Глава вторая. Роды дворянских собраний и принадлежащие им права
§ 196. Дворянство, как корпорация, признается нашим законодательством в виде губернского общества. Отсюда следует, что первенствующий орган дворянского общества есть губернское собрание. Действительно, главные корпоративные права дворянства осуществляются им чрез губернское собрание; выборы должностных лиц производятся или губернским собранием, или поуездно, но в губернии. Тем не менее, уездные съезды дворянства имеют свое значение, так как, первое, ими производятся приготовительные действия к губернским собраниям дворянства, второе, некоторые должностные лица избираются непосредственно уездным собранием.
Ввиду этого закон разделяет собрания дворянства на губернские и уездные; те и другие подразделяются на обыкновенные и чрезвычайные*(2694). Обыкновенные собрания созываются периодически, в срок, указанный законом, и имеют предметом своим осуществление общих прав, предоставленных дворянским обществам. Чрезвычайные собрания созываются по мере надобности по экстренным случаям, или предусмотренным законом, или вследствие требования правительства, или по инициативе предводителей дворянства.
§ 197. При определении преимуществ дворянских собраний должно различать: первое, формальные права собрания, установляющие и обеспечивающие юридическую личность дворянской корпорации; второе, реальные права этой корпорации, осуществляемые, как губернским, так и уездными собраниями.
I. При определении прав как первого, так и второго рода закон имеет в виду преимущественно губернские собрания; но некоторые из них распространяются и на собрания уездные.
1. Формальные права, признанные за губернскими собраниями, состоят в следующем. Дворянство каждой губернии может иметь для губернского собрания свой дом*(2695). Этот дом служит как для дворянских собраний, так и для помещения различных дворянских учреждений. Для делопроизводства по делам дворянства закон дает ему постоянную должность секретаря, назначаемого по выбору дворянства*(2696). Собрание дворянства имеет свою печать*(2697) и архив*(2698).
2. Обеспечивая свободу дворянских собраний, закон признает, что собрание дворянства не может подлежать страже*(2699). Личное преступление дворянина не падает на дворянство. Собрание его не может быть потребовано к суду и защищается им и из своей среды избранным поверенным*(2700).
II. Права реальные, предоставленные дворянству, могут быть разделены на три группы: первое, право избрания разных должностных лиц, второе, права имущественные; третье, право ходатайства о своих пользах и нуждах.
А. До преобразований последнего времени число должностей, замещавшихся выбором дворянства по разным частям управления, было весьма велико. Поэтому положение 1831 года справедливо выражалось, что "главный предмет обыкновенных губернских собраний состоит в выборе дворянством из среды своей, по предоставленному дворянству каждой губернии праву, достойнейших чиновников для служения в разных законом определенных должностях".
Все означенные должности разделялись на две группы: а) по внутреннему управлению дворянских обществ и б) по общему губернскому управлению. К первой группе относились: губернский и уездные предводители дворянства, депутаты дворянского депутатского собрания, секретарь дворянского собрания и депутаты для составления раскладки земских повинностей и заседателей дворянских опек. Ко второй относились должности а) по части судебной: председатель и дворянские заседатели в палатах гражданского и уголовного суда, совестный судья, судья и дворянские заседатели уездного суда; б) по управлению полицейскому: земский исправник и непременный заседатель земского суда; в) по другим частям дворянство избирало почетного попечителя гимназий, непременного члена комиссии народного продовольствия, депутата в строительную и дорожную комиссию, разных должностных лиц по части кредитной, посредников специального полюбовного размежевания.
В настоящее время IX т. св. зак., изд. 1876 г., устранил указанное различие двух групп должностей, так как вторая группа почти исчезла; 167 ст. IX т. ограничивается определением, что в 33 губерниях*(2701), управляемых на общем основании, дворянства 1-е, избирают губернского предводителя; 2-е, уездных предводителей; 3-е, депутатов дворянского собрания; 4-е, секретаря дворянского собрания; 5-е, двух заседателей в дворянскую опеку; 6-е, заседателя в уездное полицейское управление; 7-е, для полюбовного специального межевания общих и чересполосных дач, уездные дворянские собрания, на основание 183 ст., избирают одного или нескольких посредников и кандидатов к ним.
Сверх этих должностей дворянством, в некоторых из означенных губерний, избираются следующие должностные лица. 1-е. Почетные попечители гимназий. Право выбора этих лиц предоставлено дворянству в тех губерниях, где оно производит гимназиям и прогимназиям или состоящим при них пансионам содержание или ежегодное пособие в размере, признанном достаточным со стороны министерства народного просвещения*(2702) 2-е. Дворянство С.-Петербургской губернии избирает 5 членов в совет государственных кредитных установлений и двух депутатов в С.-Петербургскую сохранную казну по делам, касающимся крестьянской выкупной операции*(2703) 3-е. Московское дворянство избирает главного смотрителя странноприимного дома графа Шереметева; 4-е. Нижегородское дворянство избирает, на три года, почетных опекунов и директоров в Александровский дворянский банк, председательство в котором принадлежит губернскому предводителю; 5-е. Дворянство тульское избирает двух директоров от дворянства для управления Тульским Александринским банком; 6-е. Дворянство черниговское и полтавское избирает председателей и членов местных межевых комиссий*(2704).
Для местностей, не входящих в число названных губерний, действуют особые правила.
1) В Области войска Донского дворянство, избирая на общем основании областного и окружных (уездных) предводителей, секретаря дворянства, почетного попечителя гимназий и заседателей в окружные полицейские управления, пользуется правом избирать: а) почетных смотрителей окружных училищ и б) окружных казначеев. В дворянское депутатское собрание дворянство избирает трех депутатов*(2705).
2) В шести западных губерниях (Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Подольской, Волынской и Киевской) указанные выше общие правила должны иметь применение "сообразно местным обстоятельствам", как говорит 169 ст. Но в настоящее время, вследствие событий 1863 года, дворянские выборы в этих местностях приостановлены.
3) В трех губерниях Кавказского наместничества, Тифлисской, Кутаисской и Ставропольской, действуют общие правила о выборах. Сверх того, в губерниях Тифлисской и Кутаисской два директора Закавказского приказа общественного призрения назначаются, на три года, кавказским наместником из четырех кандидатов, избранных местным дворянством*(2706).
4) Мингрельские дворяне ходатайствовали в 1867 году о предоставлении им права избирать уездных предводителей. Вследствие этого ходатайства, по приведению в известность лиц, имеющих право на .дворянство, им предоставлено избирать уполномоченных дворянства на правах уездных предводителей*(2707).
5) В губернии Вологодской дворянские выборы существуют только в трех уездах, по достаточному в них количеству дворян, именно в уездах Вологодском, Грязовецком и Кадниковском*(2708).
6) В губернии Астраханской, если число дворянства позволит, избираются чисто дворянские должностные лица: губернский и уездный предводители, депутаты и секретарь дворянства. Кроме того, местному дворянству дано право избирать члена для заведования хозяйственной частью в совет Астраханского девичьего института*(2709).
7) В губерниях прибалтийских дворянские выборы производятся на особых основаниях, которые будут рассмотрены в связи с общими учреждениями этих губерний.
Б. Если губернское дворянство признается за общество, то весьма естественно было бы найти в законе подробные определения имущественной правоспособности такого общества. Между тем именно эта сторона дворянских прав была наименее развита в нашем законодательстве. Рассматривая дворянство как корпорацию, призванную преимущественно к личной службе в разных местных должностях, законодатель оставил без особенного развития хозяйственный элемент дворянского самоуправления. Права дворянской корпорации по имуществу были определены несколькими отрывочными постановлениями. В таком же положении остался этот вопрос в настоящее время. В IX т. исчислены следующие права дворянства:
1) Право составлять общественную казну посредством добровольных складок*(2710). Это право было признано за дворянством еще Жалованной грамотою. Именно, перечисляя различные предметы деятельности дворянских собраний, грамота называет, в числе их, "составление особливой казны добровольными складками дворянства"*(2711). Но в самом существе и во внешних условиях этого права не было данных для его развития. Оно было поставлено вне всякой связи с дворянским самоуправлением, ибо последнее выражалось в личных службах, отбываемых местными дворянами по выбору своего сословия. Поэтому в "дворянских складках" нельзя было видеть зародыша местного налога, права самообложения на потребности местного управления. Самое выражение "добровольные складки" указывало на различие их от правильного местного налога.
В чем должна была состоять цель подобных складок? В составлении "особливой дворянской казны" - отвечает жалованная грамота. Но каким нуждам могла удовлетворять такая "особливая" казна? Этот вопрос оставлен без разрешения, что не могло не отразиться на судьбе права, предоставленного дворянству; дворянская казна, отрешенная от общественных целей, сделалась средством удовлетворения личных потребностей отдельных членов дворянского общества. В 1796 г. такое направление отчасти освящено законом. Именно, закон разрешал делать из означенной казны ссуды дворянам, под залог их недвижимых имений*(2712). Различные злоупотребления "добровольными складками" привели к тому, что в 1805 году государственному совету велено было рассмотреть вопрос об их существовании. Некоторые члены совета обрисовывали способ составления складок непривлекательными чертами. "Надобно остерегаться,- говорил министр коммерции гр. Румянцев,- чтоб складки не были вынуждены... Вынужденными они могут быть тогда, когда склоняет к тому или начальник губернии, желая отличить эпоху своего управления, или дворянский предводитель, действуя в намерении выслуги. В пресечение сих личных домогательств должно бы огласить по государству, что впредь приношения дворянские всегда угодны будут престолу, но не будут отплачиваться воздаяниями ни налицо губернатора, ни налицо предводителя"*(2713). Румянцев, очевидно, имел в виду те "добровольные" пожертвования от имени дворянства, которыми губернаторы и предводители "думали отличить эпоху своего управления".
Тем не менее государственный совет, большинством голосов, оставил в силе 54 § жалованной грамоты, приняв меры против указанных злоупотреблений. Именно, он постановил, что предложения о добровольных складках могут быть делаемы только губернским предводителем, с разрешения начальника губернии, и получают силу тогда, когда они приняты собранием большинством 2/3 голосов*(2714).
Едва ли эти меры могли устранить указанные злоупотребления. Инициатива в таких случаях оставлена именно за лицами, которые обнаружили наклонность "ознаменовывать эпохи своего служения". Единственной гарантиею для дворянства было требование большинства 2/3 голосов для принятия означенных предложений.
Положение 1831 года и дополнительные к нему узаконения приняли начала, установленные законом 1805 года, и дали им дальнейшее развитие. Они остались и в своде законов нового издания.
Добровольные дворянские складки разделяются на два рода: "на надобности необходимые для дворянства всей губернии или общеполезные, и на предметы, общей надобности не составляющие, или на издержки частные"*(2715). Юридическое различие между складками первого и второго рода заключается в том, что первые обязательны для всех дворян губернии, даже не принимавших участия в собрании; вторые обязательны только для дворян, лично изъявивших на них свое согласие. Ввиду этого различия закон установляет и различные способы составления складок.
Право предлагать складки как первого, так и второго рода принадлежит исключительно губернскому предводителю. Предложение должно быть сделано в губернском собрании и в самой его зале.
Кроме этого общего правила установлены правила особенные для каждого рода складок.
а) Предложения о складках на предметы общеполезные могут быть сделаны губернским предводителем не иначе, как в обыкновенных губернских собраниях и когда не менее 2/3 дворян, прибывших для выборов, находится еще в собрании. Предложения о таких складках в собраниях чрезвычайных допускаются не иначе как с высочайшего разрешения, и притом в случаях "совершенно необыкновенных", как сказано в законе.
Определяя правила о принятии дворянством предложения и вступлении постановления в законную силу, закон различает два случая: а) когда предложение принято единогласно и б) когда на него последовали возражения.
а) Единогласно принятые предложения о складках утверждаются министром внутренних дел, который доводит о том до сведения комитета министров.
б) Если единогласного постановления не составилось, то предложение считается принятым собранием, если в пользу его составилось большинство 2/3 голосов. Но в этом случае постановление препровождается к министру внутренних дел вместе с возражениями, хотя бы эти возражения принадлежали одному лицу. Министр внутренних дел представляет все дело со своим заключением комитету министров, положение которого представляется на высочайшее усмотрение. В случае высочайшего утверждения, складка делается обязательной для всего дворянства губернии.
б) Под именем складок частных закон разумеет складки "на предметы такого рода, кои не составляют общей надобности дворянства, или на какие-либо пожертвования". Складки эти, по принятии их собранием, обязательны только для дворян, принявших предложение, а для небывших в собрании в том случае, если они изъявят желание участвовать в них отзывами на имя предводителей или если лица, получившие от них доверенность на участие в собрании, изъявили от их имени согласие на предложение о складке. Постановления о таких складках утверждаются губернатором, который доводит о том до сведения министра внутренних дел*(2716).
Таким образом, законодательство наше строго выдерживает принцип добровольности складок. Хотя губернское собрание дворянства и считается органом дворянского общества, но оно не может установить само собою сбора, имеющего характер налога. Частные складки составляются именно из добровольных пожертвований, вносимых из "собственных доходов, участвующих в складке дворян". Общеполезные складки, даже единогласно принятые, нуждаются в утверждении министра внутренних дел. В случае возражения хотя бы одного дворянина, складка делается обязательною для дворянства только путем высочайшего ее утверждения.
Определяя так подробно способ составления дворянских складок, закон очень мало говорит об их предметах и способах их употребления. "Дворянству,- говорит 153 ст. IX т.,- предоставляется употреблять общественную свою казну, по общему согласию, под наблюдением губернского начальства, чтобы предмет складок и пожертвований не был противен общим постановлениям".
Таким образом, губернское начальство наблюдает только за тем, чтобы предмет складок и пожертвований не был противен законам, что оставляет дворянству широкий простор в выборе предметов для складок. Самое же употребление дворянских сумм предоставлено "общему согласию" дворянства, как это и соответствует началу добровольности складок. Поверка дворянской казны возлагается на депутатов, избираемых уездными собраниями дворянства, которые представляют о результатах произведенной ими ревизии губернскому собранию, вместе с отчетом губернского предводителя*(2717). В заключение закон оставил в силе постановление 1796 года, по которому из дворянской казны могут производиться ссуды дворянам, под залог недвижимых имений*(2718).
Впрочем, на дворянском обществе лежат некоторые обязательные статьи расходов. Сюда относятся:
а) Содержание канцелярий при дворянских депутатских собраниях и предводителях дворянства (кроме олонецкой губ.); б) починка, отопление и освещение домов, занимаемых дворянскими собраниями (кроме некоторых губерний); в) содержание канцелярий дворянских опек, сверх сумм, отпускаемых на этот предмет из государственного казначейства (кроме некоторых губерний); г) пенсии и единовременные пособия чиновникам, служащим в депутатских собраниях, опеках и канцеляриях предводителей (кроме некоторых губерний); д) выписка сенатских ведомостей для предводителей дворянства (кроме Олонецкой и Смоленской губерний); е) некоторые другие расходы, установленные для отдельных губерний*(2719).
2) Дворянскому обществу предоставлены известные преимущества по части подрядов и поставок. Таких преимуществ два: по части подрядов на удовлетворение земских повинностей своей губернии и по части подрядов и поставок для войск, расположенных в губернии или в уезде.
а) Устав о земских повинностях 1805 года, желая привлечь дворянство к деятельной роли по этой части, постановил, что дворянское общество допускается к земским подрядам в своей губернии предпочтительно пред другими желающими. Это правило вошло как в Положение о земских повинностях 1851 года, так и в свод законов, где оно сохранилось и в новом издании свода*(2720). Но после введения земских учреждений, коим предоставлен свободный выбор способов выполнения повинностей, указанное право не имеет практического значения.
б) Дворянскому обществу предоставляется брать на себя, в своей губернии или в своем уезде, подряды и поставки для войск без представления требуемых залогов. Но для того, чтобы подобные обязательства считались общественными, они должны быть приняты дворянством в губернском его собрании большинством 2/3 голосов. Впрочем, в случае неисправности по таким обязательствам, ответственность падает только на дворян, давших на него свое согласие лично или чрез уполномоченных*(2721).
в) В числе прав дворянства, обращающих на себя большое внимание нашего законодательства, должно назвать право "совещания о своих пользах и нуждах и представления о них", т. е. право ходатайств. Действительно, право ходатайств предоставлено дворянским собраниям в более широких размерах, чем всем другим собраниям, как сословным, так и всесословным. Право это со стороны его законодательного определения видоизменялось со времени издания жалованной грамоты.
Жалованная грамота дозволяла дворянским обществам делать представления двоякого рода: а) представлять о своих пользах и нуждах генерал-губернатору или губернатору; б) приносить чрез депутатов жалобы и делать представления как сенату, так и Императорскому Величеству*(2722). Но в 1797 году права эти были косвенно отменены указом, воспрещавшим подавать и принимать прошения за многими подписями*(2723). Александр I восстановил Жалованную грамоту 1785, а Положение 1831 года заменило ее постановления, касающиеся ходатайств, новыми.
Губернское собрание дворянства может представлять о своих нуждах и пользах, чрез губернского предводителя, губернатору, министру внутренних дел и, в важных случаях, Государю*(2724). Ни положение 1831 года, ни свод законов не упоминают ничего о праве принесения жалоб в Сенат. Но это право общее, так как 1-й департамент сената вообще является высшим установлением, принимающим жалобы на губернские власти и министерства. Затем, 144 ст. IX т. св. зак. предусматривает случай принесения дворянством просьб и жалоб высшему правительству, а под этим выражением согласно установившемуся употреблению должно разуметь как министерства, так и сенат.
Сравнительно с жалованной грамотою, дворянство ограничено в своем праве посылать от себя депутатов для принесения просьб и жалоб. По общему правилу, установленному действующими законами, посылка депутатов обусловливается вызовом их правительством.
Дворянство, делая постановления о принесении жалоб и просьб, с тем вместе избирает и депутатов, на случай вызова их правительством. Число депутатов, если прошение подано Государю, не должно превышать трех. Депутатские уполномочия должны быть подписаны губернским и уездными предводителями, а если первый находится в числе депутатов, то всеми последними*(2725). Кроме того, дворянству предоставляется право, с высочайшего разрешения, отправлять депутатов для принесения Государю благодарения за дарованные дворянству права и преимущества*(2726).
Каких предметов могут касаться прошения и жалобы? Положение 1831 года разрешало этот вопрос довольно широко. Именно дворянство, кроме представлений о своих нуждах, могло ходатайствовать у правительства о прекращении местных злоупотреблений или об устранении неудобств, замеченных в местном управлении, хотя бы они происходили и от общего какого-либо постановления. Это постановление входило и в свод законов прежнего издания (т. IX, ст. 135). Таким образом, дворянство могло говорить не об одних своих нуждах, но обо всех предметах местного управления и даже касаться общих узаконений.
Эти права подверглись ограничениям в последнее время. В 1865 году московское дворянство представило Государю ходатайство, касавшееся изменения коренных начал государственного устройства России. Этот поступок московского дворянства вызвал высочайший рескрипт 26 января 1865 года на имя бывшего министра внутренних дел П. А. Валуева, где было сказано, что ни одно сословие не имеет права говорить именем других сословий и брать на себя почин в вопросах, решение которых зависит исключительно только от верховной власти. В этом смысле и была дополнена 112 ст. IX т. изд. 1857 года. Новое издание IX т. не содержит в себе 135 ст. издания 1857 и заключает в себе иную редакцию 142, прежней 112 ст. Именно, 142 ст. постановляет, что дворянство не должно входить в обсуждение предметов, прямому его ведению не подлежащих, и касаться вопросов, относящихся до изменения существенных начал государственных в России учреждений". Это постановление составлено в более широких выражениях, чем прежнее примечание к ст. 112, и едва ли вытекает из высочайшего рескрипта 1865 г. Постановляя, что дворянство не имеет права касаться существенных начал государственных в России учреждений, оно воспроизводит смысл рескрипта, но дает ему более широкое толкование. Рескрипт имел в виду главным образом основные законы, а новая редакция 142 ст. простирает запрет на все государственные учреждения, как высшие, так и низшие. Затем, означенная статья устраняет дворянство от "обсуждения предметов, прямому его ведению не подлежащих". Но что же в настоящее время подлежит прямому ведению дворянства? Если положение 1831 года имело ввиду создать из дворянства первенствующий класс местного общества, предстательствующий за него во всех его нуждах, то новая 142 ст. замыкает дворянство в круг его исключительных, сословных интересов, значение которых падает с каждым годом.
Г) Кроме указанных выше трех главных предметов занятий дворянских собраний, IX т. исчисляет еще некоторые отдельные предметы их ведомства:
а) Дворянскому собранию принадлежит рассмотрение дворянской родословной книги, составляемой депутатским собранием. Закон не указывает, впрочем, случаев, когда эта книга подлежит рассмотрению собрания, и не определяет с точностью отношений губернского собрания к собранию депутатскому. Последнее, как мы увидим ниже, подчиняется единственно Сенату, и постановления его подлежат, по общему правилу, ревизии департамента герольдии. Следовательно, дворянские собрания рассматривают родословную книгу только в исключительных случаях, вследствие слухов и жалоб о неправильном ее ведении и т. п.
Кроме того, дворянство имеет право установить сбор за внесение в родословную книгу, но сбор этот не должен превышать 60 рублей*(2727).
б) Дворянские собрания, как мы видели, имеют право исключать из своей среды дворян, впавших в преступление или известных иными пороками.
в) Дворянским собраниям подлежат дела о дворянах, не явившихся в собрания, причем последним принадлежит право штрафовать лиц, не явившихся без законных причин*(2728).
г) Собрание рассматривает отзывы от дворян личных и потомственных, не имеющих права участвовать в выборах, но изъявивших желание служить по ним*(2729).
д) Рассмотрению его подлежат отчеты об употреблении дворянской казны, по обревизовании их особыми депутатами*(2730).
Д) Кроме обыкновенных собраний дворянства, закон допускает и чрезвычайные собрания дворянства. Конечно, предметы совещаний таких собраний не могут быть исчислены в законе по самому существу последних. В некоторых случаях, впрочем, чрезвычайные собрания созываются ех lege.
а) Когда в уезде в срок между выборами откроется вакансия уездного предводителя дворянства и для замещения ее не будет кандидата, то уездное дворянство созывается в чрезвычайное собрание для избрания нового предводителя*(2731)
б) То же самое соблюдается при вакансии на должность депутатов дворянства*(2732).
Затем, предметы чрезвычайных собраний определяются каждый раз особо, сообразно поводу к созванию собрания. Эти предметы рассуждения указываются или правительством, если чрезвычайное собрание созвано по его требованию, или губернским предводителем, если собрание состоялось по его желанию (с разрешения губернатора). Каждое чрезвычайное собрание имеет право рассуждать только о предметах, дававших повод к его созванию. Но ему "дозволяется ходатайствовать о своих пользах и нуждах, с тем чтобы постановления о таких ходатайствах были приняты собранием или единогласно, или по крайней мере большинством 2/3 голосов*(2733).
- Начала русского государственного права
- Том I. О государственном устройстве
- Предисловие
- Bведение
- Часть I. О государственном устройстве Книга первая. Учение о законе Отдел первый. О порядке составления и обнародования закона
- Глава первая. Признаки закона, отличающие его от других распоряжений и постановлений
- Глава вторая. Источник законодательной власти
- Глава третья. Моменты составления законов
- § 22. Право окончательного обсуждения проекта закона должно быть рассмотрено по его содержанию и по его объему.
- Глава четвертая. Обнародование законов
- Отдел второй. О силе закона
- Глава первая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от верховной власти
- § 38. Прежде всего необходимо решить вопрос - признает ли наше законодательство различие между законами и распоряжениями, исходящими от верховной власти?
- § 39. Внешним признакам, отличающим высочайшие повеления от закона, соответствует различие между тем и другим и по самому содержанию.
- Глава вторая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от подчиненных правительственных властей
- § 45. Мы рассмотрим принцип закономерного постановления, во-первых, по отношению к сенату.
- § 50. Неисполнение распоряжения администрации одним лицом предусмотрено 29 ст. Мир. Уст.
- § 51. Между жалобами, о которых говорят наши законы, должно различать: 1) жалобы единоличные, подаваемые частными лицами, и 2) коллективные жалобы, исходящие от сословных и общественных собраний.
- § 55. Гораздо определеннее постановления наших законов о праве коллективных жалоб.
- Глава третья. Распоряжения, исходящие от мест общественных
- § 58. Меры, которые обеспечивают законность распоряжений общественных властей, чрезвычайно разнообразны. Они зависят от тех условий, в которые поставлено то или другое общественное собрание*(148).
- Глава четвертая. Отношение судебной власти к власти законодательной
- § 60. Эти факты указывают на практическую необходимость толкования законов. К ней должно присоединить и юридическую обязанность государства дать суду право толкования.
- § 66. Судебные уставы 1864 г. Отменили старый принцип права толкования и заменили его новым, диаметрально противоположным.
- § 71. Эти общие начала, установляющие силу судебного толкования, выражены и в наших основных законах.
- Отдел третий. О действии закона
- Глава первая. О действии закона во времени*(186) а. Общие начала
- § 86. Принцип, указанный выше, нагляднее всего применяется к области права уголовного, в том смысле, что в этой сфере наиболее легко определить, что должно быть названо обратным действием законов.
- § 89. Затем обратимся к другим видам законов, действие которых также может быть объяснено с точки зрения указанных выше принципов.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 90. Постановления русского законодательства по этому предмету изложены в двух статьях Основных законов, из коих первая установляет общее правило, вторая указывает на некоторые исключения.
- § 93. Первое исключение из общего правила, на основании 1 п. 61 ст., составляет тот случай, "когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего".
- Глава вторая. О действии законов по месту*(214) а. Общие начала
- § 96. Действие законов по месту различается соответственно различию между законом уголовным и гражданским законом.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 102. Указанное общее начало проводится отчасти в области уголовного права, отчасти в праве гражданском.
- В. Местные законы
- Глава третья. О действии закона по лицам
- Книга вторая. О верховной государственной власти Отдел первый. Права и преимущества верховной власти
- § 114. Исследование вопроса о правах и преимуществах государственной власти в России, как в монархии неограниченной, сосредоточивается на рассмотрении прав власти императорской.
- Глава первая. Права верховной власти
- § 119. Эти начала проведены и в нашем законодательстве.
- § 120. Необходимо, следовательно, определить точнее круг непосредственной компетенции императорской власти.
- § 124. Самодержавная власть проявляет свои права в области правосудия.
- § 126. Таковы права верховной власти в сфере гражданского управления. Но права самодержавия обнаруживаются и в области управления церковного. Необходимо прежде всего определить общий объем этих прав.
- Глава вторая. Преимущества верховной власти
- Отдел второй. О преемстве верховной власти
- § 136. Государственная власть, по существу своему, непрерывна, т. Е. Действие ее не прекращается со смертью данного ее представителя; силою закона права ее немедленно переносятся на другое лицо.
- Глава первая. Общие начала преемства престола
- § 138. Порядок преемства государственной власти вообще определяется коренными ее признаками и началами публичного права, в противоположность его праву частному.
- § 139. Порядок преемства власти в монархиях определяется не только вышеизложенными общими условиями государственного блага, но и специальными условиями, присущими монархической форме правления.
- Глава вторая. Порядок престолонаследия по русскому праву
- § 149. Русская система престолонаследия основана на следующих началах:
- Глава третья. Несовершеннолетие императора; опека и правительство
- Отдел третий. Учреждение императорской фамилии
- § 158. Учреждение императорской фамилии издано в 1797 г. Апреля 5-го, императором Павлом I. С небольшими видоизменениями оно вошло в состав основных законов империи.
- § 161. Взаимные отношения агнатов и лиц женского пола, происшедших от мужеского поколения, определяются следующим началом:
- § 162. Лица женского пола лично пользуются определенными им преимуществами и сохраняют их и по выходе замуж, если супруг их не имеет титула высшего (царствующего короля, королевского наследника).
- § 163. Преимущества, принадлежащие членам императорского дома, состоят: а) в особом титуле; б) в праве на известные ордена; в) в праве на определенные почести и отличия и в) в праве на содержание.
- § 165. Преимущества наследника престола и его супруги состоят в следующем:
- § 166. Прочие члены императорского дома пользуются установленными для них преимуществами и содержанием на следующих условиях:
- Книга третья. О подданстве и правах состояния
- Отдел первый. О подданстве вообще
- Глава первая. Существо подданства
- § 172. Природа различных прав и обязанностей, как политических, так и гражданских, требует исключительной принадлежности лица к одному известному государству.
- Глава вторая. Условия приобретения подданства а. Исторический очерк этих условий
- § 177. Конец господству личного принципа был положен феодальной системой, которая перешла к прямо противоположному началу*(431).
- Б. Постановления современных законодательств
- Глава третья. Приобретение прав русского подданства
- § 183. Подобно иностранным законодательствам, и наше различает натурализацию обыкновенную и чрезвычайную.
- Отдел второй. Образование сословий в России*(452) Глава первая. Русские сословия до Петра Великого
- § 193. Таковы главнейшие фактические данные, объясняющие процесс образования сословий в Московском государстве. Сделаем общие выводы из этих фактов.
- Глава вторая. Образование русских сословий со времени Петра Великого а. Отношение Петра Великого к сословиям вообще
- Б. Образование привилегий дворянства
- В. Сословие городских обывателей
- § 213. На этих основаниях легко уже установить различие между городскими обывателями и их разрядами.
- Г. Судьба крестьянского сословия
- Отдел третий. О приобретении и утрате прав состояния Глава первая. О приобретении и сообщении прав состояния а) о приобретении и сообщении прав дворянского состояния
- § 238. Понятие о дворянском состоянии вообще дает 14 ст. IX т. Св. Зак. "Сюда вошли 1 и 91 ст. Жал. Дв. Гр. 1785 г." Первая часть ее определяет самый принцип дворянского состояния. Здесь мы читаем:
- § 240. Дворянское состояние сообщается рождением и браком*(702).
- Б. О приобретении прав духовного состояния
- B. Условия приобретения прав городских обывателей
- Г. Порядок приобретения прав сельских обывателей
- Глава вторая. Об утрате, ограничении, восстановлении и перемене прав состояния
- Отдел четвертый. О правах подданных вообще и по состояниям в особенности Глава первая. Предварительные замечания
- Глава вторая. Права и обязанности русских подданных вообще
- § 258. Суд в действиях своих должен быть связан известными формами, ограждающими личность подозреваемого в преступлении от произвола судебной власти.
