logo search
174674_4CE5D_gradovskiy_a_d_nachala_russkogo_go

Б. О евреях a) Исторический очерк законодательства о евреях*(1060)

§ 321. Со времени образования христианских государств еврейский народ во всей Европе был поставлен в исключительное положение. Конечно, основанием всех мер, принимавшихся в разное время против Евреев, были религиозные взгляды на эту нацию, как на прирожденную противницу христианства, которая силою своего прозелитизма могла будто бы отвратить от церкви многих верующих. Под влиянием исключительного положения, Евреи сделались элементом чуждым в каждом месте своего пребывания. Не имея права приобретать недвижимой собственности, не допускаемая к занятию общественных и государственных должностей, стесненная в самом праве избрания места жительства, обставленная другими исключительными условиями, еврейская нация не могла слиться с местным народонаселением и утратить свой особенный тип. Исключенная от разных общественных занятий, от земледелия и землевладения, она посвятила все свои силы главным образом на торговлю, как потому, что торговля и всякие денежные обороты были единственным доступным для нее родом занятий, так и потому, что, ввиду преследования, всегда грозившего еврейской нации, в особенности в средние века, движимая собственность представляла для еврея особенную привлекательность.

Под влиянием этих условий в евреях действительно развились свойства и наклонности, во многих государствах Европы грозившие правильному ходу экономической жизни. Рядом с обвинением этого народа во вражде к христианству, скоро явились обвинения еврейской нации в ее вредных экономических свойствах. По общему убеждению, еврейская нация не была склонна ни к какому производительному труду. Напротив, экономическое хищничество сделалось, как говорили, главным ее промыслом. Лишенный отечества, или, точнее сказать, правильных и прочных связей с местом своего пребывания, еврей-промышленник и капиталист не имел никакой гражданской связи с природным народонаселением страны, которая подвергалась его эксплуатации. Еврейская "эксплуатация" и еврейский "космополитизм" скоро сделались ходячими местами в разговорном языке, в литературе и даже в правительственных актах.

Под влиянием сказанных двух воззрений - воззрения религиозного и воззрения экономического - в законодательствах западной Европы явился ряд тех исключительных мер относительно еврейства, которые начинают исчезать только в последнее время. Ранее других приступило к эмансипации Евреев французское законодательство, под влиянием идей 1789 г. Но в Германии и Австрии до последнего времени удерживались следующие ограничения прав евреев: 1) запрещение приобретать недвижимую собственность; 2) исключение их из ремесленных союзов и цехов; 3) недозволение держать христианскую прислугу; 4) различные ограничения в праве передвижения и оседлости; 5) ограничения в праве вступать в брак.

Само собой разумеется, что евреи подвергались, кроме того, многочисленным ограничениям относительно права поступления на государственную службу, участия в народном представительстве, как государственном, так и местном и т. п. Эти ограничения исчезли и исчезают только под влиянием политических событий последнего времени.

§ 322. Еврейский вопрос в России имеет свою обширную и сложную историю. Еврейская нация в московские времена не имела доступа в наше отечество, но зато, благодаря политике польского короля Казимира Великого, она в весьма больших массах сосредоточилась как собственно в областях нынешнего Царства Польского, так и в старых русских областях, впоследствии возвращенных от Польши. Вместе с присоединением этих губерний Россия получила в наследство от старой Польши значительную массу евреев, которых в настоящее время, за исключением обитающих в привислянских губерниях, числится до 11/2 миллиона. Вместе с тем возник для Русского государства и народа еврейский вопрос, более сложный, чем в Западной Европе, благодаря большему сравнительно количеству евреев, имеющихся в России.

