§ 4. Режим противодействия терроризму
Глава 24 Уголовного кодекса РФ посвящена преступлениям против общественной безопасности. В их числе законодатель указывает преступления террористического характера: терроризм (ст. 205 УК РФ), во-влечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (ст. 205.1 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).
Терроризм определяется законодателем как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, при условии, что эти действия были совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
В последнее время террористические акты становятся все более частым явлением, редкие информационные сообщения СМИ обходятся без репортажей о новых актах терроризма. Терроризм становится острой проблемой нашего общества, в связи с чем одной из главных задач государства является задача по борьбе с терроризмом (противодействие терроризму) всеми доступными средствами и всеми возможными способами. Особая роль в этой борьбе должна отводиться правовым способам противодействия терроризму, комплексам правовых средств, направленных на недопущение и пресечение преступлений террористического характера, т.е. правовым режимам противодействия терроризму.
Нормативно-правовой основой режима противодействия терроризму в России являются такие нормативные правовые акты, как Уголовный кодекс РФ, ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ (в связи с принятием ФЗ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. частично утратил силу с 10 марта 2006 г., полностью утрачивает силу с 1 января 2007 г.), ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (в ред. от 16 ноября 2005 г.), Указ Президента РФ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» от 13 сентября 2004 г. № 1167, Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 г. № 116 и некоторые другие правовые акты.
Россия ратифицировала большое число международных договоров, направленных на борьбу с терроризмом. В качестве примера можно назвать такие, как Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанная от имени Российской Федерации в г. Шанхае 15 июня 2001 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., подписанная от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 3 апреля 2000 г.; Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., подписанная от имени Российской Федерации в г. Будапеште 7 мая 1999 г.; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г., подписанная от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 12 января 1998 г. В свете ч. 4 ст. 15 Конституции РФ указанные международные договоры также могут быть отнесены к нормативно-правовой основе рассматриваемого правового режима.
При раскрытии сущности правового режима противодействия терроризму необходимо выделить в его структуре и рассмотреть в отдельности такие его элементы, как носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовой статус субъектов режимного регулирования, система организационно-юридических гарантий.
Носителем режима противодействия терроризму выступает определенный социально-правовой процесс — противодействие терроризму.
Режимными правовыми средствами в данном случае будут выступать определенные нормативные предписания и действия, направленные на их реализацию. В частности, согласно ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено пресечение террористических актов в воздушной среде, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и при обеспечении безопасности национального судоходства путем проведения контртеррористических операций с установлением специального правового режима.
К числу режимных правил как сочетания правовых средств и субъективных прав, обязанностей, полномочий и ограничений можно отнести положения данного закона, согласно которым на период проведения контртеррористической операции допускается применение таких мер и временных ограничений, как проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел РФ (иные компетентные органы) для установления личности; удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность; ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов; использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности, при определенных условиях; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества; приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи; временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий; ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах, беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ; установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В качестве еще одного примера режимного правового средства противодействия терроризму будут выступать положения ст. 6 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В частности, согласно указанной норме законодатель определяет, что к числу операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся такие операции, как операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 р. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 р., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: операция с денежными средствами в наличной форме по снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме. К числу подобных операций законодатель относит также операции по зачислению или переводу на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Закон устанавливает, что сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 р. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 р., или превышает ее и некоторые другие операции.
Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Субъектами режима противодействия терроризму будут выступать физические и юридические лица, связанные с носителем режима и обязанные соблюдать определенные правила.
Например, в свете положений ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к числу субъектов отнесены организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. Указанные лица обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, выполняющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить такие сведения, как фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) в отношении физических лиц; наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код ино-странной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения в отношении юридических лиц. Указанные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, такие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, как вид операции и основания ее совершения, дата совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумма, на которую она совершена, сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания и т.д.
Специальным субъектом режима противодействия терроризму будут являться органы власти и их должностные лица. К числу субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, Закон «О противодействии терроризму» относит органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие деятельность по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В ст. 5 Закона, раскрывающей организационные основы противодействия терроризму, указаны в числе субъектов противодействия терроризму Президент РФ как лицо, определяющее основные направления государственной политики в области противодействия терроризму и компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, Правительство РФ, которое определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет в области противодействия терроризму, организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию по-следствий проявлений терроризма, организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.
Помимо Президента и Правительства РФ к числу субъектов противодействия терроризму согласно Закону относятся федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Закон также указывает, что в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента РФ могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и иных лиц.
В отдельной норме Закона закреплена возможность применения Вооруженных сил РФ в борьбе с терроризмом.
Особо следует отметить специально образованный Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 Национальный антитеррористический комитет, который является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.
Система организационно-юридических гарантий режима противодействия терроризму как элемент структуры режима включает в себя перечень органов и должностных лиц, уполномоченных в сфере борьбы с терроризмом, совокупность юридических санкций за нарушение режима борьбы с терроризмом, организационные мероприятия, связанные с установлением режима.
