logo
Р А З Д Е Л I-IV

§ 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций

Участниками административно-правовых отношений могут выступать предприятия, учреждения и организации, т.е. коллективы людей. Обобщенно в законодательстве они упоминаются как организации. В зависимости от их классификации выявляются те аспекты взаимодействия организаций и органов государственной власти (местного самоуправления) в процессе хозяйственной, политической, социальной и иной общественно полезной деятельности, которые непосредственно исследуются административным правом. Правовые нормы, регулирующие административно-правовой статус организации, содержатся в Гражданском кодексе РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О сельскохозяйственной кооперации», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О торгово-промышленных палатах» и др.

Предприятия, учреждения, организации многообразны и, как правило, обладают статусом юридических лиц. Согласно Гражданскому кодексу РФ юридическое лицо должно обладать внутренней структурой, обособленным имуществом, самостоятельным балансом, отдельным расчетным банковским счетом, фирменным наименованием, бухгалтерскими документами и должно быть включено в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Помимо этого, юридическое лицо вносится в единый государственный реестр налогоплательщиков по месту нахождения постоянно действующего органа управления юридического лица (ЕГРН).

Большинство юридических лиц включает в себя многочисленные структурные подразделения: отделы, управления, участки, цеха, факультеты и т.п. О каждом их них принимается локальный нормативный акт юридического лица, закрепляющий внутреннее организационное устройство и функции. Предусматривается законодательством создание филиалов и представительств организаций, не обладающих правосубъектностью юридического лица.

Основными классифицирующими признаками юридических лиц являются: цель деятельности, организационно-правовые формы и характер деятельности (так называемый профиль работы). Дополнительно можно классифицировать организации по формам распоряжения принадлежащим имуществом, по подчиненности и подведомственности.

По цели деятельности юридические лица подразделяются согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 50) и официальному классификатору на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации создаются исключительно в целях извлечения прибыли. Некоммерческие организации отличаются от коммерческих организаций тем, что не преследуют цели извлечения прибыли и могут осуществлять предпринимательскую деятельность в пределах уставных целей и задач. Например, фонд как некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, определенным в уставе, и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд и создается. Прибыль такого юридического лица между участниками не распределяется и идет на социально полезные цели, закрепленные в учредительных документах некоммерческой организации.

По организационно-правовым формам юридические лица также име-ют определенное деление. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций четко очерчен в Гражданском кодексе РФ и является исчерпывающим. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций регламентируются в различных законодательных актах.

Таким образом, административно-правовой статус организации зависит от организационно-правовой формы, цели и характера деятельности, формы собственности на имущество. Все это определяет специфические виды воздействия государства на юридические лица, закрепленные законодательно и выражающиеся в запретах, ограничениях, особенностях регистрации, лицензирования, прекращения деятельности, мероприятиях государственной поддержки, ответственности. Поэтому объем административно-правового статуса у каждого юридического лица неодинаков. Например, у общества с ограниченной ответственностью и казенного предприятия, у некоммерческого партнерства и некоммерческого учреждения, у металлургического промышленного предприятия и кредитной организации.

Существуют общие для всех организаций моменты вмешательства государства в деятельность юридических лиц: 1) государственная регистрация создания, реорганизации и ликвидации; 2) постановка на учет в налоговые органы и внебюджетные фонды; 3) присвоение органами статистики общепринятых кодов (ОКОНХ, ОКПО, ОКАТО и др.); 4) предоставление бухгалтерской, статистической отчетности; 5) меры государственной поддержки; 6) уплата налогов и платежей во внебюджетные фонды; 7) право на получение информации и защиту информации (коммерческая тайна); 8) лицензирование (аттестация, аккредитация); 9) определение в законах структуры органов управления для коммерческих организаций и некоторых некоммерческих организаций (общественная организация); 10) мероприятия государственного надзора и контроля (лицензионный, пожарный, метрологический); 11) обязательность продажи части валютной выручки государству; 12) виды юридической ответственности, применяемой к юридическим лицам.