logo
Р А З Д Е Л I-IV

§ 6. Управление государственной службой

Управление государственной службой xарактеризуется следующими признаками: 1) это практическая деятельность по определению основныx направлений развития и реального функционирования всеx элементов правового института государственной службы; 2) это функция госу-дарственныx органов, которая 3) осуществляется в определенныx организационно-правовыx формаx и 4) реализуется специально созданными государственными органами; 5) основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичныx интересов в целом; 6) управление основывается на принципаx законности, гласности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должност-ным лицам нижестоящиx государственныx органов и государственныx служащиx, единства основныx требований, предъявляемыx к государственной службе, стабильности государственной службы.

В главе 3 ФЗ «О системе государственной гражданской службы Российской Федерации» устанавливается система управления государственной службой как на уровне Российской Федерации (федеральном уровне), так и в субъектах РФ (на уровне субъектов РФ). Система управления государственной службы формируется как минимум для достижения следующих трех целей:

во-первых, для осуществления координации деятельности государственных органов и их должностных лиц на всех этапах практической организации и функционирования государственной службы и реализации правового статуса государственных служащих, например: при разрешении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих РФ, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих;

во-вторых, для осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о государственной службе;

в-третьих, для совершенствования государственной службы, разработки федеральных программ и программ субъектов РФ по ее реформированию.

Немаловажным фактором построения и функционирования современной системы управления государственной службы является проводимая в России административная реформа, в структуре которой институт управления государственной службой занимает одно из важных мест. Важными итогами административной реформы стали новые федеральные законы о государственной службе и ее системе. Другие нормативные правовые акты, принятые в период 2004—2006 гг., конкретизируют положения федеральных законов о государственной службе и направлены на обеспечение их полной реализации.

Важнейшим средством улучшения управления государственной службой является формирование кадрового резерва для замещения должностей государственной службы. Существует четыре вида кадрового резерва: федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв в государственном органе субъекта РФ.

Средства федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта РФ направляются на финансирование соответственно федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта РФ. Порядок такого финансирования устанавливается федеральными законами, законами субъектов РФ, иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Управление государственной службой осуществляется на федеральном уровне следующими субъектами: 1) Президент РФ, Руководитель Администрации Президента РФ и иные должностные лица; 2) Правительство РФ; 3) Руководитель Аппарата Правительства РФ — федеральный министр; 4) руководители федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств); 5) руководители иных федеральных государственных органов, обладающие полномочиями по решению кадровых вопросов и управлению государственной службой; 6) специальные органы и подразделения (отделы, управления, главные управления, департаменты), создаваемые для решения вопросов управления государственной службы и обеспечивающие реализацию полномочий руководителей федеральных государственных органов в области государственной службы. Эти органы и специально создаваемые подразделения государственных органов осуществляют функцию руководства кадровой работой, создают условия и порядки осуществления государственными служащими возложенных на них полномочий, объем и характер которых устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами, регламентирующими государственно-служебные отношения. Например, для непосредственного управления государственной службой и содействия Президенту в определении основных направлений реформирования и развития государственной службы в Администрации Президента РФ созданы Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам и Управление Президента РФ по вопросам государственной службы. В Положении об этих подразделениях Администрации Президента РФ устанавливаются их задачи и функции.

Законы субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе соответствующих субъектов РФ устанавливают общую сис-тему управления гражданской службой. Специальный орган по управлению государственной службой субъекта РФ создается в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Основными целями государственного органа по управлению государственной службой субъекта РФ являются:

выработка предложений по проведению кадровой политики, а также для осуществления контроля за ее реализацией;

координация деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на гражданскую службу субъекта РФ, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения гражданской службы; ведения Реестра гражданских служащих, использования кадрового резерва для замещения должностей гражданской службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;

осуществление вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ о гражданской службе;

подготовка и внесение предложений о реализации законодательства о гражданской службе;

обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликта интересов, созданной в государственном органе по управлению государственной службой субъекта РФ, и участия в деятельности аналогичных комиссий, создаваемых в государственных органах, а также в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий;

подготовка предложений о проведении эксперимента в рамках программы развития гражданской службы субъекта РФ;

решение иных вопросов, отнесенных к компетенции государственного органа по управлению государственной службой субъекта РФ федеральным законодательством, а также законодательством субъекта РФ.