logo search
Р А З Д Е Л I-IV

§ 2. Государственный надзор в области обеспечения

безопасности дорожного движения

Всемирной организацией здравоохранения была опубликована мировая статистика дорожно-транспортных происшествий. Так, по сведениям ВОЗ, во  всем мире каждые 30 секунд на  дорогах погибает один человек. То есть ежегодно  жертвами ДТП становятся 1,2 млн человек и  еще 20—50 млн получают в  авариях тяжелые увечья. На  уход за  пострадавшими расходуется 425 млрд евро в  год. ВОЗ также подсчитала, что 90 % всех ДТП случается в  странах с  бедной экономикой1. Россия занимает одно из «ведущих» мест в рейтинге стран с самым высоким уровнем ДТП, при этом в числе основных причин дорожно-транспортных происшествий называются нарушения правил дорожного движения его участниками.

В свете изложенного представляется оправданным обращение государством особого внимания на состояние безопасности дорожного движения как со стороны органов законодательной, так и исполнительной власти.

17 октября 2005 г. Распоряжением Правительства РФ № 1707-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах»2. В частности, в данной концепции отмечается, что проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие. Всего за последние 10 лет в дорожно-транспортных происшествиях погибли 312,5 тыс. человек. Дорожно-транспортные аварии наносят экономике Рос-сии значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2—2,6 % валового внутреннего продукта страны (в 2004 г. ущерб составил 369 млрд р., в том числе в результате гибели и ранения людей — 227,7 млрд р.). Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств.

Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны, что подчеркнул в своем последнем Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ В. В. Путин.

В результате реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» предполагается снижение уровня смертности и травматизма населения от дорожно-транспортных происшествий и обеспечение роста безопасности и благополучия граждан России.

Рассматривая вопрос государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения, необходимо, прежде всего, обратиться к ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ3. Согласно ст. 2 этого Закона безопасность дорожного движения представляет собой состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а обеспечение безопасности дорожного движения есть деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

К числу основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения ст. 5 Закона относит осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В ведении РФ в соответствии со ст. 6 указанного Закона находятся организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения. Субъекты РФ вне пределов ведения РФ самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями ст. 30 Закона государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Государственный надзор и контроль устанавливаются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Осуществление государственного надзора в области обеспечения без-опасности дорожного движения в соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»4 возложено на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (Госавтоинспекцию).

В соответствии с Положением о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденным данным указом Президента, органы управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции, в которую входят: федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов РФ, подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции, научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы.

Федеральный орган управления Госавтоинспекции — структурное подразделение МВД Российской Федерации, возглавляющее систему Госавтоинспекции.

Руководитель федерального органа управления Госавтоинспекции является по должности Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ, а его заместители — заместителями Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ. Указанные руководители Госавтоинспекции назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, представлять МВД РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, вести переписку от имени МВД РФ.

Структура и штатная численность федерального органа управления Госавтоинспекции, а также подчиненных ему специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции определяются министром внутренних дел РФ по предложению руководителя федерального органа управления Госавтоинспекции.

Территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов РФ являются структурными подразделениями министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов РФ и руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции.

Руководители территориальных органов управления Госавтоинспекции субъектов РФ являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов РФ, а их заместители — заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения субъектов РФ. Они назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих органов внутренних дел субъектов РФ по согласованию с руководителем федерального органа управления Госавтоинспекции и с учетом предложений руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ.

Структура и штатная численность территориальных органов управления Госавтоинспекции субъектов РФ, а также подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции определяются в установленном порядке по предложению руководителей территориальных органов управления Госавтоинспекции субъектов РФ и по согласованию с руководителем федерального органа управления Госавтоинспекции.

Подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах являются структурными подразделениями соответству-ющих органов внутренних дел, обеспечивают выполнение возложенных на Госавтоинспекцию функций, руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции.

Руководители подразделений Госавтоинспекции (управлений, отделов внутренних дел) в районах, городах, округах и районах в городах являются по должности главными государственными инспекторами без-опасности дорожного движения районов, городов, округов и районов в городах, а их заместители — заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения районов, городов, округов и районов в городах. Они назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих органов внутренних дел по согласованию с вышестоящими руководителями органов управления Госавтоинспекции.

Структура и штатная численность подразделений Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах, а также подчиненных им специализированных и иных подразделений определяются в установленном порядке по предложению руководителей подразделений Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах и по согласованию с руководителями территориальных органов управления Госавтоинспекции субъектов РФ.

Положение о федеральном органе управления Госавтоинспекции утверждается МВД РФ. Положения о территориальных органах управления Госавтоинспекции субъектов РФ утверждаются руководителями соответствующих органов внутренних дел по согласованию с главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ. Положения о подразделениях Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах утверждаются руководителями соответствующих органов внутренних дел по согласованию с главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов РФ.

Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются — граждане) законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются — нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Деятельность Госавтоинспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.

На Государственную инспекцию безопасности дорожного движения возлагаются определенные обязанности, часть из которых приведена ниже:

— осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами;

— регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков;

— организация и проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств;

— регулирование дорожного движения;

— осуществление в соответствии с законодательством РФ производства по делам об административных правонарушениях;

— осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспорт-ного происшествия;

— ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства;

— участие в работе градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

— разъяснение законодательства РФ о безопасности дорожного движения;

— разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения;

— выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий и некоторые другие обязанности.

Необходимо отметить наиболее характерные для Госавтоинспекции права, предоставленные ей для выполнения возложенных на нее обязанностей:

— запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения;

— давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах;

— временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает без-опасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра;

— останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспорт-ное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;

— отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами;

— направлять в пределах своей компетенции на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения;

— осуществлять в установленном законодательством РФ порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы;

— составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших административное правонарушение;

— осуществлять в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания;

— осуществлять в соответствии с законодательством РФ задержание транспортных средств, находящихся в розыске, и др.