Так, в качестве примера можно указать на утвержденный Постановлением Правительства РФ 22 июня 1999 г. № 660 Перечень федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности. В частности, к их числу в настоящее время отнесены 17 министерств, 4 федеральные службы 4 агентства и некоторые другие органы власти.
К числу санкций необходимо отнести административный арест до 30 суток, применяемый за нарушение требований режима в зоне проведения контртеррористической операции в соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ, административные штрафы на граждан, должностных и юридических лиц за невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения или требования лица, проводящего указанную операцию, либо воспрепятствование осуществлению проводимой этим лицом операции, а равно несанкционированное проникновение либо попытка проникновения в зону проведения контртеррористической операции в соответствии со ст. 20.27 КоАП РФ, административные штрафы и административное приостановление деятельности в отношение организаций, нарушающих законодательство о противодействии финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля в соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ.
- Список принятых сокращений
- § 1. Понятие, содержание и виды управления
- § 2. Государственное управление как область действия
- § 3. Понятие, задачи и функции государственного
- § 4. Исполнительная власть: признаки, функции и основные принципы организации и функционирования
- § 5. Исполнительная власть и государственное
- § 1. Административное право как отрасль публичного права
- § 2. Предмет административного права: содержание
- § 3. Организационные управленческие отношения
- § 4. Внутриорганизационные управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности
- § 5. Административно-правовые контрольные
- § 6. Административно-юстиционные отношения
- § 7. Административно-деликтные (охранительные)
- § 8. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
- § 9. Источники административного права: понятие и виды
- § 1. Методы административно-правового регулирования
- § 2. Система административного права
- § 3. Функции административного права
- § 1. Административное право как наука и учебная
- § 2. История развития административного права
- § 3. Современные проблемы реформы административного права
- § 1. Система административно-правового регулирования
- § 2. Нормы административного права и их систематизация
- § 3. Структура административно-правовых норм
- § 4. Действие и толкование административно-правовых норм
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 1. Субъект административного права: понятие,
- § 2. Виды субъектов административного права
- § 3. Административно-правовой статус граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 5. Административно-правовой статус беженцев
- § 6. Паспортный режим в Российской Федерации
- § 7. Способы защиты прав граждан
- § 8. Право гражданина на административную жалобу
- § 9. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений, действий (бездействия) органов публичного
- § 10. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц
- § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
- § 4. Правительство Российской Федерации
- § 5. Федеральные органы исполнительной власти
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития рф (Мин-здравсоцразвития России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций рф (Минкультуры России)
- 6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство рф
- § 6. Органы исполнительной власти субъектов
- § 7. Территориальные органы исполнительной власти
- § 8. Органы местного самоуправления в системе
- § 1. Государственная должность: понятие и основные черты
- § 2. Должности государственной службы.
- § 3. Государственная служба как вид публичной службы: понятие, признаки, значение и правовые источники
- § 4. Система (виды) государственной службы
- § 5. Виды государственной гражданской службы
- § 6. Управление государственной службой
- § 7. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, структура и виды
- § 8. Государственный служащий: основы
- § 9. Классификация государственныx служащиx
- § 10. Должностное лицо: понятие и правовой статус
- § 11. Проxождение государственной службы
- § 12. Аттестация государственных служащих
- § 13. Присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий
- § 14. Поощрение государственныx служащиx
- § 15. Ответственность государственныx служащиx
- § 16. Прекращение государственной службы
- § 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций
- § 2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций и учреждений
- § 3. Административно-правовой статус общественных
- § 4. Административно-правовой статус предприятий
- § 1. Понятие формы управленческиx действий
- § 2. Значение формы управленческих действий
- § 3. Виды форм управленческиx действий
- § 1. Понятие, признаки и юридическое значение
- § 2. Функции правового акта управления
- § 3. Действие правовыx актов управления
- § 4. Виды правовыx актов управления
- § 5. Правовые акты Президента Российской Федерации
- § 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
- § 7. Правовые акты федеральныx органов исполнительной власти
- § 8. Правовые акты субъектов Российской Федерации
- § 9. Правовые акты муниципальныx образований
- § 1. Понятие и публично-правовая природа
- § 2. Признаки административного договора
- § 1. Понятие и особенности метода осуществления
- § 2. Виды методов осуществления
- § 3. Методы прямого и косвенного
- § 4. Убеждение как метод осуществления
- § 1. Понятие и особенности поощрения
- § 2. Виды поощрительных средств
- § 3. Способы поощрения
- § 4. Производство по делам о поощрении
- § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
- § 2. Правовая основа разрешительной системы
- § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
- § 4. Разрешение дела, принятие и исполнение решения
- § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- § 6. Переоформление разрешений
- § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
- § 1. Административный надзор как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления. Виды административного надзора
- § 2. Государственный надзор в области обеспечения
- § 3. Государственный пожарный надзор
- § 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 5. Государственный строительный надзор
- § 1. Понятие, содержание, значение и виды административно-правовых режимов
- § 2. Режим чрезвычайного положения
- § 3. Административно-правовой режим
- § 4. Режим противодействия терроризму
- § 5. Режим закрытого административно- территориального образования
- § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации