытого административно-территориального образования для ограничения доступа граждан на данную территорию. Для осуществления санкционированного доступа граждан и проезда транспортных средств оборудуются контрольно-пропускные пункты.

На территории закрытого административно-территориального образования разрешается въезд гражданам для постоянного проживания, если они заключили трудовой договор с администрацией объекта или иными юридическими лицами, расположенными на его территории, военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел, проходящим службу на территории закрытого административно-территориального образования, а также членам семей указанных лиц. Въезд разрешается лицам, постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в состав закрытого административно-территориального образования. В случае производственной необходимости или для удовлетворения социально-культурных потребностей жителей закрытого административно-территориального образования может быть разрешен въезд и иных лиц.

Граждане, утратившие трудовые отношения с организациями, находящимися на территории закрытого образования, могут быть переселены за его пределы.

Пропускной режим на территорию закрытого административно-территориального образования включает в себя порядок входа и выхода граждан, въезда и выезда транспортных средств, ввоза и вывоза грузов, документов и материальных ценностей; перечень должностных лиц, имеющих право на выдачу соответствующего вида пропусков, контроль за обоснованностью выдачи пропусков, своевременностью их изъятия и погашения. Пропускной режим устанавливается в контролируемой и за-претной зоне закрытого административно-территориального образования.

Особый режим такого территориального образования обеспечивается совместными решениями руководителя органа местного самоуправления, начальника объекта, руководителя территориального органа ФСБ России, начальника органа внутренних дел, расположенных на территории закрытого образования.

Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования:

координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе;

участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы без-опасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

Проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации. Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.

Статья 20.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законом особого режима в за-крытом административно-территориальном образовании в виде административного штрафа в размере от одного до десяти минимальных размеров оплаты труда.