34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
Развитие науки и техники является определяющим фактором прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального возрастания. Этим обусловлена необходимость приоритетной государственной поддержки развития науки как источника экономического возрастания и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создание условий для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научной и научно-технической деятельности, целенаправленной политики в обеспечении использования достижений отечественной и мировой науки и техники для удовлетворения социальных, экономических, культурных и других потребностей.
«Государство, — говорится в ст. 54 Конституции Украины, — оказывает содействие развитию науки, установлению научных связей Украины с мировым сообществом».
«Наука не может существовать без государства, а государство без науки», — сказал 3 декабря 1998 года в Национальном дворце «Украина» на юбилейной сессии общего собрания Национальной Академии Наук Украины Президент Украины Л. Д. Кучма1.
Наука является ведущим фактором научно-технического прогресса. Эта роль науки определилась в ходе ее развития, в результате которого она получила приоритет относительно техники.
Наука как один из элементов общественной деятельности является объектом организации и управления. В современных условиях управление ее развитием приобретает все большее значение. Создание независимого Украинского государства поставило качественно новые задачи перед управлением наукой. Возникла потребность усовершенствования системы и структуры государственных и общественных органов управления ею, планомерной организации научных исследований и разработок в масштабе страны, ускорения процесса преобразования науки в производительную силу (в частности, путем ускоренного внедрения достижений науки в производство), повышения эффективности научных исследований.
С принятием 13 декабря 1991 г. Закона Украины «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности»2 в Украине начался процесс создания правовых основ государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности, базирующийся на «Декларации о государственном суверенитете Украины» и Акте провозглашения независимости Украины.
Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» определил основные полномочия субъектов государственного регулирования и управления в сфере научной и научно-технической деятельности.
Так, Верховная Рада Украины:
— осуществляет государственное регулирование в сфере научной и научно-технической деятельности;
— определяет основные начала и направления государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности;
— утверждает приоритетные направления развития науки и техники и общегосударственные (национальные) программы научно-технического развития Украины;
— осуществляет другие полномочия, которые согласно Конституции Украины относятся к ее ведению.
Одним из первых законов независимой Украины стал принятый Верховной Радой Украины Закон от 13 декабря 1991 г. «Об основах государственной политики в области науки и научно-технической деятельности»1.
1 июля 1994 г. Верховная Рада Украины приняла Постановление «О состоянии науки и ее роли в экономическом развитии Украины»2.
13 июля 1999 г. Постановлением Верховной Рады Украины была утверждена Концепция научно-технологического и инновационного развития Украины3. Одной из основ Концепции является отнесение сохранения и повышения качества научно-технологического потенциала к приоритетным национальным интересам Украины. В этой Концепции определялись главные цели и направления научно-технологического и инновационного развития, требования усовершенствования механизма инновационного развития, пути финансового обеспечения научной и инновационной деятельности, основные мероприятия организационно-функциональной трансформации научно-технологического потенциала, механизм усовершенствования управления в научно-технологической и инновационной сферах и т. п.
2 октября 1992 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «Об информации»4, 25 июня 1995 г. — Закон «О научно-технической информации»5, 10 февраля 1995 г. — Закон «О научной и научно-технической экспертизе»6, 15 ноября 1996 г. — Закон «О космической деятельности»7, 16 июля 1999 г. — Закон «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков», «Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника», «Институт электросварки имени Е. О. Патона», «Институт монокристаллов»8, 4 июля
2002 г. — Закон «Об инновационной деятельности»9; 16 января
2003 г. — Закон «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине».
11 июля 2001 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О приоритетных направлениях развития науки и техники»1, который определил правовые, финансовые и организационные основы целостной системы формирования и реализации приоритетных направлений развития науки и техники в Украине. Так, правовой основой формирования и реализации приоритетных направлений развития науки и техники являются Конституция Украины, Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности», Закон Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины», другие законы.
