30.5. Управление железнодорожным транспортом
Согласно ст. 1 Устава железных дорог Украины железнодорожный транспорт общего пользования — это одна из базовых областей экономики Украины, обеспечивающая ее внутренние и внешние транспортно-экономические связи и потребности населения в перевозках.
Основным организационным звеном на железнодорожном транспорте является железная дорога. В состав железнодорожного транспорта входят предприятия железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов, подвижной состав железнодорожного транспорта, железнодорожные пути сообщения, учреждения, которые входят в социальную инфраструктуру этого вида транспорта (учреждения здравоохранения, культуры и т. п.), а также иные предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые обеспечивают его функционирование. Общее руководство этой отраслью осуществляет Минтранс Украины, в соответствии с Положением об этом Министерстве. Непосредственно управление железнодорожным транспортом осуществляет Украинская железная дорога, которая действует на основании Положения.
По этому Положению основными ее задачами являются:
— организация скоординированной работы железных дорог, объединений, предприятий и организаций железнодорожного транспорта с целью удовлетворения потребностей общественного производства и населения в перевозках;
— управление процессом железнодорожных перевозок, регулирование в сфере организации и обеспечения этого процесса;
— решение вопросов эффективного использования железнодорожного подвижного состава, его сохранения, обновления, ремонта, обеспечения материально-техническими и топливно-энергетическими ресурсами;
— проведение единой инвестиционной и технической политики на железнодорожном транспорте, внедрение достижений науки и техники, новых технологий;
— проведение социальной политики на железнодорожном транспорте.
Укржелдор, в соответствии с возложенными на нее задачами, осуществляет связанные с эксплуатационной деятельностью функции относительно следующего:
— направление подвижного состава согласно планам перевозок;
— перевозка пассажиров железными дорогами и использование подвижного состава, распределение между железными дорогами средств (в частности, валютных поступлений), полученных от перевозок в прямом сообщении, с учетом конкретного взноса железных дорог в процесс перевозок, путем открытия единого счета;
— разработка и внедрение новых маршрутов прямого международного железнодорожного и смешанного пассажирского и грузового сообщения;
— организация проведения расчетов с железными дорогами иностранных государств за международные перевозки пассажиров и грузов;
— разработка технических требований к новым видам подвижного состава, оснащения и иных видов железнодорожного транспорта и формирования заказов для промышленности на их изготовление;
— осуществляет реализацию единой инвестиционной политики, разрабатывает предложения о перспективах развития сети железных дорог и промышленных предприятий железнодорожного транспорта;
— обеспечивает развитие ремонтной базы железнодорожного транспорта, разработку и внедрение в практику современных средств автоматики, телемеханики, связи, энергетики, вычислительной техники;
— принимает меры относительно обеспечения безопасности движения железнодорожных составов и осуществляет иные полномочия.
Укржелдор, в границах своей компетенции, издает приказы, обязательные для выполнения железными дорогами, объединениями, предприятиями и организациями железнодорожного транспорта, которые входят в сферу управления Укржелдора, организует и контролирует их выполнение.
Для разработки основных направлений развития железнодорожного транспорта, решения самых важных вопросов его хозяйственной деятельности создается Совет Укржелдора. Состав Совета и положение о нем утверждается Министром транспорта.
Решения Совета проводятся в жизнь, как правило, приказами Укржелдора.
Укржелдор возглавляет генеральный директор, который назначается Кабинетом Министров Украины по представлению Министра транспорта.
Как уже отмечалось в параграфе 1 этой главы, особенностью полномочий должностных лиц транспорта являются полномочия по применению мер административного воздействия: меры административного взыскания, меры пресечения, административно-предупредительные меры. Среди последних — полномочие Укржелдор (ст. 29 Устава железных дорог Украины) по вводу, по согласованию с Минтрансом, временных ограничений на перевозку в отдельные районы во время стихийного бедствия, возникновения иных чрезвычайных ситуаций, накопления неразгруженных транспортных средств в пунктах назначения. Широкому кругу должностных лиц железной дороги предоставлены полномочия относительно рассмотрения определенной категории дел об административных проступках и применении средств административного воздействия. Так, в соответствии со ст. 224 КоАП Украины органы железнодорожного транспорта рассматривают дела о следующих административных правонарушениях: о нарушении правил пользования видами этого транспорта, правил относительно охраны порядка и безопасности движения, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на железнодорожном транспорте, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на железнодорожном транспорте.
От лица органов железнодорожного транспорта рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право:
— начальники станций и их заместители, начальники локомотивных (вагонных) депо, начальники пассажирских железнодорожных составов (механики-бригадиры пассажирских железнодорожных составов);
— контролеры-ревизоры пассажирских железнодорожных составов, ревизоры-инструкторы пассажирских железнодорожных составов, ревизоры по контролю доходов, дорожные мастера, начальники дистанций колеи, начальники дистанций сигнализации и связи;
— начальник отдела Управления военизированной охраны и его заместитель, начальники отделов (отрядов команд, пожарных железнодорожных составов) и их заместители, старшие инструкторы и инструкторы по противопожарной профилактике, начальники отделений (караулов) команд, пожарные железнодорожных составов военизированной охраны железных дорог, метрополитенов, старшие в месторасположении станций должностные лица военизированной охраны;
— главный санитарный врач железнодорожного транспорта и его заместитель, главные санитарные врачи железных дорог и их заместители, главные санитарные врачи метрополитенов, главные санитарные врачи отделов железных дорог, главные санитарные врачи линейных участков.
Размер штрафа, накладываемого начальниками пассажирских железнодорожных составов (механиками-бригадирами пассажирских железнодорожных составов), дорожными мастерами, начальниками отделений (караулов), команд, пожарных железнодорожных составов военизированной охраны железных дорог, метрополитенов, главными санитарными врачами железных дорог и их заместителями, главными санитарными врачами метрополитенов, главными санитарными врачами отделов железных дорог, главными санитарными врачами линейных участков, не может превышать четырех необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Отдельным структурным подразделением железной дороги является дирекция железнодорожных перевозок. Дирекция действует на основании положения, которое утверждает начальник железной дороги.
Основными задачами и направлениями деятельности дирекции является:
— организация управления процессом перевозок, регулирование в сфере организации и обеспечения этого процесса, решение вопросов эффективного использования подвижного состава железной дороги в границах территории дирекции;
— своевременное и качественное осуществление перевозок пассажиров, грузов, грузооборота и почты, а также предоставление услуг по пользованию сооружениями и устройствами для обеспечения потребностей в перевозках грузов и пассажиров в определенном регионе транспортной сети;
— обеспечение безопасности движения и сохранения перевозимых грузов;
— обеспечение безопасности и здоровья граждан, которые пользуются услугами железнодорожного транспорта и охраны труда работников;
— обеспечение четкого взаимодействия всех подразделений и звеньев, принимающих участие в процессе перевозки, и прочих задач.
Низовым звеном железнодорожного транспорта является железнодорожная станция (пассажирская, грузовая, сортировочная). Возглавляет ее начальник станции.
Положение о железнодорожной станции разработано согласно требованиям Закона Украины «О предприятиях в Украине», Закона Украины «О железнодорожном транспорте», Закона Украины «О транспорте», Уставу железных дорог Украины, утвержденному Постановлением Кабинета Министров от 6 апреля 1998 года № 457, Правил технической эксплуатации железных дорог Украины, утвержденных Приказом Министерства транспорта Украины от 16 апреля 1995 года № 27.
Железнодорожные станции — производственно-технологические подразделения железной дороги по организации перевозок пассажиров, груза, грузобагажа и почты, по взаимодействию и координации производственного процесса с предприятиями, смежными службами железнодорожного транспорта.
Железнодорожные станции находятся в подчинении дирекций железнодорожных перевозок, а также в оперативном подчинении соответствующих служб, которые по отношению к станции являются вышестоящим органом управления.
Железнодорожные станции по своему назначению и основному характеру выполняемой работы разделяются на:
— пассажирские;
— грузовые;
— сортировочные;
— участковые;
— промежуточные (в том числе разъезды и обгонные пункты).
Управление станцией осуществляет начальник станции.
Начальник станции 1 класса назначается на должность начальником железной дороги по согласованию с соответствующей службой железной дороги.
Начальники станции остальных классов, а также заместители начальника станции всех классов, главные инженеры, главные бухгалтеры назначаются на должность начальником дирекции железнодорожных перевозок.
Руководство станцией обеспечивается начальником станции при помощи аппарата, организационная структура которого утверждается начальником железной дороги и начальником дирекции железнодорожных перевозок.
Распределение обязанностей между руководителями станции и порядок их подчинения утверждается приказом начальника станции.
Полномочия трудового коллектива станции реализуются общими собраниями (конференциями) согласно действующему законодательству.
Взаимоотношения трудового коллектива станции с администрацией регулируются действующим законодательством, этим Положением и коллективным договором.
Станция имеет право принимать решения, не противоречащие законодательству Украины и этому Положению.
Начальник станции:
— несет полную ответственность за производственно-финансовую деятельность станции — самостоятельно решает вопросы деятельности станции, за исключением отнесенных действующим законодательством к компетенции железной дороги и дирекции железнодорожных перевозок;
— действует по доверенности и от лица железной дороги, представляет ее и станцию во всех учреждениях и организациях;
— несет ответственность за формирование и выполнение финансовых планов, эффективное использование доверенного имущества согласно действующему законодательству;
— отвечает за поручения и подписывает денежные документы и пр.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530