42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Автомобильный транспорт — мощная составная единой транспортной системы страны. Эффективное и безопасное его функционирование обеспечивается Конституцией Украины и законами Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины, указами Президента Украины и другими нормативно-правовыми актами, которые определяют основы государственного управления автотранспортом и дорожным хозяйством, направления их дальнейшего развития, пути реализации государственной политики в сфере перевозок пассажиров и грузов, создание равных условий для хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий всех форм собственности, обеспечение интеграции автотранспорта и дорожного хозяйства Украины в Европейскую и мировую транспортную систему, где этому вопросу уделяется большое внимание. Так, с целью облегчения международного дорожного движения и повышения безопасности на дорогах, 8 ноября 1968 г. на уровне Организации Объединенных Наций была принята Конвенция «О дорожном движении» и Конвенция «О дорожных знаках и сигналах».
С учетом норм этих международных документов Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О дорожном движении»2 от 30 июня 1993 г., а Кабинет Министров Украины Постановлением от 30 декабря 1993 г. утвердил «Правила дорожного движения». Обеспокоенный неудовлетворительным состоянием безопасности транспортного движения Кабинет Министров Украины принял Постановление «О мероприятиях по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств» от 9 июля 1999 г., вменил в обязанность центральным органам исполнительной власти и государственным администрациям употребить конструктивные меры к укреплению транспортной дисциплины и недопущению дорожно-транспортных происшествий. Прежде всего, это:
— проведение на транспортных предприятиях, независимо от форм собственности, разъяснительной работы относительно обязательного соблюдения правил дорожного движения;
— обеспечение ежедневного контроля за соблюдением водителями требований, относительно безопасности дорожного движения;
— проведение ежедневного предрейсового и послерейсового осмотра с целью выявления больных, а также лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
— не меньше чем один раз в год проведение занятий с изучением правил дорожного движения и предоставления первой медпомощи потерпевшим в дорожно-транспортных происшествиях;
— к участию в дорожном движении не допускать транспортные средства, техническое состояние которых не отвечает требованиям Правил дорожного движения, нормам и стандартам безопасности дорожного движения.
Этим же постановлением на Министерство внутренних дел Украины возложена задача усилить требовательность руководителей автотранспортных предприятий и организаций в работе, направленной на недопущение нарушений водителями Правил дорожного движения, обеспечить применение к нарушителям мер воздействия.
Непосредственное обеспечение дорожного надзора за безопасностью дорожного движения возложено на Государственную автомобильную инспекцию МВД Украины, положение о которой утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1997 г.1
В соответствии с Положением «О государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины» — Государственная автомобильная инспекция является составной частью системы МВД Украины. В ее состав входят:
— управление Госавтоинспекции МВД Украины;
— управления (отделы) Госавтоинспекции главных управлений МВД в Автономной Республике Крым, г. Киеве и Киевской области;
— управления МВД в областях, г. Севастополе;
— отделы Госавтоинспекции районных и городских органов внутренних дел.
Управление Госавтоинспекции МВД подчиняется Министерству внутренних дел, его территориальные структурные подразделения — непосредственно соответствующим органам внутренних дел.
Начальник Управления Госавтоинспекции МВД назначается Министром внутренних дел.
Основными задачами Госавтоинспекции являются:
— реализация, в границах своей компетенции, государственной политики относительно обеспечения безопасности дорожного движения;
— организация контроля за соблюдением законов, иных нормативных актов по вопросам безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды от вредного влияния автомототранспортных средств (дальше — транспортных средств);
— совершенствование регулирования дорожного движения с целью обеспечения его безопасности и повышения эффективности использования транспортных средств;
— выявление и прекращение фактов нарушения безопасности дорожного движения, а также выявление причин и условий, которые оказывают содействие их совершению.
Система обеспечения безопасности дорожного движения со стороны Госавтоинспекции предусматривает широкий комплекс мероприятий — от участия в разработке проектов законов и иных нормативных актов и документов, в том числе норм и стандартов, государственных и региональных программ обеспечения безопасности дорожного движения и его участников — к осуществлению практического обеспечения средствами организации дорожного движения, установление световых сигналов, дорожных знаков, нанесение линии дорожной разметки, осуществление регистрации транспортных средств и ведение их учета.
