§ 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
Все виды разрешений предоставляются в особом процессуальном порядке. Совокупность процедур, регламентирующих вопросы выдачи разрешений и их использования, образует разрешительное или лицензионно-разрешительное производство.
Разрешительное производство осуществляется на основе норм административного права. Его содержанием является разрешение вопроса о предоставлении специального статуса субъекта разрешительной системы и выполнение последующего контроля за соблюдением субъектами, получившими разрешения, установленного разрешительного режима.
Данное производство является производством позитивного (управленческого) административного процесса и обладает всеми признаками процессуальной деятельности:
1) носит государственно-властный характер;
2) регламентировано нормами процессуального (административно-процессуального) права;
3) имеет собственные цели и принципы;
4) обладает последовательной цикличностью и стадийностью;
5) сопровождается принятием процессуальных актов;
6) завершается вынесением конкретного решения по делу.
Вместе с тем говорить о самостоятельном месте разрешительного производства в структуре административного процесса позволяет целый ряд особенностей, присущих данному производству.
Во-первых, производство может быть возбуждено только по инициативе невластного субъекта, обратившегося в соответствующие органы с заявлением о предоставлении разрешения.
Данная категория субъектов также имеет свою специфику — долж-на соответствовать установленным требованиям для осуществления определенной деятельности (например, обладать соответствующей квалификацией, профессиональными навыками, иметь соответствующие удостоверения, подтверждения и пр.) Кроме того, условием возбуждения разрешительного производства является готовность субъектов, запрашивающих разрешение выполнять требования и условия, установленные разрешительным режимом.
Во-вторых, особенность разрешительного производства заключается в том, что оно сочетает в себе два блока относительно обособленных друг от друга процедур:
— процедуры по предоставлению разрешений;
— процедуры по осуществлению контроля за установленным режимом.
Причем если первая часть производства имеет конкретные временные рамки, то контрольное производство является растянутым во времени и прекращается только с моментом прекращения действия предоставленного разрешения.
В-третьих, в результате данного производства предоставляется специальная лицензионно-разрешительная правоспособность, которая наряду с дополнительными правами налагает на субъектов, получивших разрешение, дополнительные обязанности, в том числе и возможность претерпевать негативные последствия (специфические меры принуждения и ответственности).
Принципы разрешительного производства наиболее четко и объемно сформулированы в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Эти принципы можно рассматривать как общие, базисные для процесса предоставления любого вида разрешений. К ним относятся:
— обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
— установление единого перечня лицензируемых (разрешаемых) видов деятельности;
— установление единого порядка лицензирования (разрешения) на территории Российской Федерации;
— установление лицензионных (разрешительных) требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (иными правовыми актами о предоставлении разрешений);
— гласность и открытость лицензирования (предоставления разрешений);
— соблюдение законности при осуществлении лицензирования (разрешения).
Субъектный состав данного производства жестко регламентирован нормами права.
Первую группу составляют субъекты, наделенные властными полномочиями. Их основная задача — рассмотрение дела по существу. Перечень этих субъектов исчерпывающий. Только прямое нормативное установление позволяет органу власти предоставлять разрешения.
Следует отметить, что органы исполнительной власти в разрешительном производстве могут выступать одновременно и как эксперты или специалисты. Предоставление законодателем им такого процессуального статуса оправдано, поскольку в ряде случаев квалифицированная оценка предоставленных материалов является основанием для выдачи или для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения.
Кроме того, органы исполнительной власти правомочны для осуществления разрешительного производства создавать особые специализированные или экспертные структуры (комиссии) — аттестационные комиссии, квалификационные комиссии и т.п.
Вторая группа участников — субъекты, испрашивающие разрешения. Квалифицировать субъектов этой группы целесообразно по двум критериям. Первый — наличие организационно-структурной связи с публичными органами. По этому критерию можно выделять:
1) субъектов, находящихся в организационно-структурной связи с государственными органами. Для этих субъектов устанавливаются особые виды разрешений и особый порядок их предоставления. Например, вопросы допуска к государственной тайне государственных служащих и должностных лиц (форма разрешения — допуск) определяются законом РФ «О государственной тайне»;
2) субъектов, не состоящих в организационно-структурной связи с государственными органами. К ним относятся физические и юридические лица. Основной формой для них является лицензия.
Вторым критерием, разграничивающим невластных субъектов — участников разрешительного производства, является их конечный интерес в разрешительном производстве. По этому признаку выделяют:
1) субъектов, непосредственно заинтересованных в результатах производства;
2) субъектов, не имеющих самостоятельного процессуального интереса, но способствующих разрешению дела по существу.
Разрешительное производство имеет самостоятельную структуру и включает следующие стадии:
1) возбуждение производства по делу;
2) разрешение дела по существу;
3) вынесение решения;
4) исполнение решения;
5) надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности;
6) переоформление разрешений;
7) применение мер принуждения за несоблюдение правил, требований и условий разрешительного режима.
Интересно отметить, что фактически разрешительное производство начинается с подготовительной стадии, которая в полном объеме связана с невластными субъектами. Содержанием этой стадии является подготовительная деятельность лиц, желающих получить разрешение, заключающаяся в подготовке необходимой документации, получении соответствующей квалификации или ее подтверждении, уплата определенных сумм (пошлин) и т.п. Данная стадия не имеет временного ограничения.
Для возбуждения разрешительного производства соискателю разрешения необходимо обратиться в соответствующий орган с заявлением. В заявлении должны быть указаны данные о лице, вид деятельности, срок запрашиваемого разрешения.
К заявлению должны прилагаться требуемые документы и документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления (в необходимых случаях).
При приеме заявления уполномоченный орган рассматривает два основных вопроса:
1) подано ли заявление о предоставлении разрешения правоспособным лицом (в противном случае в приеме заявления отказывается);
2) достаточно ли представленных материалов для начала рассмотрения вопроса о выдаче разрешения по существу. Если отсутствует требуемая оплата пошлины, то в приеме заявления может быть отказано. Если отсутствуют некоторые из требуемых документов, то возможны два варианта решения проблемы — орган либо отказывает в принятии заявления, либо возвращает документы на дооформление.
Другими основаниями для отказа в принятии заявления, а следовательно, и в возбуждении дела являются:
1) нарушение правил подведомственности;
2) отсутствие требования осуществлять деятельность интересующего вида на основе разрешения (т.е. разрешение не требуется или деятельность не подлежит лицензированию);
3) для осуществления интересующего вида деятельности необходимо получение разрешения другого вида — например, не лицензии, а квалификационного аттестата.
Документы, как правило, принимаются по описи. При выдаче лицензии лицензирующий орган обязан предоставить заявителю (вручить, направить) копию описи с отметкой о дате приема документов.
Производство по делу считается возбужденным со дня подачи заявления со всеми правильно оформленными требуемыми документами.
Принятое заявление регистрируется. Регистрация заявления означает, что заведено разрешительное дело и начинается вторая стадия разрешительного производства — рассмотрение дела по существу.
- Список принятых сокращений
- § 1. Понятие, содержание и виды управления
- § 2. Государственное управление как область действия
- § 3. Понятие, задачи и функции государственного
- § 4. Исполнительная власть: признаки, функции и основные принципы организации и функционирования
- § 5. Исполнительная власть и государственное
- § 1. Административное право как отрасль публичного права
- § 2. Предмет административного права: содержание
- § 3. Организационные управленческие отношения
- § 4. Внутриорганизационные управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности
- § 5. Административно-правовые контрольные
- § 6. Административно-юстиционные отношения
- § 7. Административно-деликтные (охранительные)
- § 8. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
- § 9. Источники административного права: понятие и виды
- § 1. Методы административно-правового регулирования
- § 2. Система административного права
- § 3. Функции административного права
- § 1. Административное право как наука и учебная
- § 2. История развития административного права
- § 3. Современные проблемы реформы административного права
- § 1. Система административно-правового регулирования
- § 2. Нормы административного права и их систематизация
- § 3. Структура административно-правовых норм
- § 4. Действие и толкование административно-правовых норм
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 1. Субъект административного права: понятие,
- § 2. Виды субъектов административного права
- § 3. Административно-правовой статус граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 5. Административно-правовой статус беженцев
- § 6. Паспортный режим в Российской Федерации
- § 7. Способы защиты прав граждан
- § 8. Право гражданина на административную жалобу
- § 9. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений, действий (бездействия) органов публичного
- § 10. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц
- § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
- § 4. Правительство Российской Федерации
- § 5. Федеральные органы исполнительной власти
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития рф (Мин-здравсоцразвития России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций рф (Минкультуры России)
- 6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство рф
- § 6. Органы исполнительной власти субъектов
- § 7. Территориальные органы исполнительной власти
- § 8. Органы местного самоуправления в системе
- § 1. Государственная должность: понятие и основные черты
- § 2. Должности государственной службы.
- § 3. Государственная служба как вид публичной службы: понятие, признаки, значение и правовые источники
- § 4. Система (виды) государственной службы
- § 5. Виды государственной гражданской службы
- § 6. Управление государственной службой
- § 7. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, структура и виды
- § 8. Государственный служащий: основы
- § 9. Классификация государственныx служащиx
- § 10. Должностное лицо: понятие и правовой статус
- § 11. Проxождение государственной службы
- § 12. Аттестация государственных служащих
- § 13. Присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий
- § 14. Поощрение государственныx служащиx
- § 15. Ответственность государственныx служащиx
- § 16. Прекращение государственной службы
- § 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций
- § 2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций и учреждений
- § 3. Административно-правовой статус общественных
- § 4. Административно-правовой статус предприятий
- § 1. Понятие формы управленческиx действий
- § 2. Значение формы управленческих действий
- § 3. Виды форм управленческиx действий
- § 1. Понятие, признаки и юридическое значение
- § 2. Функции правового акта управления
- § 3. Действие правовыx актов управления
- § 4. Виды правовыx актов управления
- § 5. Правовые акты Президента Российской Федерации
- § 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
- § 7. Правовые акты федеральныx органов исполнительной власти
- § 8. Правовые акты субъектов Российской Федерации
- § 9. Правовые акты муниципальныx образований
- § 1. Понятие и публично-правовая природа
- § 2. Признаки административного договора
- § 1. Понятие и особенности метода осуществления
- § 2. Виды методов осуществления
- § 3. Методы прямого и косвенного
- § 4. Убеждение как метод осуществления
- § 1. Понятие и особенности поощрения
- § 2. Виды поощрительных средств
- § 3. Способы поощрения
- § 4. Производство по делам о поощрении
- § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
- § 2. Правовая основа разрешительной системы
- § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
- § 4. Разрешение дела, принятие и исполнение решения
- § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- § 6. Переоформление разрешений
- § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
- § 1. Административный надзор как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления. Виды административного надзора
- § 2. Государственный надзор в области обеспечения
- § 3. Государственный пожарный надзор
- § 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 5. Государственный строительный надзор
- § 1. Понятие, содержание, значение и виды административно-правовых режимов
- § 2. Режим чрезвычайного положения
- § 3. Административно-правовой режим
- § 4. Режим противодействия терроризму
- § 5. Режим закрытого административно- территориального образования
- § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации