logo search
Р А З Д Е Л I-IV

§ 3. Государственный пожарный надзор

Одной из функций системы обеспечения пожарной безопасности является выполнение государственного пожарного надзора. Государственный пожарный надзор — осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки5.

Государственный пожарный надзор заключается в выполнении комплекса специальных действий должностных лиц органов государственного пожарного надзора, связанных с проведением проверки выполнения обязательных требований пожарной безопасности, осуществлением необходимых исследований (обследований, испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения соответствующих мероприятий.

Объект контроля (надзора) — деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению обязательных требований в области пожарной безопасности, в том числе на их имущественном комплексе (или его части), включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество.

Государственный пожарный надзор осуществляется в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также должностных лиц.

Основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

При обеспечении пожарной безопасности необходимо также руководствоваться государственными стандартами, строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования и некоторыми другими нормативными актами по пожарной безопасности.

Основными нормативными актами, регулирующими государственный пожарный надзор, являются ФЗ «О пожарной безопасности»6 от 21 декабря 1994 г. (с изм. от 2 февраля 2006 г.) и Постановление Правительства РФ «О государственном пожарном надзоре» от 21 декабря 2004 г. № 820 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19 октября 2005 г. № 629). Это Постановление утвердило Положение о государственном пожарном надзоре7.

Субъекты РФ также вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности при условии, что последние не будут снижать требования пожарной безопасности, установленные федеральными нормативными документами. В этих нормативных актах содержатся специальные требования, в том числе технического характера, направленные на предотвращение вредного воздействия пожара. Это, например, нормы, содержащие требования к организации технологических процессов, к эксплуатации оборудования.

Так, в Воронежской области 2 декабря 2004 г. принят закон «О по-жарной безопасности Воронежской области»8, в соответствии с которым система пожарной безопасности в области осуществляется путем:

1) разработки и реализации нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности;

2) осуществления государственного, муниципального, ведомственного и общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности в организациях и в населенных пунктах;

3) осуществления технического нормирования, подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности, а также контроля за соблюдением стандартов, строительных, технологических и иных норм и правил, утвержденных в установленном порядке;

4) разработки и реализации целенаправленных технических мероприятий по предотвращению пожаров, снижению риска наступления тяжких последствий от них, созданию условий по их успешному тушению;

5) организации информационного обеспечения в сфере пожарной безопасности, противопожарной пропаганды и обучения работников организаций, детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, а также граждан мерам пожарной безопасности.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Основными направлениями осуществления государственного пожарного надзора является контроль за соблюдением:

требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции зданий и сооружений, расширении и техническом переоснащении предприятий и организаций;

требований пожарной безопасности при приемке в эксплуатацию завершенных строительством зданий, сооружений;

требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов контроля (надзора);

соответствия производимой, выпускаемой или реализуемой продукции установленным требованиям пожарной безопасности.

Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:

организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности;

проводят дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по контролю и для включения в состав комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляется в ходе проверок (плановых и внеплановых), проводимых в рамках мероприятий по контролю.

Указом Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»9 от 9 ноября 2001 г. № 1309 (в ред. от 8 мая 2005 г. № 531) установлено, что в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, преобразовать Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел РФ в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.

В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»10 от 11  июля  2004  г. №  868 (в ред. Указа Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1228) Государственная противопожарная служба Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является основным видом пожарной охраны.

Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной без-опасности.

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. № 385 утвердило Положение о федеральной противопожарной службе11. Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и учреждения:

1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;

2) структурные подразделения территориальных органов МЧС России — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по преду-преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;

3) органы государственного пожарного надзора;

4) пожарно-технические научно-исследовательские и образовательные учреждения;

5) подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы;

6) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

7) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных организациях (специальные и воинские подразделения).

Государственная противопожарная служба организует и осуществляет государственный пожарный надзор в РФ.

Осуществлять деятельность от имени органов государственного пожарного надзора вправе следующие государственные инспекторы по пожарному надзору:

Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору;

заместители Главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору;

государственные инспекторы РФ по пожарному надзору;

главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители;

государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору;

главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители;

государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору;

главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители;

государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору.

В соответствии со ст. 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 и 20.4 КоАП РФ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени соответствующих органов вправе:

Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору, его заместители;

главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору, их заместители;

главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору, их заместители;

государственные инспекторы РФ по пожарному надзору;

государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору;

государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору.

Последние две категории государственных инспекторов, в соответствии с ч. 3 ст. 23.34 КоАП РФ, вправе рассматривать только дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами или должностными лицами.

За нарушения требований пожарной безопасности в ряде случаев может быть предусмотрена и уголовная ответственность.