Важной функцией Госавтоинспекции является контроль за соблюдением собственниками транспортных средств, а также гражданами, должностными и служебными лицами требований Закона Украины «О дорожном движении», правил, норм и стандартов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
Лица начальствующего состава Госавтоинспекции являются представителями органов исполнительной власти, их законные требования являются обязательными для выполнения всеми должностными лицами и гражданами. Работники Госавтоинспекции при исполнении служебных обязанностей имеют все права, предусмотренные Законами Украины «О милиции»1, «О дорожном движении»2, «Об оперативно-розыскной деятельности»3. Так, они имеют право:
— проверять выполнение собственниками (владельцами) транспортных средств требований законодательства, в том числе правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, а также требовать и получать от них бесплатно необходимые сведения и документацию; осуществлять контроль транспортных средств Минобороны, Национальной гвардии, Гос-комграницы, СБУ, внутренних войск МВД, иных образованных согласно законам военных формирований только в части соблюдения водителями Правил дорожного движения;
— давать должностным и служебным лицам и гражданам обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений законодательства, в том числе правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае невыполнения таких предписаний привлекать виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности;
— применять, согласно законодательству, необходимые меры по поиску преступников и похищенных транспортных средств, проведению дознания, расследованию уголовных дел по фактам дорожно-транспортных происшествий и иных преступлений, проводить силами подразделений дорожной милиции оперативно-розыскную деятельность, а также криминалистические исследования, в воинских частях и соединениях Вооруженных сил, подразделениях Службы безопасности и Национальной гвардии, иных образованных в соответствии с законами воинских формированиях проводить дознания только по фактам конкретных дорожно-транспортных происшествий и связанных с ними преступлений;
— ограничивать, запрещать и вносить оперативные изменения в организацию движения на отдельных участках автомобильных дорог и улиц в случаях задержания преступников, проведения в установленном порядке массовых и протокольных мероприятий или в случае возникновения угрозы безопасности дорожного движения, во время стихийного бедствия, объявления отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации, аварий, катастроф, иных чрезвычайных событий, а также на железнодорожных переездах, которые не соответствуют правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; запрещать или прекращать ремонтно-строительные и прочие работы на автомобильных дорогах, улицах, железнодорожных переездах, которые проводятся с нарушением правил, норм и стандартов обеспечения безопасности дорожного движения, в неотложных случаях самостоятельно огораживать указанные участки техническими средствами регулирования дорожного движения с последующим возмещением этих затрат исполнителями работ и пр.
Кроме этого рабочие Госавтоинспекции имеют право принимать участие в работе:
— технических и научно-технических советов, архитектурно-планировочных, проектных и хозяйственных организаций, которыми рассматриваются конструкции транспортных средств, планы и проекты развития автомобилестроения и застройки городов и населенных пунктов, комплексные транспортные схемы городов, маршруты пассажирского транспорта общего пользования, комплексные схемы и автоматизированные системы регулирования дорожного движения, строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, автозаправочных станций, станций технического обслуживания автомобилей, комплексов дорожного сервиса и иных дорожных сооружений;
— комиссий, принимающих в эксплуатацию законченные строительством, реконструкцией и ремонтом автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды и прочие дорожные сооружения, линии городского электрического транспорта, автоматизированные системы управления и комплексные схемы развития дорожного движения;
— комиссий по вопросам испытания и приема к производству транспортных средств, обследования маршрутов движения пассажирского транспорта общего пользования, участков автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов для определения эксплуатационного состояния, условий дорожного движения и необходимости выполнения работ по их реконструкции или ремонту и пр.
Согласно п. 7 Положения «О Государственной автомобильной инспекции МВД Украины» Госавтоинспекция проводит свою деятельность во взаимодействии с иными службами и подразделениями органов внутренних дел, государственными органами и органами местного самоуправления и объединениями граждан, в том числе иностранных государств, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и хозяйствования, военной автомобильной инспекцией и иными подразделениями Минобороны, Службы безопасности, Национальной гвардии, Госкомграницы, Государственной таможенной службы, должностными и служебными лицами и гражданами по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и его участников, охраны общественного порядка, профилактики и раскрытия преступлений и уменьшения загрязнения транспортом окружающей среды, а также предоставляет им необходимую помощь в решении этих проблем.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530