logo
С

21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве

В обычном дисциплинарном производстве относительно государственных служащих выделяют стадии: 1) возбуждение дисциплинарного производства; 2) дисциплинарная проверка (расследование); 3) рассмотрение дисциплинарного дела и вынесение по нему решения; 4) выполнение решения в деле; 5) пересмотр решения по жалобе; 6) пересмотр решения в порядке надзора. Однако подчеркнем, что речь идет об обычном дисциплинарном производства, в котором четко выражены все названные стадии.

В упрощенном (ускоренном) производстве стадии, в отдельных случаях, недостаточно четко выражены и часто сливаются. Так, при наложении устного взыскания субъектом дисциплинарной власти, который обнаружил дисциплинарный проступок, объединяются расследование, рассмотрение дела и исполнение решения по делу. Четко выраженной при этом является лишь стадия рассмотрения дела и вынесение по ней решения. Учитывая, что наложение такого дисциплинарного взыскания может быть также обжаловано или опротестовано, можно прибавить две факультативные стадии — пересмотра решения о наложении взыскания по жалобе и пересмотра решения о наложении дисциплинарного взыскания в порядке надзора.

Начальной стадией обычного дисциплинарного производства является возбуждение дисциплинарного производства. Возбуждение осуществляется уполномоченными на то лицами на основе информации, полученной ими как по собственной инициативе, так и предоставленной другими лицами или организациями. Дисциплинарное преследование может возбуждаться против конкретных лиц, если существует достаточно данных о совершении ими дисциплинарного проступка, или по факту совершения дисциплинарного проступка с целью установления виновного в его совершении.

Правом возбуждения дисциплинарного производства относительно разных категорий государственных служащих владеют субъекты дисциплинарной власти, то есть те лица, которые соответственно разным нормативным актам имеют право подвергать дисциплинарному взысканию государственных служащих.

На стадии возбуждения дисциплинарного производства субъект дисциплинарной власти оценивает законность повода, достоверность и достаточность оснований для возбуждения дисциплинарного производства, проверяет подведомственность ему данного дела, изучает нормативные и другие необходимые материалы, решает вопрос об отсутствии обстоятельств, которые препятствуют возбуждению дисциплинарного производства.

Следующей стадией обычного дисциплинарного производства является дисциплинарное расследование. Стадия дисциплинарного расследования обязательна при возбуждении дела по факту совершения дисциплинарного проступка неизвестным лицом, а также при обычном дисциплинарном производстве. В других случаях дисциплинарная проверка является факультативной стадией.

Лицо, осуществляющее дисциплинарное расследование, в ходе его проведения устанавливает ряд обстоятельств. Это — наличие или отсутствие проступка, место, время его совершения, обстоятельства, цель совершения, наличие вины в действиях (бездеятельности) конкретных лиц, следствия правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства и др.

Как правило, дисциплинарное расследование назначается приказом (распоряжением) непосредственного руководителя (начальника, командира) государственного служащего, относительно которого оно проводится, или приказом должностного лица (органа), назначившего его на должность — письменным или устным.

Расследование может проводиться как самим субъектом дисциплинарной власти, который назначил дисциплинарное расследование, так и по его поручению другими лицами, за исключением лиц, подчиненных по службе лицу, относительно которой проводится дисциплинарное расследование. На данной стадии проводится сбор, фиксация и оценка доказательств. Выяснение фактических обстоятельств дела осуществляется разными способами: путем изучения и снятия копий с документов, опроса или получения объяснений, проведения экспертиз, ревизий и др. Обязательным процессуальным действием на этой стадии, закрепленным в законодательном порядке, является обязанность субъекта дисциплинарной власти или уполномоченного им лица, получить письменное объяснение от предполагаемого правонарушителя.

На сегодняшний день не установлена единая процессуальная форма документа, который завершает дисциплинарное расследование. Это может быть устный или письменный доклад лицу, назначившему дисциплинарное расследование, передача материалов дела на рассмотрение уполномоченного субъекта.

Стадия рассмотрения дисциплинарного дела и вынесение по ней решения является главной в любом дисциплинарном производстве. Рассмотрение дисциплинарных дел и вынесение по ним решений является прерогативой субъекта дисциплинарной власти, единоличного или коллегиального.

Независимо от места совершения дисциплинарного проступка, рассмотрение дела по нему осуществляется в органе, где служащий находится на государственной службе. Исключение составляют лишь некоторые случаи, указанные в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил Украины и в Дисциплинарном уставе органов внутренних дел.

При рассмотрении дисциплинарного дела могут быть изучены постановление о возбуждении дисциплинарного производства, материалы дисциплинарного расследования (если такое имело место), объяснение лица, привлекаемого к ответственности (которое можно получить и на данной стадии), сообщения других лиц и др. В рассмотрении могут принимать участие не только субъект дисциплинарной власти и государственный служащий, который привлекается к ответственности, но и другие заинтересованные лица, а также лица, оказывающие содействие осуществлению дисциплинарного производства.

После рассмотрения дисциплинарного дела, субъект дисциплинарной власти может принять одно из следующих решений:

— привлечь лицо к дисциплинарной ответственности и применить к нему одно из дисциплинарных взысканий;

— привлечь лицо к дисциплинарной ответственности, и при недостаточности дисциплинарной власти возбудить ходатайство перед вышестоящим начальником о наложении дисциплинарного взыскания;

— при выявлении признаков преступления в совершенном правонарушении, передать материалы дела в соответствующие органы;

— не привлекать лицо к дисциплинарной ответственности.

В случае принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности следующей стадией дисциплинарного производства выступает исполнение решения в дисциплинарном деле. Это последняя обязательная стадия дисциплинарного производства, на которой проводится реализация решения о наложении дисциплинарной ответственности.

По общему правилу, дисциплинарное взыскание объявляется в приказе и сообщается служащему под расписку.

Исполнение дисциплинарного взыскания осуществляется разными лицами в зависимости от вида взыскания. Исполнение взысканий может проводиться как самим субъектом дисциплинарной власти, так и по его распоряжению.

В соответствии с Порядком ведения личных дел государственных служащих в органах исполнительной власти, в личное дело государственного служащего добавляются приказы, распоряжения, постановления о наложении и снятии дисциплинарных взысканий, а также о служебном расследовании, если оно имело место относительно данного государственного служащего.

Факультативной стадией дисциплинарного производства является пересмотр решения о наложении дисциплинарного взыскания по жалобе. Данная стадия оказывает содействие реализации прав и законных интересов лица, которое подлежит мерам дисциплинарной ответственности, а также разрешает уполномоченным лицам проверить законность наложения таких мер в каждом конкретном случае.

Лица, на которых распространяется действие общей дисциплинарной ответственности государственных служащих (нормы КЗоТ и административно-правовые нормы) могут обжаловать наложение на них дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном нормами КЗоТ Украины. Кроме того, ст. 32 Закона Украины «О государственной службе» предусматривает, что решение о прекращении государственной службы может быть обжаловано государственным служащим непосредственно в суде. Относительно лиц, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности государственных служащих, устанавливаются специальные положения.