§ 4. Производство по делам о поощрении
(поощрительное производство)
Производство по делам о поощрении обусловлено тем, что поощрение является разновидностью общего метода государственного управления — убеждения. В сфере управления широко применяются различные виды поощрения. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряет творческое отношение к работе, за успехи в служебной деятельности, награждает за смелость, инициативу, за высокое профессиональное мастерство, за большой вклад в развитие науки и другие сферы жизнедеятельности. Однако следует отметить, что этот вид производства весьма специфичен, присущ только административному процессу.
Поощрение применяется в соответствии с установленной законодательством процедурой. Правовое регулирование порядка применения поощрения в сфере государственного управления имеет большое значение для повышения эффективности поощрения. Нормы, регламентирующие производство по делам о поощрениях, содержатся в многочисленных актах об учреждении тех или иных мер поощрения, что и является свидетельством юридического характера данного производства. К числу нормативных правовых актов материального и процессуального характера, регулирующих производство о поощрениях, относятся: указы Президента РФ «Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда»10 от 25 сентября 1999 г., «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»11 от 30 декабря 1995 г. (в ред. от 25 января 1996 г. № 88; от 28 мая 1997 г. № 530; от 30 марта 1998 г. № 319; от 21 ноября 1999 г. № 4546; от 2 марта 2000 г. № 463; от 9 апреля 2001 г. № 407; от 5 октября 2001 г. № 1192; от 23 декабря 2001 г. № 1474), «О восстановлении ордена Святого Апостола Андрея Первозванного»12 от 1 июля 1998 г., «Положение о государственных наградах Российской Федерации»13 от 6 ян-варя 1999 г., «Положение о медали Пушкина»14 от 9 мая 1999 г., «Об утверждении Статута ордена Святого Георгия, Положения о знаке отличия — Георгиевском Кресте и их описаний»15 от 8 августа 2000 г., «О формах наградного листа для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации»16 от 7 ноября 2000 г.; Распоряжение Президента РФ «Об утверждении инструкции о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»17 от 3 апреля 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 28 июня 2005 г.); Постановление Правительства РФ «Положение о Почетной грамоте Правительства Российской Федерации»18 от 31 мая 1995 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29 июля 1995 г.); Приказ Минтранса РФ «О ведомственных наградах Министерства транспорта РФ» от 18 октября 2005 г. № 13019 и др.
Порядок применения мер поощрения регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, а также положениями о поощрении и дисциплинарной ответственности, дисциплинарными уставами. Например, порядок поощрения в области здравоохранения регламентируется Приказом министра здравоохранения и социального развития о ведомственных наградах, положением «О медали «За заслуги перед отечественным здравоохранением» от 25 июня 2005 г.20 и др.
Анализ норм, регламентирующих порядок применения мер поощрения, позволяет сделать выводы о том, что производство по делам о поощрениях состоит из четырех основных стадий:
возбуждение ходатайства о поощрении;
представление к поощрению;
рассмотрение представления (дела) о поощрении и принятие решения о поощрении;
опубликование указа о награждении и вручение поощрения.
1. Возбуждение ходатайства о награждении. Ходатайство о награждении государственными наградами возбуждается в коллективах предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также органами местного самоуправления. Инициатор награждения направляет ходатайства о награждении государственными наградами соответствующим главам республик, главам администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов или в федеральные органы государственной власти по согласованию с соответствующими главами республик, главами администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Порядок возбуждения ходатайств о награждении государственными наградами работников федеральных органов государственной власти, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ и иных лиц определяется соответствующими федеральными органами государственной власти.
2. Представление к награждению. Представления к награждению государственными наградами вносятся Президенту РФ руководителями федеральных органов государственной власти по согласованию с соответствующими главами субъектов Федерации.
3. Рассмотрение представления к государственной награде и принятие решения о награждении. Полномочный представитель Президента РФ в регионе Российской Федерации согласовывает представления к награждению государственными наградами, направляемые органами государственной власти субъекта (субъектов) РФ, находящимися в соответствующем регионе, в федеральные органы государственной власти.
Согласования должны быть документально оформлены до внесения представлений к награждению государственными наградами.
Представления к награждению государственными наградами работников федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, военнослужащих и иных лиц вносятся Президенту РФ руководителями соответствующих федеральных органов государственной власти и федеральных государственных органов.
Представления к награждению государственными наградами ино-странных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, производятся на общих основаниях.
Представления к награждению государственными наградами ино-странных граждан и лиц без гражданства, проживающих за границей, производятся Министерством иностранных дел Российской Федерации.
4. Опубликование указа о награждении и вручение государственной награды. По поручению Президента РФ и от его имени государственные награды вручают уполномоченные должностные лица.
Субъектами производства о поощрении являются: Президент РФ, руководители федеральных органов государственной власти, председатель Комиссии по государственным наградам при Президенте России, руководители органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, полномочные представители Президента России, послы РФ, военачальники, а также иные лица, выступающие по поручению Президента России.
Государственные награды и документы к ним вручаются награжденным в торжественной обстановке не позднее двух месяцев со дня вступления в силу указа Президента РФ о награждении.
Процесс применения иных мер поощрения состоит из этих же стадий, однако не исключает наличия ряда особенностей производства о поощрении какой-либо конкретной мерой поощрения.
В трудовую книжку награжденного вносится запись о его награждении.
Г л а в а 15
Разрешительная система в Российской Федерации
- Список принятых сокращений
- § 1. Понятие, содержание и виды управления
- § 2. Государственное управление как область действия
- § 3. Понятие, задачи и функции государственного
- § 4. Исполнительная власть: признаки, функции и основные принципы организации и функционирования
- § 5. Исполнительная власть и государственное
- § 1. Административное право как отрасль публичного права
- § 2. Предмет административного права: содержание
- § 3. Организационные управленческие отношения
- § 4. Внутриорганизационные управленческие отношения во всех сферах государственной деятельности
- § 5. Административно-правовые контрольные
- § 6. Административно-юстиционные отношения
- § 7. Административно-деликтные (охранительные)
- § 8. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
- § 9. Источники административного права: понятие и виды
- § 1. Методы административно-правового регулирования
- § 2. Система административного права
- § 3. Функции административного права
- § 1. Административное право как наука и учебная
- § 2. История развития административного права
- § 3. Современные проблемы реформы административного права
- § 1. Система административно-правового регулирования
- § 2. Нормы административного права и их систематизация
- § 3. Структура административно-правовых норм
- § 4. Действие и толкование административно-правовых норм
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 1. Субъект административного права: понятие,
- § 2. Виды субъектов административного права
- § 3. Административно-правовой статус граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 5. Административно-правовой статус беженцев
- § 6. Паспортный режим в Российской Федерации
- § 7. Способы защиты прав граждан
- § 8. Право гражданина на административную жалобу
- § 9. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений, действий (бездействия) органов публичного
- § 10. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц
- § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
- § 4. Правительство Российской Федерации
- § 5. Федеральные органы исполнительной власти
- 1. Министерство здравоохранения и социального развития рф (Мин-здравсоцразвития России)
- 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций рф (Минкультуры России)
- 6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство рф
- § 6. Органы исполнительной власти субъектов
- § 7. Территориальные органы исполнительной власти
- § 8. Органы местного самоуправления в системе
- § 1. Государственная должность: понятие и основные черты
- § 2. Должности государственной службы.
- § 3. Государственная служба как вид публичной службы: понятие, признаки, значение и правовые источники
- § 4. Система (виды) государственной службы
- § 5. Виды государственной гражданской службы
- § 6. Управление государственной службой
- § 7. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, структура и виды
- § 8. Государственный служащий: основы
- § 9. Классификация государственныx служащиx
- § 10. Должностное лицо: понятие и правовой статус
- § 11. Проxождение государственной службы
- § 12. Аттестация государственных служащих
- § 13. Присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий
- § 14. Поощрение государственныx служащиx
- § 15. Ответственность государственныx служащиx
- § 16. Прекращение государственной службы
- § 1. Особенности классификации предприятий, учреждений и организаций
- § 2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций и учреждений
- § 3. Административно-правовой статус общественных
- § 4. Административно-правовой статус предприятий
- § 1. Понятие формы управленческиx действий
- § 2. Значение формы управленческих действий
- § 3. Виды форм управленческиx действий
- § 1. Понятие, признаки и юридическое значение
- § 2. Функции правового акта управления
- § 3. Действие правовыx актов управления
- § 4. Виды правовыx актов управления
- § 5. Правовые акты Президента Российской Федерации
- § 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
- § 7. Правовые акты федеральныx органов исполнительной власти
- § 8. Правовые акты субъектов Российской Федерации
- § 9. Правовые акты муниципальныx образований
- § 1. Понятие и публично-правовая природа
- § 2. Признаки административного договора
- § 1. Понятие и особенности метода осуществления
- § 2. Виды методов осуществления
- § 3. Методы прямого и косвенного
- § 4. Убеждение как метод осуществления
- § 1. Понятие и особенности поощрения
- § 2. Виды поощрительных средств
- § 3. Способы поощрения
- § 4. Производство по делам о поощрении
- § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
- § 2. Правовая основа разрешительной системы
- § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
- § 4. Разрешение дела, принятие и исполнение решения
- § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- § 6. Переоформление разрешений
- § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
- § 1. Административный надзор как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления. Виды административного надзора
- § 2. Государственный надзор в области обеспечения
- § 3. Государственный пожарный надзор
- § 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 5. Государственный строительный надзор
- § 1. Понятие, содержание, значение и виды административно-правовых режимов
- § 2. Режим чрезвычайного положения
- § 3. Административно-правовой режим
- § 4. Режим противодействия терроризму
- § 5. Режим закрытого административно- территориального образования
- § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации