§ 3. Государственный пожарный надзор
Одной из функций системы обеспечения пожарной безопасности является выполнение государственного пожарного надзора. Государственный пожарный надзор — осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки5.
Государственный пожарный надзор заключается в выполнении комплекса специальных действий должностных лиц органов государственного пожарного надзора, связанных с проведением проверки выполнения обязательных требований пожарной безопасности, осуществлением необходимых исследований (обследований, испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения соответствующих мероприятий.
Объект контроля (надзора) — деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению обязательных требований в области пожарной безопасности, в том числе на их имущественном комплексе (или его части), включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество.
Государственный пожарный надзор осуществляется в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также должностных лиц.
Основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
При обеспечении пожарной безопасности необходимо также руководствоваться государственными стандартами, строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования и некоторыми другими нормативными актами по пожарной безопасности.
Основными нормативными актами, регулирующими государственный пожарный надзор, являются ФЗ «О пожарной безопасности»6 от 21 декабря 1994 г. (с изм. от 2 февраля 2006 г.) и Постановление Правительства РФ «О государственном пожарном надзоре» от 21 декабря 2004 г. № 820 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19 октября 2005 г. № 629). Это Постановление утвердило Положение о государственном пожарном надзоре7.
Субъекты РФ также вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности при условии, что последние не будут снижать требования пожарной безопасности, установленные федеральными нормативными документами. В этих нормативных актах содержатся специальные требования, в том числе технического характера, направленные на предотвращение вредного воздействия пожара. Это, например, нормы, содержащие требования к организации технологических процессов, к эксплуатации оборудования.
Так, в Воронежской области 2 декабря 2004 г. принят закон «О по-жарной безопасности Воронежской области»8, в соответствии с которым система пожарной безопасности в области осуществляется путем:
1) разработки и реализации нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности;
2) осуществления государственного, муниципального, ведомственного и общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности в организациях и в населенных пунктах;
3) осуществления технического нормирования, подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности, а также контроля за соблюдением стандартов, строительных, технологических и иных норм и правил, утвержденных в установленном порядке;
4) разработки и реализации целенаправленных технических мероприятий по предотвращению пожаров, снижению риска наступления тяжких последствий от них, созданию условий по их успешному тушению;
5) организации информационного обеспечения в сфере пожарной безопасности, противопожарной пропаганды и обучения работников организаций, детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, а также граждан мерам пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
Основными направлениями осуществления государственного пожарного надзора является контроль за соблюдением:
требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции зданий и сооружений, расширении и техническом переоснащении предприятий и организаций;
требований пожарной безопасности при приемке в эксплуатацию завершенных строительством зданий, сооружений;
требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов контроля (надзора);
соответствия производимой, выпускаемой или реализуемой продукции установленным требованиям пожарной безопасности.
Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:
организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности;
проводят дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по контролю и для включения в состав комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляется в ходе проверок (плановых и внеплановых), проводимых в рамках мероприятий по контролю.
Указом Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»9 от 9 ноября 2001 г. № 1309 (в ред. от 8 мая 2005 г. № 531) установлено, что в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, преобразовать Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел РФ в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»10 от 11 июля 2004 г. № 868 (в ред. Указа Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1228) Государственная противопожарная служба Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является основным видом пожарной охраны.
Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной без-опасности.
Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. № 385 утвердило Положение о федеральной противопожарной службе11. Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и учреждения:
1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;
2) структурные подразделения территориальных органов МЧС России — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по преду-преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;
3) органы государственного пожарного надзора;
4) пожарно-технические научно-исследовательские и образовательные учреждения;
5) подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы;
6) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
7) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных организациях (специальные и воинские подразделения).
Государственная противопожарная служба организует и осуществляет государственный пожарный надзор в РФ.
Осуществлять деятельность от имени органов государственного пожарного надзора вправе следующие государственные инспекторы по пожарному надзору:
Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору;
заместители Главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору;
государственные инспекторы РФ по пожарному надзору;
главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители;
государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору;
главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители;
государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору;
главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители;
государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору.
В соответствии со ст. 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 и 20.4 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени соответствующих органов вправе:
Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору, его заместители;
главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору, их заместители;
главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору, их заместители;
государственные инспекторы РФ по пожарному надзору;
государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору;
государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору.
Последние две категории государственных инспекторов, в соответствии с ч. 3 ст. 23.34 КоАП РФ, вправе рассматривать только дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами или должностными лицами.
