В. Авторские и смежные права
1.11. Авторское право имеет отношение к таким художественным произведениям, как поэмы, романы, музыка, живопись, кинофильмы и т. п. В большинстве европейских языков используется не английский термин «копирайт» (буквально — право на изготовление копий), а словосочетание «авторское право». В английском термине «копирайт» упор делается на основном действии, которое в отношении литературных или иных художественных произведений может осуществляться только самим автором или с его разрешения. Речь идет об изготовлении экземпляров литературного или иного произведения, такого, как книга, картина, скульптура, фотография или кинофильм. В термине «авторское право» во главу угла ставится личность создателя художественного произведения или его автора, чем подчеркивается тот факт, признаваемый в законодательстве большинства стран, что автор имеет определенные правомочия в отношении своего произведения, например право воспрепятствовать его искаженному воспроизведению, которое может быть сделано лишь самим автором, в то время как другие права, такие, как право на изготовление экземпляров, могут осуществляться третьими лицами, например издателем, который получил на это лицензию от автора.
1.12. «Смежные права» означают права, смежные с авторским правом. Обычно считается, что имеются три разновидности смежных прав: права исполнителей на их исполнение; права производителей фонограмм на их фонограммы и права организаций эфирного вещания на их радио- и телевизионные программы.
1.13. Защита интересов авторов состоит не только в предотвращении неразрешенного использования их произведения. В конечном итоге их произведения предназначены для того, чтобы быть доведенными до широкой аудитории. Различные категории произведения доводятся до всеобщего сведения различными способами. Например, издатель воспроизводит рукопись литературного произведения в окончательном виде, не добавляя ничего к тому, что было создано автором. Интересы книгоиздателей охраняются на основании прав, переуступленных им авторами или приобретенных у них по лицензии.
1.14. Несколько иная ситуация имеет место с драматургическими или музыкальными произведениями. При сообщении для всеобщего сведения такие произведения должны исполняться или декламироваться исполнителями. В таких случаях следует учитывать необходимость охраны интересов и самих исполнителей в случае использования их индивидуальных интерпретаций таких произведений.
1.15. Развитие техники звукозаписи и возможность относительно легкого воспроизведения записей сделали необходимым также обеспечить охрану прав производителей фонограмм. Широкая доступность на рынке все более эффективных записывающих устройств вызвала к жизни постоянно растущую и ныне достигшую международного масштаба проблему пиратства в этой области. Более того, звукозаписи часто используются организациями эфирного вещания, и, хотя, с одной стороны, такое использование обеспечивает рекламу для различных видов звукозаписи и их производителей, с другой стороны, они стали неотъемлемой составной частью ежедневных программ организации эфирного вещания. Как следствие этого, точно так же как исполнители стремились оградить собственные интересы, так и производители фонограмм начали борьбу против неразрешенного тиражирования фонограмм, а также борьбу за вознаграждение за использование фонограмм в целях эфирного вещания и других видов сообщения для всеобщего сведения.
1.16. И наконец, организации эфирного вещания имеют также определенные интересы в отношении собственных программ, стремясь воспрепятствовать их неразрешенной ретрансляции другими организациями эфирного вещания и вообще их неразрешенного воспроизведения.
1.17. В общем плане охране подлежат формы выражения идей автора, а не сами идеи. Например, если автор публикует в виде журнальной статьи краткое изложение своих идей о том, как построить радиоприемник, это не может помешать третьей стороне использовать эти идеи для создания такого приемника; однако авторское право защитит автора от воспроизведения экземпляров его статьи без его разрешения. Что касается самого изобретения, на него не распространяется охрана в соответствии с авторским правом, но оно может быть защищено на других основаниях, например в контексте промышленной собственности. Главное здесь то, что идеи как таковые не охраняются авторским правом. Если кто-либо обнародовал свои идеи, например в ходе публичной лекции, но не имеет соответствующего патента, у него нет никаких средств, чтобы воспрепятствовать другим использовать его. Однако после того, как идея была выражена в материальной форме, возникает авторское право на слова, музыкальные ноты, рисунки и т. п., в форме которых идея воплощена. Однако для того, чтобы подлежать охране в соответствии с авторским правом, произведение должно быть оригинальным.
1.18. Окончательная фиксация произведения в материальной форме (письмо, печать, фотография, звуко- или видеозапись, скульптура, архитектура, живопись, воспроизведение в графической форме и т. п.) не является обязательной предпосылкой для охраны. Однако некоторые страны, в основном те, в которых принята англо-американская юридическая система, требуют той или иной фиксации произведения до того, как ему будет предоставлена охрана, делая это из соображений использования такой формы в качестве доказательства в случае тяжбы.
1.19. Охрана по авторскому праву не зависит от качества или ценности произведения — произведение будет охраняться, независимо от того, считается ли оно хорошим или плохим литературным или музыкальным произведением. Охрана также не зависит от цели создания произведения, так как возможное использование произведения не имеет никакого отношения к его охране.
1.20. В случае нарушения прав предусматриваются санкции. Любое неразрешенное использование произведений, охраняемых авторским правом, в тех случаях, когда разрешение на такое использование требуется по закону, является нарушением авторского права (например, воспроизведение, публичное исполнение, передача в эфир или любое иное сообщение для всеобщего сведения, совершенное без разрешения, переработка в любую иную форму без разрешения автора, плагиат и т. п.). Для компенсации ущерба, нанесенного в результате такого нарушения, в законе предусматриваются санкции. В зависимости от серьезности нарушения санкции могут быть гражданскими или уголовными.
1.21. Наконец, является общепризнанным фактом, что комплекс прерогатив, составляющих авторское право, должен быть признанным и охраняемым, по крайней мере в течение жизни автора. После его смерти в принципе произведение продолжает охраняться в течение определенного времени, составляющего, как правило, 50 лет. Считается, что такой срок обеспечивает справедливый баланс между поддержанием материальных прав автора и потребностями общества иметь доступ к достижениям культуры, имеющим непреходящий характер. По истечении срока охраны произведение становится всеобщим достоянием, то есть может быть использовано любым лицом без какого-либо разрешения.
Литература к разделу В:
Международное бюро ВОИС. Элементы промышленной собственности. ВОИС WIРО/IP/WDN/93/1.
Международное бюро ВОИС. Международная охрана авторского права и смежных прав. WIРО/CNR/АВU/93/2.
Международное бюро ВОИС. Происхождение, эволюция, объем и границы авторского права. STC/IZU/CNR/1/4.
- Введение
- Содержание
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности 144
- Глава 7. Патенты 144
- Глава 8. Авторские и смежные права 179
- Глава 9. Товарные знаки 214
- Глава 10. Промышленные образцы 260
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав 509
- В. Авторские и смежные права
- С. Патенты и родственные понятия
- D. Промышленные образцы
- Е. Товарные знаки, фирменные наименования и географические указания
- F. Недобросовестная конкуренция
- Глава 2. История и эволюция промышленной собственности а. История и эволюция патентов
- 2.1. В истории и эволюции патентов выделяются три важных периода:
- В. История и эволюция товарных знаков
- С. История и эволюция авторского права
- Глава 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности...
- Глава 3
- А. Всемирная организация интеллектуальной собственности (воис)
- В. Программы сотрудничества в целях развития воис
- В. Промышленная собственность и развитие
- С. Авторские права и развитие
- Глава 5. Лицензирование и передача технологий а. Введение
- В. Передача и приобретение технологий на коммерческой основе
- С. Переговоры по лицензионным договорам
- Е. Виды лицензий на интеллектуальную собственность
- F. Государственный контроль за лицензионными договорами
- Глава 6. Роль информации и документации о промышленной собственности...
- Глава 6
- А. Роль информации о промышленной собственности в передаче технологии
- В. Виды патентной документации
- С. Содержание патентной документации
- D. Новые технологии для обеспечения хранения и доступа к информции о промышленной собственности
- Е. Статистика о патентных документах как источник технологической информации
- F. Международная патентная классификация (мпк)
- G. Система европейской патентной информации и документации (epidos). Международный центр патентной документации (inpadoc)
- Н. Система капри
- I. Программа поиска на определение уровня техники
- J. Центры патентной информации в развивающихся странах
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности глава 7. Патенты а. Введение
- В. Условия патентоспособности
- С. Оформление и подача заявки на изобретение
- D. Экспертиза заявки на изобретение
- Е. Нарушение патентных прав
- F. Использование запатентованного изобретения
- G. Принудительные лицензии
- H. Полезные модели
- Глава 8. Авторские и смежные права
- Глава 8
- А. Введение
- В. Охрана авторских прав
- С. Объект авторского права
- D. Права, охватываемые авторским правом
- Е. Смежные права
- F. Субъекты авторского права
- G. Ограничения авторского права
- Н. Пиратство и иные нарушения
- I. Средства судебной защиты
- 3. Охрана произведений народного творчества
- Глава 9. Товарные знаки
- Глава 9
- А. Введение
- В. Определения
- С. Обозначения, которые могут служить в качестве товарных знаков
- D. Критерии охраноспособности
- Е. Охрана прав на товарные знаки
- F. Условия использования
- G. Регистрация товарных знаков
- Н. Исключение товарного знака из реестра
- I. Права, вытекающие из регистрации товарных знаков
- J. Нарушение права на товарный знак, контрафакция и подделка этикеток и упаковки
- К. Изменение в праве собственности
- L. Предоставление лицензии на использование товарного знака
- М. Фирменные наименования
- Глава 10. Промышленные образцы
- Глава 10
- А. Введение
- В. Эволюция правовой охраны промышленных образцов
- С. Правовая охрана промышленных образцов
- D. Права на промышленные образцы
- Е. Связь с авторскими правами
- Глава 11. Географические указания
- Глава 11
- А. Введение
- В. Охрана географических указаний на национальном уровне
- С. Охрана географических указаний на международном уровне посредством многосторонних договоров
- D. Охрана географических указаний на международном уровне в силу положений двусторонних соглашений
- Глава 12. Защита от недобросовестной конкуренции
- Глава 12
- А. Введение
- В. Необходимость защиты
- С. Правовая основа защиты
- D. Акты недобросовестной конкуренции
- Глава 13. Коммерческая концессия
- Глава 13
- А. Введение
- В. Сравнительная характеристика соглашения о розничной продаже, стандартного лицензионного соглашения и договора коммерческой концессии
- С. Типы коммерческой концессии
- D. Структурные формы коммерческой концессии
- Е. Типовые положения договора коммерческой концессии
- Глава 14. Коммерческое использование персонажей
- Глава 14
- А. Понятие персонажа
- Часть IV. Обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности глава 15. Обеспечение защиты прав на промышленную собственность, авторские и смежные права... А. Введение
- В. Общие положения по обеспечению защиты прав на промышленную собственность
- С. Обеспечение защиты патентных прав
- D. Обеспечение защиты авторских и смежных прав
- Е. Деятельность воис по обеспечению защиты прав
- F. Положения по обеспечению защиты прав в соглашении trips
- Глава 16. Судебные процессы, касающиеся интеллектуальной собственности
- Глава 16
- А. Введение
- В. Обзор решений, принимаемых ведомствами по промышленной собственности
- С. Судебные дела по нарушениям
- Глава 17. Арбитражное урегулирование споров, касающихся интеллектуальной собственности
- Глава 17
- А. Альтернативное урегулирование споров
- В. Обеспечение защиты прав в международном контексте
- С. Арбитражный центр воис
- Часть V. Международные договоры и конвенции в области интеллектуальной собственности глава 18. Парижская конвенция по охране промышленной собственности а. Исторический обзор
- В. Основные положения
- С. Административные и финансовые положения
- Глава 19. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений а. История вопроса
- В. Основные положения
- С. Парижский акт бернской конвенции
- D. Административные функции
- Е. Развивающиеся страны и бернская конвенция
- Глава 20. Договор о патентной кооперации а. Введение
- В. Функционирование системы рст
- С. Преимущества системы рст
- Глава 21. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков... И протокол к мадридскому соглашению а. Введение
- В. Принцип международной регистрации
- С. Процедура регистрации
- D. Действия международной регистрации
- Е. Отказ в предоставлении охраны
- F. Изменения, затрагивающие международную регистрацию
- G. Продление
- Н. Уведомления, направляемые национальным ведомствам, и публикации
- I. Протокол к мадридскому соглашению о международной регистрации знаков («мадридский протокол»)
- Глава 22. Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов а. Введение
- В. Принцип международного депонирования
- С. Основные положения гаагского соглашения
- D. Преимущества присоединения к гаагскому соглашению
- Глава 23. Договор о законах по товарным знакам а. Введение
- В. Положения договора
- Глава 24. Конвенции по классификации а. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
- В. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков
- С. Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов
- Глава 25. Международная конвенция по охране прав исполнителей... Создателей фонограмм и организации эфирного вещания («римская конвенция»)
- А. Эволюция римской конвенции
- В. Взаимосвязь между охраной смежных прав и авторским правом
- С. Основной принцип охраны по римской конвенции: национальный режим
- D. Субъекты охраны
- Е. Минимальный уровень охраны, требуемый конвенцией
- F. Положения, предусматривающие дискреционное регулирование осуществления прав
- G. Ограничения
- Н. Срок охраны
- I. Ограничение формальных процедур
- J. Осуществление римской конвенции
- К. Римская конвенция и развивающиеся страны
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав а. Специальные конвенции
- В. Цели и задачи специальных конвенций
- С. Основные характеристики специальных конвенций
- D. Материально-правовые положения конвенции по фонограммам
- Е. Материально-правовые положения конвенции по спутникам
- F. Конвенции по фонограммам и спутникам и развивающиеся страны
- Глава 27. Международная конвенция по охране селекционных достижений а. Введение
- С. Акт 1991 года конвенции upov
- D. Последние события
- Глава 28. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность («trips») а. Введение
- В. Общие положения, основные принципы и заключительные положения (части I и VII)
- С. Стандарты, относящиеся к наличию, объему и использованию прав интеллектуальной собственности (часть II)
- D. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности (часть III)
- Е. Приобретение и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности и относящиеся к ним процедуры (часть IV)
- F. Предотвращение и урегулирование споров (часть V)
- Часть VI Управление интеллектуальной собственностью и обучение праву интеллектуальной собственности глава 29. Управление промышленной собственностью а. Введение
- В. Административная структура ведомства промышленной собственности
- С. Патентное ведомство
- D. Ведомство товарных знаков
- Е. Ведомство промышленных образцов
- F. Межправительственное сотрудничество
- G. Государственная поддержка изобретательской деятельности
- Глава 30 управление авторскими правами а. Инфраструктура для реализации авторских прав a Введение
- В. Коллективное управление авторскими правами
- Глава 31 поверенный по патентам и товарным знакам а. Введение
- В. Функции патентного поверенного
- С. Патентные поверенные на предприятиях
- Е. Функции поверенного по товарным знакам
- F. Требования к подготовке патентного поверенного
- Глава 32. Обучение праву интеллектуальной собственности а. Введение
- В. Программы обучения в области интеллектуальной собственности
- С. Выбор курсов по интеллектуальной собственности
- D. Отбор материалов и написание учебных планов
- Е. Методика преподавания и стратегия обучения
- F. Контакты между преподавателями и научными работниками
- G. Роль преподавателей в законодательном процессе
- Н. Исследовательские институты в области интеллектуальной собственности
- I. Заключение
- Часть VII. Новое в интеллектуальной собственности глава 33. Охрана новых технологических объектов а. Компьютерные программы
- В. Биотехнология
- С. Интегральные микросхемы
- D. Репрография
- Е. Новая техника связи
- F. Цифровые системы распространения
- Глава 34. Предлагаемые международные договора и соглашения а. Проект договора о патентных законах
- В. Проект протокола к бернской конвенции и новый возможный правовой акт об охране прав исполнителей и производителей
- С. Пересмотр гаагского соглашения относительно международного депонирования промышленных образцов
- D. Проект договора воис по урегулированию споров между государствами в области интеллектуальной собственности