logo search
С

30.4. Управление трубопроводным транспортом

Статья 7 Закона Украины «О трубопроводном транспорте» подчеркивает, что этот вид транспорта имеет важное народнохозяйственное и оборонительное значение. Поэтому, учитывая его приоритетность в экономике Украины, Закон Украины «О трубопроводном транспорте» определяет такие основные принципы государственной политики в этой сфере экономики:

— обеспечение надежного и безопасного функционирования трубопроводного транспорта;

— обеспечение выполнения первоочередных задач, направленных на поддержку обороноспособности государства;

— координация научно-исследовательских, поисковых, проект-но-конструкторских, экспертных и иных инженерных работ и услуг в этой области;

— благоприятствование реконструкции и модернизации действующих объектов, оснащение их современным эффективным оборудованием, автоматизированными системами учета и контроля и тому подобное;

— уменьшение энергетической зависимости Украины от государств-экспортеров традиционных энергоносителей (нефти, газа и продуктов их переработки);

— соблюдение экологической безопасности трубопроводного транспорта;

— защита экономических интересов Украины и законных интересов предприятий и организаций трубопроводного транспорта;

— обеспечение качественных и безопасных услуг при транспортировании энергоносителей и химических продуктов через территорию Украины;

— благоприятствование рациональному транспортированию углеводородов, химических продуктов, воды и иных продуктов и веществ;

— благоприятствование международному сотрудничеству в сфере трубопроводного транспорта.

Систему трубопроводного транспорта составляют:

— магистральный трубопроводный транспорт;

— промышленный трубопроводный транспорт;

— магистральный трубопровод — технологический комплекс, который функционирует как единая система, в которую входит отдельный трубопровод со всеми объектами и сооружениями, связанными единым технологическим процессом, или несколько трубопроводов, которыми осуществляются транзитные, межгосударственные, межрегиональные поставки продуктов транспортирования потребителям, или иные трубопроводы, спроектированные и построенные согласно Государственному строительному стандарту к магистральным трубопроводам;

— промышленные трубопроводы — все иные немагистральные трубопроводы в границах производств, а также нефтебазо-вые, внутрипромышленные нефте-, газо- и продуктопроводы, городские газопроводные, водопроводные, теплопроводные, канализационные сети, распределительные трубопроводы водоснабжения, мелиоративные системы и тому подобное.

Государственное управление в сфере трубопроводного транспорта осуществляют центральные и местные органы исполнительной государственной власти, представительные органы местного самоуправления в границах их компетенции, согласно действующему законодательству Украины.

Работы, связанные с ликвидацией и предупреждением аварийных ситуаций на действующих трубопроводах, выполняются немедленно с уведомлением об этом соответствующих органов исполнительной власти, представительных органов и органов местного самоуправления, территориальных штабов Гражданской обороны Украины.

Предприятия, учреждения и организации, эксплуатирующие трубопроводы, которые подчинены различным ведомствам, но расположены в одном техническом коридоре, должны согласовать условия их эксплуатации, а также иметь согласованный с Министерством обороны Украины и Штабом гражданской обороны Украины план взаимодействия и взаимопомощи во время выполнения работ в особый период.

Контроль в сфере трубопроводного транспорта направлен на обеспечение соблюдения требований законодательства о трубопроводном транспорте органами исполнительной власти, представительными органами и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и видов деятельности, и гражданами.

Государственный контроль в сфере трубопроводного транспорта осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами, органами государственного надзора и контроля и иными специально уполномоченными на то государственными органами, а также представительными органами и органами местного самоуправления согласно законодательству Украины.

К перечню работ, которые выполняются в условиях чрезвычайной ситуации, включаются работы, связанные с ликвидацией последствий стихийного бедствия (наводнения, пожара, заноса и т. п.), аварий и катастроф, которые привели к нарушению работы трубопроводного транспорта.

Предприятия, учреждения и организации, а также граждане, которые выявили повреждение трубопровода или протекание транспортируемого продукта, обязаны срочно сообщить об этом предприятию, эксплуатирующему трубопровод, или местным органам исполнительной власти, или представительным органам и органам местного самоуправления.

Предприятия, учреждения и организации вместе с местными органами исполнительной власти, представительными органами и органами местного самоуправления, на подконтрольной территории которых проложены трубопроводы, с уполномоченными Министерством обороны Украины органами, иными заинтересованными предприятиями и организациями разрабатывают планы общих мероприятий по обеспечению условий безаварийной эксплуатации объектов трубопроводного транспорта и выполнения работ в условиях чрезвычайного состояния, согласовывая их с территориальными штабами Гражданской обороны Украины.

Оповещение населения о возникновении условий чрезвычайной ситуации осуществляют местные органы исполнительной власти.

Планы общих мероприятий по взаимодействию в условиях чрезвычайной ситуации утверждаются соответствующими органами государственного надзора и контроля, а также местными органами исполнительной власти, представительными органами и органами местного самоуправления.

Предприятия трубопроводного транспорта разрабатывают и утверждают планы ликвидации возможных аварий, которые пересматриваются ежегодно в случае замены технологического оснащения.

С целью укрепления обороноспособности Украины и обеспечения взаимодействия предприятий трубопроводного транспорта со специализированными частями Министерства обороны Украины в ходе выполнения работ в условиях чрезвычайной ситуации при органах, которые осуществляют управление имуществом этих предприятий, создают представительство Министерства обороны Украины.

На особый период представительство Министерства обороны Украины создается также при соответствующем центральном органе исполнительной власти, выполняющем функции органа государственного управления магистральными нефтепродуктами.

Охрана объектов магистрального трубопроводного транспорта осуществляется специальными ведомственными подразделениями этих предприятий, порядок работы которых определяется Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Кабинетом Министров Украины1.

Охрана (в том числе пожарная) наиболее важных объектов трубопроводного транспорта, включая линейную часть, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины, осуществляется также органами Министерства внутренних дел Украины на договорных началах.

Нарушение законодательства Украины о трубопроводном транспорте влечет за собой установленную законодательством Украины дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Ответственность за нарушение законодательства о трубопроводном транспорте несут лица, виновные:

— в несоблюдении требований Правил охраны магистральных трубопроводов;

— в намеренном повреждении, разрушении и хищении оснащения объектов трубопроводного транспорта, кражах товарной продукции, транспортируемой трубопроводным транспортом, а также причинении окружающей природной среде вреда;

— в производстве брака в процессе выпуска некачественных строительных и конструкционных материалов, комплектующего оснащения объектов трубопроводного транспорта;

— в создании препятствий при выполнении работ (мероприятий), связанных с предупреждением и ликвидацией последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, а также отдельными гражданами;

— в несоблюдении правил безопасности предприятиями трубопроводного транспорта, в том числе экологической безопасности;

— в невыполнении распоряжений и предписаний органов, которые осуществляют государственный контроль и надзор;

— в невыполнении согласованных планов взаимодействия во время осуществления работ в условиях чрезвычайной ситуации.

Законодательством Украины может быть установлена ответственность и за иное нарушение законодательства о трубопроводном транспорте.