За нарушения требований пожарной безопасности в ряде случаев может быть предусмотрена и уголовная ответственность.
- Список принятых сокращений
- § 1. Понятие, содержание и виды управления
- § 2. Государственное управление как область действия
- § 3. Понятие, задачи и функции государственного
- § 4. Исполнительная власть: признаки, функции и основные принципы организации и функционирования
- § 5. Исполнительная власть и государственное
- § 1. Административное право как отрасль публичного права
- § 2. Предмет административного права: содержание
- § 3. Организационные управленческие отношения
- § 4. Внутриорганизационные управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности
- § 5. Административно-правовые контрольные
- § 6. Административно-юстиционные отношения
- § 7. Административно-деликтные (охранительные)
- § 8. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
- § 9. Источники административного права: понятие и виды
- § 1. Методы административно-правового регулирования
- § 2. Система административного права
- § 3. Функции административного права
- § 1. Административное право как наука и учебная
- § 2. История развития административного права
- § 3. Современные проблемы реформы административного права
- § 1. Система административно-правового регулирования
- § 2. Нормы административного права и их систематизация
- § 3. Структура административно-правовых норм
- § 4. Действие и толкование административно-правовых норм
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 1. Субъект административного права: понятие,
- § 2. Виды субъектов административного права
- § 3. Административно-правовой статус граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 5. Административно-правовой статус беженцев
- § 6. Паспортный режим в Российской Федерации
- § 7. Способы защиты прав граждан
- § 8. Право гражданина на административную жалобу
- § 9. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений, действий (бездействия) органов публичного
- § 10. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц
- § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
- § 4. Правительство Российской Федерации
- § 5. Федеральные органы исполнительной власти
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития рф (Мин-здравсоцразвития России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций рф (Минкультуры России)
- 6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство рф
- § 6. Органы исполнительной власти субъектов
- § 7. Территориальные органы исполнительной власти
- § 8. Органы местного самоуправления в системе
- § 1. Государственная должность: понятие и основные черты
- § 2. Должности государственной службы.
- § 3. Государственная служба как вид публичной службы: понятие, признаки, значение и правовые источники
- § 4. Система (виды) государственной службы
- § 5. Виды государственной гражданской службы
- § 6. Управление государственной службой
- § 7. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, структура и виды
- § 8. Государственный служащий: основы
- § 9. Классификация государственныx служащиx
- § 10. Должностное лицо: понятие и правовой статус
- § 11. Проxождение государственной службы
- § 12. Аттестация государственных служащих
- § 13. Присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий
- § 14. Поощрение государственныx служащиx
- § 15. Ответственность государственныx служащиx
- § 16. Прекращение государственной службы
- § 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций
- § 2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций и учреждений
- § 3. Административно-правовой статус общественных
- § 4. Административно-правовой статус предприятий
- § 1. Понятие формы управленческиx действий
- § 2. Значение формы управленческих действий
- § 3. Виды форм управленческиx действий
- § 1. Понятие, признаки и юридическое значение
- § 2. Функции правового акта управления
- § 3. Действие правовыx актов управления
- § 4. Виды правовыx актов управления
- § 5. Правовые акты Президента Российской Федерации
- § 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
- § 7. Правовые акты федеральныx органов исполнительной власти
- § 8. Правовые акты субъектов Российской Федерации
- § 9. Правовые акты муниципальныx образований
- § 1. Понятие и публично-правовая природа
- § 2. Признаки административного договора
- § 1. Понятие и особенности метода осуществления
- § 2. Виды методов осуществления
- § 3. Методы прямого и косвенного
- § 4. Убеждение как метод осуществления
- § 1. Понятие и особенности поощрения
- § 2. Виды поощрительных средств
- § 3. Способы поощрения
- § 4. Производство по делам о поощрении
- § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
- § 2. Правовая основа разрешительной системы
- § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
- § 4. Разрешение дела, принятие и исполнение решения
- § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- § 6. Переоформление разрешений
- § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
- § 1. Административный надзор как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления. Виды административного надзора
- § 2. Государственный надзор в области обеспечения
- § 3. Государственный пожарный надзор
- § 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 5. Государственный строительный надзор
- § 1. Понятие, содержание, значение и виды административно-правовых режимов
- § 2. Режим чрезвычайного положения
- § 3. Административно-правовой режим
- § 4. Режим противодействия терроризму
- § 5. Режим закрытого административно- территориального образования
- § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации