§ 2. Правовая основа разрешительной системы
Нормативно-правовую основу разрешительной системы составляют как акты узкоспециальной направленности, т.е. акты, имеющие своим содержанием именно вопросы функционирования лицензионно-разрешительного режима (например, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2005 г.), так и общие акты, в которых лишь отдельные нормы регламентируют вопросы лицензионно-разрешительной системы (например, ФЗ «Об оружии»).
Правовая регламентация осуществляется актами, различными по своей юридической силе и территории действия. Их можно подразделить на:
— федеральные законы и подзаконные акты;
— законы субъектов РФ и их подзаконные акты.
Многообразие внутригосударственных актов, определяющих вопросы разрешительной системы, обусловливается и необходимостью выполнения международных обязательств РФ. Например, во исполнение Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.) Постановлением Правительств РФ от 15 декабря 2000 г. № 973 (в ред. от 4 февраля 2005 г.) было утверждено Положение «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий», предусматривающее специальный разрешительный порядок. А в утвержденном приказом Госкомэкологии РФ по охране окружающей среды от 14 января 1998 г. № 63 Положении «О порядке оформления и выдачи разрешений на транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ» определено:
«разрешение на транзит через территорию Российской Федерации веществ списка III, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны (СИТЕС), находящихся под угрозой исчезновения, осуществляется в соответствии с требованиями указанной Конвенции и настоящим Положением».
Основным актом в сфере лицензионно-разрешительной системы является ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Это обусловлено тем, что выдача разрешений в форме лицензий — наиболее распространенная форма предоставления специального административно-правового статуса.
Кроме того, данный закон можно рассматривать как базовый и в связи с п. 2 ст. 1, где дается перечень видов деятельности, не подпадающей под сферу регулирования данного акта, но требующей соответствующего разрешения для ее осуществления. Специальное нормативно-правовое регулирование требуется для таких видов деятельности, как:
— деятельность кредитных организаций;
— деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
— деятельность в области таможенного дела;
— нотариальная деятельность;
— использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира, образовательная деятельность и т.д.
Такое регулирование осуществляется неспециальными отраслевыми актами. Среди них законы РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности», Таможенный кодекс, Воздушный кодекс и др.
На уровне подзаконного нормотворчества актов, регламентирующих вопросы разрешительной системы, значительное количество. В качестве примеров можно назвать:
— Указы Президента РФ «О некоторых мерах упорядочения деятельности на рынке ценных бумаг в РФ» от 20 декабря 1994 г. № 2203, «О федеральной аэронавигационной службе» от 5 сентября 2005 г.;
— Постановления Правительства РФ «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу» от 30 декабря 2002 г. № 941; «Об утверждении порядка рассмотрения и выдачи разрешений на деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия договора об Антарктике» от 11 декабря 1998 г. № 1476 (в ред. от 3 октября 2002 г.);
— акты министерств и ведомств — Приказ МПР РФ «Об утверждении порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ» от 3 сентября 2003 г. № 799; Приказ МПР РФ «Об осуществлении разрешительной деятельности» от 5 сентября 2000 г. № 323 (в ред. от 1 апреля 2002 г.); Постановление Госгортехнадзора РФ «Об утверждении положения о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых» от 30 августа 1999 г. № 64.
На уровне субъектов РФ можно привести в качестве примера регулирования вопросов разрешительной системы Закон г. Москвы от 23 июня 2004 г. № 42 (в ред. от 16 марта 2005 г. «О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в городе Москве», Распоряжение Администрации Воронежской области «О лицензировании деятельности в области мелиорации земель» от 5 сентября 1997 г. № 1239-р.
Большинство видов деятельности, для выполнения которой требуется разрешение, подчинено единым (или практически тождественным) правилам.
Многоуровневый и многоаспектный характер нормативных актов, регламентирующих вопросы разрешительной системы, обусловлен тем, что включение любой деятельности в сферу разрешительной системы означает ограничение свободы (усмотрения) при ее осуществлении. Поэтому очевидно, что это ограничение должно быть строго зафиксировано нормой права.
Важно подчеркнуть, что оптимальный вариант регламентации разрешительной системы — законодательный уровень, т.е. объем подзаконного нормотворчества должен быть значительно уменьшен. Акты министерств и ведомств должны регулировать только вопросы процедуры, поскольку специфика осуществления разрешений в различных сферах жизнедеятельности не позволит унифицировать все процедурные правила.
- Список принятых сокращений
- § 1. Понятие, содержание и виды управления
- § 2. Государственное управление как область действия
- § 3. Понятие, задачи и функции государственного
- § 4. Исполнительная власть: признаки, функции и основные принципы организации и функционирования
- § 5. Исполнительная власть и государственное
- § 1. Административное право как отрасль публичного права
- § 2. Предмет административного права: содержание
- § 3. Организационные управленческие отношения
- § 4. Внутриорганизационные управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности
- § 5. Административно-правовые контрольные
- § 6. Административно-юстиционные отношения
- § 7. Административно-деликтные (охранительные)
- § 8. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
- § 9. Источники административного права: понятие и виды
- § 1. Методы административно-правового регулирования
- § 2. Система административного права
- § 3. Функции административного права
- § 1. Административное право как наука и учебная
- § 2. История развития административного права
- § 3. Современные проблемы реформы административного права
- § 1. Система административно-правового регулирования
- § 2. Нормы административного права и их систематизация
- § 3. Структура административно-правовых норм
- § 4. Действие и толкование административно-правовых норм
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 1. Субъект административного права: понятие,
- § 2. Виды субъектов административного права
- § 3. Административно-правовой статус граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 5. Административно-правовой статус беженцев
- § 6. Паспортный режим в Российской Федерации
- § 7. Способы защиты прав граждан
- § 8. Право гражданина на административную жалобу
- § 9. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений, действий (бездействия) органов публичного
- § 10. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц
- § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
- § 4. Правительство Российской Федерации
- § 5. Федеральные органы исполнительной власти
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития рф (Мин-здравсоцразвития России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций рф (Минкультуры России)
- 6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство рф
- § 6. Органы исполнительной власти субъектов
- § 7. Территориальные органы исполнительной власти
- § 8. Органы местного самоуправления в системе
- § 1. Государственная должность: понятие и основные черты
- § 2. Должности государственной службы.
- § 3. Государственная служба как вид публичной службы: понятие, признаки, значение и правовые источники
- § 4. Система (виды) государственной службы
- § 5. Виды государственной гражданской службы
- § 6. Управление государственной службой
- § 7. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, структура и виды
- § 8. Государственный служащий: основы
- § 9. Классификация государственныx служащиx
- § 10. Должностное лицо: понятие и правовой статус
- § 11. Проxождение государственной службы
- § 12. Аттестация государственных служащих
- § 13. Присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий
- § 14. Поощрение государственныx служащиx
- § 15. Ответственность государственныx служащиx
- § 16. Прекращение государственной службы
- § 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций
- § 2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций и учреждений
- § 3. Административно-правовой статус общественных
- § 4. Административно-правовой статус предприятий
- § 1. Понятие формы управленческиx действий
- § 2. Значение формы управленческих действий
- § 3. Виды форм управленческиx действий
- § 1. Понятие, признаки и юридическое значение
- § 2. Функции правового акта управления
- § 3. Действие правовыx актов управления
- § 4. Виды правовыx актов управления
- § 5. Правовые акты Президента Российской Федерации
- § 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
- § 7. Правовые акты федеральныx органов исполнительной власти
- § 8. Правовые акты субъектов Российской Федерации
- § 9. Правовые акты муниципальныx образований
- § 1. Понятие и публично-правовая природа
- § 2. Признаки административного договора
- § 1. Понятие и особенности метода осуществления
- § 2. Виды методов осуществления
- § 3. Методы прямого и косвенного
- § 4. Убеждение как метод осуществления
- § 1. Понятие и особенности поощрения
- § 2. Виды поощрительных средств
- § 3. Способы поощрения
- § 4. Производство по делам о поощрении
- § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
- § 2. Правовая основа разрешительной системы
- § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
- § 4. Разрешение дела, принятие и исполнение решения
- § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- § 6. Переоформление разрешений
- § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
- § 1. Административный надзор как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления. Виды административного надзора
- § 2. Государственный надзор в области обеспечения
- § 3. Государственный пожарный надзор
- § 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 5. Государственный строительный надзор
- § 1. Понятие, содержание, значение и виды административно-правовых режимов
- § 2. Режим чрезвычайного положения
- § 3. Административно-правовой режим
- § 4. Режим противодействия терроризму
- § 5. Режим закрытого административно- территориального образования
- § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации