§ 1. Понятие и особенности поощрения
Поощрение — это универсальный метод управляющего воздействия субъекта управления на объект управления. В процессе управления практически реализуются цели, задачи, функции государственно-управленческой деятельности. Поощрение — это способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрение является межотраслевым правовым институтом. Оно направлено на сознание государственного служащего, должностного лица. Этот метод содержит в себе стимулирующий потенциал, который способствует обеспечению законности и дисциплины как в системе государственного управления, так и во взаимоотношениях исполнительной власти с гражданами, юридическими лицами и иными субъектами правовых отношений.
Поощрение как метод управления применяется в различных отраслях права: административном, трудовом, конституционном, муниципальном, уголовно-исполнительном, финансовом, экологическом.
Для метода поощрения характерно следующее:
1) поощрение реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности;
2) поощрение используется субъектами, наделенными властью в качестве реализации предоставленных им полномочий;
3) в применении поощрительных мер свое непосредственное выражение находят юридически властные полномочия субъектов исполнительной власти;
4) выбор конкретной меры поощрения зависит от объекта управления;
5) при применении мер поощрения управляющее воздействие осуществляется как нормативное либо индивидуальное юридически власт-ное волеизъявление субъекта управления;
6) виды поощрительных средств закреплены в правовых актах управления.
Поощрение осуществляется на основании норм административного права в тех случаях, когда субъект управления имеет заслуги при реализации функций исполнительной власти.
Согласно п. «б» ст. 89 Конституции РФ Президент РФ награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.
Президент действует не только в системе исполнительной власти, поэтому он поощряет за выдающиеся заслуги в различных отраслях деятельности — творческие и научные заслуги, за особый вклад в охрану здоровья, жизни; борьбу с терроризмом и т.д.
Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Например: согласно ст. 55 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. (в ред. 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ)1 за успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные виды поощрения: объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения, награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения государственного органа; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; поощрение Правительства РФ; поощрение Президента РФ; присвоение почетных званий Российской Федерации; награждение знаками отличия Российской Федерации; награждение орденами и медалями Российской Федерации.
Целями поощрения является признание заслуг, достигнутых в процессе реализации функций исполнительной власти. Основаниями для поощрения выступают:
1) добросовестное и точное исполнение возложенных обязанностей;
2) совершение участниками общественных отношений правомерных волевых действий, превосходящих уровень установленных требований.
Следовательно, основанием для поощрения является определенная заслуга. Под заслугой следует понимать такое деяние, которое всегда полезно для общества и государства, совершено в таких условиях, когда иные лица не были в состоянии достичь такого же результата в силу личностных качеств (недостаток квалификации) или противодействия обычному правомерному поведению.
Субъектами поощрения являются должностные лица, замещающие в органах власти руководящие государственные должности, и государственные служащие государственной гражданской, правоохранительной и военной службы. Например: нагрудным знаком «Отличник таможенной службы» награждаются сотрудники таможенных органов; досрочное присвоение специального звания или воинского звания применяется к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим.
Основания поощрения можно разделить на две группы:
1) абсолютные — это добросовестное выполнение трудовых и служебных обязанностей; выполнение гражданского долга (например, спасение утопающих); поощрение многодетных матерей; юбилеи; заслуги ино-странных граждан перед Россией;
2) относительные — обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение, установлены КоАП РФ и Дисциплинарными уставами. К ним относятся: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; добровольный отказ от неправомерной деятельности.
Поощрение как метод управленческого воздействия органов исполнительной власти имеет важное значение в стимулировании должного поведения участников управленческих отношений.
Поощрение имеет ряд особенностей:
а) фактическим основанием для применения поощрения является заслуга или иное деяние, получившее положительную оценку субъектов власти;
б) поощрение связано с оценкой уже совершенных деяний и является составной частью государственного контроля;
в) поощрение носит персональный характер и применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;
г) поощрение заключается в моральном одобрении, наделении определенными правами, материальными ценностями и иными благами;
д) поощрение урегулировано правовыми нормами и реализуется в форме правоприменения;
е) поощрение косвенно воздействует на волю поощряемого, тем самым стимулируя его деятельность.
- Список принятых сокращений
- § 1. Понятие, содержание и виды управления
- § 2. Государственное управление как область действия
- § 3. Понятие, задачи и функции государственного
- § 4. Исполнительная власть: признаки, функции и основные принципы организации и функционирования
- § 5. Исполнительная власть и государственное
- § 1. Административное право как отрасль публичного права
- § 2. Предмет административного права: содержание
- § 3. Организационные управленческие отношения
- § 4. Внутриорганизационные управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности
- § 5. Административно-правовые контрольные
- § 6. Административно-юстиционные отношения
- § 7. Административно-деликтные (охранительные)
- § 8. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
- § 9. Источники административного права: понятие и виды
- § 1. Методы административно-правового регулирования
- § 2. Система административного права
- § 3. Функции административного права
- § 1. Административное право как наука и учебная
- § 2. История развития административного права
- § 3. Современные проблемы реформы административного права
- § 1. Система административно-правового регулирования
- § 2. Нормы административного права и их систематизация
- § 3. Структура административно-правовых норм
- § 4. Действие и толкование административно-правовых норм
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 1. Субъект административного права: понятие,
- § 2. Виды субъектов административного права
- § 3. Административно-правовой статус граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 5. Административно-правовой статус беженцев
- § 6. Паспортный режим в Российской Федерации
- § 7. Способы защиты прав граждан
- § 8. Право гражданина на административную жалобу
- § 9. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений, действий (бездействия) органов публичного
- § 10. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц
- § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
- § 4. Правительство Российской Федерации
- § 5. Федеральные органы исполнительной власти
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития рф (Мин-здравсоцразвития России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций рф (Минкультуры России)
- 6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство рф
- § 6. Органы исполнительной власти субъектов
- § 7. Территориальные органы исполнительной власти
- § 8. Органы местного самоуправления в системе
- § 1. Государственная должность: понятие и основные черты
- § 2. Должности государственной службы.
- § 3. Государственная служба как вид публичной службы: понятие, признаки, значение и правовые источники
- § 4. Система (виды) государственной службы
- § 5. Виды государственной гражданской службы
- § 6. Управление государственной службой
- § 7. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, структура и виды
- § 8. Государственный служащий: основы
- § 9. Классификация государственныx служащиx
- § 10. Должностное лицо: понятие и правовой статус
- § 11. Проxождение государственной службы
- § 12. Аттестация государственных служащих
- § 13. Присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий
- § 14. Поощрение государственныx служащиx
- § 15. Ответственность государственныx служащиx
- § 16. Прекращение государственной службы
- § 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций
- § 2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций и учреждений
- § 3. Административно-правовой статус общественных
- § 4. Административно-правовой статус предприятий
- § 1. Понятие формы управленческиx действий
- § 2. Значение формы управленческих действий
- § 3. Виды форм управленческиx действий
- § 1. Понятие, признаки и юридическое значение
- § 2. Функции правового акта управления
- § 3. Действие правовыx актов управления
- § 4. Виды правовыx актов управления
- § 5. Правовые акты Президента Российской Федерации
- § 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
- § 7. Правовые акты федеральныx органов исполнительной власти
- § 8. Правовые акты субъектов Российской Федерации
- § 9. Правовые акты муниципальныx образований
- § 1. Понятие и публично-правовая природа
- § 2. Признаки административного договора
- § 1. Понятие и особенности метода осуществления
- § 2. Виды методов осуществления
- § 3. Методы прямого и косвенного
- § 4. Убеждение как метод осуществления
- § 1. Понятие и особенности поощрения
- § 2. Виды поощрительных средств
- § 3. Способы поощрения
- § 4. Производство по делам о поощрении
- § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
- § 2. Правовая основа разрешительной системы
- § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
- § 4. Разрешение дела, принятие и исполнение решения
- § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- § 6. Переоформление разрешений
- § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
- § 1. Административный надзор как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления. Виды административного надзора
- § 2. Государственный надзор в области обеспечения
- § 3. Государственный пожарный надзор
- § 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 5. Государственный строительный надзор
- § 1. Понятие, содержание, значение и виды административно-правовых режимов
- § 2. Режим чрезвычайного положения
- § 3. Административно-правовой режим
- § 4. Режим противодействия терроризму
- § 5. Режим закрытого административно- территориального образования
- § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации