F. Условия использования
(а) Необходимость в обязанности использовать
9.82. Охрана товарных знаков сама по себе не является целью. И хотя законодательство в области товарных знаков, как правило, не требует использования в качестве условия для заявки на регистрацию товарного знака или даже фактической регистрации, основной целью охраны товарных знаков является стремление отличать товары, на которых применяется товарный знак, от других товаров. Поэтому нет никакого экономического смысла в охране товарных знаков путем регистрации без возложения обязанности использовать их. Неиспользуемые товарные знаки являются искусственным барьером к регистрации новых знаков. В этой связи интересно взглянуть на статистику ВОИС. Согласно статистике, из 83 стран, представивших в 1990 г. отчеты в ВОИС, к регистрации было подано около 1,2 миллиона заявок на товарные знаки, тогда как общее число зарегистрированных товарных знаков в 63 странах (приблизительно из 170 ведомств, в которых товарные знаки могут регистрироваться с предоставлением охраны почти в 200 странах) составляет более чем 6,5 миллиона. Вот почему существует безусловная необходимость в том, чтобы законодательство о товарных знаках предусматривало обязанность их использовать.
9.83. В то же время владельцам товарных знаков необходим льготный период после регистрации перед тем, как вступает в силу обязанность использовать. Это особенно актуально для многих компаний, проявляющих активность в международной торговле. Обычно они не могут выпустить на рынок новый товар во многих странах одновременно. Для того чтобы избежать брешей в охране своих новых товарных знаков, с помощью которых конкуренты могут извлечь выгоду, они должны с самого начала ходатайствовать о регистрации своих новых товарных знаков во всех странах потенциального использования в будущем. Очевидно, что без разумного льготного периода для соблюдения требования об использовании знака, предписанного законодательством, компании, активно работающие на международном рынке, испытывали бы громадные трудности. В самом деле, даже в своих странах компаниям часто требуется несколько лет перед тем, как они смогут выйти на рынок с недавно разработанным товаром. Это особенно верно в отношении компаний, производящих фармацевтические товары, которые должны проходить клинические испытания и получать одобрение органов здравоохранения.
9.84. Льготный период, предоставляемый в законодательствах о товарных знаках, которые предусматривают обязанность использовать знаки, иногда составляет три года или чаще пять лет.
(b) Условия практического использования
9.85. В принципе товарный знак должен использоваться в стране регистрации. Использование должно осуществляться в отношении товаров. Как правило, товарный знак применяется на товарах или их упаковке. В случае некоторых товаров (бензин и т. д.) может быть достаточным его использование на сопроводительных документах или в рекламе.
9.86. Использование должно быть предано гласности, то есть товары должны выставляться на продажу через нормальные коммерческие каналы. Это не означает, что они должны иметься в наличии в любом месте. Достаточно, если товары сбываются в определенных специализированных магазинах от ограниченного числа рынков сбыта или через некоторые специальные коммерческие каналы (например, ресторанам в системе предприятий общественного питания). Однако недостаточно использовать товарный знак исключительно на товарах, сбываемых в магазине или ресторане компании, являющейся владельцем товарного знака, и доступных только ее сотрудникам.
9.87. Использование исключительно в рекламе должно быть достаточным только в том случае, если реклама направлена на будущую продажу и начался процесс реализации товаров на рынке.
9.88. Использование должно быть фактическим; номинальное использование недостаточно. Рыночные тесты, если они осуществляются в целях определения приемлемости товара для потребителей (а не с единственным намерением гарантировать охрану товарного знака), следует признать фактическим использованием, как и проведение клинических испытаний фармацевтических товаров.
9.89. Для того чтобы гарантировать охрану зарегистрированного товарного знака, он должен использоваться в отношении по крайней мере одного из товаров, для которых он зарегистрирован. Использование в отношении одного из товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, должно гарантировать охрану для всех товаров в перечне зарегистрированных товаров, которые являются однородными с используемым товаром. Однако во избежание излишнего ослабления эффекта обязанности использовать знак можно зайти слишком далеко, предусмотрев норму, согласно которой использование в отношении одного товара гарантирует регистрацию для всего класса (Типовой закон, раздел 30(4)), или для всех товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, и которая может покрывать несколько классов.
9.90. В принципе товарный знак должен использоваться в зарегистрированной форме. Однако Парижская конвенция в своей статье 5 С(2) предусматривает, что «применение товарного знака его владельцем в такой форме, которая отличается от зарегистрированной (...) лишь отдельными элементами, не изменяющими отличительного характера знака, не влечет за собой признания недействительности регистрации и не ограничивает охрану, предоставленную знаку». То же самое предусматривается в разделе 30(3) Типового закона.
9.91. Словесные знаки могут использоваться с применением любой формы, гарнитуры или цвета шрифта и в сочетании с дополнительными элементами (фирменные наименования, описательные термины), при условии что зарегистрированный знак сохраняет свой отличительный характер. Если словесный знак и изобразительный знак зарегистрированы отдельно, но используются всегда вместе, такое использование достаточно для цели охраны зарегистрированных товарных знаков.
9.92. Национальные законодательства большинства стран допускают использование, осуществляемое самим владельцем товарного знака или третьим лицом с согласия владельца. Иногда такое использование третьими лицами оформлено надлежащим образом. Если закон о товарных знаках требует официально оформленного соглашения и если соглашение является юридически недействительным согласно закону о недобросовестной конкуренции или другим нормам, таким, как правила производства пищевых товаров и лекарственных препаратов, достаточным должно быть то, что третье лицо наделено правом эффективно и неподдельно пользоваться знаком от имени владельца товарного знака, независимо от того, является или нет соглашение юридически действительным.
(с) Последствия неиспользования
9.93. Основным последствием неоправданного неиспользования является то, что регистрация открыта для аннулирования по ходатайству лица, имеющего законный интерес. Более того, существует тенденция требовать от зарегистрированного владельца, чтобы он доказал использование, поскольку заинтересованному третьему лицу очень трудно доказать неиспользование. В интересах удаления «балласта» из реестра такой поворот бремени доказывания оправдан.
9.94. Бремя доказывания должно ложиться на владельца товарного знака не только в судопроизводстве по аннулированию регистрации, но также в любых иных делопроизводствах, в которых владельцу инкриминируется извлечение выгоды из его права на неиспользуемый товарный знак (процедура опротестования, иск по правонарушению).
9.95. Однако для продления регистрации товарного знака представление какого-либо доказательства в использовании не требуется. Это может создать административные осложнения, которые излишни ввиду того, что заинтересованное лицо может вообще в любое время принять соответствующие меры против регистрации неиспользуемого товарного знака.
9.96. Неиспользование не всегда приводит к признанию недействительным права на товарный знак. Неиспользование может быть оправдано при наличии непреодолимой силы и любого иного обстоятельства, возникшего не по вине или небрежности со стороны владельца знака, такого, как импортные ограничения или особые условия, регулируемые общим правом в пределах страны.
(d) Надлежащее использование товарных знаков
9.97. Неиспользование может привести к потере прав на товарные знаки. Однако ненадлежащее использование может иметь тот же самый результат. Знак может стать объектом исключения из реестра, если зарегистрированный владелец спровоцировал или допустил его превращение в родовое наименование для одного или более товаров или услуг, в отношении которых зарегистрирован знак, так что в коммерческих кругах и в глазах общественности его значение как знака потеряно.
9.98. Причиной превращения знака в родовое наименование, как правило, могут быть два фактора: а именно, ненадлежащее его использование владельцем, провоцирующее превращение знака в родовой термин, и ненадлежащее использование третьими лицами, допущенное владельцем.
9.99. Для того чтобы избежать ненадлежащего использования, любое лицо в компании, владеющей товарным знаком, которое занято рекламированием или преданием гласности фирменного знака, должно соблюдать некоторые правила.
9.100. Основным правилом является то, что товарный знак не должен использоваться в качестве или вместо обозначения (дезигнации) товара. Путем систематического использования дезигнации товара в дополнение к товарному знаку владелец явно информирует покупателей о том, что знак идентифицирует специфический товар, представляющий определенную группу товаров. Это особенно важно, если владелец товарного знака разработал совершенно новый товар, который вначале является единственным в данной группе. Такие товарные знаки, как FRIDGIDAIRE (название, используемое для некоторых типов холодильников), GELLOPHANE (целлофан) и LINOLEUM (линолеум), стали родовыми терминами, так как каждый из них был единственным товаром в своей группе, а их владельцы не дали этой группе никакого дополнительного названия. Когда в 1938 г. был разработан кофе мгновенного приготовления, также называемый растворимым кофе, первый товар, реализуемый на рынке компанией, разработавшей этот товар, назывался NESCAFE Однако с самого начала на его этикетках компания систематически использовала дезигнацию товара, такую, как «кофе мгновенного приготовления» или «растворимый кофе».
9.101. Второе важное правило заключается в том, что товарные знаки всегда должны использоваться как качественные (истинные) имена прилагательные и никогда — как имена существительные, другими словами, товарный знак не должен употребляться с артиклем, в притяжательном падеже и во множественной форме. Было бы неправильно говорить о NESCAFE’s (кофейный запах NESCAFE) или о трех NESCAFES вместо трех сортов NESCAFE .
9.102. Кроме того, всегда целесообразно выдвигать товарный знак на первый план, то есть делать так, чтобы он выделялся из своего окружения.
9.103. Наконец, товарный знак должен быть обозначен как таковой посредством указания на то, что он зарегистрирован. Только некоторые законодательства предусматривают такие указания, а их обязательное использование на товарах не предусматривается статьей 5В Парижской конвенции. Закон о товарных знаках в США допускает замену полного указания (такого, как «зарегистрирован в Ведомстве США по патентам и товарным знакам») на символ ®. С годами этот символ распространился по всему миру и стал общепринятым символом зарегистрированного товарного знака. Его использование рекомендуется для товарных знаков в качестве предупреждения конкурентам не предпринимать никаких действий, которые нарушили бы права владельца знака.
9.104. Однако недостаточно просто следовать этим правилам: владелец товарного знака должен также обеспечить, чтобы третьи стороны и любые лица не использовали его знак неправомочно. Особенно важно, чтобы товарный знак не использовался в качестве или вместо описания товара в словарях, официальных изданиях, журналах и т. д.
9.105. Потребители склонны пользоваться общеизвестными знаками для обозначения товаров. Многие потребители во всем мире называют быстрорастворимый кофе NESCAFE. В сущности, владелец товарного знака может гордиться таким использованием, так как оно показывает силу его знака. Однако чем более известным является знак, тем больше опасность его превращения в родовой термин. Вот почему в подобных случаях так важно, чтобы компании проводили очень твердую политику надлежащего использования со своей собственной стороны и вмешивались в дела третьих лиц (иных, нежели потребители) в случае злоупотребления. В соответствии с общепринятыми нормами общего и процессуального права превращение товарного знака в родовой термин происходит лишь в том случае, если коммерческие круги и потребители вообще привыкли использовать обозначение в качестве родового термина. Например, владельцы товарного знака NESCAFE традиционно применяли такую политику, в результате чего этот товарный знак, являющийся одним из наиболее известных в мире, остался охраняемым товарным знаком, пользующимся сильной охраной, несмотря на привычку многих потребителей называть быстрорастворимый кофе NESCAFE Другим примером товарного знака подобного типа, возможно наиболее известного товарного знака в мире, который продолжает пользоваться сильной охраной, является СОСА-СОLА.
Литература к разделу F:
Международное бюро ВОИС. Введение в законодательство о торговых знаках и практику их использования (второй выпуск). WIРО, Риb. Nо. 653(Е) (1993).
- Введение
- Содержание
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности 144
- Глава 7. Патенты 144
- Глава 8. Авторские и смежные права 179
- Глава 9. Товарные знаки 214
- Глава 10. Промышленные образцы 260
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав 509
- В. Авторские и смежные права
- С. Патенты и родственные понятия
- D. Промышленные образцы
- Е. Товарные знаки, фирменные наименования и географические указания
- F. Недобросовестная конкуренция
- Глава 2. История и эволюция промышленной собственности а. История и эволюция патентов
- 2.1. В истории и эволюции патентов выделяются три важных периода:
- В. История и эволюция товарных знаков
- С. История и эволюция авторского права
- Глава 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности...
- Глава 3
- А. Всемирная организация интеллектуальной собственности (воис)
- В. Программы сотрудничества в целях развития воис
- В. Промышленная собственность и развитие
- С. Авторские права и развитие
- Глава 5. Лицензирование и передача технологий а. Введение
- В. Передача и приобретение технологий на коммерческой основе
- С. Переговоры по лицензионным договорам
- Е. Виды лицензий на интеллектуальную собственность
- F. Государственный контроль за лицензионными договорами
- Глава 6. Роль информации и документации о промышленной собственности...
- Глава 6
- А. Роль информации о промышленной собственности в передаче технологии
- В. Виды патентной документации
- С. Содержание патентной документации
- D. Новые технологии для обеспечения хранения и доступа к информции о промышленной собственности
- Е. Статистика о патентных документах как источник технологической информации
- F. Международная патентная классификация (мпк)
- G. Система европейской патентной информации и документации (epidos). Международный центр патентной документации (inpadoc)
- Н. Система капри
- I. Программа поиска на определение уровня техники
- J. Центры патентной информации в развивающихся странах
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности глава 7. Патенты а. Введение
- В. Условия патентоспособности
- С. Оформление и подача заявки на изобретение
- D. Экспертиза заявки на изобретение
- Е. Нарушение патентных прав
- F. Использование запатентованного изобретения
- G. Принудительные лицензии
- H. Полезные модели
- Глава 8. Авторские и смежные права
- Глава 8
- А. Введение
- В. Охрана авторских прав
- С. Объект авторского права
- D. Права, охватываемые авторским правом
- Е. Смежные права
- F. Субъекты авторского права
- G. Ограничения авторского права
- Н. Пиратство и иные нарушения
- I. Средства судебной защиты
- 3. Охрана произведений народного творчества
- Глава 9. Товарные знаки
- Глава 9
- А. Введение
- В. Определения
- С. Обозначения, которые могут служить в качестве товарных знаков
- D. Критерии охраноспособности
- Е. Охрана прав на товарные знаки
- F. Условия использования
- G. Регистрация товарных знаков
- Н. Исключение товарного знака из реестра
- I. Права, вытекающие из регистрации товарных знаков
- J. Нарушение права на товарный знак, контрафакция и подделка этикеток и упаковки
- К. Изменение в праве собственности
- L. Предоставление лицензии на использование товарного знака
- М. Фирменные наименования
- Глава 10. Промышленные образцы
- Глава 10
- А. Введение
- В. Эволюция правовой охраны промышленных образцов
- С. Правовая охрана промышленных образцов
- D. Права на промышленные образцы
- Е. Связь с авторскими правами
- Глава 11. Географические указания
- Глава 11
- А. Введение
- В. Охрана географических указаний на национальном уровне
- С. Охрана географических указаний на международном уровне посредством многосторонних договоров
- D. Охрана географических указаний на международном уровне в силу положений двусторонних соглашений
- Глава 12. Защита от недобросовестной конкуренции
- Глава 12
- А. Введение
- В. Необходимость защиты
- С. Правовая основа защиты
- D. Акты недобросовестной конкуренции
- Глава 13. Коммерческая концессия
- Глава 13
- А. Введение
- В. Сравнительная характеристика соглашения о розничной продаже, стандартного лицензионного соглашения и договора коммерческой концессии
- С. Типы коммерческой концессии
- D. Структурные формы коммерческой концессии
- Е. Типовые положения договора коммерческой концессии
- Глава 14. Коммерческое использование персонажей
- Глава 14
- А. Понятие персонажа
- Часть IV. Обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности глава 15. Обеспечение защиты прав на промышленную собственность, авторские и смежные права... А. Введение
- В. Общие положения по обеспечению защиты прав на промышленную собственность
- С. Обеспечение защиты патентных прав
- D. Обеспечение защиты авторских и смежных прав
- Е. Деятельность воис по обеспечению защиты прав
- F. Положения по обеспечению защиты прав в соглашении trips
- Глава 16. Судебные процессы, касающиеся интеллектуальной собственности
- Глава 16
- А. Введение
- В. Обзор решений, принимаемых ведомствами по промышленной собственности
- С. Судебные дела по нарушениям
- Глава 17. Арбитражное урегулирование споров, касающихся интеллектуальной собственности
- Глава 17
- А. Альтернативное урегулирование споров
- В. Обеспечение защиты прав в международном контексте
- С. Арбитражный центр воис
- Часть V. Международные договоры и конвенции в области интеллектуальной собственности глава 18. Парижская конвенция по охране промышленной собственности а. Исторический обзор
- В. Основные положения
- С. Административные и финансовые положения
- Глава 19. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений а. История вопроса
- В. Основные положения
- С. Парижский акт бернской конвенции
- D. Административные функции
- Е. Развивающиеся страны и бернская конвенция
- Глава 20. Договор о патентной кооперации а. Введение
- В. Функционирование системы рст
- С. Преимущества системы рст
- Глава 21. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков... И протокол к мадридскому соглашению а. Введение
- В. Принцип международной регистрации
- С. Процедура регистрации
- D. Действия международной регистрации
- Е. Отказ в предоставлении охраны
- F. Изменения, затрагивающие международную регистрацию
- G. Продление
- Н. Уведомления, направляемые национальным ведомствам, и публикации
- I. Протокол к мадридскому соглашению о международной регистрации знаков («мадридский протокол»)
- Глава 22. Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов а. Введение
- В. Принцип международного депонирования
- С. Основные положения гаагского соглашения
- D. Преимущества присоединения к гаагскому соглашению
- Глава 23. Договор о законах по товарным знакам а. Введение
- В. Положения договора
- Глава 24. Конвенции по классификации а. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
- В. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков
- С. Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов
- Глава 25. Международная конвенция по охране прав исполнителей... Создателей фонограмм и организации эфирного вещания («римская конвенция»)
- А. Эволюция римской конвенции
- В. Взаимосвязь между охраной смежных прав и авторским правом
- С. Основной принцип охраны по римской конвенции: национальный режим
- D. Субъекты охраны
- Е. Минимальный уровень охраны, требуемый конвенцией
- F. Положения, предусматривающие дискреционное регулирование осуществления прав
- G. Ограничения
- Н. Срок охраны
- I. Ограничение формальных процедур
- J. Осуществление римской конвенции
- К. Римская конвенция и развивающиеся страны
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав а. Специальные конвенции
- В. Цели и задачи специальных конвенций
- С. Основные характеристики специальных конвенций
- D. Материально-правовые положения конвенции по фонограммам
- Е. Материально-правовые положения конвенции по спутникам
- F. Конвенции по фонограммам и спутникам и развивающиеся страны
- Глава 27. Международная конвенция по охране селекционных достижений а. Введение
- С. Акт 1991 года конвенции upov
- D. Последние события
- Глава 28. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность («trips») а. Введение
- В. Общие положения, основные принципы и заключительные положения (части I и VII)
- С. Стандарты, относящиеся к наличию, объему и использованию прав интеллектуальной собственности (часть II)
- D. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности (часть III)
- Е. Приобретение и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности и относящиеся к ним процедуры (часть IV)
- F. Предотвращение и урегулирование споров (часть V)
- Часть VI Управление интеллектуальной собственностью и обучение праву интеллектуальной собственности глава 29. Управление промышленной собственностью а. Введение
- В. Административная структура ведомства промышленной собственности
- С. Патентное ведомство
- D. Ведомство товарных знаков
- Е. Ведомство промышленных образцов
- F. Межправительственное сотрудничество
- G. Государственная поддержка изобретательской деятельности
- Глава 30 управление авторскими правами а. Инфраструктура для реализации авторских прав a Введение
- В. Коллективное управление авторскими правами
- Глава 31 поверенный по патентам и товарным знакам а. Введение
- В. Функции патентного поверенного
- С. Патентные поверенные на предприятиях
- Е. Функции поверенного по товарным знакам
- F. Требования к подготовке патентного поверенного
- Глава 32. Обучение праву интеллектуальной собственности а. Введение
- В. Программы обучения в области интеллектуальной собственности
- С. Выбор курсов по интеллектуальной собственности
- D. Отбор материалов и написание учебных планов
- Е. Методика преподавания и стратегия обучения
- F. Контакты между преподавателями и научными работниками
- G. Роль преподавателей в законодательном процессе
- Н. Исследовательские институты в области интеллектуальной собственности
- I. Заключение
- Часть VII. Новое в интеллектуальной собственности глава 33. Охрана новых технологических объектов а. Компьютерные программы
- В. Биотехнология
- С. Интегральные микросхемы
- D. Репрография
- Е. Новая техника связи
- F. Цифровые системы распространения
- Глава 34. Предлагаемые международные договора и соглашения а. Проект договора о патентных законах
- В. Проект протокола к бернской конвенции и новый возможный правовой акт об охране прав исполнителей и производителей
- С. Пересмотр гаагского соглашения относительно международного депонирования промышленных образцов
- D. Проект договора воис по урегулированию споров между государствами в области интеллектуальной собственности