Глава третья. Право передвижения
А. Отношение государства к передвижению населения вообще
§ 266. Возможность изменять свое местопребывание - временное и постоянное - есть одно из существенных условий правильного экономического развития народа. Свобода передвижения должна быть рассматриваема как одно из существенных условий практического осуществления начала экономической свободы*(821). Но передвижение народонаселения представляет известные стороны, в силу которых законодательство каждой страны не остается к нему равнодушным и подчиняет его известным условиям, характер которых весьма различен в разных государствах Европы. Мы должны прежде всего указать на причины, по которым правительственная деятельность может и, в некоторых случаях, должна касаться передвижения народонаселения.
Лучший авторитет по этому предмету, Л. Штейн*(822), говорит, что перемена местопребывания есть прежде всего акт свободного самоопределения каждого и касается только интересов неделимого. Поэтому означенный акт сам по себе свободен и не имеет никакого отношения к деятельности правительственной власти. Но, рассматривая перемену местожительства с точки зрения интересов других лиц, которые могут быть затронуты этим актом, мы увидим иное. Перемена местожительства предполагает, во-первых, прекращение местных отношений неделимого, которые могут быть связаны с самыми разнообразными интересами; таковы, напр., различные семейные обязанности лица, оставившего место своего постоянного пребывания, отношения чисто кредитные, хозяйственные и т. п. Затем, перемена местожительства, в особенности отлучка в какие-либо отдаленные местности государства, или, наконец, отлучка в другое государство может возбудить в этих местах сомнение в тождестве лица, самоличности его. Далее, известность местопребывания во многих случаях есть первое условие осуществления разнообразных прав, обеспечения важнейших интересов. Для вызова в суд, для взыскания долгов, для разных других гражданских и уголовных актов, конечно, необходимо знать местожительство лица, прикосновенного к тому или другому делу. Во всех этих случаях переменой местожительства прямо затрагиваются интересы частных лиц и даже общества. Но эта перемена затрагивает косвенно и духовную и экономическую жизнь разных местностей государства. Во-первых, в том случае, когда подданный данного государства оставляет свою страну на время, отправляясь в чужие края, - для государства по отношению к нему возникает целый ряд обязанностей, вытекающий именно из того, что он находится в чужом государстве, что в некоторых случаях он должен иметь твердую опору для охраны своих прав, и эту опору он может найти в защите своего государства. С другой стороны, при въезде иностранца для временного пребывания в чужую землю для государства опять возникает целый ряд разнообразных отношений, именно из того факта, что иностранец представляется элементом чуждым в стране. Этот элемент может быть полезным; но нельзя сказать этого во всех случаях. Для государства вытекает необходимость защиты интересов своей страны против таких элементов, которые могут вредно отозваться на правильном ходе политической и общественной жизни.
Отсюда следует, что государство не может остаться равнодушным к перемене оседлости и места пребывания. Весь вопрос заключается только в том, какого рода меры примет оно по отношению к лицам, желающим изменить свое местожительство? При рассмотрении этих мер нужно иметь в виду различие между формами, в которых проявляется перемена местожительства. С этой точки зрения должно различать 1) между переменою оседлости, т. е. изменением одного постоянного местопребывания на другое, также постоянное, и 2) временной отлучкой из места своего постоянного жительства.
§ 267. Перемена оседлости может совершиться в пределах отечества или в форме перемены подданства. Временная отлучка проявляется в трех формах: а) в форме пребывания иностранца в нашем государстве; б) в форме отлучки туземца в иностранное государство и в) в форме путешествия туземца в пределах своей страны.
Все эти формы вызывали и различные меры со стороны государственной власти. В сущности, вся система надзора за путешествующими и вся политика относительно движения народонаселения представляют известные общие начала, но, для удобства, мы рассмотрим все эти вопросы в отдельности. Мы будем говорить: а) о перемене оседлости и временных отлучках в пределах своего отечества; б) об оставлении государства на время или навсегда и в) о порядке въезда иностранца в Россию.
Б. Перемена местопребывания в пределах государства
§ 268. Вообще, в истории всех европейских государств замечается довольно однообразное явление, именно, что с падением феодальной системы и развитием так называемого полицейского государства законодательства Западной Европы принимали различные меры для контролирования движения народонаселения и для обеспечения финансовых целей и целей полицейских (предупреждения и пресечения преступлений). Наиболее резко выразилась эта правительственная политика в форме недозволения отлучки с места своего постоянного жительства: во-1-х, без разрешения или ведома своего начальства и, во-2-х, без взятия установленного законом вида, который должен был служить доказательством самоличности и, следовательно, средством контроля над всеми путешествующими; кроме того, эти виды являлись источником государственных доходов, так как они облагались известными сборами.
От этих форм современные европейские государства переходят к совершенно другой системе, именно - системе так называемой легитимации (удостоверения). Они исходят из того взгляда, что 1) оставление своего постоянного местожительства не должно быть стесняемо никакими запретительными нормами, не должно быть связано никакими разрешениями и дозволениями; 2) если в настоящее время полицейская власть и должна быть вооружена какими-либо средствами для надзора за путешествующими, то эти средства исчерпываются правом ее потребовать от каждого объяснения об его звании и занятиях. Для удостоверения в самоличности известного лица вовсе не требуется взятия какого-либо установленного правительством вида. Самоличность может быть доказана свидетельскими показаниями, письмами и т. д.; с другой стороны, это не исключает права отдельного лица, отправляющегося в отъезд, брать для себя вид, так как во многих государствах еще не отменена паспортная система. Но это нисколько не предполагает обязанности брать паспорт или права правительства отказать в выдаче паспорта. Взятие установленного вида есть совершенно добровольный акт каждого лица, отправляющегося в путешествие.
На этом принципе построено самое либеральное из всех континентальных европейских законодательств - законодательство германское*(823). В основание его положено следующее начало: никто не обязан испрашивать разрешения на отлучку и запасаться какими бы то ни было видами. Затем, в чрезвычайных случаях, напр. войны, возмущения и т. д., императору предоставляется право в тех именно местностях, которым грозит существенная опасность, восстановить паспортную систему. Во всяком случае, правительство вправе отобрать от каждого все сведения, касающиеся звания и занятий лица. Поводом к этому служат обвинение кого-либо в совершившемся преступлении или подозрение в этом, а также подозрение в бродяжничестве - в проступке, предусмотренном уголовным кодексом.
На тех же началах системы легитимации построено австрийское законодательство и вообще всех тех государств континентальной Европы, в которых формы полицейского государства наиболее устарели*(824).
§ 269. Россия осталась в этом отношении на степени развития полицейского государства. В современной паспортной системе, в том виде, как она изложена в XIV т. Св. зак., ясно отразились начала полицейского законодательства. Наша система паспортов возникла при Петре Великом, перешла без изменений к его преемникам, и выразилась окончательно в уставе о паспортах и беглых. Вдумываясь в смысл означенных узаконений, нельзя не заметить, что развитие законодательства о паспортах находилось в теснейшей связи с установлением подушной подати и рекрутства, с одной стороны, и с увеличением числа беглых, уходивших от рекрутства и отбывавших от податей, разбойников и т. п. лиц, с которыми государство должно было вступить в борьбу, с другой стороны. Паспорты служили средством контроля над путешествующими. Этим путем правительство думало открыть гулящих и подозрительных людей и приписать их к тяглу. Воеводам предписывалось не пропускать никого без "проезжих писем"*(825). Лица, не имевшие таких писем, признавались за "недобрых или за прямых воров"*(826). Кто не может представить письменного свидетельства, удостоверяющего его самоличность и дозволение ему отлучиться из места своей оседлости, тот подлежал розыску*(827). Эти предварительные меры выразились, наконец, в особом манифесте, или плакате, 26 июня 1724 г.*(828). Плакат касался разных предметов. Он говорит "о сборе подушных денег, о повинностях земских обывателей в пользу квартирующих войск и о наблюдении полковым начальством благочиния и порядка в селениях, войсками занимаемых". Здесь же содержатся и постановления о паспортах. Отсюда ясно видно, что эта мера стояла в связи с новыми финансовыми мерами государства и его полицейскими потребностями*(829). Правительству необходимо было учредить контроль над плательщиками. Ввиду этого оно постановило, чтоб тяглые люди не отлучались с своего местожительства без дозволения начальства и без определенных видов. Плакат различает: 1) покормежные письма и 2) пропускные письма. Первые выдавались крестьянам, отлучавшимся на работы в своем уезде, но не далее как на 30 верст от места их оседлости*(830). Затем, если крестьянин хотел отправиться в другой уезд, то должен был получить от своего начальства пропускное письмо. С этим последним он являлся к уездному начальнику (земскому комиссару), который выдавал ему новое письмо. В "отпусках" велено писать срок отлучки. Он не мог быть долее трех лет. Затем, велено было писать приметы отпускаемого, и установлена индивидуальность каждого паспорта, т. е. взрослое лицо должно было иметь паспорт только на себя. Первоначально сюда не дозволялось вписывать даже жены и малолетних детей, но впоследствии это запрещение было отменено. Каждое лицо, получившее паспорт, должно было явиться в срок, под угрозою поступления с ним как с беглым. Кроме того, еще при Петре Великом паспорты сами по себе сделались источником государственного дохода: при выдаче их взимался определенного размера сбор.
Если, таким образом, паспортная система в нынешнем своем виде возникла из финансовых и полицейских потребностей государства, то она должна была коснуться главным образом податных классов, так как над ними государство более всего должно было учреждать контроль ради исправного отбывания податей и повинностей. Но затем и остальные подданные подчинились этой системе, хотя и не в равной степени.
§ 270. На основании ныне действующего устава о паспортах и беглых "никто не может отлучиться с места своего постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта"*(831). Постоянное местожительство определяется 1) вообще по отношению ко всем состояниям и 2) относительно каждого состояния в отдельности.
По отношению ко всем состояниям начало оседлости определяется: а) службою, где кто состоит на службе; б) местом нахождения недвижимого имущества, если оно в то же самое время является местом постоянного пребывания лица; в) запискою в обывательские книги (дворянские, городовые и ревизские).
Постоянное место жительства лиц белого духовенства полагается при церквах, где они состоят в должности, а монашествующих в их монастырях. Местом оседлости лиц податных классов признаются те волости и те общества, к которым они приписаны. Купцы и мещане считаются живущими постоянно в тех городах, где они записаны в городские обывательские книги.
Какую же форму должны иметь те виды, о которых говорит Устав о паспортах? Говорит ли он о том, что каждый при отлучке своей должен иметь какой-либо документ, доказывающий его самоличность? Если бы в нашем законодательстве проводилось только это начало, наша паспортная система весьма близко подходила бы к законодательству о паспортах в Германии. Тогда каждое лицо могло бы запастись видом на всю жизнь. Но отличительная черта паспортной системы характера полицейского заключается именно в том, что каждая отлучка обусловливается взятием такого вида, который имеет действие только в течение определенного срока.
Наше законодательство, по общему правилу, признает только срочные паспорты. Исключением пользуются 1) чиновники, уволенные от службы, 2) их вдовы и дочери и 3) отставные нижние воинские чины и их жены. Им могут выдаваться бессрочные паспорты*(832). Для лиц купеческого звания установлена та привилегия, что они могут иметь вместо паспортов особые годовые свидетельства о принадлежности к купеческому семейству*(833). Срочные паспорты установлены для лиц прочих состояний, куда-либо временно отлучающихся. Взятие вида обусловливается дозволением со стороны правительственного или общественного установления, ведающего тот или другой класс лиц. На эти установления налагается обязанность отказывать в выдаче паспорта, если имеются к тому какие-либо законные препятствия.
Самый порядок выдачи паспортов различается по разрядам лиц.
Лица, находящиеся на службе воинской или гражданской, не могут отлучаться без разрешения своего начальства*(834). Священнослужители и монахи также не могут отлучаться без дозволения своего духовного начальства*(835). В особенности же строгими правилами обставлен въезд в обе столицы*(836).
Для податных классов установлены три рода паспортов: 1) простые письменные; 2) билеты, выдаваемые на обыкновенной гербовой бумаге, и 3) печатные плакатные паспорты*(837).
Письменные виды выдаются отпускаемым для работ и обыкновенных потребностей, в отлучку в свой уезд и не далее 30-ти верст расстояния от мест их жительства. В этих видах должны быть означены имя и приметы отпускаемого, срок отпуска и место, куда известное лицо отпускается.
На простой гербовой бумаге выдаются паспорты далее чем на 30 верст, и сроком менее чем на полгода. Они бывают трех разрядов: месячные, двумесячные и трехмесячные*(838). Каждый из этих паспортов индивидуален в том смысле, что взрослых детей нельзя писать в паспорты их отцов; но жену и малолетних детей дозволяется помещать в том же билете, который выдается мужу*(839). Каждое лицо должно возвратиться по паспорту в срок. Для большей верности такого возвращения начальству воспрещается высылать новые простые билеты тем лицам, паспортам которых вышел срок.
Лица, желающие отлучиться более чем на полгода, должны брать плакатные паспорты. Последние отличаются тем, что пишутся на печатных бланках, утвержденных правительством. Первоначально выдача этих паспортов сосредоточивалась исключительно в местных казначействах. Отсюда они получались по удостоверению волостного правления и городской думы. Впоследствии было сделано то облегчение, что дозволено самим волостным правлениям и городским управам (прежде думам) запасаться плакатными паспортами из казначейства и выдавать их от себя. При этом волостные правления руководствуются указаниями сельских старост относительно того, нет ли каких законных препятствий к выдаче паспорта. В тех городах, где введено городовое положение 1870 г., выдача паспортов вверяется мещанским и ремесленным управам*(840). Плакатные паспорты выдаются на полгода, год, два и три года. Более чем на три года паспорты, согласно петровским узаконениям, никому не выдаются.
Таким образом, в порядке взятия паспортов податные классы резко отличаются от классов неподатных. Первые поставлены под наибольший контроль именно потому, что правительство желает быть обеспеченным по отношению к исправному отбыванию с их стороны податей и повинностей и, в прежнее время, рекрутства. Но последнее в настоящее время заменено всеобщею воинскою повинностью. Вследствие этого как волостные правления, так и мещанские и ремесленные управы при выдаче паспортов должны соблюдать известные правила, обеспечивающие отбывание воинской повинности. Устав о воинской повинности не содержит в себе этих правил. Временные правила по этому предмету установлены для классов податных и купеческого сословия высочайше утвержденным мнением Государственного совета 14 мая 1874 г.*(841). На основании этого указа, всем лицам податного звания, перешедшим восемнадцатилетний возраст и не отбывшим еще воинской повинности, паспорты выдаются на бумаге особого цвета; здесь прописывается срок, на который лицо должно отбыть свою повинность или на который ему дана отсрочка. Эти паспорты сохраняют свою силу только в том случае, если означенные лица отбыли свою повинность или избавлены от нее каким-либо другим способом. Годовые свидетельства о принадлежности к купеческому сословию (см. выше) могут быть выдаваемы: а) лицам, родившимся после 1852 г. по достижении ими 20-летнего возраста, не иначе как по предъявлении свидетельств о приписке к призывному участку, и б) лицам, перешедшим призывной возраст или отбывшим воинскую повинность в качестве вольноопределяющихся, - по предъявлении свидетельств о явке к исполнению воинской повинности или иного удостоверения в исполнении ее.
§ 271. В виду того, что наша паспортная система является средством финансового и полицейского контроля, законодательство должно было озаботиться тем, чтобы паспорты имели действительное значение для обеспечения означенных интересов. Этой цели удовлетворяет второй момент паспортной системы - явка паспортов. Лицо, путешествующее с паспортом, должно предъявлять его во время путешествия - на заставах, где они еще существуют; при въезде в город - полицейскому начальству. Последнее обязано, прописав паспорт, возвратить его назад без всякого вознаграждения*(842). Исключение установлено с 1868 г. для Москвы и Петербурга, где за прописку видов на жительство и паспортов взимается от 3 до 40 коп. Первоначально этот сбор введен как временная мера, но имеет силу и до настоящего времени; явка паспортов возлагается на домохозяев. Каждый из них обязан объявить полиции о лице, прибывшем в его дом или выбывшем из него*(843). С другой стороны, каждый, переменяющий свое местожительство и поселяющийся в новом месте, должен заявить об этом хозяину дома и отдать ему свой паспорт для прописки*(844). Та же обязанность, под опасением штрафа, возлагается на хозяев трактирных заведений. Штраф этот сначала введен был в Москве, Петербурге и некоторых других важнейших городах; но в 1872 г. министру внутренних дел дозволено распространять его на все города губернские и уездные, по своему усмотрению.
Независимо от этой простой явки, в столичных городах России установлена еще сложная явка специально для лиц рабочего класса, не имеющих постоянного места жительства. В столицах рабочие не имеют права жить по своим паспортам, хотя бы и явленным в полиции. Они обязаны предъявлять свои плакатные паспорты в адресную экспедицию. Отсюда они получают адресный билет на срок паспорта, причем взимаются новые сборы в пользу больниц и т. п. учреждений.
§ 272. Постановления о паспортах имеют свою санкцию не только в уставе о предупреждении и пресечении преступлений*(845), но и в уголовных законах; именно, каждой определительной статье устава о паспортах соответствует известная статья улож. о наказ.*(846). Мы остановимся главным образом на последствиях неимения паспорта.
Мы уже знаем, как относилось к этому факту законодательство Петра. Оно считало за подозрительного каждое лицо, не имевшее узаконенного вида, предписывало разыскивать, кто он есть, и, в случае надобности, поступать по закону. Современное законодательство, именно Уст. о пасп. и улож. о наказ., также предусматривает случаи неимения установленных видов. Лица, не имеющие паспортов, подводятся под понятие беглых или бродяг.
Между этими двумя понятиями надо проводить различие. Беглым называется лицо, отлучившееся с места своего постоянного жительства без узаконенного вида и без разрешения своего общественного или правительственного начальства. Под именем бродяги разумеется лицо, которое не только не имеет узаконенного вида, но и не может доказать своего состояния или упорно отказывается от этого. Поэтому в законодательстве является презумпция, что такие лица совершили какие-либо преступления. Мы не станем определять здесь всех последствий, которые влечет за собой бродяжничество. Достаточно сказать, что как Устав о паспортах, так и Улож. о наказ. предписывают чрезвычайно строгие меры относительно бродяг и беглых, начиная с обязанности жителей ловить их и оканчивая Правилами о распределении бродяг по разным местам Российской империи.
Таковы условия, которыми обставляет наше законодательство временные отлучки с места жительства.
§ 273. Условия перемены оседлости для большинства народонаселения, т. е. для податных классов, подходят под условие перемены состояния. Лицо, желающее изменить место своей оседлости, то есть перейти из одного податного общества в другое, обязано представить увольнительный приговор первого и получить согласие на прием от второго.
Помимо собственного желания лица переменить место своего жительства, эта перемена может последовать, во-1-х, по судебному приговору*(847); во-2-х, вследствие исключения из общества за явные пороки*(848); в-3-х, наконец, со стороны административной власти может последовать воспрещение тому или другому лицу жить в известном месте. Эта последняя мера известна в общежитии под именем административной высылки. Она относится к числу предупредительных мер, а потому не ведет к ограничению прав состояния*(849).
В. Отъезд в иностранные государства
- Начала русского государственного права
- Том I. О государственном устройстве
- Предисловие
- Bведение
- Часть I. О государственном устройстве Книга первая. Учение о законе Отдел первый. О порядке составления и обнародования закона
- Глава первая. Признаки закона, отличающие его от других распоряжений и постановлений
- Глава вторая. Источник законодательной власти
- Глава третья. Моменты составления законов
- § 22. Право окончательного обсуждения проекта закона должно быть рассмотрено по его содержанию и по его объему.
- Глава четвертая. Обнародование законов
- Отдел второй. О силе закона
- Глава первая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от верховной власти
- § 38. Прежде всего необходимо решить вопрос - признает ли наше законодательство различие между законами и распоряжениями, исходящими от верховной власти?
- § 39. Внешним признакам, отличающим высочайшие повеления от закона, соответствует различие между тем и другим и по самому содержанию.
- Глава вторая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от подчиненных правительственных властей
- § 45. Мы рассмотрим принцип закономерного постановления, во-первых, по отношению к сенату.
- § 50. Неисполнение распоряжения администрации одним лицом предусмотрено 29 ст. Мир. Уст.
- § 51. Между жалобами, о которых говорят наши законы, должно различать: 1) жалобы единоличные, подаваемые частными лицами, и 2) коллективные жалобы, исходящие от сословных и общественных собраний.
- § 55. Гораздо определеннее постановления наших законов о праве коллективных жалоб.
- Глава третья. Распоряжения, исходящие от мест общественных
- § 58. Меры, которые обеспечивают законность распоряжений общественных властей, чрезвычайно разнообразны. Они зависят от тех условий, в которые поставлено то или другое общественное собрание*(148).
- Глава четвертая. Отношение судебной власти к власти законодательной
- § 60. Эти факты указывают на практическую необходимость толкования законов. К ней должно присоединить и юридическую обязанность государства дать суду право толкования.
- § 66. Судебные уставы 1864 г. Отменили старый принцип права толкования и заменили его новым, диаметрально противоположным.
- § 71. Эти общие начала, установляющие силу судебного толкования, выражены и в наших основных законах.
- Отдел третий. О действии закона
- Глава первая. О действии закона во времени*(186) а. Общие начала
- § 86. Принцип, указанный выше, нагляднее всего применяется к области права уголовного, в том смысле, что в этой сфере наиболее легко определить, что должно быть названо обратным действием законов.
- § 89. Затем обратимся к другим видам законов, действие которых также может быть объяснено с точки зрения указанных выше принципов.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 90. Постановления русского законодательства по этому предмету изложены в двух статьях Основных законов, из коих первая установляет общее правило, вторая указывает на некоторые исключения.
- § 93. Первое исключение из общего правила, на основании 1 п. 61 ст., составляет тот случай, "когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего".
- Глава вторая. О действии законов по месту*(214) а. Общие начала
- § 96. Действие законов по месту различается соответственно различию между законом уголовным и гражданским законом.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 102. Указанное общее начало проводится отчасти в области уголовного права, отчасти в праве гражданском.
- В. Местные законы
- Глава третья. О действии закона по лицам
- Книга вторая. О верховной государственной власти Отдел первый. Права и преимущества верховной власти
- § 114. Исследование вопроса о правах и преимуществах государственной власти в России, как в монархии неограниченной, сосредоточивается на рассмотрении прав власти императорской.
- Глава первая. Права верховной власти
- § 119. Эти начала проведены и в нашем законодательстве.
- § 120. Необходимо, следовательно, определить точнее круг непосредственной компетенции императорской власти.
- § 124. Самодержавная власть проявляет свои права в области правосудия.
- § 126. Таковы права верховной власти в сфере гражданского управления. Но права самодержавия обнаруживаются и в области управления церковного. Необходимо прежде всего определить общий объем этих прав.
- Глава вторая. Преимущества верховной власти
- Отдел второй. О преемстве верховной власти
- § 136. Государственная власть, по существу своему, непрерывна, т. Е. Действие ее не прекращается со смертью данного ее представителя; силою закона права ее немедленно переносятся на другое лицо.
- Глава первая. Общие начала преемства престола
- § 138. Порядок преемства государственной власти вообще определяется коренными ее признаками и началами публичного права, в противоположность его праву частному.
- § 139. Порядок преемства власти в монархиях определяется не только вышеизложенными общими условиями государственного блага, но и специальными условиями, присущими монархической форме правления.
- Глава вторая. Порядок престолонаследия по русскому праву
- § 149. Русская система престолонаследия основана на следующих началах:
- Глава третья. Несовершеннолетие императора; опека и правительство
- Отдел третий. Учреждение императорской фамилии
- § 158. Учреждение императорской фамилии издано в 1797 г. Апреля 5-го, императором Павлом I. С небольшими видоизменениями оно вошло в состав основных законов империи.
- § 161. Взаимные отношения агнатов и лиц женского пола, происшедших от мужеского поколения, определяются следующим началом:
- § 162. Лица женского пола лично пользуются определенными им преимуществами и сохраняют их и по выходе замуж, если супруг их не имеет титула высшего (царствующего короля, королевского наследника).
- § 163. Преимущества, принадлежащие членам императорского дома, состоят: а) в особом титуле; б) в праве на известные ордена; в) в праве на определенные почести и отличия и в) в праве на содержание.
- § 165. Преимущества наследника престола и его супруги состоят в следующем:
- § 166. Прочие члены императорского дома пользуются установленными для них преимуществами и содержанием на следующих условиях:
- Книга третья. О подданстве и правах состояния
- Отдел первый. О подданстве вообще
- Глава первая. Существо подданства
- § 172. Природа различных прав и обязанностей, как политических, так и гражданских, требует исключительной принадлежности лица к одному известному государству.
- Глава вторая. Условия приобретения подданства а. Исторический очерк этих условий
- § 177. Конец господству личного принципа был положен феодальной системой, которая перешла к прямо противоположному началу*(431).
- Б. Постановления современных законодательств
- Глава третья. Приобретение прав русского подданства
- § 183. Подобно иностранным законодательствам, и наше различает натурализацию обыкновенную и чрезвычайную.
- Отдел второй. Образование сословий в России*(452) Глава первая. Русские сословия до Петра Великого
- § 193. Таковы главнейшие фактические данные, объясняющие процесс образования сословий в Московском государстве. Сделаем общие выводы из этих фактов.
- Глава вторая. Образование русских сословий со времени Петра Великого а. Отношение Петра Великого к сословиям вообще
- Б. Образование привилегий дворянства
- В. Сословие городских обывателей
- § 213. На этих основаниях легко уже установить различие между городскими обывателями и их разрядами.
- Г. Судьба крестьянского сословия
- Отдел третий. О приобретении и утрате прав состояния Глава первая. О приобретении и сообщении прав состояния а) о приобретении и сообщении прав дворянского состояния
- § 238. Понятие о дворянском состоянии вообще дает 14 ст. IX т. Св. Зак. "Сюда вошли 1 и 91 ст. Жал. Дв. Гр. 1785 г." Первая часть ее определяет самый принцип дворянского состояния. Здесь мы читаем:
- § 240. Дворянское состояние сообщается рождением и браком*(702).
- Б. О приобретении прав духовного состояния
- B. Условия приобретения прав городских обывателей
- Г. Порядок приобретения прав сельских обывателей
- Глава вторая. Об утрате, ограничении, восстановлении и перемене прав состояния
- Отдел четвертый. О правах подданных вообще и по состояниям в особенности Глава первая. Предварительные замечания
- Глава вторая. Права и обязанности русских подданных вообще
- § 258. Суд в действиях своих должен быть связан известными формами, ограждающими личность подозреваемого в преступлении от произвола судебной власти.
- Б. Обеспечение имущественной неприкосновенности лица
- Глава третья. Право передвижения
- § 274. Отлучка русских подданных за границу может быть постоянной и временной.
- Глава четвертая. Право торговли и ремесл
- § 276. Все виды торговли производятся или беспошлинно, или с платой особых пошлин.
- Глава пятая. Законодательство по делам печати*(875)
- § 288. Все издания, не подходящие под правила, изображенные в высочайшем указе сенату 1865 г., подлежат рассмотрению предварительной цензуры*(926).
- Глава шестая. О веротерпимости*(932)
- § 295. Уголовное законодательство прежде всего предвидит внешние действия, направленные против христианской и православной веры, и затем действия субъективные.
- Глава седьмая. Об общих обязанностях русских подданных
- Глава восьмая. О различии сословий по правам и обязанностям а. О различии по правам
- Б. Сословные отличия по обязанностям
- А. Инородцы восточные
- § 319. Оседлые инородцы сравниваются с природными русскими подданными во всех правах и обязанностях, смотря по сословиям, к которым они приписаны, с следующими двумя изъятиями:
- Б. О евреях a) Исторический очерк законодательства о евреях*(1060)
- Б) Действующее законодательство о евреях
- Глава вторая. Об иностранцах
- I. Комитет министров
- II. Совет министров
- III. Кавказский комитет
- Предисловие
- Книга первая. Существо и классификация государственных должностей
- § 1. Учение о государственном управлении есть учение об осуществлении верховных прав, принадлежащих государственной власти, и тех целей государства, к достижению которых оно стремится*(1174).
- Глава первая. О государственных должностях вообще
- § 7. Этими данными определился процесс образования новой королевской власти, отразившийся и на развитии системы государственных должностей. Процесс этот слагался из следующих моментов:
- § 10. Проявление и применение этой идеи были весьма различны. Она сослужила большую службу народным интересам. Но в дальнейшем развитии обнаружились ее несостоятельность и великий практический вред.
- Глава третья. Образование должностей в России
- Глава пятая. Классификация русских государственных установлений
- § 31. Согласно предложенной здесь классификации русских установлений, обозрение их будет расположено в следующем порядке:
- Книга вторая. Отдел первый. Органы законодательства и верховного управления Глава первая. Государственный совет
- Глава вторая. Комитет министров и связанные с ним установления
- I. Комитет министров
- § 48. Приведенными историческими указаниями объясняется компетенция комитета. Мы рассмотрим здесь I) круг дел, подведомственных комитету, и II) степень предоставленной ему власти.
- § 50. Делопроизводство в комитете министров представляет значительное сходство с порядком движения дел в госуд. Совете. Но правила, сюда относящиеся, менее точны и представляют некоторые особенности.
- II. Совет министров*(1451)
- § 52. Дела, вносимые в совет, если государь изъявит на то свое согласие, относятся к порядку как законодательному, так и административному.
- III. Кавказский комитет
- Отдел второй. Высшие места подчиненного управления Глава первая. Правительствующий Сенат*(1466)
- А. История Сената
- A) Сенат при Петре Великом
- Б) Упадок сената (1726 - 1741)
- § 63. Два учреждения, следовавшие одно за другим, лишили Сенат прежнего его значения; это были: Верховный тайный совет и кабинет.
- В) Сенат при Елизавете Петровне (1741 - 1761)
- Г) Реформы Екатерины II и Павла I (1762 - 1801)
- § 70. Меры императора Павла I, с одной стороны, закрепили то, что уже совершилось на деле при Екатерине II, с другой - довершили распадение сената.
- Д) Реформы Александра I*(1584)
- Б. Современное устройство сената
- I. Организация сената
- II. Компетенция сената
- 1) Компетенция Сената в целом его объеме
- 2) Компетенция отдельных департаментов
- § 82. Обнародование законов было предоставлено сенату с самого начала его учреждения, т.Е. При Петре Великом*(1623).
- § 83. Распорядительная власть предоставляется департаменту в следующих случаях:
- Департамент герольдии
- Департамент межевой
- Судебные департаменты, действующие по старому порядку
- Кассационные департаменты*(1710).
- § 99. Компетенция кассационных департаментов должна быть рассмотрена: 1) по пространству их действия, и 2) по роду предоставленных им дел.
- Общие собрания
- Особое присутствие Сената для суждения дел о государственных преступлениях
- III Делопроизводство в сенате
- § 106. При рассмотрении порядка решений дел должно иметь в виду: 1) состав присутствия и порядок заседаний, и 2) порядок рассмотрения дел.
- IV. Особые установления при сенате
- V. Заключение
- § 109. Из обозрения круга дел, предоставленных в настоящее время Сенату, и учреждений, его составляющих, можно придти к следующим заключениям:
- Глава вторая. Св. Правительствующий синод*(1806).
- А. Исторические очерки Синода
- § 120. Государственный характер духовной коллегии выразился в ее организации и круге ведомства.
- Б. Современное устройство синода
- Глава III. Министерства а. Понятие о министерствах вообще
- Б. Министерства в неограниченной монархии
- В. Развитие министерств в России
- Д. Положение министерств в ряду других государственных установлений
- Е. Организация министерств
- § 137. Совещательными учреждениями в министерствах являются: а) совет министра; б) общие присутствия в департаментах; в) специальные советы, состоящие при некоторых департаментах.
- Ж. Организация отдельных министерств
- 1) Министерство иностранных дел
- 2) Министерства военное и морское
- § 143. Военно-сухопутное министерство образовалось из воинской коллегии, образованию которой предшествовали многочисленные приказы по воинской части времен московских*(1899).
- 3) Министерство финансов
- 4) Министерство государственных имуществ
- 5) Государственный контроль
- § 148. Закон 1836 года без существенных изменений оставался в силе до издания в 1862 году положения о финансовой смете и преобразования ревизионной системы в 1863 году.
- 6) Министерство внутренних дел*(1950).
- 7) Министерство народного просвещения
- 8) Министерство путей сообщения
- 9) Министерство юстиции
- 10) Учреждения, состоящие в непосредственном ведении Его Императорского Величества а. Министерство Императорского Двора
- Б. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
- В. Комиссия прошений
- § 158. Назначение комиссии прошений не изменено позднейшими узаконениями; она установлена для рассмотрения жалоб и прошений, приносимых Государю*(2088).
- Предисловие
- Введение Общее значение местных установлений*(2098) Глава первая. Централизация, децентрализация и самоуправление
- Глава вторая. Местные учреждения и политическое устройство государства
- § 11. Несмотря на все разнообразие форм управления, все они одинаково могут быть объяснены этим элементарным фактом.
- § 12. Из тесной связи начал политического устройства каждого государства, с его административной системой, нельзя не вывести заключения, что понятие самоуправления есть понятие политическое.
- Глава третья. Главные моменты развития местных учреждений в России
- Книга первая. Исторический очерк местных учреждений в России Отдел первый. Местные учреждения до Екатерины II
- Глава первая. Период московский
- Глава вторая. Первое учреждение губерний
- Глава третья. Переходное время до Екатерины II
- Отдел второй. Сословно-приказная губерния Глава первая. Учреждение о губерниях 1775 года
- Глава II. Местные учреждения от кончины Екатерины II до реформ императора Александра II
- Книга вторая. Учреждения правительственные и дворянские Отдел первый. Административное деление России и система местных установлений
- § 98. Принимая в основание это историческое начало, мы можем принять следующую классификацию "особых" установлений в губернии, названных в 17 ст. II т.:
- § 104. Административное деление Австро-Венгрии*(2287) представляет существенные различия в двух половинах этой монархии.
- Отдел второй. Начальники губерний
- Глава первая. Генерал-губернаторы
- § 108. Учреждение министерств и постепенное развитие губернаторской должности окончательно выяснило неудовлетворительность наместников как органа нормального местного управления.
- Глава вторая. Должность губернатора
- А) Губернатор, как представитель высшей правительственной власти
- Б) Административные обязанности губернатора
- § 124. Перечень обязанностей губернатора по этим предметам, до преобразования местного управления, был изложен в следующих выражениях:
- § 128. Первым из таких предметов является отправление воинской повинности на основание устава 1874 года. Главные моменты по заведованию этими предметами суть следующие:
- В) Участие в разных предметах управления и суда
- § 130. Все вообще губернские и уездные установления подлежат, как мы видели выше, надзору губернатора, как главного представителя правительственной власти в губернии.
- Г) Надзор за сословными и общественными установлениями
- Д) Отчеты о состоянии губернии
- Е) Общее значение должности губернатора
- Глава третья. Градоначальники
- Отдел третий. Правительственные установления
- § 140. Губернское правление состоит: I) из общего присутствия и II) канцелярии.
- § 141. Переходя к рассмотрению отдельных должностей, составляющих губернское правление, заметим следующее.
- § 148. Согласно разделению дел устанавливается и особый порядок их разрешения.
- Глава вторая. Места казенного управления
- § 150. Дела управления казенного сосредоточиваются: 1) в казенной палате; 2) управлении государственными имуществами и 3) губернском акцизном управлении. А) Казенная палата
- Б) Управление государственными имуществами
- В) Акцизное управление
- Г) Контрольные палаты
- Глава третья. Установления полицейские
- I. Исторический очерк полицейских установлений в России
- II. Устройство полиции
- III. Круг ведомства местной полиции
- IV. Распределение власти между отдельными установлениями и чинами полиции
- § 188. Полицейская власть в уездах и городах принадлежит или коллегиальному установлению - полицейскому управлению, или отдельным чинам полиции.
- Отдел четвертый. Дворянские учреждения Глава первая. Состав дворянских собраний
- § 194. Указав на главные начала правил об участии в выборах, рассмотрим отдельные вопросы, возникающие из применения этих правил.
- § 195. На основание рассмотренных правил в губернском собрании дворянства принимают участие (при соблюдении общих условий, указанных ст. 96 и 136):
- Глава вторая. Роды дворянских собраний и принадлежащие им права
- Глава третья. Порядок собраний и их делопроизводство
- Глава четвертая. Дворянские установления