§ 6. Управление государственной службой
Управление государственной службой xарактеризуется следующими признаками: 1) это практическая деятельность по определению основныx направлений развития и реального функционирования всеx элементов правового института государственной службы; 2) это функция госу-дарственныx органов, которая 3) осуществляется в определенныx организационно-правовыx формаx и 4) реализуется специально созданными государственными органами; 5) основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичныx интересов в целом; 6) управление основывается на принципаx законности, гласности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должност-ным лицам нижестоящиx государственныx органов и государственныx служащиx, единства основныx требований, предъявляемыx к государственной службе, стабильности государственной службы.
В главе 3 ФЗ «О системе государственной гражданской службы Российской Федерации» устанавливается система управления государственной службой как на уровне Российской Федерации (федеральном уровне), так и в субъектах РФ (на уровне субъектов РФ). Система управления государственной службы формируется как минимум для достижения следующих трех целей:
во-первых, для осуществления координации деятельности государственных органов и их должностных лиц на всех этапах практической организации и функционирования государственной службы и реализации правового статуса государственных служащих, например: при разрешении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих РФ, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих;
во-вторых, для осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о государственной службе;
в-третьих, для совершенствования государственной службы, разработки федеральных программ и программ субъектов РФ по ее реформированию.
Немаловажным фактором построения и функционирования современной системы управления государственной службы является проводимая в России административная реформа, в структуре которой институт управления государственной службой занимает одно из важных мест. Важными итогами административной реформы стали новые федеральные законы о государственной службе и ее системе. Другие нормативные правовые акты, принятые в период 2004—2006 гг., конкретизируют положения федеральных законов о государственной службе и направлены на обеспечение их полной реализации.
Важнейшим средством улучшения управления государственной службой является формирование кадрового резерва для замещения должностей государственной службы. Существует четыре вида кадрового резерва: федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв в государственном органе субъекта РФ.
Средства федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта РФ направляются на финансирование соответственно федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта РФ. Порядок такого финансирования устанавливается федеральными законами, законами субъектов РФ, иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Управление государственной службой осуществляется на федеральном уровне следующими субъектами: 1) Президент РФ, Руководитель Администрации Президента РФ и иные должностные лица; 2) Правительство РФ; 3) Руководитель Аппарата Правительства РФ — федеральный министр; 4) руководители федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств); 5) руководители иных федеральных государственных органов, обладающие полномочиями по решению кадровых вопросов и управлению государственной службой; 6) специальные органы и подразделения (отделы, управления, главные управления, департаменты), создаваемые для решения вопросов управления государственной службы и обеспечивающие реализацию полномочий руководителей федеральных государственных органов в области государственной службы. Эти органы и специально создаваемые подразделения государственных органов осуществляют функцию руководства кадровой работой, создают условия и порядки осуществления государственными служащими возложенных на них полномочий, объем и характер которых устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами, регламентирующими государственно-служебные отношения. Например, для непосредственного управления государственной службой и содействия Президенту в определении основных направлений реформирования и развития государственной службы в Администрации Президента РФ созданы Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам и Управление Президента РФ по вопросам государственной службы. В Положении об этих подразделениях Администрации Президента РФ устанавливаются их задачи и функции.
Законы субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе соответствующих субъектов РФ устанавливают общую сис-тему управления гражданской службой. Специальный орган по управлению государственной службой субъекта РФ создается в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Основными целями государственного органа по управлению государственной службой субъекта РФ являются:
выработка предложений по проведению кадровой политики, а также для осуществления контроля за ее реализацией;
координация деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на гражданскую службу субъекта РФ, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения гражданской службы; ведения Реестра гражданских служащих, использования кадрового резерва для замещения должностей гражданской службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;
осуществление вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ о гражданской службе;
подготовка и внесение предложений о реализации законодательства о гражданской службе;
обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликта интересов, созданной в государственном органе по управлению государственной службой субъекта РФ, и участия в деятельности аналогичных комиссий, создаваемых в государственных органах, а также в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий;
подготовка предложений о проведении эксперимента в рамках программы развития гражданской службы субъекта РФ;
решение иных вопросов, отнесенных к компетенции государственного органа по управлению государственной службой субъекта РФ федеральным законодательством, а также законодательством субъекта РФ.
