§ 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций
Участниками административно-правовых отношений могут выступать предприятия, учреждения и организации, т.е. коллективы людей. Обобщенно в законодательстве они упоминаются как организации. В зависимости от их классификации выявляются те аспекты взаимодействия организаций и органов государственной власти (местного самоуправления) в процессе хозяйственной, политической, социальной и иной общественно полезной деятельности, которые непосредственно исследуются административным правом. Правовые нормы, регулирующие административно-правовой статус организации, содержатся в Гражданском кодексе РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О сельскохозяйственной кооперации», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О торгово-промышленных палатах» и др.
Предприятия, учреждения, организации многообразны и, как правило, обладают статусом юридических лиц. Согласно Гражданскому кодексу РФ юридическое лицо должно обладать внутренней структурой, обособленным имуществом, самостоятельным балансом, отдельным расчетным банковским счетом, фирменным наименованием, бухгалтерскими документами и должно быть включено в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Помимо этого, юридическое лицо вносится в единый государственный реестр налогоплательщиков по месту нахождения постоянно действующего органа управления юридического лица (ЕГРН).
Большинство юридических лиц включает в себя многочисленные структурные подразделения: отделы, управления, участки, цеха, факультеты и т.п. О каждом их них принимается локальный нормативный акт юридического лица, закрепляющий внутреннее организационное устройство и функции. Предусматривается законодательством создание филиалов и представительств организаций, не обладающих правосубъектностью юридического лица.
Основными классифицирующими признаками юридических лиц являются: цель деятельности, организационно-правовые формы и характер деятельности (так называемый профиль работы). Дополнительно можно классифицировать организации по формам распоряжения принадлежащим имуществом, по подчиненности и подведомственности.
По цели деятельности юридические лица подразделяются согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 50) и официальному классификатору на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации создаются исключительно в целях извлечения прибыли. Некоммерческие организации отличаются от коммерческих организаций тем, что не преследуют цели извлечения прибыли и могут осуществлять предпринимательскую деятельность в пределах уставных целей и задач. Например, фонд как некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, определенным в уставе, и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд и создается. Прибыль такого юридического лица между участниками не распределяется и идет на социально полезные цели, закрепленные в учредительных документах некоммерческой организации.
По организационно-правовым формам юридические лица также име-ют определенное деление. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций четко очерчен в Гражданском кодексе РФ и является исчерпывающим. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций регламентируются в различных законодательных актах.
Таким образом, административно-правовой статус организации зависит от организационно-правовой формы, цели и характера деятельности, формы собственности на имущество. Все это определяет специфические виды воздействия государства на юридические лица, закрепленные законодательно и выражающиеся в запретах, ограничениях, особенностях регистрации, лицензирования, прекращения деятельности, мероприятиях государственной поддержки, ответственности. Поэтому объем административно-правового статуса у каждого юридического лица неодинаков. Например, у общества с ограниченной ответственностью и казенного предприятия, у некоммерческого партнерства и некоммерческого учреждения, у металлургического промышленного предприятия и кредитной организации.
Существуют общие для всех организаций моменты вмешательства государства в деятельность юридических лиц: 1) государственная регистрация создания, реорганизации и ликвидации; 2) постановка на учет в налоговые органы и внебюджетные фонды; 3) присвоение органами статистики общепринятых кодов (ОКОНХ, ОКПО, ОКАТО и др.); 4) предоставление бухгалтерской, статистической отчетности; 5) меры государственной поддержки; 6) уплата налогов и платежей во внебюджетные фонды; 7) право на получение информации и защиту информации (коммерческая тайна); 8) лицензирование (аттестация, аккредитация); 9) определение в законах структуры органов управления для коммерческих организаций и некоторых некоммерческих организаций (общественная организация); 10) мероприятия государственного надзора и контроля (лицензионный, пожарный, метрологический); 11) обязательность продажи части валютной выручки государству; 12) виды юридической ответственности, применяемой к юридическим лицам.
- Список принятых сокращений
- § 1. Понятие, содержание и виды управления
- § 2. Государственное управление как область действия
- § 3. Понятие, задачи и функции государственного
- § 4. Исполнительная власть: признаки, функции и основные принципы организации и функционирования
- § 5. Исполнительная власть и государственное
- § 1. Административное право как отрасль публичного права
- § 2. Предмет административного права: содержание
- § 3. Организационные управленческие отношения
- § 4. Внутриорганизационные управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности
- § 5. Административно-правовые контрольные
- § 6. Административно-юстиционные отношения
- § 7. Административно-деликтные (охранительные)
- § 8. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
- § 9. Источники административного права: понятие и виды
- § 1. Методы административно-правового регулирования
- § 2. Система административного права
- § 3. Функции административного права
- § 1. Административное право как наука и учебная
- § 2. История развития административного права
- § 3. Современные проблемы реформы административного права
- § 1. Система административно-правового регулирования
- § 2. Нормы административного права и их систематизация
- § 3. Структура административно-правовых норм
- § 4. Действие и толкование административно-правовых норм
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 1. Субъект административного права: понятие,
- § 2. Виды субъектов административного права
- § 3. Административно-правовой статус граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 5. Административно-правовой статус беженцев
- § 6. Паспортный режим в Российской Федерации
- § 7. Способы защиты прав граждан
- § 8. Право гражданина на административную жалобу
- § 9. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений, действий (бездействия) органов публичного
- § 10. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц
- § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
- § 4. Правительство Российской Федерации
- § 5. Федеральные органы исполнительной власти
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития рф (Мин-здравсоцразвития России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций рф (Минкультуры России)
- 6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство рф
- § 6. Органы исполнительной власти субъектов
- § 7. Территориальные органы исполнительной власти
- § 8. Органы местного самоуправления в системе
- § 1. Государственная должность: понятие и основные черты
- § 2. Должности государственной службы.
- § 3. Государственная служба как вид публичной службы: понятие, признаки, значение и правовые источники
- § 4. Система (виды) государственной службы
- § 5. Виды государственной гражданской службы
- § 6. Управление государственной службой
- § 7. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, структура и виды
- § 8. Государственный служащий: основы
- § 9. Классификация государственныx служащиx
- § 10. Должностное лицо: понятие и правовой статус
- § 11. Проxождение государственной службы
- § 12. Аттестация государственных служащих
- § 13. Присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий
- § 14. Поощрение государственныx служащиx
- § 15. Ответственность государственныx служащиx
- § 16. Прекращение государственной службы
- § 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций
- § 2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций и учреждений
- § 3. Административно-правовой статус общественных
- § 4. Административно-правовой статус предприятий
- § 1. Понятие формы управленческиx действий
- § 2. Значение формы управленческих действий
- § 3. Виды форм управленческиx действий
- § 1. Понятие, признаки и юридическое значение
- § 2. Функции правового акта управления
- § 3. Действие правовыx актов управления
- § 4. Виды правовыx актов управления
- § 5. Правовые акты Президента Российской Федерации
- § 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
- § 7. Правовые акты федеральныx органов исполнительной власти
- § 8. Правовые акты субъектов Российской Федерации
- § 9. Правовые акты муниципальныx образований
- § 1. Понятие и публично-правовая природа
- § 2. Признаки административного договора
- § 1. Понятие и особенности метода осуществления
- § 2. Виды методов осуществления
- § 3. Методы прямого и косвенного
- § 4. Убеждение как метод осуществления
- § 1. Понятие и особенности поощрения
- § 2. Виды поощрительных средств
- § 3. Способы поощрения
- § 4. Производство по делам о поощрении
- § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
- § 2. Правовая основа разрешительной системы
- § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
- § 4. Разрешение дела, принятие и исполнение решения
- § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- § 6. Переоформление разрешений
- § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
- § 1. Административный надзор как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления. Виды административного надзора
- § 2. Государственный надзор в области обеспечения
- § 3. Государственный пожарный надзор
- § 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 5. Государственный строительный надзор
- § 1. Понятие, содержание, значение и виды административно-правовых режимов
- § 2. Режим чрезвычайного положения
- § 3. Административно-правовой режим
- § 4. Режим противодействия терроризму
- § 5. Режим закрытого административно- территориального образования
- § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации