В. Определения
(а) Товарные знаки
9.5. «Товарный знак представляет собой любое обозначение, которое индивидуализирует товары данного предприятия и помогает отличать их от товаров его конкурентов». Это определение включает в себя два аспекта, иногда упоминаемых как различные функции товарного знака, которые однако являются взаимозависимыми и в практических целях всегда должны рассматриваться совместно.
9.6. В целях индивидуализации товара для потребителя товарный знак должен указывать на его происхождение. Это не означает, что он должен информировать потребителя о действительном производителе данного товара или даже о том лице, которое его сбывает: на самом деле потребитель часто не знает имени производителя, еще меньше он знает о географическом местонахождении предприятия, на котором изготовлен этот товар. Товарному знаку вовсе не обязательно выполнять свою функцию указания о происхождении. Достаточно, чтобы потребитель смог доверять данному предприятию, не обязательно известного ему, которое отвечает за товар, продаваемый с товарным знаком.
9.7. Описанная выше функция указания о происхождении предполагает, что товарный знак способен отличать товары данного предприятия от товаров других предприятий; и только тогда товарный знак выполняет свою функцию указания о происхождении, когда он позволяет потребителю отличать товар, продаваемый с этим знаком, от товаров других предприятий, предлагаемых на рынке. Это показывает, что функция отличительная и функция указания о происхождении на самом деле не могут быть разделены. На практике любое лицо может даже просто положиться на отличительную функцию товарного знака и определить его как «Обозначение, которое служит для того, чтобы отличать товары одного предприятия от товаров других предприятий».
9.8. Это — подход, который определен разделом 1(1)(а) Типового закона ВОИС для развивающихся стран о знаках, фирменных наименованиях и актах недобросовестной конкуренции 1967 г. («Типовой закон»).
(b) Знаки обслуживания
9.9. В современной торговле потребители сталкиваются не только с большим ассортиментом товаров всех типов, но также с возрастающим разнообразием услуг, которые все чаще и чаще предлагаются в национальном и даже международном масштабе. Вот почему существует также потребность в обозначениях, которые дают возможность потребителям сделать выбор среди различных служб, таких, как страховые компании, фирмы по прокату автомобилей, авиалинии и т.д. Эти обозначения называются знаками обслуживания, и они выполняют в основном ту же функцию указания о происхождении и отличительную функцию в отношении услуг, что и товарные знаки в отношении товаров. Общепринято, что необходимость в охране знаков обслуживания существует в той же мере, что и для товарных знаков, и современное законодательство в области товарных знаков предоставляет охрану знакам для услуг так же, как и знакам, идентифицирующим товары.
9.10. Поскольку знаки обслуживания представляют собой обозначения, по характеру очень сходные с товарными знаками, то к ним могут применяться в основном одинаковые критерии, за счет чего охрана знаков обслуживания иногда вводится путем очень краткого дополнения к существующему законодательству о товарных знаках, которое просто предусматривает применение к знакам обслуживания, mutatis mutandis, положений по охране товарных знаков.
9.11. Из приведенной выше нормы следует, что знаки обслуживания можно регистрировать, а регистрацию продлевать и аннулировать тем же самым путем, что и в отношении товарных знаков; более того, их можно уступать и лицензировать на тех же самых условиях. Поэтому правила, разработанные для товарных знаков, применяются, в принципе, в равной мере к знакам обслуживания.
(с) Коллективные знаки и сертификационные знаки
9.12. Товарные знаки обычно идентифицируют отдельные предприятия, указывая на происхождение маркированных товаров или услуг. Некоторые страны предусматривают регистрацию коллективных и сертификационных знаков, которые используются для указания объединения предприятий, применяющих знак, или которые касаются устанавливаемых стандартов, которым соответствуют товары, с которыми знак используется.
9.13. Ниже приведены общие отличительные признаки в релевантных положениях национального законодательства по этой тематике.
(i) Коллективные знаки
9.14. Коллективным знаком может владеть коллектив, который сам не пользуется коллективным знаком, но члены которого могут использовать коллективный знак; обычно коллектив создается с целью обеспечить соблюдение его членами определенных стандартов качества; члены могут пользоваться коллективным знаком, если они соблюдают условия, закрепленные в уставе, касающемся использования коллективного знака. Таким образом, назначение коллективного знака состоит в том, чтобы информировать публику о некоторых особых свойствах товара, для которого используется коллективный знак. Предприятие, наделенное правом применять коллективный знак, кроме того, может также пользоваться своим собственным товарным знаком.
9.15. Устав, касающийся использования коллективного знака, обычно следует прилагать к заявке на регистрацию коллективного знака, и о любых изменениях к уставу необходимо извещать Ведомство по товарным знакам. В нескольких странах (например, Германии, Финляндии, Норвегии, Швеции и Швейцарии) регистрация коллективного знака может быть аннулирована, если такой знак используется вопреки положениям устава или таким образом, что это вводит в заблуждение общественность. Поэтому коллективные знаки играют важную роль в защите потребителей от возможного введения в заблуждение.
9.16. Парижская конвенция содержит положения по коллективным знакам в статье 7bis. Эти положения, в частности, обязывают принимать коллективные знаки к регистрации и охране в странах иных, нежели страна, в которой основан коллектив, владеющий коллективным знаком. Это означает, что в охране не может быть отказано, когда указанный коллектив не основан в соответствии с законодательством страны, в которой испрашивается охрана. С другой стороны, в Конвенции ясно указаны права каждого государства-участника определять свои собственные условия охраны и отказывать в охране, если коллективный знак противоречит публичным интересам.
(ii) Сертификационные знаки
9.17. Сертификационный знак может быть использован только в соответствии с установленными стандартами. Основное различие между коллективными знаками и сертификационными знаками состоит в том, что первыми могут пользоваться только определенные предприятия, например члены коллектива, который владеет коллективным знаком, тогда как последними может пользоваться любое лицо, которое соблюдает установленные стандарты. Таким образом, пользователи коллективного знака образуют «клуб», тогда как в отношении сертификационных знаков применяется принцип «предприятия, принимающего на работу не только членов профсоюза».
9.18. Важным условием регистрации сертификационного знака является то, чтобы экономическая единица, испрашивающая регистрацию, была «компетентна удостоверять» те или иные товары. Поэтому владелец сертификационного знака должен быть представителем той продукции, к которой применяется сертификационный знак. Это является важной гарантией защиты общественности от практики введения в заблуждение.
9.19. Определение «сертификационного знака» не одинаково во всех странах. В США, например, сертификационный знак может быть использован не любым лицом, которое соблюдает установленные стандарты, а лишь теми предприятиями, которые уполномочены владельцем сертификационного знака использовать этот знак. Следовательно, в США различие между сертификационным знаком и коллективным знаком менее выражено, чем в других странах; оно относится лишь к назначению этих двух типов знаков: сертификационный знак указывает на определенные стандарты товаров или услуг, тогда как коллективный знак на принадлежность его пользователей к конкретной организации.
Литература к разделу В:
Международное бюро ВОИС. Введение в законодательство о товарных знаках и практику их использования (второй выпуск). WIPO, Риb. Nо. 653(Е) (1993).
Международное бюро ВОИС. Сравнительное законодательство о товарных знаках. ВТМС/1, ВТМС/4 Rev, ВТМС/6.
- Введение
- Содержание
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности 144
- Глава 7. Патенты 144
- Глава 8. Авторские и смежные права 179
- Глава 9. Товарные знаки 214
- Глава 10. Промышленные образцы 260
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав 509
- В. Авторские и смежные права
- С. Патенты и родственные понятия
- D. Промышленные образцы
- Е. Товарные знаки, фирменные наименования и географические указания
- F. Недобросовестная конкуренция
- Глава 2. История и эволюция промышленной собственности а. История и эволюция патентов
- 2.1. В истории и эволюции патентов выделяются три важных периода:
- В. История и эволюция товарных знаков
- С. История и эволюция авторского права
- Глава 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности...
- Глава 3
- А. Всемирная организация интеллектуальной собственности (воис)
- В. Программы сотрудничества в целях развития воис
- В. Промышленная собственность и развитие
- С. Авторские права и развитие
- Глава 5. Лицензирование и передача технологий а. Введение
- В. Передача и приобретение технологий на коммерческой основе
- С. Переговоры по лицензионным договорам
- Е. Виды лицензий на интеллектуальную собственность
- F. Государственный контроль за лицензионными договорами
- Глава 6. Роль информации и документации о промышленной собственности...
- Глава 6
- А. Роль информации о промышленной собственности в передаче технологии
- В. Виды патентной документации
- С. Содержание патентной документации
- D. Новые технологии для обеспечения хранения и доступа к информции о промышленной собственности
- Е. Статистика о патентных документах как источник технологической информации
- F. Международная патентная классификация (мпк)
- G. Система европейской патентной информации и документации (epidos). Международный центр патентной документации (inpadoc)
- Н. Система капри
- I. Программа поиска на определение уровня техники
- J. Центры патентной информации в развивающихся странах
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности глава 7. Патенты а. Введение
- В. Условия патентоспособности
- С. Оформление и подача заявки на изобретение
- D. Экспертиза заявки на изобретение
- Е. Нарушение патентных прав
- F. Использование запатентованного изобретения
- G. Принудительные лицензии
- H. Полезные модели
- Глава 8. Авторские и смежные права
- Глава 8
- А. Введение
- В. Охрана авторских прав
- С. Объект авторского права
- D. Права, охватываемые авторским правом
- Е. Смежные права
- F. Субъекты авторского права
- G. Ограничения авторского права
- Н. Пиратство и иные нарушения
- I. Средства судебной защиты
- 3. Охрана произведений народного творчества
- Глава 9. Товарные знаки
- Глава 9
- А. Введение
- В. Определения
- С. Обозначения, которые могут служить в качестве товарных знаков
- D. Критерии охраноспособности
- Е. Охрана прав на товарные знаки
- F. Условия использования
- G. Регистрация товарных знаков
- Н. Исключение товарного знака из реестра
- I. Права, вытекающие из регистрации товарных знаков
- J. Нарушение права на товарный знак, контрафакция и подделка этикеток и упаковки
- К. Изменение в праве собственности
- L. Предоставление лицензии на использование товарного знака
- М. Фирменные наименования
- Глава 10. Промышленные образцы
- Глава 10
- А. Введение
- В. Эволюция правовой охраны промышленных образцов
- С. Правовая охрана промышленных образцов
- D. Права на промышленные образцы
- Е. Связь с авторскими правами
- Глава 11. Географические указания
- Глава 11
- А. Введение
- В. Охрана географических указаний на национальном уровне
- С. Охрана географических указаний на международном уровне посредством многосторонних договоров
- D. Охрана географических указаний на международном уровне в силу положений двусторонних соглашений
- Глава 12. Защита от недобросовестной конкуренции
- Глава 12
- А. Введение
- В. Необходимость защиты
- С. Правовая основа защиты
- D. Акты недобросовестной конкуренции
- Глава 13. Коммерческая концессия
- Глава 13
- А. Введение
- В. Сравнительная характеристика соглашения о розничной продаже, стандартного лицензионного соглашения и договора коммерческой концессии
- С. Типы коммерческой концессии
- D. Структурные формы коммерческой концессии
- Е. Типовые положения договора коммерческой концессии
- Глава 14. Коммерческое использование персонажей
- Глава 14
- А. Понятие персонажа
- Часть IV. Обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности глава 15. Обеспечение защиты прав на промышленную собственность, авторские и смежные права... А. Введение
- В. Общие положения по обеспечению защиты прав на промышленную собственность
- С. Обеспечение защиты патентных прав
- D. Обеспечение защиты авторских и смежных прав
- Е. Деятельность воис по обеспечению защиты прав
- F. Положения по обеспечению защиты прав в соглашении trips
- Глава 16. Судебные процессы, касающиеся интеллектуальной собственности
- Глава 16
- А. Введение
- В. Обзор решений, принимаемых ведомствами по промышленной собственности
- С. Судебные дела по нарушениям
- Глава 17. Арбитражное урегулирование споров, касающихся интеллектуальной собственности
- Глава 17
- А. Альтернативное урегулирование споров
- В. Обеспечение защиты прав в международном контексте
- С. Арбитражный центр воис
- Часть V. Международные договоры и конвенции в области интеллектуальной собственности глава 18. Парижская конвенция по охране промышленной собственности а. Исторический обзор
- В. Основные положения
- С. Административные и финансовые положения
- Глава 19. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений а. История вопроса
- В. Основные положения
- С. Парижский акт бернской конвенции
- D. Административные функции
- Е. Развивающиеся страны и бернская конвенция
- Глава 20. Договор о патентной кооперации а. Введение
- В. Функционирование системы рст
- С. Преимущества системы рст
- Глава 21. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков... И протокол к мадридскому соглашению а. Введение
- В. Принцип международной регистрации
- С. Процедура регистрации
- D. Действия международной регистрации
- Е. Отказ в предоставлении охраны
- F. Изменения, затрагивающие международную регистрацию
- G. Продление
- Н. Уведомления, направляемые национальным ведомствам, и публикации
- I. Протокол к мадридскому соглашению о международной регистрации знаков («мадридский протокол»)
- Глава 22. Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов а. Введение
- В. Принцип международного депонирования
- С. Основные положения гаагского соглашения
- D. Преимущества присоединения к гаагскому соглашению
- Глава 23. Договор о законах по товарным знакам а. Введение
- В. Положения договора
- Глава 24. Конвенции по классификации а. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
- В. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков
- С. Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов
- Глава 25. Международная конвенция по охране прав исполнителей... Создателей фонограмм и организации эфирного вещания («римская конвенция»)
- А. Эволюция римской конвенции
- В. Взаимосвязь между охраной смежных прав и авторским правом
- С. Основной принцип охраны по римской конвенции: национальный режим
- D. Субъекты охраны
- Е. Минимальный уровень охраны, требуемый конвенцией
- F. Положения, предусматривающие дискреционное регулирование осуществления прав
- G. Ограничения
- Н. Срок охраны
- I. Ограничение формальных процедур
- J. Осуществление римской конвенции
- К. Римская конвенция и развивающиеся страны
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав а. Специальные конвенции
- В. Цели и задачи специальных конвенций
- С. Основные характеристики специальных конвенций
- D. Материально-правовые положения конвенции по фонограммам
- Е. Материально-правовые положения конвенции по спутникам
- F. Конвенции по фонограммам и спутникам и развивающиеся страны
- Глава 27. Международная конвенция по охране селекционных достижений а. Введение
- С. Акт 1991 года конвенции upov
- D. Последние события
- Глава 28. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность («trips») а. Введение
- В. Общие положения, основные принципы и заключительные положения (части I и VII)
- С. Стандарты, относящиеся к наличию, объему и использованию прав интеллектуальной собственности (часть II)
- D. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности (часть III)
- Е. Приобретение и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности и относящиеся к ним процедуры (часть IV)
- F. Предотвращение и урегулирование споров (часть V)
- Часть VI Управление интеллектуальной собственностью и обучение праву интеллектуальной собственности глава 29. Управление промышленной собственностью а. Введение
- В. Административная структура ведомства промышленной собственности
- С. Патентное ведомство
- D. Ведомство товарных знаков
- Е. Ведомство промышленных образцов
- F. Межправительственное сотрудничество
- G. Государственная поддержка изобретательской деятельности
- Глава 30 управление авторскими правами а. Инфраструктура для реализации авторских прав a Введение
- В. Коллективное управление авторскими правами
- Глава 31 поверенный по патентам и товарным знакам а. Введение
- В. Функции патентного поверенного
- С. Патентные поверенные на предприятиях
- Е. Функции поверенного по товарным знакам
- F. Требования к подготовке патентного поверенного
- Глава 32. Обучение праву интеллектуальной собственности а. Введение
- В. Программы обучения в области интеллектуальной собственности
- С. Выбор курсов по интеллектуальной собственности
- D. Отбор материалов и написание учебных планов
- Е. Методика преподавания и стратегия обучения
- F. Контакты между преподавателями и научными работниками
- G. Роль преподавателей в законодательном процессе
- Н. Исследовательские институты в области интеллектуальной собственности
- I. Заключение
- Часть VII. Новое в интеллектуальной собственности глава 33. Охрана новых технологических объектов а. Компьютерные программы
- В. Биотехнология
- С. Интегральные микросхемы
- D. Репрография
- Е. Новая техника связи
- F. Цифровые системы распространения
- Глава 34. Предлагаемые международные договора и соглашения а. Проект договора о патентных законах
- В. Проект протокола к бернской конвенции и новый возможный правовой акт об охране прав исполнителей и производителей
- С. Пересмотр гаагского соглашения относительно международного депонирования промышленных образцов
- D. Проект договора воис по урегулированию споров между государствами в области интеллектуальной собственности