§ 323. В московские времена, как сказано, евреи совершенно не допускались в Россию, а лица еврейского закона, приезжавшие в Москву тайком, подлежали высылке из государства*(1061). В царствование Петра Великого не имеется общих постановлений относительно евреев. Запретительные меры начались в царствование императрицы Екатерины I. В 1727 г., указом, объявленным из Верховного Тайного совета, велено выслать "жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украйне и в других российских городах, и впредь их ни под какими образы в Россию не впускать и того предостерегать во всех местах накрепко"*(1062). В царствование Петра II эта суровая мера была отменена, по крайней мере по отношению к Малороссии; именно - евреям дозволено приезжать сюда на ярмарки, с тем, однако, чтобы они не вывозили из России серебряных и золотых монет, ни даже медных копеек. Указ заключается: "А житье жидам в Малой России, и чтоб никто их не принимал, запрещается, и имеет то быть по силе указа прошлого 1727 года"*(1063). При Анне Ивановне снова дозволено евреям приезжать для оптового купеческого промысла в Россию*(1064). Под конец царствования Анны правительство возвратилось к прежним запретительным мерам, именно - в 1739 г. евреям запрещено содержать в Малороссии корчмы и брать что-либо в аренду, по силе Указа 1727 г. Но по случаю Турецкой войны велено приостановиться с означенною мерою, которая приведена в действие в 1740 г.*(1065). Решительные меры против Евреев начинаются с царствования Елизаветы Петровны, причем императрица открыто заявила о мотивах, побудивших ее к этому. В 1742 г. издан указ, повелевавший привести в действие известное постановление 1727 г. Указ напоминает о повелении императрицы Екатерины I, воспрещавшем жить Евреям как в великороссийских, так и в малороссийских городах: "Но ныне, продолжает указ, нам известно учинилось, что оные жиды еще в нашей империи, а наипаче в Малороссии под разными видами, яко то торгами и содержанием корчем и шинков жительство свое продолжают, от чего не иного какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников, нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно"*(1066). Приведение в действие означенного указа встретило, впрочем, некоторые затруднения со стороны администрации, именно - в 1743 г. Сенат представлял императрице о различных хозяйственных неудобствах и убытках, могущих возникнуть вследствие высылки евреев из России. Сенат говорил, что "если оным жидам ярмарочной временной торг всеконечно пресечен будет, то не токмо вашего императорского величества подданным в купечестве их великий убыток, но и высочайшим вашего императорского величества интересам не малой ущерб приключиться может". На этот доклад последовала высочайшая резолюция: "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли"*(1067).

§ 324. С царствования Екатерины II еврейский вопрос принимает новую форму, именно вследствие того, что, благодаря военным успехам, императрице удалось присоединить от Польши некоторые губернии, сделавшиеся уже местом постоянного пребывания многочисленного еврейского народонаселения. До Первого раздела Польши (1774 г.) императрица держалась приблизительно политики своих предшественников. В манифестах, вызывавших иностранцев для поселения в Россию, исключались евреи. В таком смысле написан манифест 1762 г.*(1068). Позднее, в 1769 г., Евреи поименованы в числе иностранцев, коим дозволен въезд в Россию, но с тем, чтобы они селились в одной новороссийской губернии*(1069). Указ 1769 г. положил начало знаменитой черте оседлости, которая до настоящего времени составляет главное ограничение, установленное для евреев. После Первого раздела Польши, с присоединением к России белорусских губерний, правительству предстояло так или иначе определить права новых подданных Русского государства. Будут ли они признаны подданными России наравне с коренными ее обитателями, или останутся в том исключительном положении, в каком застало их русское завоевание, под господством старых польских законов?

§ 325. Нельзя не видеть, что все законодательные меры, издававшиеся со времени Екатерины II по отношению к евреям, исходили из следующих двух основных предположений: 1) что евреи, по самому существу своей религии, суть противники христианства, и притом противники опасные для господствующей церкви, ввиду предполагаемого в них прозелитизма; 2) что евреи, по роду своей жизни и занятиям, суть непроизводительный и вредный элемент народонаселения, который предстоит обратить к полезному для государства и общества труду. Этими двумя началами объясняется весь ряд многочисленных мер, принятых относительно евреев как в царствование Екатерины II, так и в позднейшие времена. Царствование Екатерины II не принесло, впрочем, особенного стеснения еврейской народности. Все законодательные меры этого периода до самого конца царствования Екатерины II можно подвести под следующие два начала: 1) евреи в тех местностях, где застал их раздел Польши, пользуются почти всеми правами природных русских подданных; 2) въезд и переселение евреев в другие местности империи, где их до тех пор не было, ограничивается разными запретительными правилами. ,

§ 326. Относительно первого нельзя не привести указов, дозволявших евреям Могилевской и Полоцкой губерний записываться на общих основаниях в купечество*(1070), о подчинении купечества, без различия вероисповедания, однообразному сбору с капитала*(1071), об ограждении прав евреев в России касательно их подсудности, торговли и промышленности*(1072). Мало того, черта первоначальной еврейской оседлости расширена новыми местностями, именно - к прежнему Екатеринославскому наместничеству присоединена Таврическая область, где евреям даровано "полное право гражданства и мещанства"*(1073). В конце царствования Екатерины явились уже, впрочем, некоторые исключительные меры. Таков закон 1794 г., повелевавший с евреев, записавшихся по городам в мещанство и купечество, взыскивать подати вдвое противу положенных с мещан и купцов христианского закона разных исповеданий*(1074). От действия этой меры исключен, впрочем, особенный разряд еврейского народа, известный под именем караимов*(1075). Со времени Екатерины II он стал под особенное покровительство закона.