- Б. Обеспечение имущественной неприкосновенности лица
- Глава третья. Право передвижения
- § 274. Отлучка русских подданных за границу может быть постоянной и временной.
- Глава четвертая. Право торговли и ремесл
- § 276. Все виды торговли производятся или беспошлинно, или с платой особых пошлин.
- Глава пятая. Законодательство по делам печати*(875)
- § 288. Все издания, не подходящие под правила, изображенные в высочайшем указе сенату 1865 г., подлежат рассмотрению предварительной цензуры*(926).
- Глава шестая. О веротерпимости*(932)
- § 295. Уголовное законодательство прежде всего предвидит внешние действия, направленные против христианской и православной веры, и затем действия субъективные.
- Глава седьмая. Об общих обязанностях русских подданных
- Глава восьмая. О различии сословий по правам и обязанностям а. О различии по правам
- Б. Сословные отличия по обязанностям
- А. Инородцы восточные
- § 319. Оседлые инородцы сравниваются с природными русскими подданными во всех правах и обязанностях, смотря по сословиям, к которым они приписаны, с следующими двумя изъятиями:
- Б. О евреях a) Исторический очерк законодательства о евреях*(1060)
- Б) Действующее законодательство о евреях
- Глава вторая. Об иностранцах
- I. Комитет министров
- II. Совет министров
- III. Кавказский комитет
- Предисловие
- Книга первая. Существо и классификация государственных должностей
- § 1. Учение о государственном управлении есть учение об осуществлении верховных прав, принадлежащих государственной власти, и тех целей государства, к достижению которых оно стремится*(1174).
- Глава первая. О государственных должностях вообще
- § 7. Этими данными определился процесс образования новой королевской власти, отразившийся и на развитии системы государственных должностей. Процесс этот слагался из следующих моментов:
- § 10. Проявление и применение этой идеи были весьма различны. Она сослужила большую службу народным интересам. Но в дальнейшем развитии обнаружились ее несостоятельность и великий практический вред.
- Глава третья. Образование должностей в России
- Глава пятая. Классификация русских государственных установлений
- § 31. Согласно предложенной здесь классификации русских установлений, обозрение их будет расположено в следующем порядке:
- Книга вторая. Отдел первый. Органы законодательства и верховного управления Глава первая. Государственный совет
- Глава вторая. Комитет министров и связанные с ним установления
- I. Комитет министров
- § 48. Приведенными историческими указаниями объясняется компетенция комитета. Мы рассмотрим здесь I) круг дел, подведомственных комитету, и II) степень предоставленной ему власти.
- § 50. Делопроизводство в комитете министров представляет значительное сходство с порядком движения дел в госуд. Совете. Но правила, сюда относящиеся, менее точны и представляют некоторые особенности.
- II. Совет министров*(1451)
- § 52. Дела, вносимые в совет, если государь изъявит на то свое согласие, относятся к порядку как законодательному, так и административному.
- III. Кавказский комитет
- Отдел второй. Высшие места подчиненного управления Глава первая. Правительствующий Сенат*(1466)
- А. История Сената
- A) Сенат при Петре Великом
- Б) Упадок сената (1726 - 1741)
- § 63. Два учреждения, следовавшие одно за другим, лишили Сенат прежнего его значения; это были: Верховный тайный совет и кабинет.
- В) Сенат при Елизавете Петровне (1741 - 1761)
- Г) Реформы Екатерины II и Павла I (1762 - 1801)
- § 70. Меры императора Павла I, с одной стороны, закрепили то, что уже совершилось на деле при Екатерине II, с другой - довершили распадение сената.
- Д) Реформы Александра I*(1584)
- Б. Современное устройство сената
- I. Организация сената
- II. Компетенция сената
- 1) Компетенция Сената в целом его объеме
- 2) Компетенция отдельных департаментов
- § 82. Обнародование законов было предоставлено сенату с самого начала его учреждения, т.Е. При Петре Великом*(1623).
- § 83. Распорядительная власть предоставляется департаменту в следующих случаях:
- Департамент герольдии
- Департамент межевой
- Судебные департаменты, действующие по старому порядку
- Кассационные департаменты*(1710).
- § 99. Компетенция кассационных департаментов должна быть рассмотрена: 1) по пространству их действия, и 2) по роду предоставленных им дел.
- Общие собрания
- Особое присутствие Сената для суждения дел о государственных преступлениях
- III Делопроизводство в сенате
- § 106. При рассмотрении порядка решений дел должно иметь в виду: 1) состав присутствия и порядок заседаний, и 2) порядок рассмотрения дел.
- IV. Особые установления при сенате
- V. Заключение
- § 109. Из обозрения круга дел, предоставленных в настоящее время Сенату, и учреждений, его составляющих, можно придти к следующим заключениям:
- Глава вторая. Св. Правительствующий синод*(1806).
- А. Исторические очерки Синода
- § 120. Государственный характер духовной коллегии выразился в ее организации и круге ведомства.
- Б. Современное устройство синода
- Глава III. Министерства а. Понятие о министерствах вообще
- Б. Министерства в неограниченной монархии
- В. Развитие министерств в России
- Д. Положение министерств в ряду других государственных установлений
- Е. Организация министерств
- § 137. Совещательными учреждениями в министерствах являются: а) совет министра; б) общие присутствия в департаментах; в) специальные советы, состоящие при некоторых департаментах.
- Ж. Организация отдельных министерств
- 1) Министерство иностранных дел
- 2) Министерства военное и морское
- § 143. Военно-сухопутное министерство образовалось из воинской коллегии, образованию которой предшествовали многочисленные приказы по воинской части времен московских*(1899).
- 3) Министерство финансов
- 4) Министерство государственных имуществ
- 5) Государственный контроль
- § 148. Закон 1836 года без существенных изменений оставался в силе до издания в 1862 году положения о финансовой смете и преобразования ревизионной системы в 1863 году.
- 6) Министерство внутренних дел*(1950).
- 7) Министерство народного просвещения
- 8) Министерство путей сообщения
- 9) Министерство юстиции
- 10) Учреждения, состоящие в непосредственном ведении Его Императорского Величества а. Министерство Императорского Двора
- Б. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
- В. Комиссия прошений
- § 158. Назначение комиссии прошений не изменено позднейшими узаконениями; она установлена для рассмотрения жалоб и прошений, приносимых Государю*(2088).
- Предисловие
- Введение Общее значение местных установлений*(2098) Глава первая. Централизация, децентрализация и самоуправление
- Глава вторая. Местные учреждения и политическое устройство государства
- § 11. Несмотря на все разнообразие форм управления, все они одинаково могут быть объяснены этим элементарным фактом.
- § 12. Из тесной связи начал политического устройства каждого государства, с его административной системой, нельзя не вывести заключения, что понятие самоуправления есть понятие политическое.
- Глава третья. Главные моменты развития местных учреждений в России
- Книга первая. Исторический очерк местных учреждений в России Отдел первый. Местные учреждения до Екатерины II
- Глава первая. Период московский
- Глава вторая. Первое учреждение губерний
- Глава третья. Переходное время до Екатерины II
- Отдел второй. Сословно-приказная губерния Глава первая. Учреждение о губерниях 1775 года
- Глава II. Местные учреждения от кончины Екатерины II до реформ императора Александра II
- Книга вторая. Учреждения правительственные и дворянские Отдел первый. Административное деление России и система местных установлений
- § 98. Принимая в основание это историческое начало, мы можем принять следующую классификацию "особых" установлений в губернии, названных в 17 ст. II т.:
- § 104. Административное деление Австро-Венгрии*(2287) представляет существенные различия в двух половинах этой монархии.
- Отдел второй. Начальники губерний
- Глава первая. Генерал-губернаторы
- § 108. Учреждение министерств и постепенное развитие губернаторской должности окончательно выяснило неудовлетворительность наместников как органа нормального местного управления.
- Глава вторая. Должность губернатора
- А) Губернатор, как представитель высшей правительственной власти
- Б) Административные обязанности губернатора
- § 124. Перечень обязанностей губернатора по этим предметам, до преобразования местного управления, был изложен в следующих выражениях:
- § 128. Первым из таких предметов является отправление воинской повинности на основание устава 1874 года. Главные моменты по заведованию этими предметами суть следующие:
- В) Участие в разных предметах управления и суда
- § 130. Все вообще губернские и уездные установления подлежат, как мы видели выше, надзору губернатора, как главного представителя правительственной власти в губернии.
- Г) Надзор за сословными и общественными установлениями
- Д) Отчеты о состоянии губернии
- Е) Общее значение должности губернатора
- Глава третья. Градоначальники
- Отдел третий. Правительственные установления
- § 140. Губернское правление состоит: I) из общего присутствия и II) канцелярии.
- § 141. Переходя к рассмотрению отдельных должностей, составляющих губернское правление, заметим следующее.
- § 148. Согласно разделению дел устанавливается и особый порядок их разрешения.
- Глава вторая. Места казенного управления
- § 150. Дела управления казенного сосредоточиваются: 1) в казенной палате; 2) управлении государственными имуществами и 3) губернском акцизном управлении. А) Казенная палата
- Б) Управление государственными имуществами
- В) Акцизное управление
- Г) Контрольные палаты
- Глава третья. Установления полицейские
- I. Исторический очерк полицейских установлений в России
- II. Устройство полиции
- III. Круг ведомства местной полиции
- IV. Распределение власти между отдельными установлениями и чинами полиции
- § 188. Полицейская власть в уездах и городах принадлежит или коллегиальному установлению - полицейскому управлению, или отдельным чинам полиции.
- Отдел четвертый. Дворянские учреждения Глава первая. Состав дворянских собраний
- § 194. Указав на главные начала правил об участии в выборах, рассмотрим отдельные вопросы, возникающие из применения этих правил.
- § 195. На основание рассмотренных правил в губернском собрании дворянства принимают участие (при соблюдении общих условий, указанных ст. 96 и 136):
- Глава вторая. Роды дворянских собраний и принадлежащие им права
- Глава третья. Порядок собраний и их делопроизводство
- Глава четвертая. Дворянские установления