Приоритетные направления развития науки и техники формируются на пять лет на основании прогноза развития науки и техники и являются составляющей прогноза экономического и социального развития Украины на среднесрочный период. Реализация приоритетных направлений развития науки и техники осуществляется через систему государственных научных и научно-технических программ, а также — государственный заказ на научно-техническую продукцию. Формирование перечня государственных научных и научно-технических программ обеспечивается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере научной и научно-технической деятельности.
Приоритетные направления развития науки и техники и их обоснование Кабинет Министров Украины представляет в Верховную Раду Украины каждые пять лет к первому марта последнего года действия предшествующих приоритетных направлений развития науки и техники. Кабинет Министров Украины на основании утвержденных Верховной Радой Украины приоритетных направлений развития науки и техники организует разработку государственных научных и научно-технических программ в порядке, определенном законодательством Украины. Государственные научные и научно-технические программы утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Было определено, что объем средств на финансирование государственных научных и научно-технических программ по приоритетным направлениям науки и техники утверждается в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год в размере не менее 30 процентов общего объема финансирования расходов на науку из Государственного бюджета Украины. Объемы финансирования научных и научно-технических программ определяются в законе о Государственном бюджете Украины в отдельности по каждому утвержденному этим Законом приоритетному направлению развития науки и техники.
Закон определил такие приоритетные направления развития науки и техники на период до 2006 года:
1) фундаментальные исследования по важнейшим проблемам естественных, общественных и гуманитарных наук;
2) проблемы демографической политики, развития человеческого потенциала и формирования гражданского общества;
3) сохранение окружающей среды и постоянное развитие;
4) новейшие биотехнологии; диагностика и методы лечения наиболее распространенных заболеваний;
5) новые компьютерные средства и технологии информатизации общества;
6) новейшие технологии и ресурсосохраняющие технологии в энергетике, промышленности и агропромышленном комплексе;
7) новые вещества и материалы.
Президент Украины как глава государства и гарант ее государственного суверенитета оказывает содействие развитию науки и техники с целью обеспечения технологической независимости страны, материального благосостояния общества и духовного расцвета нации. Президент Украины согласно Конституции и законов Украины:
— определяет систему органов исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление в сфере научной и научно-технической деятельности в Украине;
— обеспечивает осуществление контроля за формированием и функционированием системы государственного управления в сфере научной и научно-технической деятельности;
- для осуществления своих полномочий в научной и научно-технической сфере создает консультативно-совещательный совет по вопросам науки и научно-технической политики, которая оказывает содействие формированию государственной политики относительно развития науки, определению приоритетных научно-технических направлений, созданию стратегии научно-технологического и инновационного развития, рассматривает предложения относительно эффективного использования средств Государственного бюджета Украины, которые направляются на развитие науки, технологий и инноваций, относительно усовершенствования структуры управления наукой, системы подготовки и аттестации кадров.
Так, важное значение для развития науки и техники имели, в частности, Указы Президента Украины: от 15 декабря 1999 г. — «О системе центральных органов исполнительной власти»1 и «Об изменении в структуре центральных органов исполнительной власти»2, от 14 февраля 1997 г. — «О Дне науки»3, от 10 марта 2000 г. — «О дополнительных мерах относительно государственной поддержки Национальной академии наук Украины»1, от 16 мая 2001 г. — «О мероприятиях по государственной поддержке развития научно-образовательной деятельности общественных организаций»2, от 15 января 2002 г. — «О дополнительных мерах относительно поддержки молодых ученых»3 и др.
Важная роль и место в системе государственного регулирования и управления в сфере научно-технологической деятельности принадлежит Совету по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины.
С целью усовершенствования деятельности консультативных совещательных органов при Президенте Украины по вопросам науки, научно-технической политики, интеллектуальной собственности и трансферта технологий Указом Президента Украины от 22 марта 2000 г. «О Совете по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины»4 на Совет по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины была возложена задача относительно осуществления оценки состояния реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и трансферта технологий и разработки предложений по этим вопросам.
В соответствии с Положением о Совете по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины5 основными задачами Совета являются:
— внесение предложений относительно государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности, интеллектуальной собственности и трансферта технологий;
— оценка состояния науки и техники в Украине;
— экспертиза проектов законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины по вопросам научной и научно-технической деятельности, интеллектуальной собственности и трансферта технологий;
— анализ проектов национальных и государственных научно-технических программ, предложений относительно приоритетных направлений развития науки и техники, основных начал и направлений кадровой политики, подготовки, аттестации научных кадров, международного сотрудничества по этим вопросам, улучшение социальной защиты научных работников и подъем общественного престижа их работы;
— содействие координации деятельности академий наук, высших учебных заведений, отраслевых научно-исследовательских институтов, предприятий, учреждений и организаций в сфере научной и научно-технической деятельности;
— разработка предложений относительно создания цивилизованного рынка объектов интеллектуальной собственности в Украине;
— подготовка предложений относительно финансирования научной и научно-технической деятельности, анализ эффективности использования средств, выделяющихся для этого.
Совет образуется в составе Председателя, первого заместителя и заместителя Председателя, ответственного секретаря и членов Совета. Возглавляет Совет Президент Украины. Персональный состав Совета утверждает Президент Украины, Председатель, первый заместитель и заместитель Председателя, ответственный секретарь и члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.
Формой работы Совета являются заседания, которые проводятся по мере потребности, но не реже одного раза в полгода. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов Совета. Для обеспечения оперативного рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Совета, образуется бюро Совета в составе 11 человек, которых назначает Председатель Совета из числа членов Совета. Возглавляет бюро председатель, который является первым заместителем Председателя Совета.
Организационное обеспечение деятельности Совета осуществляет секретариат Совета. Руководителя секретариата Совета назначает на должность и освобождает от должности Председатель Совета.
Решения Совета, его бюро принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. В случае равного распределения голосов голос Председателя является решающим.
Решения Совета, его бюро оформляются протоколами и реализуются путем принятия актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины, представления соответствующих законопроектов и других предложений в Верховную Раду Украины, центральные и местные органы исполнительной власти, научные учреждения, учебные заведения и т. п.
Кабинет Министров Украины как вышестоящий орган в системе органов исполнительной власти имеет, в частности, такие полномочия в сфере научной и научно-технической деятельности:
— осуществляет научно-техническую политику государства;
— представляет Верховной Раде Украины предложения относительно приоритетных направлений развития науки и техники и ее материально-технического обеспечения;
— обеспечивает реализацию общегосударственных научно-технических программ;
— утверждает государственные (межведомственные) научно-технические программы в соответствии с определенными Верховной Радой Украины приоритетными направлениями развития науки и техники.
22 июня 1994 г. Кабинет Министров Украины издал Постановление № 429 «О реализации приоритетных направлений развития науки и техники»1.
С целью обеспечения реализации Закона Украины «О приоритетных направлениях развития науки и техники» Кабинет Министров Украины Постановлением от 26 декабря 2001 г. № 1716 утвердил перечень государственных научных и научно-технических программ по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы2.
Для координации деятельности министерств, других центральных органов исполнительной власти во время формирования и реализации государственной научно-технической политики Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 декабря 1997 г. № 1484 была образована Комиссия Кабинета Министров Украины по вопросам научно-технического развития3.
14 декабря 2001 г. Кабинет Министров Украины образовал Комиссию Кабинета Министров Украины по вопросам научно-технологической деятельности4.
Комиссия Кабинета Министров Украины по вопросам научно-технологической деятельности (далее — Комиссия) образована для координации деятельности министерств, других центральных органов исполнительной власти, связанной с формированием и реализацией государственной научно-технической политики. Она действует на основании Положения о Комиссии Кабинета Министров Украины по вопросам научно-технологического развития, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 декабря 2001 г. № 16905.
Комиссия взаимодействует с Национальной и отраслевыми академиями наук.
Основными задачами Комиссии являются: координация работы министерств, других центральных органов исполнительной власти, направленной на: осуществление мероприятий по формированию и реализации государственной научно-технической политики; рассмотрение предложений относительно создания новых высокотехнологических производств на основе новейших научно-технологических разработок, финансирование общегосударственных научно-технических программ за счет средств государственного бюджета; разработку мероприятий, направленных на развитие отечественного научно-технического потенциала с целью обеспечения научной и технологической независимости государственного осуществления контроля за их выполнением; подготовку предложений относительно усовершенствования законодательной и нормативной базы правоотношений в научной, научно-технической и инновационной сфере, внедрение эффективных экономических механизмов стимулирования научно-технологического развития в рыночных условиях.
Комиссию возглавляет Премьер-министр Украины. Председатель Комиссии имеет трех заместителей, в том числе одного первого. Председатель Комиссии определяет обязанности членов Комиссии и в случае потребности вносит изменения в ее состав. Комиссия работает на общественных началах. В случае отсутствия Председателя Комиссии его обязанности выполняет первый заместитель.
Комиссия является постоянным совещательным органом Кабинета Министров Украины. Организационной формой работы Комиссии являются заседания, которые проводятся согласно плану работы, утверждаемому Председателем Комиссии.
Комиссия принимает решения простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос Председателя Комиссии. Решение Комиссии оформляется протоколом. Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для рассмотрения органами исполнительной власти, Национальной и отраслевыми академиями наук.
В 1991-1992 гг. функции центрального органа исполнительной власти в области науки и техники исполнял Комитет по научно-техническому прогрессу при Кабинете Министров Украины.
21 июля 1992 г. Постановлением № 189 было утверждено Положение о Государственном комитете Украины по вопросам науки и технологий1, согласно которому ГКНТ Украины был определен центральным органом исполнительной власти, подведомственным Кабинету Министров Украины.
К функциям ГКНТ Украины были отнесены: организация работы по осуществлению государственной научной и научно-технической политики, ответственность за эффективное использование научно-технического потенциала Украины, финансовых и материальных ресурсов, которые выделяются государством на развитие науки и техники.
Указом Президента Украины от 26 июля 1996 г. на базе Государственного комитета Украины по вопросам науки, техники и промышленной политики, Национального агентства морских исследований и технологий при Кабинете Министров Украины и Государственной службы Украины по вопросам специальной информации и критических технологий было образовано Министерство Украины по делам науки и технологий1 как центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает внедрение в жизнь государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности. К его основным функциям было отнесено:
— разработку основ научного и научно-технического развития Украины;
— обеспечение развития научного и научно-технического потенциала Украины;
— организацию и координацию инновационной деятельности;
— координацию развития общегосударственной системы научно-технической информации;
— координацию деятельности органов исполнительной власти относительно разработки общегосударственных научных и научно-технических программ и контроль за их выполнением;
— осуществление руководства системой научной и научно-технической экспертизы;
— обеспечение интеграции отечественной науки в мировое научное пространство с сохранением и защитой национальных приоритетов.
13 августа 1999 г. Указом Президента Украины № 987 на базе Министерства Украины по делам науки и технологий, Государственного патентного ведомства Украины и Государственного агентства Украины по авторским и общественным правам, которые были ликвидированы, образован Государственный комитет Украины по вопросам науки и интеллектуальной деятельности2.
Указом Президента Украины от 15 декабря 1999 г. № 1573/99 «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти»1 на базе Министерства образования Украины и Государственного комитета Украины по вопросам науки и интеллектуальной собственности, которые были ликвидированы, образовано Министерство образования и науки Украины.
Указом Президента Украины от 7 июня 2000 г. № 773/2000 утверждено Положение о Министерстве образования и науки Украины2, по которому оно является ведущим учреждением в системе центральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.
