logo search
174674_4CE5D_gradovskiy_a_d_nachala_russkogo_go

Отдел третий. Правительственные установления

§ 138. Установления правительственные ведают: I) общие дела управления; II) дела управления казенного и III) полицейские дела. Правительственные учреждения разделяются на: а) губернские и б) уездные. Особые городские установления существуют не во всех городах.

Глава первая. Губернское правление

§ 139. По определению закона, "губернское правление есть высшее в губернии место, управляющее оною в силу законов, именем императорского величества"*(2426). Определение это заимствовано из учр. о губ. 1775 г. Но организация губернского правления подвергалась различным изменениям со времени издания означенного закона.

По мысли Екатерины II, губернское правление, поставленное ею во главе всех других губернских учреждений, не имело коллегиального устройства, признанного необходимым для других установлений, каковы казенная палата, приказ общественного призрения и судебные места. Губернское правление было лишь совещательным учреждением при губернаторе. По первоначальному учреждению, оно должно было состоять, под непосредственным начальством государева наместника, из гражданского губернатора, советников и асессоров. Советникам дан был совещательный голос, решительный предоставлен губернатору. На основание 103 ст. Учр. о губ.*(2427), члены губернского правления должны вспомоществовать начальника губернии своими рассуждениями, но он властен принять или не принять их мнение, и дело решится не по большинству голосов, а по его приказанию. Советникам, впрочем, дано было трудно осуществимое право - представлять главному начальнику губернии и правительствующему сенату о таких приказаниях губернаторов, которые они найдут несоответствующими пользе общей или службе императорского величества. Эти постановления вошли и в первое изд. св. зак. 1832 г.*(2428).

Устройство губернского правления и взаимные отношения его членов видоизменились уже в XIX ст., именно - состав губернского правления увеличен вице-губернатором, первоначально бывшим председателем казенной палаты, и затем самое губернское правление получило новое устройство в 1845 г.*(2429). В силу этого учреждения, губернское правление определено как установление, управляющее делами общего благоустройства, охраняющее права личности и собственности, общую безопасность и тишину, управляющее делами относительно народного здравия, продовольствия, хозяйства и промышленности, содействующее всем другим управлениям к исполнению законов и понуждающее подчиненные ему места и лица к исполнению обязанностей*(2430). Это общее определение развивалось в целом ряде постановлений, издававшихся в разное время и вошедших в содержание ст. 716. В числе дел, указанных здесь, можно найти и такие, которые не содержатся в общем определении, сделанном 715 ст. Согласно этой статье, губернскому правлению подлежали дела общего управления губерниею, высшая полиция безопасности и благосостояния и наблюдение за повсеместным исполнением законов. Но, в качестве высшего полицейского учреждения, губернское правление ведало также некоторые судебные дела, рассмотрение которых было предоставлено обыкновенным полицейским учреждениям. Сюда относились: дела о взысканиях по заемным письмам и всякого рода бесспорным долговым обязательствам, дела о корчемстве вином, распоряжения об учреждении конкурсов и т. д.

Реформы прошлого царствования отразились и на учреждении губернских правлений. По введении в губернии земских учреждений, прекратили свое отдельное существование различные управления и комиссии, каковы врачебная управа и комиссия строительная, присоединенные к губернскому правлению в качестве его отделений. В 1865 г. издано новое положение о губернских правлениях, касающееся как устройства этого учреждения, так и порядка производства в нем дел. Прежний состав губернского правления (губернатор, вице-губернатор, советники и асессоры) увеличен губернским врачебным инспектором, губернским инженером и губернским архитектором.

Кроме того, губернскому правлению дано право приглашать, по делам об охранении общественного здоровья или требующим общих мер к прекращению эпидемических и эпизоотических болезней, различных представителей, как правительственных, так общественных и сословных установлений*(2431). Затем, круг ведомства губернских правлений изменился после судебной реформы, в силу которой многие дела, ведавшиеся прежде правлением, переданы установлениям судебным.

В настоящее время предметы ведомства губернского правления определяются следующим образом: "губернское правление управляет делами общего благоустройства, охраняет права личности и собственности, общую безопасность, тишину и спокойствие, управляет делами относительно народного здравия, оспопрививания и пресечения скотских падежей, продовольствия, хозяйства и промышленности (насколько сие не предоставлено учреждениям общественным*(2432), содействует всем другим управлениям в исполнении законов и понуждает подчиненные ему места и лица к исполнению их обязанностей*(2433). Согласно этому общему определению видоизменился и подробный перечень дел, производящихся в губернском правлении.

А) Состав губернского правления