§ 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
Российская Федерация является суверенным государством, поэтому, как и любое государство, охраняет и обеспечивает незыблемость и неприкосновенность своих границ.
Охрана, оборона и обеспечение безопасности государства — это одна из важнейших функций государства, включающая в себя всю систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны.
В настоящее время протяженность Государственной границы РФ составляет около 61 тыс. км, включая сухопутную, морскую, речную и озерную. Около 2 тыс. км Государственной границы не оформлены надлежащим образом и не обустроены. Установление Государственной границы порождает необходимость формирования соответствующего административно-правового режима с целью создания по периметру территории РФ стабильной, устойчивой зоны, способствующей мирному и планомерному развитию страны.
Режим Государственной границы урегулирован Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (в ред. от 7 марта 2005 г.). Пограничный режим или режим Государственной границы является предупредительным админист-ративно-правовым режимом. Данный режим характеризуется непрерывным действием на ограниченной территории в отношении относительно постоянного круга субъектов административного права.
Согласно ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ» Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.
Линия Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами РФ и федеральными законами.
Прохождение Государственной границы устанавливается:
а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
б) на море — по внешней границе территориального моря РФ;
в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде (ст. 5 Закона).
На местности Государственная граница обозначается ясно видимыми пограничными знаками. Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами. Поэтому установление и изменение прохождения Государственной границы, установление и поддержание правоотношений на Государственной границе основываются на принципах:
а) обеспечения безопасности РФ и международной безопасности;
б) взаимовыгодного и всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
в) взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
г) мирного разрешения пограничных вопросов.
Реализуя важнейшие функции государства по обеспечению безопасности страны, РФ осуществляет защиту и охрану Государственной границы.
Защита Государственной границы представляет собой часть системы обеспечения безопасности РФ и реализации государственной пограничной политики РФ, которая осуществляется в процессе согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах пограничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством РФ.
Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах пограничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде, а также другими силами согласно действующему законодательству.
Охрана Государственной границы осуществляется с целью недопущения противоправного изменения ее прохождения, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу. Перечисленные меры по охране государственной границы (пограничные меры) входят составной частью в систему мер безопасности, которые осуществляются в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности РФ.
Охрана Государственной границы — это важное условие защиты политических и экономических интересов государства, а также его безопасности в целом. В связи с этим можно выделить политическую охрану Государственной границы, которая призвана предупреждать незаконное пересечение границы людьми и транспортными средствами; экономическую охрану — предотвращение незаконного перемещения через границу товаров, предметов искусства, редких животных; санитарную охрану — недопущение перемещения инфекционных больных, экологически опасных предметов, которые могут повлечь негативные последствия для людей, флоры и фауны.
Охрана Государственной границы предполагает функционирование соответствующих правовых режимов.
Согласно Закону РФ «О государственной границе Российской Федерации» следует различать:
— режим Государственной границы (раздел III Закона);
— пограничный режим (раздел IV Закона);
— режим в пунктах пропуска через Государственную границу (раздел V Закона).
Режим Государственной границы представляет собой совокупность правил ее содержания; пересечения гражданами и транспортными средствами; перемещения через границу грузов, товаров и животных; ведения на границе и вблизи ее территории хозяйственной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
В случае нарушения установленных правил пограничные представители РФ разрешают возникшие инциденты. Вопросы или инциденты, не урегулированные пограничными представителями, разрешаются по дипломатическим каналам.
Пограничный режим установлен для создания необходимых условий охраны Государственной границы и представляет собой совокупность правил въезда (прохода); временного пребывания лиц и транспортных средств; хозяйственной, промысловой и иной деятельности; проведения массовых мероприятий в пограничной зоне.
Пограничная зона — это зона местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер, иных водоемов и островов в них.
Пределы пограничной зоны определяются предупреждающими знаками. Для въезда (прохода) в пограничную зону необходимо иметь специальный пропуск и документы, удостоверяющие личность. При этом могут определяться места въезда (прохода), время и маршруты передвижения.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается Министерством транспорта РФ.
Въезд в пункт пропуска и выезд из него лиц и транспортных средств осуществляются в специальных местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, портов, вокзалов и станций по согласованию с пограничными органами.
Полномочия по охране Государственной границы РФ отнесены к ведению федеральных органов исполнительной власти: Министерству иностранных дел РФ (п. 1 ст. 28 Закона), Федеральной службе безопасности РФ (п. 1.1 ст. 28 Закона), Министерству обороны РФ (п. 3 ст. 28 Закона), федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим на Государственной границе таможенный, иммиграционный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, транспортный и иные виды контроля (п. 4 ст. 28 Закона), Министерству внутренних дел РФ (п. 5 ст. 28), Службе внешней разведки РФ (п. 7 ст. 28 Закона).
Полномочия в сфере защиты Государственной границы предоставлены пограничным органам, войскам противовоздушной обороны, военно-морского флота, иным войскам и воинским формированиям РФ (ст. 30—33 Закона).
В защите Государственной границы принимают участие органы мест-ного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, а также граждане.
Лица, виновные в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, несут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
- Список принятых сокращений
- § 1. Понятие, содержание и виды управления
- § 2. Государственное управление как область действия
- § 3. Понятие, задачи и функции государственного
- § 4. Исполнительная власть: признаки, функции и основные принципы организации и функционирования
- § 5. Исполнительная власть и государственное
- § 1. Административное право как отрасль публичного права
- § 2. Предмет административного права: содержание
- § 3. Организационные управленческие отношения
- § 4. Внутриорганизационные управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности
- § 5. Административно-правовые контрольные
- § 6. Административно-юстиционные отношения
- § 7. Административно-деликтные (охранительные)
- § 8. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
- § 9. Источники административного права: понятие и виды
- § 1. Методы административно-правового регулирования
- § 2. Система административного права
- § 3. Функции административного права
- § 1. Административное право как наука и учебная
- § 2. История развития административного права
- § 3. Современные проблемы реформы административного права
- § 1. Система административно-правового регулирования
- § 2. Нормы административного права и их систематизация
- § 3. Структура административно-правовых норм
- § 4. Действие и толкование административно-правовых норм
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 1. Субъект административного права: понятие,
- § 2. Виды субъектов административного права
- § 3. Административно-правовой статус граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 5. Административно-правовой статус беженцев
- § 6. Паспортный режим в Российской Федерации
- § 7. Способы защиты прав граждан
- § 8. Право гражданина на административную жалобу
- § 9. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений, действий (бездействия) органов публичного
- § 10. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц
- § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
- § 4. Правительство Российской Федерации
- § 5. Федеральные органы исполнительной власти
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития рф (Мин-здравсоцразвития России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций рф (Минкультуры России)
- 6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство рф
- § 6. Органы исполнительной власти субъектов
- § 7. Территориальные органы исполнительной власти
- § 8. Органы местного самоуправления в системе
- § 1. Государственная должность: понятие и основные черты
- § 2. Должности государственной службы.
- § 3. Государственная служба как вид публичной службы: понятие, признаки, значение и правовые источники
- § 4. Система (виды) государственной службы
- § 5. Виды государственной гражданской службы
- § 6. Управление государственной службой
- § 7. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, структура и виды
- § 8. Государственный служащий: основы
- § 9. Классификация государственныx служащиx
- § 10. Должностное лицо: понятие и правовой статус
- § 11. Проxождение государственной службы
- § 12. Аттестация государственных служащих
- § 13. Присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий
- § 14. Поощрение государственныx служащиx
- § 15. Ответственность государственныx служащиx
- § 16. Прекращение государственной службы
- § 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций
- § 2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций и учреждений
- § 3. Административно-правовой статус общественных
- § 4. Административно-правовой статус предприятий
- § 1. Понятие формы управленческиx действий
- § 2. Значение формы управленческих действий
- § 3. Виды форм управленческиx действий
- § 1. Понятие, признаки и юридическое значение
- § 2. Функции правового акта управления
- § 3. Действие правовыx актов управления
- § 4. Виды правовыx актов управления
- § 5. Правовые акты Президента Российской Федерации
- § 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
- § 7. Правовые акты федеральныx органов исполнительной власти
- § 8. Правовые акты субъектов Российской Федерации
- § 9. Правовые акты муниципальныx образований
- § 1. Понятие и публично-правовая природа
- § 2. Признаки административного договора
- § 1. Понятие и особенности метода осуществления
- § 2. Виды методов осуществления
- § 3. Методы прямого и косвенного
- § 4. Убеждение как метод осуществления
- § 1. Понятие и особенности поощрения
- § 2. Виды поощрительных средств
- § 3. Способы поощрения
- § 4. Производство по делам о поощрении
- § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
- § 2. Правовая основа разрешительной системы
- § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
- § 4. Разрешение дела, принятие и исполнение решения
- § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- § 6. Переоформление разрешений
- § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
- § 1. Административный надзор как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления. Виды административного надзора
- § 2. Государственный надзор в области обеспечения
- § 3. Государственный пожарный надзор
- § 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 5. Государственный строительный надзор
- § 1. Понятие, содержание, значение и виды административно-правовых режимов
- § 2. Режим чрезвычайного положения
- § 3. Административно-правовой режим
- § 4. Режим противодействия терроризму
- § 5. Режим закрытого административно- территориального образования
- § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации