§ 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Данный вид контрольно-надзорной деятельности представляет собой конкретную разновидность надведомственного контроля.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор имеет ряд особенностей, а именно:
1) согласно п. 1 ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52 (в ред. от 31 декабря 2005 г.)12 данный вид надзора осуществляется во внесудебном порядке. Государственные санитарные врачи и их заместители в соответствии с компетенцией рассматривают материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;
2) в порядке государственного надзора осуществляется проверка исполнения общеобязательных правил специального характера (например: проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода в эксплуатацию; эксплуатацию объектов производства, реализацию и применение продукции; использование водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и т.д.). Такая целевая направленность отличает государственный санитарно-эпидемиологический надзор от общего и ведомственного контроля, в задачи которых входит наблюдение за всеми сторонами деятельности подчиненных объектов и проверка исполнения ими общего законодательства;
3) предметом государственного санитарно-эпидемиологического надзора является оценка деятельности поднадзорных объектов, включающих в себя различные факторы среды обитания человека;
4) государственный санитарно-эпидемиологический надзор распространяется на всех, кто обязан соблюдать общеобязательные правила, т.е. и на граждан, и на государственные, и на негосударственные организации;
5) субъекты государственного санитарно-эпидемиологического надзора применяют к поднадзорным объектам средства административного принуждения (предупреждение, пресечение, наказание, предусмотренные ст. 50, 51 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и гл. 6 КоАП РФ);
6) для реализации задач государственного санитарно-эпидемиологического надзора созданы специальные органы — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения и ее территориальные органы.
В соответствии с «Положением об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации»13, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569, основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан.
Основные направления деятельности органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора:
1) профилактика заболеваний в соответствии с создавшейся санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
2) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
3) создание экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в соблюдении санитарного законодательства;
4) государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;
5) сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
6) спецификация продукции, работ и услуг и лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека;
7) государственная регистрация опасных веществ и отдельных видов продукции;
8) проведение социально-гигиенического мониторинга;
9) информирование населения о возникновении инфекционных заболеваний;
10) гигиеническое воспитание и обучение населения;
11) привлечение к ответственности за нарушение санитарно-гигиенического законодательства.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор согласно ст. 44 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» включает в себя:
1) контроль выполнения санитарного законодательства, санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
2) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
3) меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
4) контроль санитарно-эпидемиологической обстановки;
5) проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
6) разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
7) статистическое наблюдение в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством РФ порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте.
В соответствующих сферах деятельности государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют: Министерство внутренних дел РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Законодательной базой деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является санитарное законодательство, которое основывается на Конституции РФ и состоит из ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. (в ред. ФЗ от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ, от 31 марта 2006 г. № 45-ФЗ)14, «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. № 32-ФЗ, от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ, от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г. № 20-ФЗ, от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. № 200-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ)15, «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г.)16, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ проводятся санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, а также токсикологические, гигиенические и иные виды оценок.
В соответствии с требованиями Закона государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ осуществляет надзор за ввозом, производством, применением продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и другой, потенциально опасной для здоровья населения продукции.
На основании вышеизложенного следует отметить, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор является самостоятельным видом контрольно-надзорной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти и обладает следующими признаками:
1) отсутствие организационной подчиненности субъектов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и поднадзорных объектов;
2) оценка деятельности поднадзорных субъектов по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
3) невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта;
4) наличие специального объекта надзорной деятельности — санитарных норм и правил, требований санитарно-эпидемиологического законодательства;
5) возможность применения мер административного принуждения, предусмотренных КоАП РФ и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ осуществляют: руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главный государственный санитарный врач РФ, а также руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ; главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте; главный государственный санитарный врач Министерства внутренних дел РФ; главный государственный санитарный врач Министерства обороны РФ; главный государственный санитарный врач Федеральной службы исполнения наказаний; главный государственный санитарный врач Главного управления специальных программ Президента РФ и др.
Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ, являются: руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главный государственный санитарный врач РФ; заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — заместители главного государственного санитарного врача РФ; заместители главного государственного санитарного врача РФ — главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти и их заместители; руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ и их заместители; руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты федеральных органов исполнительной власти и др.
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ, обладают полномочиями, установленными ст. 50, 51 и 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в порядке, установленном законодательством РФ.
- Список принятых сокращений
- § 1. Понятие, содержание и виды управления
- § 2. Государственное управление как область действия
- § 3. Понятие, задачи и функции государственного
- § 4. Исполнительная власть: признаки, функции и основные принципы организации и функционирования
- § 5. Исполнительная власть и государственное
- § 1. Административное право как отрасль публичного права
- § 2. Предмет административного права: содержание
- § 3. Организационные управленческие отношения
- § 4. Внутриорганизационные управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности
- § 5. Административно-правовые контрольные
- § 6. Административно-юстиционные отношения
- § 7. Административно-деликтные (охранительные)
- § 8. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
- § 9. Источники административного права: понятие и виды
- § 1. Методы административно-правового регулирования
- § 2. Система административного права
- § 3. Функции административного права
- § 1. Административное право как наука и учебная
- § 2. История развития административного права
- § 3. Современные проблемы реформы административного права
- § 1. Система административно-правового регулирования
- § 2. Нормы административного права и их систематизация
- § 3. Структура административно-правовых норм
- § 4. Действие и толкование административно-правовых норм
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 1. Субъект административного права: понятие,
- § 2. Виды субъектов административного права
- § 3. Административно-правовой статус граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 5. Административно-правовой статус беженцев
- § 6. Паспортный режим в Российской Федерации
- § 7. Способы защиты прав граждан
- § 8. Право гражданина на административную жалобу
- § 9. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений, действий (бездействия) органов публичного
- § 10. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц
- § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
- § 4. Правительство Российской Федерации
- § 5. Федеральные органы исполнительной власти
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития рф (Мин-здравсоцразвития России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций рф (Минкультуры России)
- 6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство рф
- § 6. Органы исполнительной власти субъектов
- § 7. Территориальные органы исполнительной власти
- § 8. Органы местного самоуправления в системе
- § 1. Государственная должность: понятие и основные черты
- § 2. Должности государственной службы.
- § 3. Государственная служба как вид публичной службы: понятие, признаки, значение и правовые источники
- § 4. Система (виды) государственной службы
- § 5. Виды государственной гражданской службы
- § 6. Управление государственной службой
- § 7. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, структура и виды
- § 8. Государственный служащий: основы
- § 9. Классификация государственныx служащиx
- § 10. Должностное лицо: понятие и правовой статус
- § 11. Проxождение государственной службы
- § 12. Аттестация государственных служащих
- § 13. Присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий
- § 14. Поощрение государственныx служащиx
- § 15. Ответственность государственныx служащиx
- § 16. Прекращение государственной службы
- § 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций
- § 2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций и учреждений
- § 3. Административно-правовой статус общественных
- § 4. Административно-правовой статус предприятий
- § 1. Понятие формы управленческиx действий
- § 2. Значение формы управленческих действий
- § 3. Виды форм управленческиx действий
- § 1. Понятие, признаки и юридическое значение
- § 2. Функции правового акта управления
- § 3. Действие правовыx актов управления
- § 4. Виды правовыx актов управления
- § 5. Правовые акты Президента Российской Федерации
- § 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
- § 7. Правовые акты федеральныx органов исполнительной власти
- § 8. Правовые акты субъектов Российской Федерации
- § 9. Правовые акты муниципальныx образований
- § 1. Понятие и публично-правовая природа
- § 2. Признаки административного договора
- § 1. Понятие и особенности метода осуществления
- § 2. Виды методов осуществления
- § 3. Методы прямого и косвенного
- § 4. Убеждение как метод осуществления
- § 1. Понятие и особенности поощрения
- § 2. Виды поощрительных средств
- § 3. Способы поощрения
- § 4. Производство по делам о поощрении
- § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
- § 2. Правовая основа разрешительной системы
- § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
- § 4. Разрешение дела, принятие и исполнение решения
- § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- § 6. Переоформление разрешений
- § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
- § 1. Административный надзор как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления. Виды административного надзора
- § 2. Государственный надзор в области обеспечения
- § 3. Государственный пожарный надзор
- § 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 5. Государственный строительный надзор
- § 1. Понятие, содержание, значение и виды административно-правовых режимов
- § 2. Режим чрезвычайного положения
- § 3. Административно-правовой режим
- § 4. Режим противодействия терроризму
- § 5. Режим закрытого административно- территориального образования
- § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации