D. Структурные формы коммерческой концессии
13.39. Прежде чем обратиться к рассмотрению положений, которые, как правило, включаются в договоры коммерческой концессии, следует рассмотреть пути структуризации форм коммерческих концессий. Примерные структурные формы приведены здесь лишь для иллюстрации и не претендуют на исчерпывающее перечисление способов организации коммерческой концессии.
13.40. Правообладатель может разработать программу коммерческих концессий несколькими путями. Например, он может заключить договоры коммерческой концессии напрямую с одним или несколькими правопользователями. Договор коммерческой концессии может также включать в себя соглашение о развитии коммерческой концессии, в соответствии с которым правопользователь (сторона, ответственная за развитие концессии) обязуется открыть несколько своих филиалов или торговых точек. Правообладатель может пожелать заключить так называемый «договор первичной коммерческой концессии», по которому другая сторона договора, или первичный правопользователь, обязуется предоставить коммерческие субконцессии ряду вторичных правопользователей.
13.41. Выбор между различными возможными структурными формами коммерческой концессии в большой степени зависит от конкретной ситуации правообладателя и правопользователя и характера коммерческой концессии. Несколько факторов должны быть принять во внимание, в том числе:
(1)
причины, которыми руководствуется Правообладатель при заключении договора коммерческой концессии;
(2)
ресурсы правообладателя;
(3)
масштабы предприятия и ресурсов первичного правопользователя или стороны, ответственной за развитие концессии; а также
(4)
характер рынка, который предполагается обслуживать (включая его местоположение, является ли этот рынок зарубежным или внутренним, а также его относительную важность для правообладателя).
(а) Коммерческая концессия предприятий
13.42. Концессия предприятий является наиболее простой формой осуществления коммерческой концессии, поскольку она предполагает прямые отношения между правообладателем и правопользователем и поскольку в этом случае Правообладатель заключает договор коммерческой концессии непосредственно с правопользователем.
13.43. В случае с внутренними концессиями, т. е. когда Правообладатель и правопользователь находятся в одной и той же стране, концессия предприятий является наиболее часто используемой формой коммерческой концессии. Она позволяет правообладателю максимально эффективно создавать «копии» своих предприятий, не создавая новых структур, таких, как филиалы или совместные предприятия.
13.44. Вместе с тем при заключении международных сделок, т. е. в ситуации, когда Правообладатель и правопользователь находятся в разных странах, коммерческая концессия предприятий используется гораздо реже. Лингвистические, культурные, коммерческие, политические и экономические различия между странами, в которых расположены Правообладатель и правопользователь, как правило, диктуют различные подходы к осуществлению коммерческих концессий в этих странах. Правообладатель может обнаружить, что в результате того, что в стране правопользователя применяется иной подход к реализации коммерческой концессии, ему необходимо будет обеспечить свое присутствие на месте в виде первичного правообладателя либо заключить договор коммерческой концессии, предусматривающий создание нескольких концессионных предприятий через местный филиал или совместное предприятие.
13.45. Альтернативой обеспечения присутствия правообладателя на месте для него является создание в рамках своей собственной организационной структуры специальной экс-гсртной группы, которая позволила бы ему адаптировать проекты коммерческой концессии к потребностям каждого местного рынка, на котором он собирается действовать. Хотя этот подход и позволяет обеспечить максимальный контроль правообладателя над способом осуществления коммерческой концессии, он приводит к существенному увеличению административного бремени и, соответственно, административных издержек на развитие операций в других странах и в значительной мере лишает смысла одно из основных преимуществ коммерческой концессии — отсутствие необходимости отвлечения ресурсов на развитие деловых операций за рубежом.
(b) Территориальная коммерческая концессия
13.46. Договоры коммерческой концессии, ориентированные на обслуживание значительных географических районов или территорий путем одновременного или последовательного создания нескольких предприятий на протяжении определенного периода времени, могут быть охарактеризованы как «территориальные коммерческие концессии». Существуют две формы создания территориальных коммерческих концессий: «соглашение о развитии коммерческой концессии» и «договор первичной коммерческой концессии», которые могут быть объединены в комбинированную форму. Ниже приводятся разъяснения по поводу этих двух форм.
13.47. Избранный тип структуры коммерческой концессии может оказать влияние на способ юридической организации коммерческой концессии или первичной коммерческой концессии. Следует упомянуть о двух организационных формах, в частности в контексте создания международных или трансграничных коммерческих концессий: филиалов и совместных предприятий. Необходимо отметить тем не менее, что при заключении договора коммерческой концессии может быть использован любой способ юридической организации или корпоративной формы, в зависимости от практических соображений предприятия и применимого законодательства (в частности, налогового и трудового законодательства, законов об иностранных инвестициях и конкуренции).
13.48. При заключении договора международной коммерческой концессии, когда местный первичный правообладатель является дочерним предприятием правообладателя, последний получает возможность непосредственного контроля над сетью правопользователей, обеспечивая одновременно поступление необходимых для производства местных ресурсов. Такая организация потребует создания дочернего предприятия, возможно учрежденного в качестве местной компании в стране, где правообладатель намеревается развернуть свою деятельность. Такое дочернее предприятие сможет затем действовать в качестве правообладателя, предоставляя коммерческие концессии одному или более местным правопользователям.
13.49. В отличие от дочернего совместное предприятие является формой союза двух отдельных компаний. Эти компании принимают решение о совместных действиях, как правило, создавая отдельное юридическое лицо, для достижения определенной конкретной цели. Конкретная форма совместного предприятия, т. е., иными словами, тип создаваемого юридического лица, определяется в зависимости от желания участников совместного предприятия и местного законодательства. Правообладатель принимает активное участие в деятельности совместного предприятия с целью реализации коммерческой концессии. Создание совместного предприятия может порой представить собой дополнительную гарантию обладателю прав интеллектуальной собственности, поскольку участие правообладателя в управлении совместным предприятием позволяет ему контролировать использование правопользователями концессионной системы.
13.50. Проблемой, свойственной исключительно совместным предприятиям, является отношения с партнером правообладателя по совместному предприятию. Как правило, партнером по совместному предприятию является местное физическое лицо или предприятие, избранное правообладателем в качестве партнера по причине его опыта в том, что касается местных традиций и практики предпринимательства. Такой опыт представляется весьма ценным для адаптации коммерческой концессии к местным потребностям и предпочтениям, не говоря уже о необходимости решения вопросов местной предпринимательской или юридической практики, хотя правообладатель и должен будет совместно со своим партнером принимать участие в управлении совместным предприятием.
(i) Соглашение о развитии коммерческой концессии
13.51. Соглашение о развитии коммерческой концессии устанавливает непосредственную связь между правообладателем и правопользователем, который должен открыть несколько предприятий и обеспечить их функционирование. Такая коммерческая концессия включает в себя «соглашение о развитии», по которому правопользователь должен обеспечить развитие концессии на определенной территории путем создания нескольких концессионных предприятий или торговых точек, которые, как правило, будут напрямую принадлежать ему. В этом случае правопользователь не передает коммерческую концессию в субконцессию третьим лицам.
13.52. Обычно соглашения такого типа предусматривают временной график для создания концессионных предприятий и развития концессии на согласованной территории. Отдельные предприятия, открываемые правопользователем в рамках концессии данного типа, не обладают самостоятельным юридическим статусом и могут быть подразделениями или отделениями предприятия правопользователя.
(ii) Договор первичной коммерческой концессии
13.53. При заключении договора первичной коммерческой концессии правообладатель передает другому лицу, обычно называемому «первичным правопользователем», права (которые могут быть исключительными) в указанном географическом районе. Правообладатель дает первичному правопользователю право предоставлять концессию третьим лицам, обычно называемым «вторичными правопользователями», с тем чтобы полностью использовать потенциальные предпринимательские возможности более обширных географических территорий. Стороны могут договориться о том, что некоторые из названных вторичных правопользователей создадут более одного концессионного предприятия, и в этом случае договор вторичной концессии будет называться «комплексной коммерческой концессией».
13.54. Договор первичной коммерческой концессии позволяет правообладателю делегировать полномочия по коммерческой эксплуатации определенного географического района другому лицу — первичному правообладателю — в том случае, когда названный географический район удален от правообладателя или мало знаком ему либо если это признается целесообразным в целях предпринимательской стратегии.
13.55. Такой подход к коммерческой концессии представляется актуальным, в частности, в случае заключения международных коммерческих концессий, ибо некий правообладатель, возможно, пожелает начать концессионные операции в такой стране, где он не имеет опыта предпринимательской деятельности. Соответственно, он подбирает такого кандидата в партнеры, который имел бы такой предпринимательский опыт и который был бы в состоянии учредить одну или более вторичных концессий, с тем чтобы полностью использовать предпринимательские возможности данной страны. Вместе с тем договор коммерческой концессии может быть продиктован соображениями предпринимательской стратегии в любом случае, независимо от наличия у правообладателя предыдущего опыта на данном конкретном рынке.
13.56. Одним из возможных недостатков договора первичной коммерческой концессии для правообладателя является то, что он вынужден уступить определенную часть контроля над способом осуществления концессии в той стране, где организуется первичная коммерческая концессия. Впрочем, реальная значимость этого недостатка нередко может быть сведена к минимуму, если в договоре первичной коммерческой концессии предусмотреть такое положение, которое определяло бы ограничения, в рамках которых первичный правообладатель мог бы по своему усмотрению вносить изменения в концессионную систему, с тем чтобы адаптировать ее к местным условиям.
(iii) Комбинированные формы коммерческой концессии
13.57. Договор коммерческой концессии может быть основан на сочетании вышеупомянутых форм. Он может, в частности, объединять в себе элементы первичной коммерческой концессии, в соответствии с которой предполагается создание нескольких независимых субконцессий, и соглашение о развитии коммерческой концессии, согласно которому тот же первичный правопользователь или кто-либо из его вторичных правопользователей принял бы на себя дополнительное обязательство по открытию нескольких своих собственных предприятий на той же самой территории. Первичный правообладатель может также быть наделен полномочиями заключать соглашение о развитии концессии с одним или более независимыми правопользователями в соответствии с условиями первичной коммерческой концессии.
- Введение
- Содержание
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности 144
- Глава 7. Патенты 144
- Глава 8. Авторские и смежные права 179
- Глава 9. Товарные знаки 214
- Глава 10. Промышленные образцы 260
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав 509
- В. Авторские и смежные права
- С. Патенты и родственные понятия
- D. Промышленные образцы
- Е. Товарные знаки, фирменные наименования и географические указания
- F. Недобросовестная конкуренция
- Глава 2. История и эволюция промышленной собственности а. История и эволюция патентов
- 2.1. В истории и эволюции патентов выделяются три важных периода:
- В. История и эволюция товарных знаков
- С. История и эволюция авторского права
- Глава 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности...
- Глава 3
- А. Всемирная организация интеллектуальной собственности (воис)
- В. Программы сотрудничества в целях развития воис
- В. Промышленная собственность и развитие
- С. Авторские права и развитие
- Глава 5. Лицензирование и передача технологий а. Введение
- В. Передача и приобретение технологий на коммерческой основе
- С. Переговоры по лицензионным договорам
- Е. Виды лицензий на интеллектуальную собственность
- F. Государственный контроль за лицензионными договорами
- Глава 6. Роль информации и документации о промышленной собственности...
- Глава 6
- А. Роль информации о промышленной собственности в передаче технологии
- В. Виды патентной документации
- С. Содержание патентной документации
- D. Новые технологии для обеспечения хранения и доступа к информции о промышленной собственности
- Е. Статистика о патентных документах как источник технологической информации
- F. Международная патентная классификация (мпк)
- G. Система европейской патентной информации и документации (epidos). Международный центр патентной документации (inpadoc)
- Н. Система капри
- I. Программа поиска на определение уровня техники
- J. Центры патентной информации в развивающихся странах
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности глава 7. Патенты а. Введение
- В. Условия патентоспособности
- С. Оформление и подача заявки на изобретение
- D. Экспертиза заявки на изобретение
- Е. Нарушение патентных прав
- F. Использование запатентованного изобретения
- G. Принудительные лицензии
- H. Полезные модели
- Глава 8. Авторские и смежные права
- Глава 8
- А. Введение
- В. Охрана авторских прав
- С. Объект авторского права
- D. Права, охватываемые авторским правом
- Е. Смежные права
- F. Субъекты авторского права
- G. Ограничения авторского права
- Н. Пиратство и иные нарушения
- I. Средства судебной защиты
- 3. Охрана произведений народного творчества
- Глава 9. Товарные знаки
- Глава 9
- А. Введение
- В. Определения
- С. Обозначения, которые могут служить в качестве товарных знаков
- D. Критерии охраноспособности
- Е. Охрана прав на товарные знаки
- F. Условия использования
- G. Регистрация товарных знаков
- Н. Исключение товарного знака из реестра
- I. Права, вытекающие из регистрации товарных знаков
- J. Нарушение права на товарный знак, контрафакция и подделка этикеток и упаковки
- К. Изменение в праве собственности
- L. Предоставление лицензии на использование товарного знака
- М. Фирменные наименования
- Глава 10. Промышленные образцы
- Глава 10
- А. Введение
- В. Эволюция правовой охраны промышленных образцов
- С. Правовая охрана промышленных образцов
- D. Права на промышленные образцы
- Е. Связь с авторскими правами
- Глава 11. Географические указания
- Глава 11
- А. Введение
- В. Охрана географических указаний на национальном уровне
- С. Охрана географических указаний на международном уровне посредством многосторонних договоров
- D. Охрана географических указаний на международном уровне в силу положений двусторонних соглашений
- Глава 12. Защита от недобросовестной конкуренции
- Глава 12
- А. Введение
- В. Необходимость защиты
- С. Правовая основа защиты
- D. Акты недобросовестной конкуренции
- Глава 13. Коммерческая концессия
- Глава 13
- А. Введение
- В. Сравнительная характеристика соглашения о розничной продаже, стандартного лицензионного соглашения и договора коммерческой концессии
- С. Типы коммерческой концессии
- D. Структурные формы коммерческой концессии
- Е. Типовые положения договора коммерческой концессии
- Глава 14. Коммерческое использование персонажей
- Глава 14
- А. Понятие персонажа
- Часть IV. Обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности глава 15. Обеспечение защиты прав на промышленную собственность, авторские и смежные права... А. Введение
- В. Общие положения по обеспечению защиты прав на промышленную собственность
- С. Обеспечение защиты патентных прав
- D. Обеспечение защиты авторских и смежных прав
- Е. Деятельность воис по обеспечению защиты прав
- F. Положения по обеспечению защиты прав в соглашении trips
- Глава 16. Судебные процессы, касающиеся интеллектуальной собственности
- Глава 16
- А. Введение
- В. Обзор решений, принимаемых ведомствами по промышленной собственности
- С. Судебные дела по нарушениям
- Глава 17. Арбитражное урегулирование споров, касающихся интеллектуальной собственности
- Глава 17
- А. Альтернативное урегулирование споров
- В. Обеспечение защиты прав в международном контексте
- С. Арбитражный центр воис
- Часть V. Международные договоры и конвенции в области интеллектуальной собственности глава 18. Парижская конвенция по охране промышленной собственности а. Исторический обзор
- В. Основные положения
- С. Административные и финансовые положения
- Глава 19. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений а. История вопроса
- В. Основные положения
- С. Парижский акт бернской конвенции
- D. Административные функции
- Е. Развивающиеся страны и бернская конвенция
- Глава 20. Договор о патентной кооперации а. Введение
- В. Функционирование системы рст
- С. Преимущества системы рст
- Глава 21. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков... И протокол к мадридскому соглашению а. Введение
- В. Принцип международной регистрации
- С. Процедура регистрации
- D. Действия международной регистрации
- Е. Отказ в предоставлении охраны
- F. Изменения, затрагивающие международную регистрацию
- G. Продление
- Н. Уведомления, направляемые национальным ведомствам, и публикации
- I. Протокол к мадридскому соглашению о международной регистрации знаков («мадридский протокол»)
- Глава 22. Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов а. Введение
- В. Принцип международного депонирования
- С. Основные положения гаагского соглашения
- D. Преимущества присоединения к гаагскому соглашению
- Глава 23. Договор о законах по товарным знакам а. Введение
- В. Положения договора
- Глава 24. Конвенции по классификации а. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
- В. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков
- С. Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов
- Глава 25. Международная конвенция по охране прав исполнителей... Создателей фонограмм и организации эфирного вещания («римская конвенция»)
- А. Эволюция римской конвенции
- В. Взаимосвязь между охраной смежных прав и авторским правом
- С. Основной принцип охраны по римской конвенции: национальный режим
- D. Субъекты охраны
- Е. Минимальный уровень охраны, требуемый конвенцией
- F. Положения, предусматривающие дискреционное регулирование осуществления прав
- G. Ограничения
- Н. Срок охраны
- I. Ограничение формальных процедур
- J. Осуществление римской конвенции
- К. Римская конвенция и развивающиеся страны
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав а. Специальные конвенции
- В. Цели и задачи специальных конвенций
- С. Основные характеристики специальных конвенций
- D. Материально-правовые положения конвенции по фонограммам
- Е. Материально-правовые положения конвенции по спутникам
- F. Конвенции по фонограммам и спутникам и развивающиеся страны
- Глава 27. Международная конвенция по охране селекционных достижений а. Введение
- С. Акт 1991 года конвенции upov
- D. Последние события
- Глава 28. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность («trips») а. Введение
- В. Общие положения, основные принципы и заключительные положения (части I и VII)
- С. Стандарты, относящиеся к наличию, объему и использованию прав интеллектуальной собственности (часть II)
- D. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности (часть III)
- Е. Приобретение и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности и относящиеся к ним процедуры (часть IV)
- F. Предотвращение и урегулирование споров (часть V)
- Часть VI Управление интеллектуальной собственностью и обучение праву интеллектуальной собственности глава 29. Управление промышленной собственностью а. Введение
- В. Административная структура ведомства промышленной собственности
- С. Патентное ведомство
- D. Ведомство товарных знаков
- Е. Ведомство промышленных образцов
- F. Межправительственное сотрудничество
- G. Государственная поддержка изобретательской деятельности
- Глава 30 управление авторскими правами а. Инфраструктура для реализации авторских прав a Введение
- В. Коллективное управление авторскими правами
- Глава 31 поверенный по патентам и товарным знакам а. Введение
- В. Функции патентного поверенного
- С. Патентные поверенные на предприятиях
- Е. Функции поверенного по товарным знакам
- F. Требования к подготовке патентного поверенного
- Глава 32. Обучение праву интеллектуальной собственности а. Введение
- В. Программы обучения в области интеллектуальной собственности
- С. Выбор курсов по интеллектуальной собственности
- D. Отбор материалов и написание учебных планов
- Е. Методика преподавания и стратегия обучения
- F. Контакты между преподавателями и научными работниками
- G. Роль преподавателей в законодательном процессе
- Н. Исследовательские институты в области интеллектуальной собственности
- I. Заключение
- Часть VII. Новое в интеллектуальной собственности глава 33. Охрана новых технологических объектов а. Компьютерные программы
- В. Биотехнология
- С. Интегральные микросхемы
- D. Репрография
- Е. Новая техника связи
- F. Цифровые системы распространения
- Глава 34. Предлагаемые международные договора и соглашения а. Проект договора о патентных законах
- В. Проект протокола к бернской конвенции и новый возможный правовой акт об охране прав исполнителей и производителей
- С. Пересмотр гаагского соглашения относительно международного депонирования промышленных образцов
- D. Проект договора воис по урегулированию споров между государствами в области интеллектуальной собственности