Для реализации функций относительно руководства в области науки МОН Украины имеет такие полномочия:
1) обеспечивает проведение комплексного анализа состояния отечественной и мировой науки и техники, прогнозирование тенденций их развития и взаимосвязи с производственной, экономической, социальной и оборонной сферами;
2) готовит предложения относительно определения приоритетных направлений развития науки и техники и приоритетов инновационной деятельности;
3) предоставляет Кабинету Министров Украины выводы относительно заказчиков и руководителей государственных научных, научно-технических программ;
4) формирует каждый год вместе с Министерством экономики Украины государственный заказ на научно-техническую продукцию на основе перечня важнейших разработок, направленных на создание новейших технологий и продукции;
5) организует в установленном порядке проведение государственной научной и научно-технической экспертизы проектов государственных, международных, региональных программ;
6) организует деятельность координационных советов по приоритетным направлениям развития науки, техники;
7) вносит в установленном порядке предложения и выводы относительно создания и реорганизации государственных научных учреждений, которые полностью или частично финансируются из Государственного бюджета Украины;
8) осуществляет организационно-методическое обеспечение государственной аттестации научных учреждений Украины, ведет Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства;
9) осуществляет на основе соглашений с собственниками авторского права и смежных прав управление их имущественными правами в Украине и за ее пределами;
10) организует в установленном порядке экспертизу объектов интеллектуальной собственности, выдает охранные документы на объекты интеллектуальной собственности;
11) обеспечивает государственную регистрацию авторского права, государственную регистрацию и ведение учета объектов интеллектуальной собственности, проводит регистрацию соглашений о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности, которые охраняются на территории Украины;
12) издает официальный бюллетень по вопросам интеллектуальной собственности;
13) координирует деятельность относительно трансфера (передачи) технологий и прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные полностью или частично за счет средств государственного бюджета;
14) вносит Кабинету Министров Украины предложения об отнесении научных объектов к составляющим национальное достояние;
15) обеспечивает ведение учета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, защищенных диссертаций;
16) организует повышение квалификации и переподготовку кадров в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности;
17) заключает согласно законодательству международные договоры о сотрудничестве в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.
МОН Украины в процессе выполнения возложенных на него задач взаимодействует с Советом по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины, Межотраслевым советом по профессионально-техническому образованию, Комиссией Кабинета Министров Украины по вопросам научно-технического развития, Межведомственным комитетом по проблемам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, органами исполнительной власти, академиями наук, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления, а также с соответствующими органами других государств.
Министерство образования и науки Украины как центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, направляло свою деятельность, в частности в 2000 г., по таким направлениям:
— подготовка законодательных актов;
— завершение Государственных научно-технических программ;
— завершение проектов Государственного фонда фундаментальных исследований;
— внедрение новых форм научно-технологических разработок и трансфера технологий;
— интеграция образования и науки;
— развитие международного научно-технического сотрудничества;
— повышение престижа научной деятельности, повышение статуса научных работников1.
Совещательным органом при МОН Украины являются координационные советы по приоритетным направлениям развития науки и техники. Они действуют на основании Положения2.
В состав координационного совета входят ведущие ученые, а также специалисты академий наук, научно-исследовательских и научно-технических учреждений, министерств, других центральных органов исполнительной власти, принимающие участие в проведении научно-технической деятельности.
Персональный состав координационного совета утверждается Кабинетом Министров Украины3.
Другие центральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:
— осуществляют управление в сфере научной и инновационной деятельности и отвечают за уровень научно-технического развития соответствующих отраслей;
— определяют направление развития научного и научно-технологического потенциала отраслей, направляют и контролируют деятельность подчиненных им научных организаций;
— принимают участие в формировании приоритетных направлений развития науки и техники в Украине, государственных научных и научно-технических программ и государственного заказа;
— формируют программы научно-технического развития соответствующих отраслей и организуют их выполнение;
— организуют разработки, освоение и производство современной конкурентоспособной продукции на основе использования новых высокоэффективных технологий, оборудования, материалов, информационного обеспечения;
— готовят предложения относительно усовершенствования экономического механизма обеспечения научно-технического развития соответствующих отраслей;
— осуществляют другие полномочия, предусмотренные законодательством Украины.
Верховная Рада Автономной Республики Крым, местные советы, Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти относительно научной и научно-технической деятельности в соответствии с их компетенцией:
— обеспечивают выполнение государственных научных и научно-технических программ;
— разрабатывают и организуют выполнение региональных (территориальных) программ научно-технического развития;
— создают местные инновационные фонды согласно законодательству Украины;
— оказывают содействие развитию технопарков, технополисов, инновационных бизнес-инкубаторов;
— привлекают соответствующие научные учреждения (с их согласия) к решению проблем научно-технического развития региона.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530