J. Нарушение права на товарный знак, контрафакция и подделка этикеток и упаковки
(а) Нарушение права на товарный знак
9.198. Нарушение права на товарный знак означает регистрацию или использование, как правило, общеизвестного иностранного товарного знака, который не зарегистрирован в стране (или является юридически недействительным в результате неиспользования).
9.199. Парижская конвенция в своей статье 6bis предусматривает, что общеизвестному товарному знаку должна быть предоставлена охрана, даже если он не зарегистрирован в стране. Данная норма является важным основанием для защиты общеизвестных знаков изготовителя (brands) от правонарушения. Однако действие статьи 6bis ограничено идентичными или подобными товарами. Часто правонарушители в отношении общеизвестных товарных знаков используют их на совершенно разных товарах или в отношении услуг. Более того, иногда суды требуют, чтобы товарный знак был общеизвестным в стране, и отклоняют охрану, даже если подлинный владелец товарного знака может доказать его общеизвестность на международном уровне в значительном числе стран. Поэтому необходима более совершенная защита от нарушения прав на товарные знаки.
(b) Контрафакция
(i) Что такое контрафакция?
9.200. Контрафакция — это прежде всего подделка товара. Поддельный товар не только идентичен в общем смысле термина, он еще производит впечатление подлинного товара (например, сумка LOUIS VUITTON), создаваемого или предлагаемого подлинным промышленником или торговцем.
9.201. Конечно, предложение такого поддельного товара только тогда имеет смысл, когда подлинный товар известен потребителю. Поэтому поддельные товары часто относятся к категории предметов роскоши и снабжены общеизвестным товарным знаком. Однако на самом деле это только совпадение: поддельные товары могут быть также товарами массового потребления или товарами, непродаваемыми с товарным знаком, но защищаемыми другими правами интеллектуальной собственности, такими, как авторское право или охрана промышленных образцов. Они также могут быть известны только небольшой группе специализированных потребителей — это, например, тормоза, применяемые для автомобилей или авиации, или пестициды, известные заказчикам в сельском хозяйстве. В то же время эти примеры показывают, насколько опасным может быть использование поддельных товаров (однажды применение поддельного пестицида привело к уничтожению всего годичного урожая зерна в большом регионе Африки).
9.202. Наиболее типичными и широко известными примерами поддельных товаров являются поддельные сумки LOUIS VUTTTON, поддельные часы ROLEX, CARTIER и другие шикарные часы, поддельная спортивная обувь PUMA и REEBOK, поддельные спортивные майки LACOSTE и т. п. Всемирный сбыт подцельных сумок LOUIS VUITTON и часов ROLEX превышает объем продаж подлинных товаров. Это показывает, что контрафакция представляет собой экономическое явление, имеющее мировое значение. На самом деле, всемирный сбыт поддельных товаров оценивается на уровне около 5% от объема мировой торговли, и эта цифра возрастает. В действительности важно признание того факта, что контрафакция является экономическим преступлением, сравнимым с кражей. Подцелыватели не только обманывают потребителя, но также подрывают репутацию подлинного изготовителя, помимо того что они не платог государству налоги и другие пошлины.
(ii) Правовая защита от контрафакции
9.203. Хотя это и не является условием и не всегда имеет место на практике, но поддельные товары, как правило, снабжены товарным знаком. Это обстоятельство имеет преимущество, позволяющее трактовать контрафакцию как действие, дающее основание для возбуждения судебного дела как нарушение права на товарный знак, что обычно бывает проще, нежели сражаться в порядке обороны против нарушения других прав интеллектуальной собственности. Контрафакцию можно чаще всего рассматривать как специфический пример серьезного нарушения права на товарный знак, в отличие от которого, в соответствии с законодательством о товарных знаках, судебные дела решать юридически проще, так как обычно товарный знак и товары являются идентичными или, по крайней мере, почти идентичными. Однако ввиду того что контрафакция представляет собой экономически серьезную и важную проблему, средства правовой защиты, установленные в соответствии с законодательством о товарных знаках, часто недостаточны для того, чтобы служить в качестве эффективной правовой санкции. Эта проблема касается в первую очередь трех сфер принуждения к исполнению закона, причем все они существенны, коль скоро необходима успешная борьба с контрафакцией.
9.204. Законодательства могут предусматривать жесткие уголовные санкции, включая лишение свободы. Большинство законодательств в области товарных знаков предусматривают уголовные санкции за нарушение прав на товарные знаки, однако они введены в действие давно и больше не являются реальными даже для «обычных» судебных дел по нарушению прав на товарные знаки. Подделыватели платят штрафы из своего кармана, так что случаи лишения свободы редки.
9.205. Необходимы неотложные и далеко идущие меры. Подделыватели не ведут свои дела по обычному служебному адресу; в случае судебного преследования они имеют тенденцию исчезать. Нередко их обнаруживают только по завершении длительного и тщательного расследования. Поэтому актуальна потребность в предварительных мерах таких как временные судебные запреты (в Соединенном Королевстве очень полезной мерой является так называемое постановление Энтони Пиллера). В силу таких предварительных мер поддельные товары могут быть конфискованы, а лицо, владеющее ими, обязано проинформировать подлинного владельца об их происхождении.
9.206. Поскольку контрафакция представляет собой явление в сфере международной торговли, также необходимо уполномочить таможенные власти на проверку товаров на границе их стран и конфискацию поддельных товаров по требованию владельца товарного знака, проставленного на них.
(с) Подделка этикеток и упаковки
9.207. Случаи, обсуждаемые в данном разделе, лежат между обычным нарушением прав на товарные знаки и контрафакцией (иногда приближаясь очень близко к контрафакции). Как и в случае контрафакции, маркировка и упаковка конкурентоспособного товара подделываются, однако в этом случае подделка не производит впечатление подлинности. Если поставить подлинный товар и подделку рядом (хотя потребители редко поступают таким образом), их можно отличить друг от друга, и обычно подделыватель не прячется за спину изготовителя подлинного товара; он торгует под своим именем. Он как бы не преступник, а конкурент, который пользуется недобросовестными методами.
9.208. Вместо того чтобы разработать своими силами этикетку или упаковку, создающие для товара имидж его создателя, подделыватель старается воспользоваться репутацией конкурентоспособного товара, придав своему товару внешний вид, настолько сходный с ним, что на рынке возникает смешение.
9.209. Часто подделыватель использует товарный знак (в смысле названия товара), который является сходным до степени смешения с товарным знаком его конкурента. Если он так поступает, то он нарушает право на товарный знак.
9.210. В ряде случаев словесный знак, используемый подделывателем, в некоторой мере, но не до степени смешения сходен со знаком его конкурента, хотя может быть совершенно отличным от него. В таких ситуациях смешение на рынке возникает только, или главным образом, в результате использования цветов или графических элементов, которые идентичны или очень сходны с этими элементами на этикетке или упаковке конкурента. Этикетки и упаковка редко регистрируются в качестве товарных знаков, что означает, что законодательство о товарных знаках в основном не дает никакого основания для вмешательства в таких случаях. Они должны рассматриваться в соответствии с нормами законодательства о недобросовестной конкуренции.
9.211. В принципе общепринято считать, что несанкционированное использование товаров какого-то лица под товарным знаком конкурента является незаконным (недобросовестной конкуренцией). Если этикетка или упаковка товара является сходной до степени смешения с товаром конкурента, это условие обычно выполняется.
Литература к разделу J:
Международное бюро ВОИС. Введение в законодательство о торговых знаках и практику их использования (второй выпуск). WIPO, Pub. No. 653(E) (1993).
- Введение
- Содержание
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности 144
- Глава 7. Патенты 144
- Глава 8. Авторские и смежные права 179
- Глава 9. Товарные знаки 214
- Глава 10. Промышленные образцы 260
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав 509
- В. Авторские и смежные права
- С. Патенты и родственные понятия
- D. Промышленные образцы
- Е. Товарные знаки, фирменные наименования и географические указания
- F. Недобросовестная конкуренция
- Глава 2. История и эволюция промышленной собственности а. История и эволюция патентов
- 2.1. В истории и эволюции патентов выделяются три важных периода:
- В. История и эволюция товарных знаков
- С. История и эволюция авторского права
- Глава 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности...
- Глава 3
- А. Всемирная организация интеллектуальной собственности (воис)
- В. Программы сотрудничества в целях развития воис
- В. Промышленная собственность и развитие
- С. Авторские права и развитие
- Глава 5. Лицензирование и передача технологий а. Введение
- В. Передача и приобретение технологий на коммерческой основе
- С. Переговоры по лицензионным договорам
- Е. Виды лицензий на интеллектуальную собственность
- F. Государственный контроль за лицензионными договорами
- Глава 6. Роль информации и документации о промышленной собственности...
- Глава 6
- А. Роль информации о промышленной собственности в передаче технологии
- В. Виды патентной документации
- С. Содержание патентной документации
- D. Новые технологии для обеспечения хранения и доступа к информции о промышленной собственности
- Е. Статистика о патентных документах как источник технологической информации
- F. Международная патентная классификация (мпк)
- G. Система европейской патентной информации и документации (epidos). Международный центр патентной документации (inpadoc)
- Н. Система капри
- I. Программа поиска на определение уровня техники
- J. Центры патентной информации в развивающихся странах
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности глава 7. Патенты а. Введение
- В. Условия патентоспособности
- С. Оформление и подача заявки на изобретение
- D. Экспертиза заявки на изобретение
- Е. Нарушение патентных прав
- F. Использование запатентованного изобретения
- G. Принудительные лицензии
- H. Полезные модели
- Глава 8. Авторские и смежные права
- Глава 8
- А. Введение
- В. Охрана авторских прав
- С. Объект авторского права
- D. Права, охватываемые авторским правом
- Е. Смежные права
- F. Субъекты авторского права
- G. Ограничения авторского права
- Н. Пиратство и иные нарушения
- I. Средства судебной защиты
- 3. Охрана произведений народного творчества
- Глава 9. Товарные знаки
- Глава 9
- А. Введение
- В. Определения
- С. Обозначения, которые могут служить в качестве товарных знаков
- D. Критерии охраноспособности
- Е. Охрана прав на товарные знаки
- F. Условия использования
- G. Регистрация товарных знаков
- Н. Исключение товарного знака из реестра
- I. Права, вытекающие из регистрации товарных знаков
- J. Нарушение права на товарный знак, контрафакция и подделка этикеток и упаковки
- К. Изменение в праве собственности
- L. Предоставление лицензии на использование товарного знака
- М. Фирменные наименования
- Глава 10. Промышленные образцы
- Глава 10
- А. Введение
- В. Эволюция правовой охраны промышленных образцов
- С. Правовая охрана промышленных образцов
- D. Права на промышленные образцы
- Е. Связь с авторскими правами
- Глава 11. Географические указания
- Глава 11
- А. Введение
- В. Охрана географических указаний на национальном уровне
- С. Охрана географических указаний на международном уровне посредством многосторонних договоров
- D. Охрана географических указаний на международном уровне в силу положений двусторонних соглашений
- Глава 12. Защита от недобросовестной конкуренции
- Глава 12
- А. Введение
- В. Необходимость защиты
- С. Правовая основа защиты
- D. Акты недобросовестной конкуренции
- Глава 13. Коммерческая концессия
- Глава 13
- А. Введение
- В. Сравнительная характеристика соглашения о розничной продаже, стандартного лицензионного соглашения и договора коммерческой концессии
- С. Типы коммерческой концессии
- D. Структурные формы коммерческой концессии
- Е. Типовые положения договора коммерческой концессии
- Глава 14. Коммерческое использование персонажей
- Глава 14
- А. Понятие персонажа
- Часть IV. Обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности глава 15. Обеспечение защиты прав на промышленную собственность, авторские и смежные права... А. Введение
- В. Общие положения по обеспечению защиты прав на промышленную собственность
- С. Обеспечение защиты патентных прав
- D. Обеспечение защиты авторских и смежных прав
- Е. Деятельность воис по обеспечению защиты прав
- F. Положения по обеспечению защиты прав в соглашении trips
- Глава 16. Судебные процессы, касающиеся интеллектуальной собственности
- Глава 16
- А. Введение
- В. Обзор решений, принимаемых ведомствами по промышленной собственности
- С. Судебные дела по нарушениям
- Глава 17. Арбитражное урегулирование споров, касающихся интеллектуальной собственности
- Глава 17
- А. Альтернативное урегулирование споров
- В. Обеспечение защиты прав в международном контексте
- С. Арбитражный центр воис
- Часть V. Международные договоры и конвенции в области интеллектуальной собственности глава 18. Парижская конвенция по охране промышленной собственности а. Исторический обзор
- В. Основные положения
- С. Административные и финансовые положения
- Глава 19. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений а. История вопроса
- В. Основные положения
- С. Парижский акт бернской конвенции
- D. Административные функции
- Е. Развивающиеся страны и бернская конвенция
- Глава 20. Договор о патентной кооперации а. Введение
- В. Функционирование системы рст
- С. Преимущества системы рст
- Глава 21. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков... И протокол к мадридскому соглашению а. Введение
- В. Принцип международной регистрации
- С. Процедура регистрации
- D. Действия международной регистрации
- Е. Отказ в предоставлении охраны
- F. Изменения, затрагивающие международную регистрацию
- G. Продление
- Н. Уведомления, направляемые национальным ведомствам, и публикации
- I. Протокол к мадридскому соглашению о международной регистрации знаков («мадридский протокол»)
- Глава 22. Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов а. Введение
- В. Принцип международного депонирования
- С. Основные положения гаагского соглашения
- D. Преимущества присоединения к гаагскому соглашению
- Глава 23. Договор о законах по товарным знакам а. Введение
- В. Положения договора
- Глава 24. Конвенции по классификации а. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
- В. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков
- С. Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов
- Глава 25. Международная конвенция по охране прав исполнителей... Создателей фонограмм и организации эфирного вещания («римская конвенция»)
- А. Эволюция римской конвенции
- В. Взаимосвязь между охраной смежных прав и авторским правом
- С. Основной принцип охраны по римской конвенции: национальный режим
- D. Субъекты охраны
- Е. Минимальный уровень охраны, требуемый конвенцией
- F. Положения, предусматривающие дискреционное регулирование осуществления прав
- G. Ограничения
- Н. Срок охраны
- I. Ограничение формальных процедур
- J. Осуществление римской конвенции
- К. Римская конвенция и развивающиеся страны
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав а. Специальные конвенции
- В. Цели и задачи специальных конвенций
- С. Основные характеристики специальных конвенций
- D. Материально-правовые положения конвенции по фонограммам
- Е. Материально-правовые положения конвенции по спутникам
- F. Конвенции по фонограммам и спутникам и развивающиеся страны
- Глава 27. Международная конвенция по охране селекционных достижений а. Введение
- С. Акт 1991 года конвенции upov
- D. Последние события
- Глава 28. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность («trips») а. Введение
- В. Общие положения, основные принципы и заключительные положения (части I и VII)
- С. Стандарты, относящиеся к наличию, объему и использованию прав интеллектуальной собственности (часть II)
- D. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности (часть III)
- Е. Приобретение и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности и относящиеся к ним процедуры (часть IV)
- F. Предотвращение и урегулирование споров (часть V)
- Часть VI Управление интеллектуальной собственностью и обучение праву интеллектуальной собственности глава 29. Управление промышленной собственностью а. Введение
- В. Административная структура ведомства промышленной собственности
- С. Патентное ведомство
- D. Ведомство товарных знаков
- Е. Ведомство промышленных образцов
- F. Межправительственное сотрудничество
- G. Государственная поддержка изобретательской деятельности
- Глава 30 управление авторскими правами а. Инфраструктура для реализации авторских прав a Введение
- В. Коллективное управление авторскими правами
- Глава 31 поверенный по патентам и товарным знакам а. Введение
- В. Функции патентного поверенного
- С. Патентные поверенные на предприятиях
- Е. Функции поверенного по товарным знакам
- F. Требования к подготовке патентного поверенного
- Глава 32. Обучение праву интеллектуальной собственности а. Введение
- В. Программы обучения в области интеллектуальной собственности
- С. Выбор курсов по интеллектуальной собственности
- D. Отбор материалов и написание учебных планов
- Е. Методика преподавания и стратегия обучения
- F. Контакты между преподавателями и научными работниками
- G. Роль преподавателей в законодательном процессе
- Н. Исследовательские институты в области интеллектуальной собственности
- I. Заключение
- Часть VII. Новое в интеллектуальной собственности глава 33. Охрана новых технологических объектов а. Компьютерные программы
- В. Биотехнология
- С. Интегральные микросхемы
- D. Репрография
- Е. Новая техника связи
- F. Цифровые системы распространения
- Глава 34. Предлагаемые международные договора и соглашения а. Проект договора о патентных законах
- В. Проект протокола к бернской конвенции и новый возможный правовой акт об охране прав исполнителей и производителей
- С. Пересмотр гаагского соглашения относительно международного депонирования промышленных образцов
- D. Проект договора воис по урегулированию споров между государствами в области интеллектуальной собственности