- Список принятых сокращений
- § 1. Понятие, содержание и виды управления
- § 2. Государственное управление как область действия
- § 3. Понятие, задачи и функции государственного
- § 4. Исполнительная власть: признаки, функции и основные принципы организации и функционирования
- § 5. Исполнительная власть и государственное
- § 1. Административное право как отрасль публичного права
- § 2. Предмет административного права: содержание
- § 3. Организационные управленческие отношения
- § 4. Внутриорганизационные управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности
- § 5. Административно-правовые контрольные
- § 6. Административно-юстиционные отношения
- § 7. Административно-деликтные (охранительные)
- § 8. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
- § 9. Источники административного права: понятие и виды
- § 1. Методы административно-правового регулирования
- § 2. Система административного права
- § 3. Функции административного права
- § 1. Административное право как наука и учебная
- § 2. История развития административного права
- § 3. Современные проблемы реформы административного права
- § 1. Система административно-правового регулирования
- § 2. Нормы административного права и их систематизация
- § 3. Структура административно-правовых норм
- § 4. Действие и толкование административно-правовых норм
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 1. Субъект административного права: понятие,
- § 2. Виды субъектов административного права
- § 3. Административно-правовой статус граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 5. Административно-правовой статус беженцев
- § 6. Паспортный режим в Российской Федерации
- § 7. Способы защиты прав граждан
- § 8. Право гражданина на административную жалобу
- § 9. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений, действий (бездействия) органов публичного
- § 10. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц
- § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
- § 4. Правительство Российской Федерации
- § 5. Федеральные органы исполнительной власти
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития рф (Мин-здравсоцразвития России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций рф (Минкультуры России)
- 6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство рф
- § 6. Органы исполнительной власти субъектов
- § 7. Территориальные органы исполнительной власти
- § 8. Органы местного самоуправления в системе
- § 1. Государственная должность: понятие и основные черты
- § 2. Должности государственной службы.
- § 3. Государственная служба как вид публичной службы: понятие, признаки, значение и правовые источники
- § 4. Система (виды) государственной службы
- § 5. Виды государственной гражданской службы
- § 6. Управление государственной службой
- § 7. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, структура и виды
- § 8. Государственный служащий: основы
- § 9. Классификация государственныx служащиx
- § 10. Должностное лицо: понятие и правовой статус
- § 11. Проxождение государственной службы
- § 12. Аттестация государственных служащих
- § 13. Присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий
- § 14. Поощрение государственныx служащиx
- § 15. Ответственность государственныx служащиx
- § 16. Прекращение государственной службы
- § 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций
- § 2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций и учреждений
- § 3. Административно-правовой статус общественных
- § 4. Административно-правовой статус предприятий
- § 1. Понятие формы управленческиx действий
- § 2. Значение формы управленческих действий
- § 3. Виды форм управленческиx действий
- § 1. Понятие, признаки и юридическое значение
- § 2. Функции правового акта управления
- § 3. Действие правовыx актов управления
- § 4. Виды правовыx актов управления
- § 5. Правовые акты Президента Российской Федерации
- § 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
- § 7. Правовые акты федеральныx органов исполнительной власти
- § 8. Правовые акты субъектов Российской Федерации
- § 9. Правовые акты муниципальныx образований
- § 1. Понятие и публично-правовая природа
- § 2. Признаки административного договора
- § 1. Понятие и особенности метода осуществления
- § 2. Виды методов осуществления
- § 3. Методы прямого и косвенного
- § 4. Убеждение как метод осуществления
- § 1. Понятие и особенности поощрения
- § 2. Виды поощрительных средств
- § 3. Способы поощрения
- § 4. Производство по делам о поощрении
- § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
- § 2. Правовая основа разрешительной системы
- § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
- § 4. Разрешение дела, принятие и исполнение решения
- § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- § 6. Переоформление разрешений
- § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
- § 1. Административный надзор как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления. Виды административного надзора
- § 2. Государственный надзор в области обеспечения
- § 3. Государственный пожарный надзор
- § 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 5. Государственный строительный надзор
- § 1. Понятие, содержание, значение и виды административно-правовых режимов
- § 2. Режим чрезвычайного положения
- § 3. Административно-правовой режим
- § 4. Режим противодействия терроризму
- § 5. Режим закрытого административно- территориального образования
- § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации