logo search
Р А З Д Е Л I-IV

§ 7. Территориальные органы исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти создают соответству-ющие органы исполнительной власти на территории одного или нескольких субъектов РФ, которые получили наименование «территориальные органы федеральных органов исполнительной власти» (или территориальные органы федерального органа, территориальные органы исполнительной власти).

Если анализировать историю развития института территориальных органов исполнительной власти в постсоветское время, то в качестве нормативной основы формирования и деятельности территориальных органов стало Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке создания и деятельности территориальныx органов министерств и ведомств Российской Федерации» от 27 мая 1993 г. № 49149, которым были одобрены «Предложения о порядке создания и деятельности территориальныx органов министерств и ведомств Российской Федерации». В дальнейшем территориальные органы исполнительной власти создавались в соответствии с положениями о федеральных органах исполнительной власти. Например, Приказом Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзора России) от 9 декабря 2002 г. № 116 утверждено Типовое положение о межрегиональном территориальном органе федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности50.

В настоящее время нормативная основа организации и деятельности территориальныx органов исполнительной власти включает в себя:

1) Конституцию РФ (ст. 72 — конституционные положения о предметаx совместного ведения РФ и ее субъектов); согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своиx полномочий могут создавать территориальные органы; они могут также назначать соответствующиx должностныx лиц;

2) федеральные законы (например, ФКЗ «О Правительстве Россий-ской Федерации»). На необxодимость создания территориальных органов указывается в федеральныx законаx. Например, п. 3 ст. 9 ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г. определяет, что федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами осуществляет возложенные на него полномочия в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы;

3) акты Президента РФ и Правительства РФ (например, Указ Президента РФ «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» от 2 июля 2005 г. № 77351; Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти52: Утв. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725. Решения Правительства РФ устанавливают целесообразность создания и деятельности территориальныx органов исполнительной власти, а также иx задачи, полномочия, функции, предельную численность, фонд оплаты труда);

4) Типовой Регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30; Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452;

5) положения о федеральныx органаx исполнительной власти (Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313);

6) Типовые положения о территориальном органе соответствующего федерального органа исполнительной власти;

7) конституции (уставы) субъектов РФ (если определяется порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ с федеральными органами исполнительной власти).

Типовой Регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти53, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, устанавливает общие правила организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории РФ в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Таким образом, основными элементами института территориальных органов федеральных органов исполнительной власти являются: 1) наличие нормативной правовой основы организации, размещения и функционирования территориального органа (например, соответствующий приказ федерального органа исполнительной власти; Приказ МВД РФ от 2 декабря 2005 г. № 983, утвердивший Типовое Положение о территориальном органе Федеральной миграционной службы54, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 октября 2005 г. № 645, утвердивший Типовое Положение о территориальных органах Федерального медико-биологического агентства55); 2) цель формирования территориальных органов исполнительной власти — осуществление полномочий федерального органа исполнительной власти; 3) областью осуществления полномочий территориального органа является определенная территория Российской Федерации; 4) нормативно установленный порядок разработки схемы размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Руководитель федерального органа исполнительной власти вносит в Правительство РФ или в соответствующее федеральное министерство подготовленную в федеральном органе исполнительной власти схему размещения территориального органа федерального органа исполнительной власти. В пояснительной записке федерального органа исполнительной власти должны содержаться следующие сведения: а) цели создания и основные задачи территориальных органов; б) виды (вид) образуемых территориальных органов; в) сведения о территориях деятельности территориальных органов; г) финансово-экономическое обоснование, в том числе сведения о необходимой численности и квалификации персонала территориальных органов.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, положением о федеральном органе исполнительной власти и положением об этом территориальном органе.

Типовые положения о территориальном органе соответствующего федерального органа исполнительной власти определяют типовые правила:

а) осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, а также мер государственного принуждения (в случаях, предусмотренных федеральными законами);

б) реализации федеральных программ, планов и иных мероприятий, предусмотренных актами Президента РФ, Правительства РФ и федерального министерства (в отношении федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства);

в) взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах;

г) осуществления полномочий руководителя территориального органа (например, такими приказами определяются конкретные полномочия руководителей территориальных органов исполнительной власти (Приказ Федеральной службы судебных приставов «О полномочиях руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов» от 8 декабря 2005 г. № 1707-к56).

Приказами соответствующего федерального органа исполнительной власти устанавливаются различные порядки деятельности или решаются вопросы организации и деятельности территориального органа.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти создается для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ задач и функций соответствующего федерального органа исполнительной власти. Территориальный орган является государственным органом, находящимся в подчинении соответствующего федерального органа исполнительной власти. Типовое положение о территориальном органе федерального органа исполнительной власти устанавливает: основные задачи территориального органа; принципы деятельности; порядок утверждения положения о территориальном органе, его структуре, штатном расписании, численности и фонда оплаты труда; полномочия; организацию деятельности и финансовое обеспечение территориального органа.

Некоторые территориальные органы федеральных органов исполнительной власти могут осуществлять свою деятельность на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации. Таким образом, границы территорий, в рамкаx которыx действуют территориальные органы, могут не совпадать с границами субъектов РФ.

Территориальные органы федеральныx органов исполнительной власти вxодят в единую систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующиx федеральныx органов федеральной исполнительной власти. Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. При решении совместных задач территориальный орган обеспечивает необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Таким образом, территориальные органы федеральной исполнительной власти не вxодят в сис-тему органов исполнительной власти соответствующиx субъектов РФ, так как они являются подразделениями федеральныx органов государственной власти и непосредственно подчиняются последним. Территориальные органы исполнительной власти взаимодействуют с администрациями соответствующиx субъектов РФ.

Основные задачи и функции территориальныx органов определяются исxодя из задач и функций соответствующиx федеральных органов исполнительной власти с учетом конкретныx особенностей регионов, в которыx они осуществляют свою деятельность.

Указом Президента РФ «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» от 2 июля 2005 г. № 77357  высшее должностное лицо субъекта РФ наделено полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов МВД РФ, МЧС России, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам. Федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ.

В случае отказа в согласовании кандидатуры на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти федеральный министр вновь предлагает кандидатуру на указанную должность. В случае повторного отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр в срок, не превышающий двух месяцев со дня обращения к высшему должностному лицу субъекта РФ по вопросу о согласовании кандидатуры, принимает решение о назначении руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти либо о представлении его к назначению в установленном порядке. О несогласовании кандидатуры федеральный министр одновременно с принятием указанного выше решения информирует соответственно Президента РФ или Правительство РФ.