30.6. Управление авиационным транспортом
Низовыми звеньями системы гражданской авиации является авиационное предприятие, то есть предприятие гражданской авиации, предлагающее авиауслуги или эксплуатирующее воздушное сообщение, и аэропорт, представляющий собой комплекс сооружений, предназначенных для принятия и отправления воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок и имущества для этого, аэродром, аэровокзал, прочие наземные сооружения и необходимое оборудование.
Особое место занимает международный аэропорт, т. е. выделенный для приемки и отправления воздушных судов, выполняющих международные полеты, и в котором осуществляется таможенный, пограничный контроль, контроль за авиационной безопасностью и иные виды обязательного контроля.
С целью обеспечения безопасности гражданской авиации вводится круг мер по предотвращению доставки любым образом и при любых условиях на борт воздушного судна, выполняющего полеты на внутренних или международных авиалиниях, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, иных опасных предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Перечень опасных предметов и веществ, запрещенных для перевозки, определяется в установленном порядке.
Этот контроль осуществляется в аэропортах (на аэродромах) на всех рейсах, которые выполняются воздушными судами гражданской авиации Украины и иностранных авиакомпаний, как на внутренних, так и на международных авиалиниях, с применением специальных технических и иных мер.
Контроль с целью обеспечения безопасности гражданской авиации проходят все пассажиры и члены экипажа воздушного судна, для чего они предъявляют для контроля ручную кладь, багаж и все предметы, которые проносятся ими на борт воздушного судна. Личный контроль пассажиров и членов экипажа проводится в рамках, достаточных для выявления оружия и запрещенных к перевозке предметов и веществ и осуществляется лишь работником одного пола с пассажиром или членом экипажа, проходящим контроль.
Контроль с целью обеспечения безопасности гражданской авиации осуществляется в аэропортах (на аэродромах) сотрудниками службы авиационной безопасности, работниками органов внутренних дел и пограничного контроля, а на борту воздушного судна, находящегося в полете — членами экипажа по решению командира этого судна.
Контроль ручной клади, багажа и личный контроль пассажиров осуществляется в специально оборудованных помещениях после регистрации билетов.
Члены экипажа воздушного судна проходят контроль в специально оборудованных пунктах, где осуществляется контроль ручной клади, багажа и иных вещей, которые принадлежат членам экипажа.
Контроль груза, курьерских и срочных отправлений, бортовых припасов осуществляется по представлению соответствующих документов, в которых отмечается их наименование и возможность перевозки на воздушных судах в присутствии лиц, ответственных за сдачу груза и бортовых припасов для перевозки, после предъявления ими документов, удостоверяющих личность.
Контроль ручной клади, груза, почты, курьерских и срочных отправлений и бортовых припасов, связанный с необходимостью их осмотра в отсутствие пассажира и членов экипажа воздушного судна (лица, ответственного за сдачу для перевозки таких отправлений или припасов, или лица, сопровождающего груз), осуществляется по мотивированному решению руководителя службы авиационной безопасности или органа внутренних дел. Такой осмотр проводится в присутствии двух понятых, о чем составляется протокол.
Основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации наряду с Законом Украины «О транспорте» устанавливаются Воздушным кодексом Украины. В ст. 3 этого нормативного акта подчеркивается, что в Украине осуществляется регулирование деятельности гражданской авиации по таким направлениям:
— обеспечение развития гражданской авиации;
— надзор за безопасностью полетов воздушных судов;
— сертификация, регистрация и лицензирование;
— регулирование использования воздушного пространства и обслуживание воздушного движения;
— обеспечение поиска и спасения воздушных судов, которые терпят или претерпели аварию;
— защита авиации Украины от актов незаконного вмешательства в ее деятельность;
— научное сопровождение деятельности авиации и обеспечение ее безопасности, осуществляемое как отраслевыми, так и межотраслевыми научно-исследовательскими организациями и авиационными предприятиями;
— благоприятствование внешнеэкономической и международно-правовой деятельности гражданской авиации.
По решению Министерства транспорта Украины возможно объединение усилий и проведение работ в указанных направлениях с органами иных государств с целью решения вопросов более качественно и с меньшими затратами.
Государственный надзор за обеспечением безопасности авиации осуществляет межведомственный, специально уполномоченный на это государственный орган.
Учитывая особую опасность авиационного транспорта, Воздушный кодекс устанавливает специальные правила, которые регламентируют деятельность всех субъектов, действующих в сфере воздушного транспорта. Надлежит отметить, что эти правила имеют по своей правовой природе административно-правовой характер, ибо эти авиационные правила определяют и регулируют порядок деятельности авиации Украины с целью обеспечения безопасности полетов и экологической безопасности.
К авиационным правилам относятся:
— нормы летной пригодности воздушных гражданских судов;
— нормы строительства и пригодности к эксплуатации аэродромов и аэропортов, систем регулирования использования воздушного пространства Украины и обслуживания воздушного движения на территории Украины;
— правила сертификации гражданских воздушных судов, аэродромов, производства авиационной техники, деятельности эк-сплуатантов, авиационного персонала, использование воздушных трасс и местных воздушных линий;
— правила регистрации воздушных судов, аэродромов, воздушных трасс и местных воздушных линий;
— стандарты и нормативы в области охраны окружающей природной среды.
К авиационным правилам также относятся нормативные акты, которые регулируют:
— порядок строительства, содержания и ремонта аэродромов и аэропортов;
— порядок подготовки, переподготовки, повышения квалификации авиационного персонала;
— порядок создания, сертификации и регистрации авиапредприятий, авиакомпаний, частных фирм и иных организаций с целью использования воздушного пространства Украины;
—г порядок организации, выполнения и обеспечения полетов;
— порядок организации, выполнения, обеспечения и лицензирования авиационных работ;
— порядок использования воздушного пространства Украины, обеспечения аэронавигационной информацией;
— порядок проведения поисковых и аварийно-спасательных работ;
— порядок осуществления охраны окружающей природной среды;
— порядок осуществления надзора и контроля за безопасностью полетов;
— порядок проведения служебного расследования авиационных событий;
— порядок реализации мероприятий по защите авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность;
— порядок осуществления обеспечения безопасности авиации и ее профилактики;
— порядок организации и выполнения испытательных и нелинейных полетов;
— взаимоотношения гражданской и государственной авиации.
К авиационным правилам относятся также иные нормативные акты, регламентирующие деятельность авиации и ее безопасность.
Авиационные правила имеют единую структуру, содержатся в Своде авиационных правил Украины и не должны противоречить положениям Конвенции о международной гражданской авиации и протоколам к ней.
Авиационные правила вводятся в действие соответствующими государственными органами Украины и подлежат обязательному выполнению всеми пользователями воздушного пространства Украины и иными юридическими или физическими лицами в части, их касающейся, как на территории Украины, так и за ее границами, если законы страны пребывания не предусматривают иного.
Но, если международным соглашением в области международного воздушного права, участницей которого является Украина, устанавливаются иные авиационные правила, чем предусмотренные ее законодательством, то применяются нормы международного соглашения.
Низовым звеном системы авиационного транспорта являются воздушные суда. Статус этого звена определяется Воздушным кодексом Украины. Статья 15 этого Кодекса определяет, что методы управления этим звеном зависят от их принадлежности. Эта статья предусматривает, что воздушные суда разделяются на государственные, гражданские и экспериментальные.
Воздушное судно — это летательный аппарат, который держится в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности, и способное маневрировать в трехмерном пространстве.
Воздушное судно является государственным, если оно используется на военной, таможенной, пограничной и милицейской службах и зарегистрировано в реестре государственных воздушных судов.
Воздушное судно признается гражданским, если оно зарегистрировано в государственном реестре гражданских воздушных судов.
Воздушное судно признается экспериментальным, если оно предназначено для проведения испытаний, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
Но, несмотря на то, что воздушное судно может находиться в различных формах собственности, существуют всеобщие правила относительно его эксплуатации. Так, согласно ст. 25 Воздушного кодекса Украины гражданские воздушные суда подлежат обязательной регистрации и могут быть зарегистрированы только в одном государстве.
Гражданскому воздушному судну, занесенному в государственный реестр воздушных судов Украины, выдается регистрационное удостоверение, как основание определения его национальной принадлежности.
С момента занесения воздушного судна в государственный реестр воздушных судов Украины все записи, сделанные ранее относительно этого воздушного судна в реестрах воздушных судов иных государств, Украиной не признаются.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530