logo search
174674_4CE5D_gradovskiy_a_d_nachala_russkogo_go

Б. Сословные отличия по обязанностям

§ 312. Различие по платежу прямых налогов. Это различие возникло у нас со времени введения Петром Великим подушной подати. Первоначально Петр установил ее как временную меру и вовсе не видел в ней учреждения безусловно необходимого. Напротив, в некоторых его законах прямо можно видеть, что первым условием равномерности подати он видел правильное отношение ее к имущественной состоятельности плательщика. Как бы то ни было, подушная подать, введенная первоначально в качестве временной, существует и до настоящего времени.

Подушная подать есть прямой налог, или так называемая окладная подать. Под именем окладных податей наш закон разумеет сборы, взимаемые с разных лиц, определенные количественно и в установленные сроки. К числу государственных окладных налогов относятся подушная и оброчная подати (поземельный налог). Подушная подать падает непосредственно на лицо и разверстывается по лицам. Оброчная подать падает на имущество, но разверстывается также по лицам*(1018). К этим же сборам относится особенный налог в городах, посадах и местечках, утверждаемый на каждый год общим законодательным порядком. Для мещан эта подать отменена везде, кроме сибирских городов. К числу прямых податей относятся также налоги разных наименований, взимаемые вместо той или другой из означенных выше податей, напр. подымная, поземельная подать и др. Подушная подать разделяется на главную и накладную. Под последней разумеются различные добавочные сборы, распределяемые по душам*(1019).

С точки зрения вышеозначенных налогов все состояния разделяются на податные и неподатные*(1020). Подушной подати в настоящее время подлежат все сельские обыватели. Мещане городов Европейской России исключены из подушного оклада; но вместо того здесь введена другая подать, называющаяся налогом на недвижимые имущества, в городах, посадах и местечках; мещане городов сибирских, впредь до введения здесь также этого налога, оставлены в подушном окладе. Затем, от подушной подати освобождается целая масса лиц по различным основаниям. Главным из них является состояние. Прежде всего, освобождаются от подати дворяне потомственные и личные. Впоследствии это освобождение было распространено на многих других лиц. К дворянству приравнены князья и мурзы татарского происхождения, если они могут доказать установленным порядком свое благородство. Далее, от подушной подати освобождены духовенство, купцы до тех пор, пока они записаны в гильдии, и все лица, состоящие на государственной службе, т. е. занимающие одну из классных должностей*(1021). В прежнее время из подушного оклада исключались и нижние воинские чины с момента поступления их на службу и навсегда. Но новый устав о воинской повинности не признает этого начала*(1022), однако во время состояния своего на действительной службе лица податных классов не платят следующих с них государственных повинностей, т. е. они освобождаются от государственных, земских и общественных соборов и всех натуральных повинностей*(1023). Отсюда следует, что лица, принадлежащие к податному классу, во время нахождения их в действительной службе освобождаются только от тех налогов, которые падают на них лично. Но, затем, по отношению к принадлежащим им имуществам они обязаны нести все следуемые с них подати и повинности. По окончании действительной службы, т. е. с момента зачисления в запас, они возвращаются в состав податных обществ и продолжают отбывать все повинности по прежнему порядку.

Из податных классов исключаются также почетные граждане. Они составляют привилегированный неподатной класс, наравне с дворянством и духовенством. Император Александр I, положением 1807 г., заменил прежнее именитое гражданство первостатейным купечеством, сделав из него привилегированное состояние. В ныне действующем законодательстве первостатейное купечество также не числится в разряде податных состояний, но это положение его в настоящее время не имеет практического значения, так как все преимущества, даже первостатейного, связаны с нахождением в гильдии*(1024).

Наконец, к неподатному классу относятся лица, приобревшие ученую степень, следовательно могут быть зачислены в одно из привилегированных состояний, преимущественно в почетное гражданство.

§ 313. Различие в отношении денежных и натуральных повинностей. Под именем повинностей разумеются различные сборы, предназначенные на удовлетворение разных государственных потребностей и различные услуги граждан натурой*(1025). Таким образом, повинности разделяются на денежные и натуральные. Из них последние лежат главным образом на податных классах*(1026). Правда, наше законодательство, со времени введения земских учреждений, стремится к тому, чтобы натуральные повинности переложить на денежные, а денежные распределить между всеми классами общества одинаково*(1027) Но разрешение этого вопроса до настоящего времени идет медленно. В последнее время последовал перевод натуральной повинности в денежную только в тех сферах, которые непосредственно зависят от центрального правительства, именно в отношении воинской квартирной повинности или постоя. Воинский постой в том виде, как он отбывался в прежнее время, отменен; вместо того воинским чинам, по особой росписи, дается особое вознаграждение, из которого они и обязаны нанимать себе квартиры*(1028). Кроме того, как земства, так и правительство вступили в настоящее время на путь, который практически должен уничтожить самую необходимость квартирного постоя: мы говорим об устройстве в городах постоянных казарм.

Отдел пятый. Об инородцах и иностранцах

Глава первая. Об инородцах*(1029)

§ 314. Под именем инородцев разумеются некоторые племена, поставленные по их правам состояния и по управлению ими в особое положение. К числу инородцев относятся: а) некоторые монгольские, тюркские и финские племена, обитающие на востоке и севере России, и б) евреи. В состав первого разряда племен входят: 1) сибирские инородцы, между которыми главное место занимают киргизы; 2) самоеды в Мезенском уезде Архангельской губ.; 3) кочевые инородцы Ставропольской губ.; сюда относятся: во-1-х, нагайцы, кочующие в разных местностях Ставропольского и Пятигорского уездов; во-2-х, каранагайцы и едишкульцы в Кизлярском уезде, и, в-3-х, трухменцы и киргизы, обитающие в зимнее время в уезде Кизлярском, а в летнее на землях калмыцких; 4) калмыки*(1030). В последнее время к составу сих инородцев присоединились инородцы Закаспийского края, положение которых определено временными правилами 9 марта 1874 г.*(1031).