Кратковременное царствование Павла I принесло довольно мало изменений в законодательство об Евреях. Заметим только, что в течение этого времени оставлены без изменения правила о двойной подати, наложенной на евреев еще в 1794 г., и приняты строгие меры против лиц еврейского закона за неплатеж ими податей*(1076).

§ 327. В царствование императора Александра I правительство решилось, наконец, приступить к изданию общего положения относительно евреев. Самый факт издания этого общего положения доказывает, что законодательство стало смотреть на еврейскую нацию, как на исключительный, особый элемент народонаселения империи, относительно которого правительство имело свои виды и преследовало особые цели. В 1802 г. учрежден особый комитет для выработки общего положения об евреях. Комитет этот, по официальному заявлению, был учрежден "по жалобам, многократно к нам и в Правительствующий Сенат доходившим на разные злоупотребления и беспорядки во вред земледелия и промышленности обывателей в тех губерниях, где евреи обитают". Комитету указано рассмотреть дела, относящиеся к этому предмету, и избрать средства к исправлению настоящего положения евреев. В 1804 г. издано самое положение*(1077). Положение исходит, по-видимому, из желания дать Евреям общие права со всеми русскими подданными. На основании 42 ст. положения, "все Евреи в России обитающие, вновь поселяющиеся, или по коммерческим делам из других стран прибывающие, суть свободны и состоят под точным покровительством законов, наравне со всеми другими российскими подданными". Тем не менее, положение содержит в себе постановления, имеющие в виду особенности еврейской нации. В нем нельзя не заметить двух элементов: 1) стремления определить точнее гражданские права евреев и, посредством определения гражданских прав, слить этот народ с общим населением России; 2) направить, сколь возможно, евреев к полезному труду и устранить их от занятий, соединенных на практике с эксплуатацией местного народонаселения, в особенности низшего, и потому вызывавших постоянные жалобы, о которых сказано выше.

§ 328. При определении гражданских прав законодательство установляет следующее общее начало. Каждый еврей должен записаться в одно из существующих в России состояний: земледельческое, купеческое или мещанское*(1078). Срок для этой приписки установлен двухлетний*(1079). Предписывая евреям вступить в одно из существующих государственных состояний, закон не уничтожает, однако, их исключительного положения. По записке в одно из указанных состояний, они продолжали составлять особые общества, состоящие под ведением особых управлений. Евреи разделены на четыре класса: 1) земледельцев, 2) фабрикантов и ремесленников, 3) купцов и 4) мещан. Отсюда видно, что Положение 1804 г. создает в среде еврейского народа класс, прежде у нас не существовавший, - класс земледельцев, установленный исключительно с целью обратить евреев к полезным занятиям. Ввиду этого евреям-земледельцам предоставляются различные льготы*(1080). Дозволяя, затем, различные промыслы и все виды торговли, наравне с другими русскими подданными, положение строжайше воспрещает евреям во всех губерниях содержать в деревнях и селах аренды, шинки, кабаки и постоялые дворы ни под своим, ни под чужим именем, продавать в них вино и даже жить в них, под каким бы то видом ни было, разве проездом*(1081). Последующие статьи ясно указывают мотив такого запрещения. Торговля вином, которой предавались евреи, давала им возможность эксплуатировать низшие классы народонаселения. Этим объясняется постановление 38 ст. полож., в силу которой "все долги поселян и другого рода людей в шинках, Евреями содержимых, ничтожны и взыскания по ним нет".

Последнею мерою, способною привлечь евреев к полезному роду деятельности, мерою действительно существенною, является попечение закона о просвещении их. Статьями о просвещении и начинается Положение 1804 г. Детям всех евреев предоставлено обучаться, без всякого различия от других детей, во всех российских народных училищах, гимназиях и университетах*(1082) Евреям, отличившимся в университетах познаниями в медицине, хирургии, физике, математике и др. науках, дано обещание производить в университетские степени наравне с прочими подданными*(1083). Правительство, впрочем, предполагало, что евреи, ввиду своей религиозной исключительности, не пожелают отдать детей в общие училища, и потому постановило, что "если, невзирая на все сии побуждения, евреи не захотят отдавать детей своих в общие народные училища, тогда установить на счет их особенные школы, где бы дети их были обучаемы, определив на сие, по рассмотрению правительства, нужную подать"*(1084).

§ 329. Положение 1804 г. было, можно сказать, исходною точкою всех дальнейших мер относительно евреев. В нем заключается, мы уже заметили выше, два элемента: 1) стремление слить евреев с остальным народонаселением путем распространения на них общих гражданских прав; 2) желание привлечь евреев к занятиям полезным и отстранить от занятий вредных для местного хозяйства. Этими началами проникнуты все отдельные узаконения, выходившие в царствование императора Александра I. Законодательные меры в течение этого периода направлялись, во-первых, к поощрению евреев к принятию христианства. Такой смысл имел знаменитый Указ об учреждении особого "Комитета для всех обращающихся в христианство евреев". Закон предполагал доставить им различные права и выгоды гражданские, с отведением к поселению их земель в южных и северных губерниях. Обращенные Евреи должны были получить особенное название "израильских христиан"*(1085). С этими же мерами находятся в теснейшей связи постановления, воспрещавшие евреям держать прислугу из христиан*(1086), покупать и арендовать помещичьи имения с крестьянами, под именем кресценций*(1087), курить вино и торговать им в корчмах, шинках и т. п. помещениях. Должно, впрочем, заметить, что правительство беспрерывно отступало от этих запретительных мер ввиду желания местных землевладельцев, которые боялись лишиться выгод от аренд, отдаваемых евреям. Кроме того, правительство допускало даже евреев к винокурению в великороссийских губерниях, "впредь до усовершенствования в оных русских мастеров"*(1088).

Приведенные меры касались евреев, поселенных в так называемой черте оседлости. По Положению 1804 г. она определялась следующим образом. Земледельцам из евреев, так же как и фабрикантам, ремесленникам, купцам и мещанам, дозволено жить в губерниях литовских, белорусских. малороссийских, Киевской, Минской, Волынской, Подольской, Астраханской, Кавказской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической*(1089).

Отсюда видно, что черта оседлости, именно - со стороны собственно русских губерний, расширилась сравнительно с постановлениями императрицы Екатерины II. Но, с другой стороны, в видах устранения евреев от контрабанды, которою, по заявлению правительства, они особенно усердно занимались, евреям предписано селиться на 50-верстном расстоянии от границ империи*(1090). К концу царствования императора Александра I, черта оседлости, установленная положением 1804 г., сократилась, именно - в 1825 г. издано высочайше утвержденное положение комитета министров, запрещавшее евреям селиться в губернии Астраханской и в Кавказской области*(1091).

Вообще, запретительные меры относительно Евреев, изданные под конец царствования Александра, находились в связи с открытой правительством, как светским, так и духовным, известной жидовствующей сектой, под названием "субботников", распространенной в то время в разных местностях России, напр. в губерниях Воронежской, Орловской, Тульской, Саратовской и др. С целью прекратить распространение этой секты вообще затруднено передвижение евреев и запрещено даже временное их пребывание во внутренних губерниях. Так, в 1825 г. вышел Указ, воспрещающий евреям отправлять свои товары из пограничных таможен по комиссиям в великороссийские губернии.

§ 330. При таких обстоятельствах началось царствование императора Николая I, решившегося дать Евреям определенное положение в государстве. Но в течение 30-летнего царствования этого государя политика правительства относительно Евреев также значительно колебалась. Вообще, все законодательное движение по вопросу об еврействе в рассматриваемое время должно разделить на два периода,

В первые десять лет царствования императора Николая законодательство развивало в отдельных актах общие начала, установленные еще положением 1804 г. Но затем, в 1835 г. издано новое Положение о евреях, внесшее новые принципы, не изменившие, впрочем, значительно существа дела. Правительство осталось верно началам, выставленным выше. Как и прежде, оно стремилось: 1) всеми возможными мерами поощрять евреев к так называемому полезному труду и отвлечь их разными запрещениями от занятий, вредных для местного народонаселения; 2) оно старалось, признав "еврейство" некоторым болезненным явлением русского общества, ограничить, по возможности, распространение его на внутренние губернии России посредством его локализации. Таким образом, первый разряд мер, к которым направилось законодательство императора Николая, касался точного определения черты оседлости.

В этом отношении законодательство не внесло ничего нового в узаконения уже существовавшие, кроме того, что были установлены более точные правила касательно приезда евреев в города, где они не имеют постоянного пребывания. Закон разрешил приезд евреев во внутренние города, но на известных условиях*(1092). Им дозволено приезжать для дел коммерческих, т. е. по делам вексельным, исковым, по подрядам и поставкам, если к оным будут допущены правительством. Под именем мастеров, они могут приезжать для усовершенствования себя в цеховых мастерских. При въезде во внутренние губернии, евреи должны иметь, сверх обыкновенных плакатных паспортов, паспорты губернаторские; по общему правилу, пребывание их в означенных городах должно продолжаться не более шести недель, и если после распоряжения правительства об их выезде они не выедут или возвратятся, то с ними предписано поступать, как с бродягами.

В самой черте оседлости право евреев на избрание места жительства потерпело существенные ограничения. Прежде всего, им воспрещено постоянное пребывание в городе Киеве. Правительство предписало выслать отсюда всех евреев*(1093), но приведение в действие этой меры беспрерывно отсрочивалось*(1094). Точно так же воспрещено им жительство в городах Севастополе и Николаеве*(1095) и, наконец, в некоторых улицах города Вильны*(1096). Рядом с этим состоялось воспрещение выхода в русские губернии евреев из Царства Польского, которое в этом отношении было подведено под общие правила о заграничных государствах*(1097). Вместе с тем они были поставлены в исключительные условия на месте своего пребывания относительно порядка отбывания рекрутской повинности, от которой они прежде были свободны*(1098). Затем, обобщено недозволение евреям поступать на государственную службу, хотя впоследствии это общее запрещение потерпело некоторые изъятия, именно - по части медицинской*(1099) и отчасти учебной.

До издания Положения 1835 г. внимание правительства было в особенности направлено на два предмета. Во-первых, правительство старалось привлечь евреев к принятию христианства. Первое из таких постановлений, особенно характерных, относится к 1827 г.*(1100); на основании его Евреи, желающие принять христианство, должны быть крестимы непременно в воскресные дни и со всевозможною публичностью*(1101). Затем, правительство подтверждало известное нам ограничение права евреев заниматься курением вина и торговать им.

§ 331. В 1835 г. вышло новое положение об евреях*(1102). Руководящая мысль этого положения изложена в именном Указе Сенату, повелевавшем привести его в действие. Главная цель нового закона состояла в том, чтобы "устроить положение евреев на таких правилах, кои бы, открывая им свободный путь к снисканию безбедного содержания упражнениями в земледелии и промышленности и к постепенному образованию их юношества, в то же время преграждали им поводы к праздности и промыслам незаконным".

Положение установляет то общее начало, что евреи подчиняются общим законам империи, но, конечно, с изъятиями, установленными специально для них. Самыми важными из таких изъятий остаются постановления о черте оседлости, в новом законе определенные приблизительно в том виде, как они действуют в настоящее время. В этом положении проведено уже различие между местностями, где евреям дозволено постоянное жительство без ограничительных условий, и местностями, где им дозволено пребывание с некоторыми ограничениями*(1103). Определения о 50-верстном расстоянии оставлены в той же силе*(1104). Положение обобщает и некоторые смягчения, установленные по этому предмету в прежнее время. Именно: евреям дозволено отлучаться в местности, лежащие вне черты оседлости, для принятия наследства, для отыскивания законных прав собственности и для торговых дел, с тем, однако, чтобы пребывание их в этих местностях продолжалось не долее шести недель, причем губернским правлениям предоставлено делать им отсрочки, но не более как до двух месяцев, с разрешения высшего начальства. В этих видах евреи подчинены действиям особого паспортного закона, именно - всякая отлучка еврея за черту оседлости обязывала его брать, кроме плакатного паспорта, еще губернаторский.

§ 332. Гражданские права евреев определены применительно к началам, изложенным в положении 1804 г. и развитым впоследствии. Положение 1835 г. удержало правило, что каждый еврей должен быть приписан к одному из установленных законом состояний. В случае несоблюдения этого правила, с виновным предписано поступать, как с бродягою. В отношении имущественных прав, им дозволено приобретать всякого рода собственность, исключая населенных имений, и вести всякого рода торговлю на правах, одинаковых с прочими русскими подданными*(1105). Остались и некоторые ограничения прежнего времени, установленные в видах отвлечения евреев от вредных промыслов; на основании § 50 Положения, "евреи, купцы и мещане, производя дозволенную торговлю, не должны, однако, продавать крестьянам в долг вина и других крепких напитков, под опасением уничтожения долга. Равно считаются ничтожными все долги, сделанные крестьянами, работниками и дворовыми людьми у евреев под залог одежды, домашней утвари, домашнего скота, земледельческих орудий и хлеба на корне". Явились и новые льготы, напр. отменено старое запрещение, по которому евреям не дозволялось вести с внутренними губерниями даже комиссионную торговлю*(1106). Кроме того, евреям-купцам первой гильдии положительно дозволено приезжать на важнейшие ярмарки во внутренние губернии России, как-то: на Нижегородскую, Ирбитскую, Коренную, Харьковскую и Сумскую. Евреям-фабрикантам предоставлено право привозить на ярмарки произведения и изделия своих собственных фабрик. Затем, в положении развиты и прежние постановления, имевшие целью привлечения этого народа к полезному труду. Таковы постановления об Евреях-земледельцах*(1107), Евреям-фабрикантам даровано освобождение от платежа крепостных пошлин за покупаемые ими под фабрики и заводы строения в течение десяти лет от издания положения*(1108).

§ 333. Соображая означенные постановления, можно думать, что законодательство имело в виду произвести постепенное слияние евреев с остальным народонаселением империи, так как 1) евреи, в принципе, поставлены под действие общих законов; 2) запретительные меры направлены главным образом на те стороны еврейской промышленности, которые казались правительству особенно вредными для местного народонаселения, и 3) законодательство содержит в себе обильные постановления относительно привлечения их к полезному труду. Нельзя сказать, однако, чтобы эта цель законодательства была достигнута. Во-первых, в самом Положении 1835 г. удержана особенность общественного устройства евреев, именно: а) сельские общества евреев велено учреждать "отдельно от поселян другой веры"*(1109); б) в городах евреи хотя и признаны членами тамошних обществ, но для управления делами, особенно касающимися до них по раскладке податей и повинностей, им предоставлено избирать из среды своей особенных уполномоченных от 3 до 5, которые составляют кагал. Это официальное кагальное устройство прикрыло существование старинного еврейского кагала, сила и значение которого в деле обособления евреев от остального христианского народонаселения только в настоящее время начинает выясняться как следует*(1110).

При этой обособленности и, можно сказать, замкнутости еврейского общественного управления и быта, не могла быть достигнута цель законодательства и остались без всякого действия все меры, установленные положением ради слияния евреев с остальным населением и привлечения их к труду, считавшемуся полезным. Правда, кагальное устройство уничтожено в 1844 г., высочайше утвержденным Положением 19 декабря*(1111), но, несмотря на это, под влиянием исключительности законодательства об евреях по всем частям, обособленность их не уничтожилась и все меры правительства в этом направлении оставались бесплодными; может быть, это обстоятельство и повлияло на суровость постановлений относительно этого народа, с которой мы снова встречаемся после издания Положения 1835 г.

О безуспешности мер, означенных выше, свидетельствует само законодательство. Так, конечно, одной из самых надежных мер к перевоспитанию евреев было дозволение поступать им во все училища империи, как высшие, так и низшие, с предоставлением лицам, достигшим ученой степени, различных привилегий*(1112). Но в 1844 г. состоялся именной указ, данный министру народного просвещения, об учреждении особых училищ для образования еврейского юношества. Мотив, приведенный в этом указе, весьма характеристичен. Здесь мы читаем: "Для распространения между евреями гражданского образования и доставления им через то надежнейших способов пользоваться присвоенными их состоянию выгодами, Положениями 1804 и 1835 годов повелено было допускать еврейское юношество в общие учебные заведения империи. Но, к сожалению, мера сия не имела желаемого успеха. Оставаясь постоянно в той мысли, что образование и происходящее от того убеждение в пользе производительного труда должно содействовать к улучшению быта евреев, мы признали за благо обратить на это дело особенное внимание и вследствие того поручили вам учредить, под непосредственным руководством вашим, комиссию из раввинов, дабы определить меры к водворению между евреями нужных для их благосостояния сведений". Результатом трудов этой комиссии было учреждение особых училищ для евреев*(1113). Для содержания этих училищ был предназначен, между прочим, преобразованный в царствование императора Николая старинный коробочный сбор. Такая же неудача постигла и другую меру правительства, именно искусственное привлечение евреев к земледелию. Как ни старательно были написаны различные положения об евреях-земледельцах*(1114), переданных с 1837 г. в ведение министерства государственных имуществ, но положение этих еврейских колоний, по общему свидетельству, было далеко неудовлетворительно.

§ 334. Под конец царствования императора Николая правительство обращается к прежним запретительным мерам. Так, в 1841 г. евреям воспрещено участвовать в торгах при продаже казенного имущества. В 1853 г. вышли новые правила о порядке приобретения евреями земель вне городов и местечек. Во главе этих правил поставлено следующее начало. "Приобретение и владение земляными участками, вне городов и местечек, дозволяется евреям не иначе как с условием непременного перехода их в земледельческое состояние и с соблюдением притом в точности предписанных правил о евреях-земледельцах. Сие ограничение не распространяется, однако же, на евреев-купцов, которые могут, без перехода в земледельческое состояние, приобретать земли: для поселения своих единоверцев, для учреждения хозяйственных и промышленных заведений (кроме выделки всякого рода горячих напитков), и для скотоводства на следующих основаниях" и т.д.*(1115). Таким образом ,ограничено право приобретения евреями имений даже ненаселенных. Затем, в 1851 г. вышел закон, доказывавший, что правительство твердо решилось вступить в борьбу с непроизводительною частью еврейского народонаселения. Мы имеем в виду правила о разборе Евреев*(1116). Мотивы, выставляемые этим законом, следующие. Евреям, как известно, велено было приписаться к одному из существующих в государстве состояний, с тем чтобы таким образом сама собою уничтожилась праздношатающаяся часть еврейского населения. Предписания об этом Положений 1804 и 1835 г., как видно, оставались безуспешными, так как в 1846 г. было оповещено особым объявлением для евреев, "чтобы они не откладывали далее вступления своего в указанные им сословия, предварив их, что, в случае безуспешности этой меры, правительство само уже произведет им разбор; причем, отделив евреев, не имеющих производительного труда, подвергнет их, как тягостных для общества, разным ограничениям". Это оповещение правительства также осталось безуспешным, ибо закон 1851 г. повелевает привести в действие именно этот правительственный разбор. Ст. 1-я Временных правил гласит: "Для побуждения вреев к оседлости и полезному труду, все они в губерниях, где дозволено им постоянное жительство, разделяются на пять разрядов: 1) купцов, 2) земледельцев, 3) ремесленников, 4) мещан оседлых и 5) мещан неоседлых". Первые четыре разряда сохраняют все права и преимущества, коими они пользовались до сего времени, на основании общих узаконений об евреях*(1117). Евреи пятого разряда, т. е. мещане неоседлые, как не имеющие производительного труда, подвергаются, на основании особого о том положения, разным в правах состояния ограничениям, и в том числе усиленной рекрутской повинности*(1118) Затем, закон установляет подробно основания для производства разбора и самый его порядок. Рядом с этими узаконениями продолжаются старые постановления о мерах поощрения евреев к принятию христианской веры, причем, в изъятие от общих начал нашего законодательства, признающего право обращения привилегией исключительно православной церкви, евреев дозволено принимать во всякое терпимое в государстве вероисповедание*(1119). Были приняты и некоторые меры к уничтожению по крайней мере внешних отличий их от остального народонаселения. Так, в 1850 г., им повсеместно воспрещено носить особую еврейскую одежду, а в 1851 г. женщинам Еврейкам запрещено бритье голов*(1120).

§ 335. С самого начала ныне царствующего Государя законодательство снова обратилось к еврейскому вопросу. Принятие новых правительственных мер представляло удобный случай проверить критически все меры, до сих пор действовавшие относительно этой части народонаселения. 31 марта 1856 г. государь повелел "пересмотреть все существующие о евреях постановления, для соглашения их с общими видами слияния сего народа с коренными жителями, поколику нравственное состояние евреев может сие дозволить, для чего предоставить министрам, участвующим в занятиях еврейского комитета, составить, каждому по своей части, полные предположения касательно соглашения постановлений о евреях, и предположения сии внести в комитет для предварительного обсуждения и представления потом на высочайшее благоусмотрение". В числе вопросов, поднятых по этому предмету, председательствовавший в еврейском комитете, гр. П. Д. Киселев, обратил внимание комитета на ограничения, существующие для Евреев в ремесленной промышленности.

По этому поводу признано было полезным предоставить министру внутренних дел "собрать об этих и всех подобных ограничениях, препятствующих распространению полезных промыслов между Евреями, подробные сведения". Министр внутренних дел*(1121), вошел в сношения с генерал-губернаторами и начальниками губерний мест оседлости евреев, которые доставили ему сведения, чрезвычайно характерные для оценки всех прежних постановлений.

Начальники губерний Витебской, Могилевской и Минской изъяснили, что хотя в губерниях этих не существует никаких ограничений, которые бы стесняли ремесленную промышленность евреев, хотя между евреями, напр., Могилевской губернии оказывается много отличных мастеров, но их искусство остается бесплодным. Бесплодность эта зависит, во-1-х, оттого, что они "не пользуются всеми правами, предоставленными мастеровым людям внутренних губерний, и во-2-х, вследствие весьма значительного числа мастеров, несоразмерного с потребностями тамошнего бедного края; таким образом, мастера-евреи не только не в состоянии выказать свое искусство, но от недостатка заказов терпят большую нужду и, при получении работы, вынуждены прибегать к обману. От этого происходит, что они часто делаются вредными членами общества, тогда как при других условиях евреи-ремесленники могли бы быть полезными и для себя, и для общества". Начальник Полтавской губернии, излагая ограничения, существующие вообще для евреев по торговле, подрядам, откупам и т. п., объясняет, что "в малороссийских губерниях евреи разительно отличаются наречием, одеждою и образом жизни от евреев других губерний и почти совершенно слились с туземными жителями, и потому он полагает, что для евреев малороссийских губерний следует ныне же отменить все существующие ограничения". Киевский генерал-губернатор, князь Васильчиков, объяснял, что "в городах западного края, переполненных евреями, находится большое количество мастеровых, которые, вследствие чрезмерной конкуренции, образуют, так сказать, класс праздношатающихся. Лишенные всех средств к честному труду, они готовы на всякое предприятие, лишь бы добыть себе пропитание". Поэтому, по мнению князя, "позволение еврейским мастерам, имеющим установленные свидетельства о своем звании, заниматься производством ремесл во внутренних губерниях России, освободило бы еврейские общества от тягостного бремени при уплате податей и доставило бы рабочие руки тем местностям, которые в них нуждаются, и вместе с тем, что особенно важно, эта мера лишила бы польскую пропаганду возможности, посредством денег и льстивых обещаний, действовать во вред правительству на праздную толпу, как это имеет место в настоящее время". В том же смысле высказался и исправлявший тогда должность остзейского генерал-губернатора гр. П. А. Шувалов.

§ 336. По рассмотрении истребованных мнений генерал-губернаторов и начальников губерний относительно существующих ограничений в ремесленной промышленности евреев, оказалось, что "настоящее крайне неудовлетворительное положение этой промышленности в западном крае происходит не от каких-либо особых стеснительных для нее в этой местности правил, а от чрезмерного скопления ремесленников во всех губерниях, назначенных для еврейской оседлости". При рассмотрении всего этого дела уже в 1865 г. министерство внутренних дел пришло к заключению, что "причину упадка ремесленной промышленности между евреями надобно искать в тех общих ограничениях гражданских прав этого народа, которые существуют в нашем законодательстве, и всего более в воспрещении евреям иметь жительство вне мест, назначенных для их оседлости. Еврейские ремесленники, скопленные в местах их постоянной оседлости, среди населения, большею частью бедного, нуждаясь в заказах, выпрашивают за работу крайне низкую плату, в ущерб прочности и изяществу отделки, стараясь лишь о том, чтобы дешевизна изделия сделала их доступными массе потребителей; стремление христианских ремесленников к той же цели и теми же путями порождает между ними и евреями преувеличенное соперничество, вредно действующее на благосостояние тех и других. Этим обстоятельством объясняется, между прочим, и постоянное накопление на евреях неоплатных недоимок, и несмотря на то, что подушная подать с мещан отменена еще с начала 1863 года и что из коробочного сбора отчисляются ежегодно значительные суммы на покрытие следующих с евреев казенных платежей, податные недоимки не уплачены еврейскими обществами и по настоящее время". При появлении таких новых воззрений в правительственных и законодательных сферах естественно было ожидать, что меры, направленные к ассимилизации Евреев с остальным народонаселением империи, примут другой характер. Действительно, в течение царствования императора Александра II издано довольно много постановлений, клонящихся к устранению прежних ограничений гражданских прав евреев.

§ 337. Во-первых, еще в начале нового царствования обобщены льготы, установленные в прежнее время относительно караимов. Мы заметили уже выше, что караимы вообще пользовались большими льготами сравнительно с евреями-талмудистами. Мотив этих изъятий определен в журнале комитета об устройстве евреев 1855 г., где обозначено, что "караимы, не принадлежа к еврейскому населению и не разделяя с ними талмудических заблуждений, следуют учению Ветхого Завета и известны по своим правилам и трудолюбию". Этот мотив верно выразил официальный взгляд на означенную часть еврейского народонаселения. Вследствие этого, евреи-караимы, как мы видели, уже с самого начала были освобождены от ограничительных правил, установленных для евреев-талмудистов. Так, в 1795 г. они были изъяты от двойной подати, наложенной тогда на евреев. Затем, в 1839 г. иностранным караимам дозволено приезжать в Россию и принимать русское подданство. Им разрешено также иметь в услужении христиан. В 1850 г. на них не распространено установленное для прочих евреев запрещение продажи горячих напитков. Манифестом о 9-й ревизии духовенство караимов освобождено от записки в ревизию. Затем, караимы изъяты от ограничений для приезда евреев в столицы. Закон, о котором мы говорим в настоящее время, постановил не распространять на караимов, получивших ученые степени, ограничений, которым подлежали все евреи относительно поступления на службу. Правила, касающиеся остального еврейского народонаселения, видоизменялись и видоизменяются в течение настоящего царствования, хотя в главных своих основаниях, несмотря на частные облегчения, законодательство об евреях осталось без изменений.