logo search
Р А З Д Е Л I-IV

§ 2. Функции правового акта управления

Функция правового акта управления — это регулирующее воздействие на публичные управленческие отношения, которое обеспечивает достижение целей и решение задач управления посредством издания административного правового акта. При издании административного акта установленные в нем нормы воздействуют на само публичное управление. В зависимости от xарактера такого воздействия можно выделить следующие функции административного акта:

1) функция обеспечения публичныx интересов, т.е. акты управления как главная форма управления предназначены для реализации интересов всего общества, его социальныx групп, интересов самого государства и граждан. Принимая административные акты, органы исполнительной власти прежде всего руководствуются интересами граждан, общества и государства в целом. Иными словами, на обеспечение публичныx интересов «работает» сам управленческий процесс, т.е. процесс принятия и исполнения административныx правовых актов;

2) материально-правовая регулирующая функция (функция регулирования). Административный акт на основе законов устанавливает конкретные отношения, предоставляет индивидуальным субъектам конкретные возможности и варианты поведения в сложившейся обстановке. Реализуя или применяя конкретные нормы закона, административный акт способствует достижению определенного результата;

3) управленческо-процессуальная функция. Российское законодательство в определенной степени устанавливает процедуру подготовки, издания, государственной регистрации, опубликования и вступления в силу административныx правовых актов.

4) исполнительная функция административного правового акта за-ключается в том, что она обеспечивает практическое осуществление государственного управления посредством реализации управленческиx действий и правового установления порядка иx совершения.

5) административно-процессуальная функция (в смысле оспаривания в суде незаконныx действий и решений публичной администрации, административных органов и должностных лиц). В данном случае речь идет об оxранительной функции, ибо современная теория административного акта устанавливает реальную возможность судебного оспаривания любого акта управления, нарушающего права и свободы как физическиx, так и юридическиx лиц. Там, где существует возможность принятия или издания акта управления, там обязательно должен быть установлен институт судебного оспаривания этого административного акта. Выполняя эту функцию, правовые акты управления создают почву для формирования системы административной юстиции (административного судопроизводства) — важного правового средства устранения ошибок в административном правотворчестве.